Импорт подержанных автомобилей из Китая в Россию за январь — ноябрь 2025 года вырос в 3,7 раза и составил 69,3 тыс. единиц. Об этом сообщил генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. В ноябре доля Китая в общем объеме ввоза машин с пробегом достигла рекордных 18,3%.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

При этом, по его словам, в Россию везут в основном не китайские бренды, а б/у модели европейских и японских марок, выпущенные на заводах в КНР. «По большей части ввозятся подержанные Toyota, Volkswagen, Honda, BMW и Audi», — уточнил Целиков.

Основной причиной бума эксперты называют резкое расширение предложения на вторичном рынке Китая, где появилось много машин 2020–2022 годов выпуска с минимальным пробегом. «Для российских импортеров эти автомобили оказались крайне привлекательными благодаря сочетанию логистических преимуществ и выгодной цены», — рассказала «Известиям» генеральный директор Frank Auto Ирина Франк.

Партнер «Автостата» Игорь Моржаретто подтвердил данный тренд. «Как правило, это достаточно свежие машины с небольшим пробегом. Фактически Китай стал новым каналом подпитки вторичного авторынка в нашей стране моделями европейских и японских брендов».

Значительную роль сыграло и анонсированное повышение утилизационного сбора с 1 декабря, что подстегнуло спрос в преддверии изменений. Однако эксперты полагают, что всплеск носит временный характер. «Сейчас, когда ставки утильсбора на них для импортеров-физлиц заметно выросли, их ввоз в нашу страну стал менее привлекательным. Думаю, что баланс уже в начале следующего года будет другим», — полагает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Массового выхода на российский вторичный рынок именно автомобилей китайских марок эксперты ожидают не раньше 2027–2028 годов, когда машины, проданные новыми в России в последние годы, начнут массово обновляться.

Напомним, ранее стало известно, что с 1 января 2026 года Китай ужесточит контроль за экспортом новых автомобилей под видом подержанных, что может привести к задержкам примерно в полгода и росту цен за счет удлиненной цепочки поставок.

Кроме того, стало известно, что экспорт китайских авто в РФ сократился в 2025 году на 58%. Издание CarNewsChina со ссылкой на данные китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA) отметило, что за первые 9 месяцев 2025-го КНР поставила на российский рынок только 357 тыс. штук.

Напомним, в начале года СМИ писали, что в 2025-м российский рынок может покинуть ряд китайских автобрендов, которые столкнулись с низкими продажами и неудовлетворительной рентабельностью дилерских центров. В их число могли войти бренды Livan, Kaiyi, SWM и Foton. В марте российские автодилеры стали продавать китайские машины с большими скидками. Размер дисконтов варьировался от 150 тыс. до 1 млн рублей по разным моделям.