Сегодня ночью руководство духовного управления мусульман Татарстана вернулось из Симферополя, где религиозные деятели провели ряд встреч со своими коллегами, политиками и активистами национального движения. В материале, написанном специально для «БИЗНЕС Online», участник этой поездки, первый заместитель муфтия РТ Рустам Батыр описывает увиденное своими глазами. Он рассказывает, какие настроения царят среди крымских татар, кто из наших земляков стал вторым человеком в новом правительстве Крыма и для чего муфтий Татарстана Камиль Самигуллин отправился в неспокойный регион.
При въезде на полуостров — военный блокпост с автоматчиками |
«СВЯТОЕ ДЕЛО»
Выдающийся просветитель и гордость крымско-татарского народа Исмаил Гаспринский еще в конце XIX века призвал казанского муфтия оказать «должную помощь и содействие своим влиянием и знанием» в «святом деле» просвещения единоверцев в Крыму. С тех пор утекло много воды, но в данном отношении мало что изменилось. Мусульмане Татарстана и по сей день обладают тем интеллектуально-духовным потенциалом, который крымские татары могут использовать во благо своего народа. Именно с этим посланием братства и мира муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин отправился в Симферополь в непростые для Украины дни, когда политики, решая ее судьбу, уже вовсю готовились к войне.
Аэропорт Симферополя в те дни уже был закрыт. Пришлось лететь через Запорожье и потом пять часов трястись на машине. При въезде на полуостров — военный блокпост с автоматчиками, над которым развевается российский флаг. Увидев родной триколор, понимаем, что «Евромайдан» определяет атмосферу не во всей Украине. Наш водитель разделяет типичные настроения крымчан. «В Киеве просто работать не хотят. Вот и гундосят без умолку, — обрисовывает он немудреными словами картину сложившейся политической ситуации. — Житья от них никакого нет».
Памятник выдающемуся просветителю крымско-татарского народа Исмаилу Гаспринскому (1851 - 1914) в Симферополе |
В Симферополь прибываем поздно ночью. Город спит. Никаких танков и БТР на улицах не видно, хотя на просторах интернета пишут, что они оккупировали город. Однако за все время пребывания мы их так и не увидели. Даже жалко стало, что впечатляющая виртуальная картинка, которой людей запугивают определенные СМИ и все ведущие обитатели соцсетей, совершенно не совпадает с унылой реальностью. Наверное, давно пора привыкнуть, что эти два мира существуют независимо друг от друга словно параллельные прямые, которые даже в геометрии Лобачевского пересекаются разве что по недоразумению. Впрочем, принимающая сторона выделила в сопровождение нам двух справных молодых ребят, под свитерами которых проступали бронежилеты.
СТАРЕЙШИНЫ НЕПРОСТОЙ СУДЬБЫ
Рабочие встречи муфтия начинаются утром с визита в совет старейшин крымско-татарского народа. Перед нами пожилые люди непростой судьбы с глубокими морщинами. Они вспоминают бесчеловечную депортацию их народа в Узбекистан, где погибла половина крымских татар. Они говорят о своих непризнанных героях. В их словах звучит боль несправедливости и бесправия, которое их ждало и по возвращении из далекой чужбины на родные, как они наивно думали, земли. В этом разговоре начинают обнажаться незарубцевавшиеся шрамы их душ. В какой-то момент мы понимаем, что им тяжело говорить на родном языке. А некоторые аксакалы его, как оказалось, вообще не знают. И постепенно разговор перетекает в русскоязычный формат. Наш муфтий, помимо прочего свободно владеющий турецким языком, очень близким к крымско-татарскому, деликатно соглашается отойти от негласных требований протокола.
Муфтий РТ Камиль Самигуллин и председатель совета старейшин крымско-татарского народа Дильшад Ильяс Шейхзаде |
Подобное будет происходить почти повсеместно. Крымские татары в большинстве своем предпочитают говорить на русском языке. Четверть века, прошедшая с момента их возвращения в Крым, — это время упущенных возможностей и несбывшихся надежд, признаются они. Национальная политика Украины в отношении культуры и языка крымских татар не способствовала не то чтобы их активному возрождению, но и элементарному сохранению. Общаясь с крымчанами разных национальностей, у меня невольно рождается вопрос: если теперь новые политики от майдана запретят на Украине русский язык, то что будут делать все те, кто использует его не только как язык межнационального, но и повседневного общения?
Официальная часть встречи постепенно перетекает в неформальное чаепитие. И здесь обнаруживается, что наши народы связывает намного больше ниточек, чем можно прочитать в учебниках истории. Так, одна из дочерей совета старейшин крымско-татарского народа Дильшада Ильяса Шейхзаде окончила Казанский университет и сейчас вместе с сестрой проживет в Новороссийске. А в самой Казани у него живет племянник. У другого из старейшин супруга наполовину является волжской татаркой. «Через своих детей, — говорит он, — я теперь еще больше связан со своими братьями в России».
«ВЫ ВСЕГДА МОЖЕТЕ НА НАС РАССЧИТЫВАТЬ»
Едем на встречу к муфтию Крыма Эмирали хаджи Аблаеву. Кстати, до него духовное управление мусульман Крыма возглавлял Саиджалиль хаджи Ибрагимов, который после ухода с поста муфтия переехал в Казань, где долгие годы преподавал в Российском исламском университете. К сожалению, в прошлом году пожилой хазрат ушел из этого мира. В мечети при ДУМ Крыма, которой уже более 500 лет, муфтий Камиль хазрат Самигуллин совершает приветственную молитву мира, после которой начинается встреча с крымским муфтием, являвшаяся основной целью нашего визита. Через некоторое время к беседе с муфтием присоединяется председатель меджлиса Рефат Чубаров — известный и влиятельный общественно-политический деятель крымско-татарского народа.
Мечеть «Кебир-джами» 1508 года при духовном управлении мусульман Крыма |
Камиль хазрат рассказывает о деятельности ДУМ РТ, о достижениях мусульман Татарстана, о той политике, которая проводится в нашей стране в сфере межконфессиональных отношений. У наших крымско-татарских партнеров появляются нотки доброй зависти. Крымским же мусульманам жизнь преподносит больше поводов для грусти, нежели для радости. «Если бы у нас все было хорошо, то мы бы не пришли к нынешнему положению, — замечает муфтий Крыма и добавляет. — В ссылке мы мечтали найти Коран, а сегодня ищем тех, кто мог бы его прочитать».
Возникает невольное дежавю утренней встречи с аксакалами: утерянными оказались во многом не только крымско-татарский язык, но и религиозные традиции народа. И потому наш муфтий заверяет своих единоверцев, что они смело могут использовать возможности ДУМ РТ в деле возрождения религиозных традиций крымских татар: от отправки студентов в мусульманские учебные заведения Татарстана до печати нужных им религиозных книг. «Мы не политики и не знаем, как сложится дальнейшая судьба Крыма, — говорит Камиль хазрат, — но как бы ни было, вы всегда можете рассчитывать на нас». И в качестве символа этих возможностей дарит своему крымскому коллеге целую стопку религиозных книг, которые ДУМ РТ успело издать за последнее время.
Все-таки не зря Гаспринского считают классиком крымско-татарского народа: его слова остаются актуальными и по сей день.
Муфтий Крыма Эмирали хаджи Аблаев, председатель меджлиса Рефат Чубаров и делегация ДУМ РТ |
ТАТАРЫ НА КРЫМСКИХ ТЕЛЕКАНАЛАХ
Едем на крымско-татарское телевидение АТР. Здесь настроения подчеркнуто антироссийские. Пока готовится прямой эфир, в комнату ожидания заходят две журналистки и обрушивают на нас лавиной гнев, мол, зачем вы оккупировали нашу страну. Одна из них начинает даже плакать. «Мы принципиально не приветствуем друг друга русским приветствием «Здравствуйте», — продолжает распыляться причем на русском языке сотрудница телеканала, ведущего свои программы в основном также на русском. — Мы говорим друг другу только «Салям алейкум», — резюмирует светская журналистка с роскошными распущенными волосами.
Телеканал АТР, как говорят простые крымчане, активно сеет панику, подтасовывает факты, ангажированно освещает обстановку в Крыму. Судя по тому, что я видел за эти дни в их эфире, это действительно так. АТР, как выясняется, финансирует российский миллиардер с московской пропиской и крымско-татарским происхождением Линур Ислямов — тот самый, кто выделил $1,5 млн. на фильм «Хайтарма» про депортацию крымских татар 1944 года, вызвавший в прошлом году большой общественный резонанс на казанском фестивале мусульманского кино. Получается, что антироссийская пропаганда в Крыму финансируется на деньги российского бизнеса.
На ГТРК «Крым», куда мы отправляемся после интервью муфтия телеканалу АТР, атмосфера и характер вопросов совершенно другие. Не случайно именно здесь экстренно оборудовали специальный зал для ежедневных пресс-конференций первого заместителя председателя совета министров Крыма Рустама Тимергалиева, который, кстати, является нашим земляком, а его отец Ильмир Тимергалиев возглавляет общекрымскую ассоциацию диаспор татар Поволжья «Идель». К слову сказать, общая численность татар российского происхождения в Крыму, по последним непроверенным данным, составляет более 10 тыс. человек, в то время как крымских татар — порядка 300 тысяч (14% от общего населения полуострова).
«КРЫМСКАЯ ВЕСНА»
Официальная часть визита закончена, и я отправляюсь на площадь Ленина, где должен состояться концерт артистов из Татарстана. Вроде никакой политики. Но название концерта звучит в унисон не только началу марта, но и происходящим на полуоструве событиям: «Крымская весна». Концерт увидеть мне так и не удалось, он был перенесен на другое время. Говорят, люди на площади встретили наших артистов очень тепло. А на следующий день перед самым вылетом в Казань они дали еще один концерт для российских военнослужащих авиабазы Черноморского флота РФ в поселке Гвардейском.
На площади Ленина несмотря на поздний час очень много людей. Кругом российский триколор: на щитах бойцов самообороны, на развивающихся знаменах, на ленточках у большинства из присутствующих. Звучат антимайдановские лозунги. Крымчане разных национальностей периодически скандируют: «Слава России!» Под памятником Ленина, очень напоминающим аналогичный монумент на площади Свободы в Казани, кто-то приклеил небольшой плакат: «Не трогайте нашего вождя».
Триколор, слава России, русские и татары... И снова возникает дежавю, только уже другого плана. Дежавю о том, будто я нахожусь не в гостях, а где-то на просторах родного дома.
Рустам Батыр,
первый заместитель муфтия РТ
P.S. Из книги Исмаила Гаспринского «Русское мусульманство»: «Заканчивая настоящие заметки, позволю себе обратиться к образованной мусульманской молодежи. Братья, примитесь серьезно за дело народного образования: при помощи и содействии просвещенных русских обсудим лучшие способы к тому. Выучиться самому — достоинство, но передать незнающему свое знание — еще большее достоинство и благое, святое дело. Наша религия учит, что добро можно творить трояко: трудом, словом и подаянием, — и то, и другое, и третье одинаково угодны Богу и благородны: бедный помогает ближнему работой, ученый — поучением, богатый — подаянием. Итак, вы выучились, приобрели знания и добрые правила: не храните их лишь при себе, постарайтесь передавать ваши знания ближним, соплеменникам; переводите на татарский язык хорошие русские книги, пишите для бедных, темных татар, старайтесь открывать и улучшать школы, распространять искусства и ремесла. В этом святом деле, надеюсь, просвещенные муфтии Таврический и Казанский окажут вам должную помощь и содействие своим влиянием и знанием. Это, братья, будет честно и благородно, и если не теперь, то в будущем народ благословит ваше имя, памятуя священное изречение великого Алия, что «чернила ученого столь же достойны уважения, как и кровь мученика».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 111
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.