ТЯЖЕЛАЯ МЕКСИКАНСКАЯ ЖИЗНЬ

В канадском интернет-издании Maclean's появилась публикация под заголовком «Мексиканские меннониты вновь в поисках нового дома». В ней рассказывается, как тяжело живется в Мексике общине протестантов-меннонитов, которые вынуждены вести сельское хозяйство на засушливых территориях. Помимо проблем с получением доступа к воде, у общины не заладились отношения с местными жителями. Последние обвиняют членов общин в связях с криминалом. Эти обвинения меннониты считают бездоказательными и беспочвенными.

Как выход сами меннониты называют миграцию. Причем они уже выбрали место для переселения – Россия, Татарстан. Именно отсюда 100 лет назад они выехали в Америку в поисках лучшей доли.

Как оказалось, первые посланцы уже побывали в республике и оценили условия жизни здесь как райские. Они были в восторге от холодной зимы и жаркого лета, обилия рек и огромных пространств равнин для ведения собственного хозяйства. Единственное условие, которое ставят мексиканцы, - это гарантия, что члены общины, которые являются по своим взглядам пацифистами, будут освобождены от всеобщей воинской обязанности.

ПОДРАЙСКАЯ ЗЕМЛИЦА…

Приводим перевод текста публикации с английского языка.

Мексиканские меннониты вновь в поисках нового дома

Община, которая покинула Манитобу 100 лет назад, снова обратила свои взгляды к России

Питер Фризен говорит, как будто он видел обещанные земли. Голубые глаза фермера-меннонита и отца 13 детей, который живет в провинции Чиуауа в Северной Мексике, сверкают так, будто описывают картину места, где доброжелательные люди, бушующие реки и обширные просторы девственных земель, идеальных для земледелия. «Мы видели по-настоящему хорошую землю, где много воды», - отвечает Фризен, сидя в меннонитской пиццерии. Здесь подают пироги и местный продукт – острый сыр, известный как quesomenonita.

Фризен не говорит про рай. Он говорит о России, где прежде на земле работали его предки, до того как они были депортированы в канадские прерии, а оттуда перебрались на высокогорные равнины на север Мексики.

Фризен и 10 меннонитов недавно посетили Россию, чтобы изучить возможности переселения из Чиуауа в «прерии» Татарстана, который расположен в 900 км к востоку от Москвы. Здесь, как и в Манитобе, холодные зимы, жаркое лето и просторные равнины.

Возможное переселение - это не ностальгия и возвращение к корням, а, скорее, решение назревших проблем мексиканских меннонитов – нехватка земли и воды. «Мы можем там выращивать в 10 раз больше, чем здесь», - говорит Энрик Вот Пеннер (Enrique Voth Penner), который также посетил Россию.

Для мексиканских меннонитов, из которых 50 тыс. имеют право на получение канадского паспорта, не хватает земли. Для людей, которые любят сельское хозяйство и имеют склонность к разведению больших стад скота, нехватка земли – это огромная проблема.

Предыдущее поколение меннонитов было вытеснено в пустыню Чиуауа из их первоначальных мест проживания, которые метко назвали колония Манитобы. Они сразу же пробурили здесь скважины. Но времена изменились. Воды не хватает, чтобы достаточно оросить землю и возделывать в песчаных почвах такие культуры, как кукуруза и пшеница.

Скважины сейчас бурятся на глубину более 500 м, и Национальная водяная комиссия прекратила выдачу разрешений на бурение. Ситуация ухудшилась и в связи с тем, что Мексика пережила самую сильную засуху за последний 71 год. «Водные проблемы стали поводом для людей, чтобы задуматься о миграции», - говорит Вот.

Меннониты теперь оказались втянуты в эскалацию и борьбу за водные ресурсы. Общественное мнение оказалось настроено против них, оно считает, что они в некоторых случаях якобы приняли участие в коррупционных действиях, получив за взятки разрешения на бурение скважин, или бурили вообще без разрешений.

Борьба за воду настолько ужесточилась, что появились бездоказательные истории о связях некоторых меннонитов с организованной преступностью. В октябре лидер группы фермеров, который объявил крестовый поход против незаконных скважин, был обнаружен мертвым. «Есть люди, которые завидуют, - говорит гид меннонит Авраам Петерс. - Сейчас мы изучаем другие варианты».

В России Вот нашел многое, что ему понравилось: земля, вода, низкие налоги и предложения агрокредитов. Вот говорит, что готовы переселиться около ста семей, но поскольку по своим убеждениям они являются пацифистами, то нуждаются в гарантированном освобождении от военной обязанности.

Этот шаг может стать последней мерой для блуждающей общины из 6 тыс. человек, которые переехали в Мексику в 1920-е годы, чтобы избежать обязательного обучения на английском языке в Манитобе.

Мексиканское правительство обещало меннонитам освобождение от воинской обязанности и право открывать религиозные школы, чем нарушало Конституцию страны, которая предусматривает светское образование.

Община процветала, пока меннониты поднимали сельское хозяйство на этой негостеприимной части Мексики и развивали коммерческие связи с колониями в Манитобе. Это привлекало сюда покупателей со всей страны, которые искали здесь сельскохозяйственное и ирригационное оборудование. Тем не менее меннониты держались обособленно от основной части мексиканского общества. Меннониты все еще говорят на нижненемецком наречии, посещают свои школы, и они ассоциируются с сыром Queso menonita и с образом блондинов в клетчатых рубашках и комбинезонах, которые продают эти рубашки на перекрестках.

Тиссен говорит, что он чувствует себя как мексиканцем, так и меннонитом. Он имеет внуков, которые женаты на мексиканках. Невольно в нем проявляются привычки, свойственные мексиканцам. Когда его спрашивают, как у него это получается, то он отвечает: «Gracias A Dios» (спасибо Богу). Он предпочитает острую пищу и выезжает за рубеж на заработки. Недавно он собрал картофеля на $3.000 в Винклере, Мэне. Но Тиссен говорит, что он слишком стар, чтобы переехать в Россию. Фризен также больше заинтересован в России для своих детей, чем для себя, но он ожидает встретить теплый прием, если они решат когда-нибудь приехать. «Добро пожаловать домой», - сказали нам во время первого приезда.

Канадское интернет-издание Maclean's

ПЕРВЫЕ ПОСЛАНЦЫ В ТАТАРСТАНЕ

В министерстве сельского хозяйства РТ газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что о намерениях развивать хозяйство этой общины в Татарстане им ничего неизвестно. В УФМС по РТ также заявили, что впервые слышат о намерении данной общины переехать в Татарстан. «Никаких документов или заявлений нам не поступало», - уточнили в пресс-службе ведомства.

В то же время в федеральных интернет-СМИ в конце 2012 года появилась информация, что делегация представителей общин меннонитов, проживающих в Мексике, посетила в сентябре Татарстан с целью изучения возможности инвестирования в сельскохозяйственный бизнес и переселения в Татарстан своих аграрных общин.

Тогда же называлась планируемая дата прибытия меннонитов в Татарстан – январь 2014 года. Община меннонитов была основана в XVI веке голландцем Менно Симонсом, а в XVIII веке часть меннонитов переехала в Россию по приглашению Екатерины II. Она расселились на Украине и Поволжье.

«ВСЕ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ НАСТРОЯ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ»

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась к экспертам, чтобы узнать историю данной общины в России и Татарстане.

Информационно-аналитический центр «СОВА»:

- Меннонитов было много в России и на Украине, на их основе возникает такое явление, как русский баптизм. Большой справочник «Современная религиозная жизнь России», который включает целый том, посвященный протестантизму, не упоминает о существовании в России зарегистрированных групп меннонитов. Меннонитство возникло в 1530-х годах в Нидерландах на базе общин анабаптистов. Специфическими чертами вероучения являются догматы о сознательном крещении, втором пришествии, покаянии, хлебопреломлении, омовении ног, церковном отлучении, отказе от военной службы. В 1963 году братские меннониты вошли в союз евангельских христиан-баптистов. Отдельные общины есть в России - Алтайский край, Хабаровский край, Омская, Томская, Новосибирская области.

Российские группы не имеют централизованной организации. Организационной структурой для них, вероятно, по-прежнему остаются баптистские организации, с учением которых отличий мало.

Николай Шабуров - директор центра изучения религий РГГУ:

- Это протестантское течение, которое возникло в XVI веке в Германии и Нидерландах на волне Реформации. По вероучению они несколько близки к баптизму. В России было довольно большое количество меннонитов, в основном среди немцев Поволжья. Эти общины отличались большим трудолюбием. Это очень респектабельная и толерантная община.

В настоящее время в России очень мало меннонитов, потому что значительная часть реэмигрировала в Германию. Сейчас в России всего три-четыре общины. В 30-е годы меннониты подвергались серьезным репрессиям.

Как будет эта мексиканская община приживаться в Татарстане – сложный вопрос. Обычно те, кто возвращается, сталкиваются с трудностями. Многое зависит от отношения к ним окружающего населения, в какие условия они будут поставлены. Вообще, они отличаются большим трудолюбием и приверженностью к хозяйственному труду. Если их поставить в нормальные условия, они создадут процветающее хозяйство.

МЕННОНИТОВ НЕМЦЕВ ПОЧТИ НЕ ОСТАЛОСЬ…

Роман Лункин - социолог, религиовед, публицист, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, президент гильдии экспертов по религии и праву:

- Стремление меннонитов вернуться в Россию – это знаковый шаг для верующих, которые когда-то бежали из Российской империи и из Советской России в силу гонений, которые на них обрушились. Сейчас меннониты, как и молокане и старообрядцы, которые частично возвратились в Россию из Латинской Америки и других стран мира, надеются на то, что в нашей стране есть религиозная свобода и равные права для всех конфессий и религий. Уже в XIX веке меннонитство стало важной частью евангельского движения в России, которое, в свою очередь, обрусело и стало частью русской религиозной культуры. В Канаду часть меннонитов поехали в 1870-е годы, спасаясь от обязательной военной службы, от которой они отказывались, затем в начале ХХ века они переехали в Мексику.

Хозяйственность, заботливое отношение к земле, трудолюбие меннонитов – это неотъемлемая часть их христианской веры, следствие их своеобразного быта, который отличается от того, как живут обычные люди. Это особая традиция христианского благочестия, которая позволяет выстроить большую семью, рационально устроить большое хозяйство, сделать его эффективным.

Найдут ли меннониты пристанище в Татарстане или в других регионах России (прежде всего они ищут пристанище в Поволжье, где традиционно жили русские немцы), зависит не только от наличия земли. Удивить меннонитов может и бюрократия, и отсутствие особого внимания властей к фермерским хозяйствам, которые часто прогорают в нашей стране из-за отсутствия льготных кредитов. Наконец, неприятно может удивить наследие царского и советского времени, которое парадоксально выражается в настоящее время в православной борьбе с сектами. Как и до революции, и при большевиках, других христиан воспринимают как сектантов, не разбирая, кто они и к какой церкви относятся.

В 90-х годах небольшие общины и группы меннонитов существовали в Алтайском крае, Омской, Оренбургской, Томской и Новосибирской областях. Состояли они почти исключительно из стариков, и их число постоянно сокращалось. Имелись все основания утверждать, что, если существующие тенденции сохранятся, в скором времени меннонитов в России не останется. В конце 90-х годов, однако, в одном из регионов России - Оренбургской области - произошло, на совершенно новых основаниях, возрождение меннонитства. Вплоть до 1990 года Оренбургская область была одним из основных регионов распространения меннонитов. В 1997 году в Оренбургской области начала действовать организованная германскими и канадскими меннонитами миссия «Надежда», которую возглавил Ганс Бергер - гражданин Германии, по происхождению российский меннонит. Вначале миссионеры действовали среди немцев, людей, имевших меннонитские корни, и использовали немецкий язык, хотя многие знали его плохо. Но число немцев было невелико и вновь стало уменьшаться из-за эмиграции.

С 2000 года в богослужении начали переходить на русский язык. Русские, казахи, башкиры, татары стали принимать Христа от меннонитских проповедников и приходить в общины. В 2003 года основатель движения и глава объединения меннонитских церквей Оренбуржья Ганс Бергер прекратил работу в России и вернулся в Германию. Оренбургских меннонитов возглавил русский пастор Петр Николаевич Чернышев. В интервью, данном нам 1 декабря 2004 года, Чернышев сказал, что «меннониты в Оренбуржье теряют свою немецкую идентичность буквально на глазах, уже сейчас большинство членов общин - русские. Заметно также присутствие казахов и башкир. Пасторы-миссионеры из Германии составляют меньшинство, а скоро их совсем не останется. Большинство пасторов - русские, только один российский немец».

Валерий Королев - заведующий кафедрой религиоведения философского факультета КФУ:

- Меннониты - протестантская деноминация, основанная по некоторым источникам Конрадом Гребелем (1489 - 1526) в 1525 в Цюрихе в ходе швейцарской Реформации и официально признанная в Голландии в 1533 году. Получила название по имени голландского религиозного лидера Менно Симонса (1496 - 1561, по другим данным, 1492 - 1559), присоединившегося к движению в 1536 году (большинство исследователей именно его считают основателем движения). Первоначально именовались анабаптистами, т.е. перекрещенцами (нем. Wiedertufer), поскольку отрицали крещение младенцев и практиковали вторичное крещение взрослых. Вплоть до XX века термин «меннониты» не был общеупотребительным.

Швейцарские меннониты называли себя Taufgesinnten («сознательно крещающиеся»), аналогично именовали себя и голландские меннониты — Doopsgezinden. Широкому употреблению конфессионима «меннониты» способствовало создание в 1930 году Всемирной меннонитской конференции. Российские меннониты пишут свое название на русском языке через одну букву «н» (менониты).

Для части меннонитов характерны замкнутость и стремление избегать контактов с окружающим миром. В консервативных меннонитских группах практикуется церковное отлучение провинившихся. В большей части меннонитских общин требуется, чтобы верующие носили простую одежду, а женщины покрывали голову во время богослужения. Большинство меннонитов поддерживают строгую церковную дисциплину, неодобрительно относятся к бракам с представителями других конфессий.

Меннонитство отличается «миролюбивым и умеренным» характером. Никогда не призывает к насилию и злу. Заставляет задуматься о смысле всей жизни вообще, о самосовершенствовании и развитии своей души.

В церковном отношении каждая самостоятельно организовавшаяся община существует независимо от других. Именно община избирает своих духовных наставников и проповедников. Для решения дел, касающихся целой общины, созывается «общее церковное собрание», постановления которого утверждаются «конвентом духовных старшин». Конвент является представителем общины перед правительством.

Меннонитское вероучение поставило его последователей в ситуацию самоизоляции от общества и государства.