ПРОЕКТ ЭКСПОЦЕНТРА ВЫРОС В ЦЕЛЫЙ «ГОРОДОК»
- Линар Габдельнурович, возможно, не все следили за ходом развития проекта «СМАРТ Сити Казань», поэтому давайте начнем с такого вопроса нашего читателя: «Как и кому в голову пришла идея создать проект «СМАРТ Сити Казань»? Цель проекта в масштабах глобальной экономики?» (Firenze)
- Линар Якупов: В марте 2012 года впервые этот проект был сформулирован как «СМАРТ Сити Казань». Изначально вся идея заключалась в том, что республике, Казани был нужен новый международный выставочный комплекс, и агентство инвестиционного развития РТ вышло с инициативой реализации этого проекта. А президент Татарстана увидел эту идею в совершенно ином свете – как один из проектов-катализаторов дальнейшего развития экономики республики. Поэтому проект и вырос в целый «городок» – будем пока так называть, потому что 60 тысяч населения – это размер небольшого города.
- На самом деле – это мегапроект…
- Линар Якупов: Сегодня этот проект экспертами считается одним из самых хорошо проработанных. В каком плане? В прошлом году, анонсировав проект, мы сразу стали смотреть на реакцию и рынка, и инвесторов, и сообщества, работающего в этом направлении. Есть ли вообще спрос на такое предложение, если оно будет исходить от России и, в частности, от Татарстана? Вопрос продвижения и России, и Республики Татарстан оставался одним из главных, поскольку при развитии подобных «городков» любой инвестор должен понимать, что, вкладывая свои средства в эту площадку, перед ним не будет стоять задача продвижения республики и данной площадки. Что это будет совместное движение и бизнеса, и власти для продвижения того проекта, куда люди вкладывают свои средства.
Следующим важным этапом стала встреча в июле прошлого года президента РТ Рустама Минниханова с малазийским консорциумом и арабскими инвесторами. И президент на этой встрече сделал еще один важный шаг в консолидации идей и дальнейшего развития «СМАРТ Сити Казань». Он предложил расположить высокотехнологичную часть особой экономической зоны «Иннополис» рядом со «СМАРТ Сити Казань», чтобы она стала «локомотивом» высокотехнологичных производств, которые как серьезный двигатель позволили бы проекту «СМАРТ Сити Казань» комбинировать высокие технологии и те услуги, которые будут созданы на этой площадке для международного и регионального бизнеса.
Это был очень важный момент – с тех пор мы стали работать в совершенно другом режиме, поскольку надо было понять, как мы сможем интегрировать планы по развитию «СМАРТ Сити Казань» в российское законодательство и комплексное развитие российских ОЭЗ. Дальше – больше: к сентябрю уже появилось понимание, как нужно двигаться по этому проекту. Но это понимание пришло после недельной работы, которую совместно провели созданная нами корпорация развития РТ, малазийский консорциум и участники нашего рынка: архитектурный университет, архитектурное управление Казани, инженерные компании, просто студенты. Мы их всех вместе собрали и в течение недели вели обсуждение, насколько такая площадка, как «СМАРТ Сити Казань», могла бы быть востребованной сегодня, начни мы вкладываться в данный проект. И мы увидели тот спрос, который уже сегодня существует в республике на услуги и направления, где государству нужно сыграть роль катализатора, чтобы развитие пошло очень быстро.
В течение этой недели мы уже точно сформировали, какой должен быть пул «СМАРТ Сити Казань», каковы главные компоненты проекта. И дальше пошла работа над улучшением данной концепции. С каждым шагом становилось все понятнее, в каком направлении нужно двигаться.
В мире сегодня по «умным» городам накоплен уже довольно большой опыт. В России мы со своим проектом являемся пионерами, хотя бы в плане концептуального развития. В ноябре прошлого года мы участвовали в форуме Smart City Expo в Барселоне, где были представлены все «умные» города, которые сегодня в мире существуют и создаются. Мы изучали технологии, которые используются при их создании, и тот фокус, который имеет каждый «умный» город. И мы поняли, что сегодня, предложи мы международному рынку или отечественному – национальному или региональному – вот этот перечень услуг, то это будет востребовано.
«ТЕПЕРЬ ПРЕДСТОИТ ДЕТАЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА ПРОЕКТА»
- Как двигались дальше с этим проектом?
- Линар Якупов: С октября 2012 года мы уже двигались поэтапно по тем договорам, которые были подписаны с малазийским консорциумом, в состав которого входит три компании – AJM Planning&Urban Design Group, представляемая в рамках данного проекта Норлизой Хашим, Straits Consulting Engineers и Amanah Capital Group Limited.
В декабре мы представили уже более проработанную концепцию. В январе 2013 года в рамках официального визита президента РТ в Малайзию мы посетили несколько развивающихся «умных» городов – Iskandar Malaysia, Medini Iskandar, которые имеют схожие с нашим проектом черты, откуда мы заимствовали опыт, возможный для применения в наших условиях.
По итогам этой поездки 18 января этого года было проведено совещание с участием президента РТ Рустама Минниханова. Это было первое совещание в расширенном составе – в его работе приняли участие и игроки рынка, и представители органов власти, и участники проекта. По итогам совещания был подписан протокол, в рамках которого мы сейчас и движемся. Большинство пунктов протокола уже выполнено. Один из пунктов – к началу апреля представить финальную версию концепции мастер-плана «СМАРТ Сити Казань», что и было сделано 17 апреля во время встречи с президентом РТ. Мы также обсудили модель реализации проекта, взаимодействие с министерствами, вопросы развития внешней инфраструктуры проекта. Представители компании TGT Oil and Gas Services рассказали о проекте создания своего научно-исследовательского и производственного центра. Президент нашу работу одобрил, теперь предстоит детальная проработка проекта.
«ИНВЕСТОРУ НУЖНО ПРЕДОСТАВИТЬ ЧЕТКИЕ «ПРАВИЛА ИГРЫ»
- Очевидно, что проект «СМАРТ Сити Казань» в силу своей новизны и масштабности потребует серьезной модификации управленческих подходов. Какие управленческие модели и принципы вы планируете использовать для интеграции местного бизнеса в планируемые кластеры? (Рафик Шайхутдинов)
- Линар Якупов: Конечно, важным моментом дальнейшего развития данного проекта будет вопрос его управления: по каких схемам, как будут вовлечены государство и частные инвесторы. Мы и это презентовали, и наше видение получило поддержку президента. Сейчас идет работа по детальной проработке этого взаимодействия.
Также важно было понять инфраструктурную потребность, чтобы то, что закладывается сегодня, послужило фундаментом для развития как минимум на ближайшие 10 - 15 лет. Потому что такого рода проекты никогда нельзя рассматривать в горизонте пяти лет, нужно рассматривать в перспективе до 20 лет. Но мы, понимая, что рынок хочет хоть что-то увидеть и важно показать, что развитие будет идти, планируем, что уже в 2015 году первые объекты будут готовы.
На встрече с президентом РТ 17 апреля мы также представили инвесторов, которые уже подписали с нами соглашения и по которым уже ведется конкретная работа: «привязка» территории, определение необходимой инфраструктуры, точное вложение в этот проект. Поэтому уже сейчас наступает момент детальной серьезной работы – по инфраструктуре, по привлечению инвесторов, по сопровождению проектов, по созданию очень прозрачной и понятной системы работы с инвесторами.
По результатам работы 2012 года 60 процентов прямых иностранных инвестиций пришли на ОЭЗ «Алабуга». Почему? Да потому, что это территория, где прописаны правила, есть четкое понимание, где вход и где выход, определены сроки и условия для инвесторов: он приходит и видит перспективу развития своего бизнеса на 10 лет вперед. Стабильность и быстрая проходимость всех процедур – это отличительная черта всех особых экономических зон. И если активно пользоваться всем этим инструментарием, то инвестор начинает приходить. Поэтому ОЭЗ Татарстана сегодня генерирует 71 процент производимой продукции во всех особых экономических зонах страны. И на данной площадке у нас скоро будет 38 резидентов.
Все это привело нас к мысли, что если предлагать какой-то конкретный инвестиционный продукт, то инвестору нужно предоставить четкие «правила игры», заверенные печатью. И, что очень важно, обеспечить выполнение этих правил! Потому что не так-то легко развивать регион в целом, сделать каждый его участок инвестиционно привлекательным. И для нас проект «СМАРТ Сити Казань» – это прежде всего инвестиционная площадка, где все прозрачно и понятно, где есть вовлеченность правительства в виде финансирования строительства инфраструктуры. В то же время на данной площадке ожидается и очень большое вовлечение частного капитала. Мы видим положительную зарубежную практику, когда на один доллар, вложенный государством, привлекается как минимум до 30 и выше долларов частного капитала.
В ИНФРАСТРУКТУРУ ГОСУДАРСТВО ИНВЕСТИРУЕТ 9 МЛРД. РУБЛЕЙ
- Сколько и чьих средств планируется вложить в проект «СМАРТ Сити Казань»? Как быстро он сможет окупиться? (Эдуард) Какую часть от общего объема инвестиций возьмет на себя бюджет? Будут ли это средства республиканской казны, либо агентство планирует привлечь и федеральные деньги? (Татьяна Колчина)
- Линар Якупов: На первом этапе реализации проекта (ближайшие 5 - 7 лет) в него будет вложено около 25 миллиардов рублей.
- Кем?
- Линар Якупов: Отмечу очень важный момент: на данном этапе, понимая, сколько инвесторов уже есть и сколько мы можем привлечь к 2015 году, мы знаем, что до 9 миллиардов рублей могут достичь инвестиции государства в инфраструктуру и свыше 15 миллиардов рублей – инвестиции частного капитала в конкретные проекты. Объем частного капитала на каждом новом этапе будет только расти, увеличивая пропорции вложений в сторону частных инвестиций.
- Государство должно вложить в строительство инфраструктуры «СМАРТ Сити Казань» порядка 9 миллиардов рублей. На сколько лет это планируется?
- Линар Якупов: Мы рассматриваем первый и второй этапы до 2018 года, начиная с текущего года.
- Получается, 9 миллиардов рублей на 5 - 6 лет. По сравнению с инвестициями государства в Универсиаду – это чепуха. Это не станет драйвером роста!
- Линар Якупов: Понятно, но ведь «СМАРТ Сити Казань» – это, во-первых, не единственный проект Татарстана. Во-вторых, наверное, мы уже получили достаточно инвестиций от государства в так называемую базовую инфраструктуру. Из опыта других стран мы видим, что на каждый доллар, вложенный в инфраструктуру, должно приходить как минимум 30 долларов частного капитала.
И сейчас задача – те вложения, которые государством уже сделаны, максимально использовать для того, чтобы они стали катализатором привлечения частного капитала. Грош цена всем нашим усилиям, если в конце получится, что «СМАРТ Сити Казань» – это проект, полностью финансируемый государством!
«ПО СВОИМ МАСШТАБАМ ПРОЕКТ СТАНЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫМ»
- Вы говорили, что «СМАРТ Сити Казань» – чисто республиканский проект. Выходит, на федеральные инвестиции рассчитывать не приходится?
- Линар Якупов: Если этот проект разовьется так, как мы это планируем, он очень быстро по своим масштабам станет федеральным! Мы сегодня имеем особую экономическую зону технико-внедренческого типа «Иннополис», высокотехнологичные производства которой будут находиться рядом со «СМАРТ Сити Казань». Как вы уже знаете, ОЭЗ «Иннополис» располагается на двух площадках: в Верхнеуслонском районе для развития IT-отрасли, в Лаишевском районе – для высокотехнологичных производств. Логистически это верно – производство находится недалеко от аэропорта. При дальнейшем развитии аэропорта, «СМАРТ Сити Казань» и части ОЭЗ «Иннополис» очень важно, чтобы они работали в единой связке.
А вообще мы рассматриваем разные формы привлечения инвестиций на обеспечение инфраструктуры – вплоть до выхода на рынок заимствования во Внешэкономбанке или иностранных кредитных учреждениях. Не надо рассматривать так, что инвестиции должны быть только от федеральных властей и под какую-то программу. Мы должны диверсифицироваться даже в этом направлении.
- Как будет подсчитываться эффективность проекта «СМАРТ Сити Казань»?
- Линар Якупов: Заложены экономические показатели: кластеры, которые будут здесь развиваться, количество вовлеченных людей и построенных объектов и т.д. И по мере реализации проекта плановые показатели сверяются с фактическими. Например, по проекту Iskandar Malaysia из 10 направлений в 8 рост получился больше плановых, а вот по двум направлениям роста не получилось. Эти «неудачные» направления сворачиваются, чтобы сконцентрироваться на тех направлениях, где наблюдается динамика роста.
«ПОДПИСАЛИ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ НА ТРИ ОБЪЕКТА»
- Кто первые инвесторы «СМАРТ Сити Казань»?
- Линар Якупов: Мы подписали предварительные инвестиционные соглашения на три объекта. Предварительные потому, что в то время, когда они подписывались, не был решен вопрос отвода земли, но сейчас он уже решен. Первый объект – это транзитная гостиница, которая будет находиться в деловой зоне. Инвестор – Radiance Hospitality Group – оператор индустрии гостеприимства со штаб-квартирой в Сингапуре. Инвестиции – 1,5 миллиарда рублей.
Второй объект – университет менеджмента и гостеприимства. Инвестиции – 500 миллионов рублей, инвестор тот же – Radiance Hospitality Group совместно с компанией ATC – оператором колледжей и университетов Юго-Восточной Азии. Это как раз тот случай, когда пришли инвестировать в гостиницу, но поняли, что у нас нет подготовленных кадров для развития этой индустрии и что даже существующие гостиницы испытывают большой голод в человеческих ресурсах. И они увидели здесь для себя перспективу. Все обучение будет проходить на английском языке, и это будут специалисты для нашей сервисной индустрии – туризма и гостиничного бизнеса.
- А какого уровня будет гостиница?
- Линар Якупов: Пока это гостиница уровня трех звезд, потому что мы понимаем, что в деловой части города будет располагаться и экспоцентр, который нуждается в гостиницах от двух до пяти звезд.
- А на сколько человек рассчитан вуз?
- Линар Якупов: Университет небольшой – примерно на 500 выпускников в год. Инвестор исследовал потребности в кадрах не только Татарстана, но и всех прилегающих регионов, и понял, что кадровый голод есть везде.
- Сколько лет обучения предполагается?
- Линар Якупов: Есть разные программы – двухгодичные, трехгодичные, есть короткие курсы. И развитие университета тоже будет поэтапным.
- Кто является третьим инвестором?
- Линар Якупов: Третий инвестор – компания TGT Oil and Gas Services, работающая в сфере геофизики и аналитики нефтяных месторождений и скважин. TGT планирует инвестировать 600 миллионов рублей в строительство городка с научно-исследовательским институтом, небольшой гостиницей для себя и тестовым центром.
Примечательно, что данная компания основана выходцами из Казани, которые сначала создали в республике бизнес по обслуживанию нефтяных скважин, а в конце 90-х годов перебрались на Ближней Восток с основным офисом в Дубае и начали обслуживать все нефтяные компании Персидского залива. На сегодняшний день компанией создано 200 рабочих мест для инженеров высокой квалификации. Директор по развитию бизнеса в России и СНГ Георгий Васильев говорит, что все деньги они зарабатывают за пределами Татарстана, а тратят пока только в республике – на подготовку кадров, улучшение производственной базы. Сегодня компания настроена на расширение с 200 до 500 человек, поскольку растет объем заказов. И этим примером возвращения бизнеса мы будем пользоваться в целях привлечения других инженерных центров.
ТРИ ВАРИАНТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНВЕСТОРАМИ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ ВОПРОСУ
- Когда эти три объекта начнут работать?
- Линар Якупов: По всем трем объектам начата техническая работа, определяется необходимая инженерная инфраструктура. Эти объекты должны быть введены в 2015 году, и к этому времени необходимая инфраструктура государством должна быть построена, потому что инвестиции не приходят, если государство не демонстрирует свою готовность вкладывать деньги.
- И когда государство обещает построить инфраструктуру?
- Линар Якупов: 17 апреля мы докладывали президенту РТ о той инженерной инфраструктуре, которая необходима на первом этапе: дороги, электроснабжение, газоснабжение, вода и канализация. Все понимают, что все делается поэтапно, и инвесторы верят, что государство со своей стороны все обязательства выполнит. Они рискуют даже больше, чем мы, поскольку приходят на чужую территорию и берут на себя риски «пионеров».
- А в чем их риски?
- Линар Якупов: А вдруг к 2015 году мы инфраструктуру не построим?!
- Это «золотое» место – рядом с аэропортом и Казанью! Даже если мы ничего не сделаем, инвесторы не прогадают… А земля им будет продаваться или сдаваться в долгосрочную аренду?
- Линар Якупов: Корпорация развития РТ рассматривается как управляющая компания данной площадки, и у нее будет три варианта взаимодействия с инвесторами по земельному вопросу: первое – это аренда, второе – продажа, третье – вхождение в совместный проект. Со стороны государства мы должны будем гарантировать, что инфраструктура будет предоставлена в требуемых объемах.
НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЭКСПОЦЕНТРА – 7 МЛРД. РУБЛЕЙ
- Кроме этих трех проектов еще есть какие-то наработки?
- Линар Якупов: Следующий серьезный проект, по которому уже создан инвестиционный меморандум и мы сейчас ведем переговоры, – строительство международного экспоцентра. Возврат инвестиций по подобным проектам – 40 - 50 лет, поэтому в большинстве стран такие объекты строит государство.
В нашем случае мы разработали схему государственно-частного партнерства, где государство будет вкладываться и землей, и инфраструктурой. Но и в этом случае возврат инвестиций получается очень долгим. Поэтому мы разработали другие механизмы: в качестве «бонуса» предлагаем инвестору возможность строить и другой бизнес, который позволит ему компенсировать долгосрочность возврата затрат на экспоцентр, позволит сбалансировать финансовые потоки.
- Каков объем инвестиций требуется на этот проект?
- Линар Якупов: Здесь речь идет об инвестициях около 7 миллиардов рублей.
- Экспоцентр будет большой?
- Линар Якупов: Общая площадь – порядка 45 тысяч квадратных метров. Для проектирования экспоцентра мы привлекали международную компанию и мировых экспертов, чтобы определить оптимальную площадь и виды услуг, которые данная площадка должна предоставлять. Мы понимаем, что это определенный вызов, но сегодня Татарстан имеет возможность укрепить свои позиции в этом направлении. Заполнить данную площадку поэтапно мероприятиями мы сможем – такой потенциал у республики есть.
- А потенциальный инвестор на этот проект есть?
- Линар Якупов: Мы ведем переговоры с тремя группами международных компаний, и все отнеслись положительно. Мы теперь должны выбрать того, кто не только рассматривает проект как объект инвестиционного характера, но и готов вкладываться в его раскрутку, потому что привлечение мероприятий на эту площадку – очень важный момент.
«КАЗАНСКАЯ ЯРМАРКА» БУДЕТ ИНТЕГРИРОВАНА С ЭКСПОЦЕНТРОМ»
- Какая компания будет проводить на площадях и мощностях будущего «умного» города выставки, конгрессы, симпозиумы, конференции? Будет ли это единый оператор, или места под солнцем хватит всем? (Татьяна Колчина)
- Линар Якупов: В принципе, мы хотим, чтобы сохранялась преемственность, и та команда, которая сегодня есть на "Казанской ярмарке", совместно с нашими иностранными партнерами смогла работать на данной площадке.
- То есть в этой схеме найдется место и для "Казанской ярмарки"?
- Линар Якупов: Однозначно! С моей точки зрения, сегодня иметь выставочную площадку в центре города – не совсем правильно, и всю выставочную деятельность надо уводить за город, где важными элементами являются прежде всего вопросы логистического характера, чтобы туда можно было доехать и на общественном, и на личном транспорте. Самое главное, чтобы было удобно и компаниям, которые будут здесь выставляться, и посетителям экспозиций.
- "Казанская ярмарка" закроется или нет?
- Линар Якупов: Существующий проект "Казанской ярмарки" должен быть интегрирован с будущим проектом международного экспоцентра в "СМАРТ Сити Казань".
- Интегрирован на уровне команд или территории?
- Линар Якупов: И на уровне команд, и на уровне территории. По большому счету, с реализацией данного проекта возможности экспоцентра вырастут в несколько раз.
«ВСЯ ТЕРРИТОРИЯ РАЗДЕЛЕНА НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ»
- По тем трем проектам, по которым уже определился инвестор и подписаны соглашения, вопрос с землей решен? На каких условиях она будет предоставляться?
- Линар Якупов: Мы прорабатываем и вопросы аренды, и вопросы продажи земли. Надо отметить, что мы пока находимся на том этапе, когда отрабатываются многие механизмы взаимодействия с инвесторами. Важно, чтобы в «СМАРТ Сити Казань» приходили как иностранные, так и российские инвесторы, которые готовы вкладывать деньги и в недвижимость, и в объекты сервисной индустрии.
- Какие, например, объекты?
- Линар Якупов: Кроме гостиницы здесь еще будут находиться международная частная больница, инжиниринговый и аутсорсинговый центры, научно-исследовательские лаборатории.
- Проект больницы кого-то уже заинтересовал?
- Линар Якупов: Да, есть компании, которые изъявили готовность вкладываться в этот бизнес. Начата работа с нашим министерством здравоохранения.
Сегодня, говоря о тех кластерах и направлениях бизнеса, которые будут развиваться на площадке «СМАРТ Сити Казань», мы имеем в виду медицину, туризм, образование и так называемую деловую зону. Примером создания подобной деловой зоны можно назвать «Москва-Сити», который является пока одним из лучших в стране проектов по интеграции бизнес-направлений схожих отраслей, вокруг которого выстраивается так называемый обслуживающий бизнес – магазины, парикмахерские, гостиницы и т.п.
- Кому сегодня принадлежит земля под «СМАРТ Сити Казань»? Вам ее уже отдали в управление?
- Линар Якупов: Сейчас вся земля «СМАРТ Сити Казань» собрана в единую систему и находится в государственной собственности. И как я уже говорил, управлять развитием данной площадки будет корпорация развития РТ.
- Когда это произойдет?
- Линар Якупов: Земля может быть передана инвесторам в любой момент, потому что все процедуры пройдены. Но суть не в этом. Раньше рассматривалась модель, когда крупный инвестор заходит на большую площадку. Но мы понимали, что здесь что-то не так, что мы слишком рискуем в этом случае. Нам нужно было эти риски минимизировать.
А сейчас по мастер-плану вся территория разделена на отдельные площадки, имеющие свое предназначение, и инвесторы будут заходить на «СМАРТ Сити Казань» согласно этому плану. И по каждой отдельной площадке наш риск будет минимизирован, поскольку по каждой из них мы будем решать отдельно – то ли сдавать ее в аренду, то ли продавать, то ли заходить в совместное предприятие. Например, по международному экспоцентру мы будем входить в совместный бизнес, по гостинице предоставим дополнительные преференции, поскольку это первый объект.
- Как «СМАРТ Сити Казань» будет вписан в местный ландшафт Лаишевского района? (Андрей Федоров)
- Норлиза Хашим: В этот проект заложена не только идея привлечения инвестиций, но и в первую очередь комфортная среда, в которой людям было бы приятно работать и жить. И когда на встрече в сентябре прошлого года собралась общественность – архитекторы, проектировщики, студенты, просто население, им был задан вопрос: что вы считаете необходимым на этой территории? И у них было четкое видение качества жизни в «СМАРТ Сити Казань» – это экологичность зданий и самой территории. Когда у них спросили, что нужно сохранить, то в первую очередь участники встречи отвечали – природу.
«ПРОЕКТ СООТВЕТСТВУЕТ ВСЕМ СТАНДАРТАМ И ТРЕБОВАНИЯМ»
- А как там жить под грохот самолетов, ведь совсем рядом – международный аэропорт Казань?!
- Норлиза Хашим: Существуют нормы, есть границы санитарной зоны, соблюдение которых учитывалось при проектировании «СМАРТ Сити Казань», и непосредственно рядом с международным аэропортом Казань будут размещены производства ОЭЗ, и не будет жилых помещений.
- В скольких километрах от аэропорта будут размещены жилые помещения?
- Линар Якупов: Вся протяженность территории – 6,7 километра, а от аэропорта до деловой части – 3 километра.
- Фактически над головой будут летать самолеты!
- Линар Якупов: Нет, поскольку коридор для самолетов проходит не над территорией «СМАРТ Сити», а в стороне. Ни одна точка «СМАРТ Сити Казань» не попадает в зону авиакоридора!
- Норлиза Хашим: «СМАРТ Сити Казань» не попадает ни в зону посадки, ни в зону взлета самолетов. И нормативами такое соседство разрешено.
- Линар Якупов: Проект создавался с учетом всех параметров. Первоначально план выглядел совсем иначе, но в ходе работы, с учетом соблюдения всех норм и требований, исходя из логистики и прочих условий, получился окончательный вариант, который сегодня соответствует всем стандартам и требованиям.
- Вдоль всей территории «СМАРТ Сити Казань» проходит ветка аэроэкспресса. Сколько будет остановок на этой территории?
- Линар Якупов: Предполагается две остановки.
«ДОЛЖНО ВОВЛЕКАТЬСЯ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ТАТАРСТАНСКИХ КОМПАНИЙ»
- Что показывает мастер-план – только зонирование территории или еще и архитектуру будущих зданий?
- Линар Якупов: Мастер-план показывает зонирование, а архитектура будет определяться совместно с инвестором. Мы можем задавать определенные параметры – территория, этажность здания, а дальше – дело инвестора. Конечно, мы не хотели бы, чтобы там стояли какие-то здания-монстры… Для инвестора мастер-план является исходным документом, чтобы пожелания и выполненный градостроительный объект вписывались в общую концепцию проектирования. Желательно, чтобы архитектура отражала культуру и быт татарского народа, русских городов. Кстати, зарубежные гости, приезжая в Казань, отмечают, что здесь в архитектуре много смешения разных стилей, и это становится даже привлекательным. А в данном случае с инвесторами мы будем работать над тем, чтобы поддерживался единый стиль.
- Я представляю частную архитектурную фирму. Меня интересует возможность участия в проекте местных специалистов (Артур Айтбагин)
- Линар Якупов: Конечно, такие компании мы будем приглашать и нашим инвесторам предложим сотрудничать с татарстанскими архитекторами во время работы над конкретными объектами.
- Могут ли российские застройщики принять участие в реализации проекта «СМАРТ Сити Казань»? Есть ли критерий отбора застройщиков? (Камиль Сафаров) Кто заказчик, подрядчик? (Вадим)
- Линар Якупов: Стандартная процедура такова: приходит инвестор на выделенную ему землю со своим архитектурным решением под свой бизнес и начинает искать компанию, которая построит этот объект. И кого он выберет – это его дело. И мы не можем давать ему в этом вопросе указания. Но нам, конечно, хотелось бы, чтобы все татарстанские компании, которые сегодня есть на строительном рынке, были вовлечены в процесс. «СМАРТ Сити Казань» – это инвестиционная площадка, где компании должны генерировать инвестиционные проекты и куда должно вовлекаться как можно больше татарстанских компаний. Но здесь должны работать рыночные механизмы. И если татарстанские компании соответствуют требованиям инвесторов, то, пожалуйста, пусть работают!
НАСЕЛЕНИЕ «СМАРТ СИТИ КАЗАНЬ» - 60 ТЫСЯЧ, РАБОЧИХ МЕСТ – 48 ТЫСЯЧ
- Какие перспективы несет в себе «СМАРТ Сити Казань» для населения республики? Какие возможности появятся для простого жителя РТ? (Линар Каримов)
- Линар Якупов: Во-первых, это новые рабочие места. Во-вторых, комфортные условия для жизни, работы и отдыха. В-третьих, это определенные стандарты жизни. Мы предполагаем, что, в конечном счете, в этом городе будет проживать порядка 60 тысяч человек.
- Жить или работать?
- Линар Якупов: Жить. А рабочих мест, по нашим расчетам, там должно быть 48 тысяч. И это, конечно, не означает, что те же люди, которые здесь живут, они здесь же и работают.
- Норлиза Хашим: На таких площадках рабочие места принято делить на прямые и непрямые. Под непрямыми рабочими местами как раз понимается вовлеченность местного населения в процесс создания деловой активности – они открывают кафе, рестораны, магазины и т.д. Это прежде всего малый и средний бизнес. Таким образом, они сами являются генератором новых рабочих мест.
Еще одна отрасль, которая будет развиваться одновременно с проектом «СМАРТ Сити Казань», – это градостроительство и архитектура, подготовка кадров для этих отраслей. Сейчас мы сталкиваемся с проблемой, что нет опытных кадров, которые хорошо бы знали сферу градостроительства. Да, они обучаются в вузе, но у студентов и выпускников нет площадки, где они могли бы применить свои знания и таланты. В частности, мы работаем с Казанским строительно-архитектурным университетом, студенты которого показывали мне свои довольно интересные дипломные работы на базе проекта «СМАРТ Сити Казань».
Приведу пример города Путраджая – административного центра Малайзии, который строился 20 лет назад. Это была инициатива правительства – вынести все административные и правительственные учреждения в другой город, чтобы разгрузить столицу страны Куала-Лумпур. Наша компания также принимала участие в строительстве этого города, и за это время мы накопили огромный опыт.
- Линар Якупов: Проекты-катализаторы создают прямые рабочие места, а дополнительные места создаются за счет вовлеченности бизнеса в этот процесс.
«СМАРТ СИТИ КАЗАНЬ» – ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ СОХРАНИТЬ МОЛОДЫЕ КАДРЫ»
- Какого уровня там будет жилье – для богатых или эконом-класса?
- Норлиза Хашим: Предполагается наличиежилья разного уровня – и элитного, и эконом-класса, плюс ко всему – еще и жилье для студентов. Состав населения – от молодого до пожилого возраста. Когда мы готовили концепцию, мы анализировали демографическую ситуацию Татарстана и пришли к выводу, что ваше население довольно молодое. И конечно, для молодого населения подобные проекты очень важны, поскольку они создают новые рабочие места. Иными словами, это место для привлечения талантов, поскольку есть вузы, есть талантливая молодежь, но если для нее не создать рабочие места, то тогда они будут «утекать» в другие регионы и страны. Поэтому «СМАРТ Сити Казань» – это возможность сохранить молодые кадры.
- Сохранить за счет чего? У нас и без того есть рабочие места, безработицы у нас практически нет.
- Линар Якупов: На самом деле, этот вопрос очень глубокий. Во-первых, надо сравнить, какие рабочие места сегодня предлагаются на рынке и с какими специальностями и потребностями выходят из вуза молодые люди. И мы увидим, что здесь у нас большой дисбаланс. Дело в том, что предприятия нуждаются в специалистах среднего уровня, готовых работать за предлагаемую зарплату. А выпускники университетов должны и хотят работать на более технологичных рабочих местах.
И получается, что люди, которые получили определенные знания, хотят их применить, но в рамках существующих сегодня предложений на рынке труда применить не могут. Поэтому они начинают смотреть в сторону других городов и стран. И таланты от нас «утекают». Задача и заключается в том, чтобы оставлять этих людей здесь, создавая высокотехнологичные рабочие места. Приведу пример компании TGT Oil and Gas Services, где создали 200 рабочих мест для инженеров. Татарстанских выпускников там не хватает, поэтому работают выпускники вузов из Башкортостана, Оренбурга и т.д.
- Это означает, что наши выпускники и так востребованы, раз их даже не хватает!
- Линар Якупов: Это означает, что создание высокотехнологичных рабочих мест для своего населения – это задача номер один, но есть и задача номер два: сделать так, чтобы специалистов из других регионов, у которых такие же высокие ожидания, приглашать на работу в Татарстан.
«НА ПЕРВОЕ МЕСТО ВЫХОДИТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕСУРС»
- Относительно привлечения выходцев из Татарстана – это понятно, но за счет чего вы хотите привлечь коренных жителей других регионов? Ведь гостиничный бизнес, туризм, другие «якорные» бизнесы «СМАРТ Сити Казань» не являются высокотехнологичными.
- Линар Якупов: Мы сегодня говорим о создании нескольких аутсорсинговых и инжиниринговых центров. Например, компании TGT Oil and Gas Services, с которой уже подписано соглашение.
- Да просто руководитель этой компании – выходец из Татарстана!
- Линар Якупов: Не факт, что это решающий фактор! Объясню почему. Мы с прошлого года ведем переговоры с одной из ведущих компаний мира, которая тоже занимается аутсорсингом бизнес-процессов крупных корпораций. И они дошли до такого этапа развития, когда им потребовалось прийти на территорию СНГ. И они выбирали между Украиной, Россией и Казахстаном. А мы, в рамках своей программы Invest in Tatarstan, уже практически их убедили, что надо открывать свой бизнес именно в Татарстане. И одной из серьезных причин, почему они начали смотреть именно на нашу площадку, был проект «СМАРТ Сити Казань».
И сегодня эта компания самым серьезнейшим образом рассматривает возможность инвестирования сюда 65 миллионов долларов и создания здесь 500 рабочих мест. Выпускник вуза, который приходит работать в такого уровня компанию, в первый год получает 15 - 20 тысяч рублей. После того как он поработает год-два под супервайзерством, зарплата у него возрастает как минимум в два раза. И он сразу переходит на другой уровень достатка, когда покупательская способность гораздо выше.
- Чем занимается эта компания, о которой вы говорите?
- Линар Якупов: Эта компания – выходец из Бангалора, которая занимается аутсорсингом и в нефтяной индустрии, и в IT, и т.д. То есть там, где нужны умы. Для привлечения инвестиций одним из главных привлекающих факторов у нас является то, что ежегодно в вузах Татарстана учатся около 230 тысяч студентов. Сегодня, чтобы Республика Татарстан оставалась инвестиционно конкурентной, на первое место выходит человеческий ресурс. И это касается не только Татарстана, но и всей России.
Если наша республика при отсутствии хороших предложений в других регионах будет выходить с такими проектами, как «СМАРТ Сити Казань», «Иннополис», то специалисты будут к нам перемещаться, чтобы здесь работать и жить. И в этом не стоит сомневаться, потому что Россия в этом плане – не уникальная страна. Мы изучили опыт многих стран и понимаем, что искусственная миграция, однозначно, должна быть. И люди по своей натуре таковы, что идут туда, где созданы условия для развития, где можно применить свой талант.
«ХОТИМ В ТЕКУЩЕМ ГОДУ НАЧАТЬ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ»
- Вы сказали, что не обязательно работать в «СМАРТ Сити Казань», чтобы жить там. А вот в Иннополисе не хотят продавать жилье для посторонних.
- Линар Якупов: Площадка «СМАРТ Сити Казань» открыта для всех! Если кто-то захочет иметь здесь квартиру, он сможет ее купить. Но будет также и большое количество жилья, которое будет не продаваться, а сдаваться в аренду.
- Норлиза Хашим: Когда создаются подобные новые города, очень важно понимать, что результаты вы увидите только через 5 - 7 лет, окончательную картину – лет через 20. И важно с самого начала заложить общее видение людей и правительства, чтобы потом не возникло противоречий.
Сейчас мы создаем картинку мастер-плана, и она позволит людям понять, какие объекты должны здесь находиться, и важно, чтобы эти объекты соответствовали запросам людей. И план – это не догма, он может быть пересмотрен через пять лет, могут добавляться какие-то новые элементы в зависимости от потребностей людей.
- Какие ваши ближайшие планы по реализации проекта «СМАРТ Сити Казань»?
- Линар Якупов: Первое – доработать и утвердить систему управления проектом, в рамках которой оператором проекта является корпорация развития РТ, а ответственным за реализацию проекта в целом, за работу с инвесторами постановлением кабинета министров РТ назначается агентство инвестиционного развития РТ.
Второе – к июню нужно завершить детальный мастер-план «СМАРТ Сити Казань» со всей инженерной инфраструктурой. Есть так называемый временной фактор: проекты нужно «привязывать» к территории, для чего необходимо пройти все согласовательные этапы, поэтому год уйдет на все эти процедуры. Чтобы следующей весной инвесторам уже можно было приступить к реальной работе, мы хотим, чтобы в текущем году начались работы по созданию инфраструктуры.
- Дороги в рамках проекта «СМАРТ Сити Казань» будут строить только за счет республиканского бюджета?
- И за счет бюджета, и, возможно, за счет заемного финансирования – такие варианты прорабатываются. А вообще, у всех есть инвестиционные программы – у энергетиков, газовиков и т.д. И ввиду того, что проект введен в инвестиционный меморандум РТ, это означает, что работы уже можно начать. Для взаимодействия с инвесторами нам сейчас важно показать, что государство вложилось в мастер-план, что оно готово его развивать, начав вкладываться в инфраструктуру проекта.
Окончание следует.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 109
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.