Обвал американского фондового рынка и замедление мировой экономики станут «значительными рисками» для России в 2026 году. Такой прогноз в авторской колонке для РБК озвучил экономист, бывший министр финансов РФ и экс-глава банка «Открытие» Михаил Задорнов. Он назвал эти угрозы «чеховским ружьем», которое неизбежно выстрелит и окажет значительное влияние на мировую и российскую экономику.

Михаил Задорнов Михаил Задорнов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Что может быть более значительным риском для российского бюджета, как бы ни решился вопрос по конфликту на Украине? Это риск серьезных кризисных явлений в мировой экономике, которые я связал бы с возможным падением американского фондового рынка. Он (индекс S& P в СШАприм. ред.) вырос примерно на 20 процентов с начала года, и там есть целый ряд очевидных для любого экономиста факторов перегрева», — считает Задорнов.

Эксперт прогнозирует, что заметные изменения на рынке могут наступить во второй половине 2026 года или в 2027-м. Обвал приведет к падению котировок, оттоку капитала и замедлению глобальной экономики, поясняет он. Для России же это грозит снижением цен на экспортируемые нефть, газ, металлы и химпродукцию. В результате пострадают темпы экономического роста и поступления в бюджет.

«Конечно, риск турбулентности на американском и глобальных рынках — это не „черный лебедь“, он просматривается. Скорее это „чеховское ружье“, которое рано или поздно выстрелит», — резюмирует Задорнов. Кроме того, геополитические сценарии, связанные с украинским конфликтом, также могут повлиять на российскую экономику.

В ноябре в Банке России заявили, что усиление кредитных рисков — ключевая угроза для экономики России, которая замедляется в II и III кварталах 2025 года. При этом две другие рисковые зоны для финансового сектора — дисбалансы на валютном рынке и процентные риски банков — стали менее значимыми. Волатильность рубля в 2025-м опустилась до минимальных уровней с 2022-го, а рост доли кредитов с плавающей ставкой уменьшил процентные риски банков.

В конце октября ЦБ сообщил, что в ближайшие три года российская экономика может пойти по четырем возможным сценариям. При самом базовом сценарии, по прогнозам ЦБ, годовая инфляция к 2027-му опустится до 4%, а ключевая ставка составит 7–8%. В худшем случае показатели будут на уровне 8–10% и 18–20% соответственно.