Правительство России считает нецелесообразным проект строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Севсиб) из-за высокой стоимости проекта, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. Расходы оценили в 50 трлн рублей (около $630 млрд по текущему курсу).

Архив Архив Фото: «БИЗНЕС Online»

Уточняется, что вице-премьер Виталий Савельев уже направил президенту РФ Владимиру Путину письмо с выводом о нецелесообразности строительства участков Нижневартовск — Белый Яр и Таштагол — Урумчи (КНР). Отказ также объяснили сложными геологическими условиями и сокращением инвестиционной программы ОАО «РЖД».

Эксперты предупреждают, что без Севсиба Северный морской путь (СМП) останется без необходимой транспортной инфраструктуры. По словам президента национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, без магистрали невозможно будет привлечь на Севморпуть значительную часть грузовой базы — грузов из Кузбасса, Хакасии, с Урала.

Магистраль должна была перераспределить нагрузку на Восточном полигоне и соединить Транссиб с Северным морским путем (СМП). Это позволило бы открыть транспортный коридор для экспорта угля из Кемеровской области и других регионов.

Проект строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали предусматривал возведение железнодорожного участка от Нижневартовска через Белый Яр до Усть-Илимска длиной примерно 2 тыс. километров. Столько масштабный план был закреплен в ключевых документах: в 2008 году его включили в стратегию развития железнодорожного транспорта России до 2023-го, а в 2009 году — в стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025-го. Изначально проектирование должно было стартовать в 2016 году, однако реализацию отложили до 2020-го.

Второй участок Севсиба — линия Таштагол — Урумчи — должен был обеспечить новый путь в Китай через 55-километровый участок западной границы между Россией и Китаем на Алтае, между Казахстаном и Монголией. Из-за особенностей рельефа рассматривалась возможность строительства двух тоннелей под Алтаем — российского и китайского, однако эти планы так и остались на бумаге.

Путин поручал рассмотреть вопрос строительства Северо-Сибирской магистрали в октябре 2023 года. Тогда глава государства поручал ускорить формирование планов по развитию инфраструктуры Восточного полигона до 2030-го.