Гуменник стал 12-м после короткой программы на Олимпиаде Гуменник стал 12-м после короткой программы на Олимпиаде Фото: Raniero Corbelletti, AFLO, globallookpress.com

Как откатал Гуменник

Выхода Петра Гуменника на олимпийский лед Милана не пришлось ждать долго — он выступал в первой разминке. В фигурном катании это считается очень плохим сигналом: чем раньше ты выступаешь, думают судьи, тем меньше шансов у тебя на победу. И, видимо, чтобы подчеркнуть полное отсутствие шансов у россиянина, ему дали самый первый номер. Задачи Гуменника на этот прокат были такие: надо было показать идеальное выступление, получать 90–100 баллов, попасть в предпоследнюю-последнюю разминку на произвольную программу. Петр справился процентов на 70.

То, что 100% не будет, стало понятно в самом начале. Гуменник, ощутимо скованный новой музыкой (ее, как известно, пришлось заменить), пошел на первый каскад. Перед выступлением он вписал в техническую заявку четверной флип и тройной тулуп, но затем заменил их на четверной лутц и тройной тулуп. Ключевое — планировался каскад из квада и тройного. В итоге Петр неуверенно, как бы «клюнув», приземлил четверной флип, а затем выполнил двойной тулуп вместо тройного. Программа рухнула. Надо отдать должное Гуменнику: он не упал, рассчитал силы, быстро сделал корректировку. Не просто так в российском фигурном катании его называют Стратегом. Но это стоило ему баллов.

Остальные прыжки — четверной лутц и тройной аксель — получили высокие оценки, хотя многочисленные эксперты, успевшие высказаться о прокате Гуменника, были не в восторге. «Прыжки, как по мне, грязненькие», — сказал Евгений Плющенко. «Не было ощущения чистоты», — указал хореограф Даниил Глейхенгауз из группы Этери Тутберидзе, который помог Гуменнику с постановкой. В целом за технику Петр получил 48,43 балла. Для сравнения: это на 14 баллов меньше, чем у победителя короткой программы американца Ильи Малинина (62,35), у которого четверной флип, тройной аксель, каскад четверной лутц – тройной тулуп.

За компоненты россиянин получил 38,29 балла — это очень и очень мало, но все же говорит не столько о плохой хореографии Гуменника, сколько о специфике фигурного катания: многое решается до выхода на лед. Например, кореец Джунхван Чха упал несколько раз, но за компоненты получил 42,64 балла и занял 6-е место. У абсолютного фаворита соревнований Малинина — 45,81.

В целом Гуменник получил 86,72 балла. Было ясно, что высокое место он не займет. Итог стал известен после выступления еще 28 фигуристов: россиянин — 12-й. Специально или нет, но 11-м стал украинец Кирилл Марсак. Он жаловался, что выходить на один лед с Гуменником ему неприятно.

Фигуристу пришлось менять музыку в последний момент Фигуристу пришлось менять музыку в последний момент Фото: Raniero Corbelletti, AFLO, globallookpress.com

Казус с музыкой

Мы уже привыкли к тому, что на Играх сборной России по фигурному катанию организовывают различные провокации. Досталось и Гуменнику. Перед самым его вылетом в Милан стало известно, что ему запретили использовать в короткой программе подобранную им музыку — правообладатель трека из фильма «Парфюмер» отозвал разрешение. Отметим, что ранее под эту музыку выступали иностранные фигуристы и все было нормально.

Кто виноват? С одной стороны, с таким мог столкнуться любой: касательно лицензий на музыку международный союз конькобежцев предупреждает, что никаких гарантий нет и надо иметь запасной трек. С другой — изначально было понятно, что без давления на россиянина не обойдется. Надо было подстраховаться — например, выбрать музыку российского авторства. До этого решения дошли только после второго отказа: потерпев неудачу с «Парфюмером», команда Гуменника обратилась к музыке из фильма «Дюна», но выяснилось, что получить разрешение уже невозможно. По словам Гуменника, среди вариантов были песня Rammstein и трек, сгенерированный нейросетью. В итоге остановились на музыке армянского композитора Эдгара Акопяна из российского фильма «Онегин», причем у автора взяли письменное разрешение на ее использование.

Петр минимально поменял хореографию и оставил тот же костюм Петр минимально поменял хореографию и оставил тот же костюм Фото: Raniero Corbelletti, AFLO, globallookpress.com

Формально у Гуменника получилось два «Онегина» — один в короткой программе, второй — в произвольной. Судя по всему, расчет был на то, что иностранные судьи плохо разбираются в искусстве и расценят новую музыку как просто хороший трек. Команда Гуменника даже не стала менять ему визуальный образ (хотя он взял в Милан 6 костюмов) — на лед он вышел в той же рубашке «Парфюмера».

Под новую музыку Гуменник катал так, будто ее выбрали изначально — изменения в хореографии, постановке программы были минимальными. Но они все равно были: в фигурном катании нельзя просто так взять и поменять музыку. По словам Петра, именно это помешало ему при каскаде. «Новая музыка ничем не хуже старой, но пришлось поменять эмоциональность, движения рук, — сказал он в эфире Okko. — От этого заходы на прыжки стали другими».

Болельщики Гуменника в Милане Болельщики Гуменника в Милане Фото: Raniero Corbelletti, AFLO, globallookpress.com

Гуменник рассказал, что в целом на Олимпиаде его встречают приветливо: «Боялся, что каким-то сборным сказали не общаться с русскими, но все очень приветливые, меняются значками, учили меня играть в Counter-Strike. Я получил огромную сумку подарков».

Отметим, что диктор представил его как чемпиона России, т. е. название нашей страны на олимпийской арене все-таки прозвучало. Также на трибунах было много болельщиков с плакатами Гуменника, и организаторы не стали им мешать.

Что дальше?

12-е место, разумеется, не то, на что рассчитывали в России. Теперь речь скорее только о попадании (если будет сопутствовать удача) в первую пятерку-шестерку.

Но шансы на медали есть. Гуменник попал в предпоследнюю разминку, что уже хорошо. А еще у него самая большая техническая база в произвольной программе — за исключением Малинина. Американец намерен прыгать 7 четверных, у Гуменника их 5. Если у остальных будет неудачный вечер, а Петр выдаст прокат жизни, все возможно.

«Судейство было достаточно объективным, — сказал вице-президент ИСУ Александр Лакерник. — Как прокатал, так и поставили: 86 баллов — это не так уж и плохо, но он должен был получать за 90. Думаю, что сильнейшая группа будет выступать именно за пределами этих баллов. Впереди произвольная программа, там баллов набирается гораздо больше, поэтому шансы войти в десятку у него есть, но на медаль их очень мало».

Мужчины представят произвольные программы 13 февраля. Начало — в 21:00.