Еще в январе золото продолжало бить рекорды. 27 января Банк России впервые с 1997 года установил учетную цену за грамм золота выше 12 тыс. рублей — на 27 января она составила 12 088,55 рубля Еще в январе золото продолжало бить рекорды. 27 января Банк России впервые с 1997 года установил учетную цену за грамм золота выше 12 тыс. рублей — на 27 января она составила 12 088,55 рубля Фото: «БИЗНЕС Online»

Сильнейший обвал драгметаллов за десятилетия

$4,02 трлн — такую сумму инвесторы в понедельник, 2 февраля, «вынесли» с рынка золота и серебра, подсчитал портал о криптовалютах и финансах Watcher.Guru. Мировой рынок переживает грандиозное падение на рынке драгоценных металлов, которое началось в прошлую пятницу, а сегодня продолжается. Минувшие выходные тренд не изменили, и теперь после затяжного ралли с подъемом стоимости металлов наблюдаем столь же резкое и масштабное падение.

Еще в январе золото продолжало бить рекорды. 27 января Банк России впервые с 1997 года установил учетную цену за грамм золота выше 12 тыс. рублей — на 27 января она составила 12 088,55 рубля. Февральские фьючерсы на драгоценный металл на бирже Comex на торгах в середине недели дорожали на 1,82% и на максимуме достигли отметки 4852,6 доллара за унцию. Максимальная цена на спотовое золото выросла на 2,1% до 4861,91 доллара за унцию.

К концу января котировки подскочили сразу на 11% по сравнению с началом месяца, и в иные времена такого прироста рынок не видел за весь год. Эксперты полагают, что драгметаллы «подстегивали» громкие заявления президента США Дональда Трампа — Венесуэла, Гренландия, Иран… На фоне мировой нестабильности инвесторы предпочитали хранить нажитое в активах-убежищах, а золото, серебро и другие драгметаллы стали такими на фоне ослабления доллара.

Но если посмотреть на текущую динамику, складывается впечатление, что теперь таких «убежищ» не остается совсем. Сегодня утром цены на золото снижались на 3,15%, до $4595,9 за унцию. При этом на минимуме падение достигало 6,78% до $4423,2 за унцию. Серебро падало на 3,12% до $76,08 за унцию, а на минимуме котировки снижались на 9,33% до $71,2 за унцию. 30 января у золота было падение на 11,39% до $4745,1 за унцию, у серебра — на 31,37% до $78,53 за унцию. В динамике это сильнейшие падения за последние десятилетия.

Цена платины на спотовом рынке в понедельник снижалась на 11,6%, палладия — на 5,7%. Стоимость меди на Лондонской бирже металлов (LME) упала более чем на 5%.

Новые рекорды золота: в иные времена такого прироста не было даже за целый год

«Где все эти рассказы про растущий спрос на драгметаллы, про дефицит предложения, спрэды с Китаем, истощения запасов, про инфляцию, долги, обесценение доллара, огромный навес свободного бабла, поиск убежища на растущих геополитических рисках и мировой нестабильности и еще десятки других причин, которыми оправдывали рекордный памп на рынке драгметаллов? Все как-то забылось за один день? Где все эти прогнозы, что серебро уже летом будет 150–200? Эй, куда вы все подевались?» — с иронией спрашивает финансовый аналитик Павел Рябов в своем телеграм-канале Spydell_finance.

На фоне падения цен на драгметаллы рынки в целом «потряхивает». Как отмечает агентство Reuters, снижение цен привело к заметному падению на фондовом рынке — инвесторы избавляются от других активов, чтобы покрыть потери от обесценивания металлов. Стоимость биткоина сегодня опустилась ниже $75 тыс. впервые с 7 апреля 2025 года.

Фаза повышенной волатильности в драгметаллах, скорее всего, не будет длительной и даже может завершиться к середине — концу лета, ожидают в Промсвязьбанке (ПСБ) Фаза повышенной волатильности в драгметаллах, скорее всего, не будет длительной и даже может завершиться к середине — концу лета, ожидают в ПСБ Фото: © Bulkin Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

А что случилось?

Одна из причин — снова Трамп. Американская пресса считает главным «угнетателем» рынка драгметаллов последние заявления президента США по поводу смены главы федеральной резервной системы (ФРС). 30 января — в день обвала — Трамп объявил, что выдвинул кандидатуру своего экономического консультанта Кевина Уорша на пост председателя ФРС.

С нынешним руководителем органа Джеромом Пауэллом Трамп «воюет» давно. Прежде всего потому, что тот неохотно снижает ставку. Вот и в конце января ФРС США сохранила учетную ставку в пределах от 3,5 до 3,75% годовых после того, как трижды подряд ее снижала. Срок полномочий Пауэлла истекает в мае, и сенат США должен утвердить нового руководителя ФРС. У Трампа «нет сомнений» в том, что Уорш станет «одним из великих председателей ФРС, возможно, лучшим».

Рябов видит целый набор факторов. «Стержневая причина пампа (искусственного повышения цен на драгметаллыприм. ред.) — ожесточенный спекулятивный спрос на фоне ротации капитала из ИИ-пузыря, массированного отупения и доступа розницы в трейдинг кластеры по драгметаллам. Это как пустить козла в огород. Обязательно сломают рынок, вот и сломали изначально крайне консервативный сегмент рынка. <…> Учитывая запредельный и абсолютно неадекватный уровень перекупленности и вовлечения отупевшего спекулятивного капитала, итог был предрешен. Подобный идиотизм на рынке драгметаллов всегда заканчивается одним и тем же — жесткиим дампом (искусственное снижение ценыприм. ред.) и сменой тренда на несколько месяцев или даже лет», — отметил эксперт.

Поражает Рябова даже не сам факт обвала, а его стремительность. «Памп за месяц абсолютно на пустом месте так, как раньше проходили едва ли не за десятилетие. Обвал — следствие безумного пампа», — указывает финансовый аналитик.

Теперь выглядит несколько забавным прогноз, который еще 29 января давали в своем телеграм-канале «СберИнвестиции». «Стремительный рост цен на металлы, прежде всего на золото, поддержит рубль в этом году. По оценкам аналитиков, увеличение российских поставок металлов компенсирует выпадение нефтяного экспорта», — писал канал.

Фаза повышенной волатильности в драгметаллах, скорее всего, не будет длительной и даже может завершиться к середине — концу лета, ожидают в  ПСБ. «В целом, учитывая перспективу дальнейшего роста долга США и госрасходов, обслуживание которых может уже к 2030–2032 годам стать неподъемным, долгосрочно вложения в золото выглядят оправданными. А вот для краткосрочных и среднесрочных трейдеров текущая волатильность на рынках драгметаллов может оказаться весьма болезненной», — указывают в банке.

Какой теперь расклад с золотом и рублем?

«Сколько будет падение продолжаться? Этот процесс абсолютно непредсказуемый. С пиковых цен падение может быть где-то и на 40 процентов» «Сколько будет падение продолжаться? Этот процесс абсолютно непредсказуемый. С пиковых цен падение может быть где-то и на 40 процентов» Фото: https://ru.freepik.com/

«На рубле это уже сказывается, он слабеет. У нас золото занимает очень большую долю в оставшихся резервах…»

В разговоре с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали обвал на рынке драгоценных металлов, порассуждали о причинах и попытались предсказать, как дальше будет развиваться ситуация с металлами.

Евгений Коган — профессор НИУ ВШЭ, управляющий директор инвестиционной компании «Московские партнеры»:

— Причин несколько. Первая причина банальная и абсолютно понятная. Это просто перегрев, когда активы так сильно растут. Частично это была просто спекуляция. Но спекуляция такая, достаточно жесткая, где подключились очень многие игроки. И, главное, они стали покупать в кредит. В какой-то момент произошел перегрев рынка и у многих появилось естественное желание продать. Когда начали продавать, пошли уже цепные реакции и многие подключились.

Вторая причина заключается в том, что биржи потребовали увеличить гарантийное обеспечение, в частности, по фьючерсным контрактам, связанным и с золотом, и с серебром. Дело в том, что многие набрали в кредит, и биржи увидели, что те, кто берет в кредит на таких уровнях, могут элементарно не рассчитаться. Поэтому биржи решили поднять гарантийное обеспечение. Поскольку у многих не было возможности донести денег, то они начали продавать, опять же пошла цепная реакция.

Ну и третья причина, формальная. Бирже не понравилось, что Трамп объявил, что назначит Уорша будущим председателем федеральной резервной системы. Это бирже не понравилось, потому что Уорш — сторонник достаточно жесткого подхода к денежно-кредитной политике.

Я не думаю, что это падение еще будет продолжаться. Многое зависит от того, как будет вести себя американский фондовый рынок. Если он падать не будет, то и падение, скорее всего, остановится. Мы видим, например, что палладий, который падал почти на 10 процентов сегодня, уже перешел в плюс. Мы видим, что медь, которая падала сегодня почти на 5 процентов, уже отскакивает и она уже в нуле. Мы видим, что серебро, которое было минус 12, 13 и даже 15 процентов, сейчас уже минус 2 процента. То есть рынки потихонечку начали выкупать, но это ничего не значит, и в действительности падения могут и продолжиться, потому что уж слишком уж перегрето все это было.

На рубле этот скачок особо никак не отразится. Рубль немного просел, но без агрессии. Рубль просел примерно на 1 процент. Взаимосвязано ли это с падением биткоина? Вы знаете, они взаимосвязаны по одной причине. Это все ликвидность. Когда народ начинает продавать все на свете, включая фьючерсы, акции и все прочее, идет паника. Потом начинают продавать и крипту тоже, чтобы увеличить средства. Ведь когда у тебя попросили деньги по кредиту, который ты не можешь вернуть, естественно, тебе приходится продавать все, включая собственные трусы…

Александр Виноградов — ведущий экономист автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева «Неокономика»:

— В чем была причина такого резкого снижения? В том, что этот рост [стоимости металлов] был «хайповый» и не оправданный. Все боялись Трампа, который бегает, как мамонт по детской площадке, и ломает грибочки в песочнице. Толпа и побежала. А потом часть толпы сообразила, что, наверное, не стоит так бежать. Стали сливать активы. Эти активы в цене падают. Аналогично и крипта просела.

Если говорить глобально, то это чистой воды ажиотаж. Ажиотаж на какой-то очередной фигне. Такого было много и будет еще много. Ситуация глобально не меняется. И в общем-то речь о том, что нынче сложно найти доходные активы, которые нормально, ровно, спокойно дают приличный доход. Поэтому начинается всякая беготня. Даже в том, что классически, на протяжении веков, считается стандартом, стабильностью и не пахнет. Я сейчас о «голде», золоте.

Продолжится ли падение? До какого-то уровня продолжится. А потом стабилизируется на тех уровнях, которые, полагаю, были выше до начала старта. На рубле этот скачок никак не отразится. Рубль укрепляется сейчас скорее, на падении доллара, чем на этих «золотых фокусах».

Что касается биткоина, это тоже следствие бегства из спекулятивной движухи. Очень короткой и очень быстротечной. Биткоин был и остается спекулятивным активом, и золото точно так же сейчас сыграло такую роль. Кто у нас традиционно король? Американский доллар, куда от этого денешься.

Андрей Кочетков — частный инвестиционный консультант:

— Давайте начнем с того, когда золото дорожало в течение года на 50—100 процентов, почему-то эти цифры не казались страшными. А на самом деле это сигнализировало нам о том, что на рынке есть некий страх по поводу мировой финансовой системы. Особенно сильно динамику золото показало в текущем январе — мы практически от четырех с копейками тысяч прыгнули выше 5 тысяч [долларов за унцию]. И это за очень короткий период. На бирже, как правило, подобные движения всегда расцениваются как некий сигнал о том, что текущая тенденция близка к завершению. То есть совсем оправданный, резкий скачок вверх.

Достижение практически целей всех главных банков инвестиционных привело к тому, что на рынке стали фиксировать свои позиции и делали это весьма активно. Соответственно, число желающих продать золото по целевым ценам превысило количество желающих купить это золото по этим ценам. Основные прогнозы банков сосредотачивались где-то в районе 4-5 тысяч [долларов за унцию], и достижение этого уровня стало неким пусковым механизмом для продаж.

Кроме того, была некая обеспокоенность по поводу доллара, по поводу стабильности самих Соединенных Штатов. Но на текущий момент мы видим, что если у США и есть проблемы, то, скорее всего, они уже не касаются финансов. Да — долг большой, да — Соединенные Штаты будут продолжать наращивать его. Но активная политика Трампа привела к тому, что США в какой-то степени поправили свое положение и в области международных отношений, и в сфере финансов за счет тарифных различных войн и тому подобного. Некое напряжение с рынка ушло, и поэтому желание покупать золото у многих пропало, или, по крайней мере, ослабло.

Центральные банки по таким ценам вряд ли будут покупать в ближайшее время. То есть, цена должна как-то устояться, чтобы у них появился интерес. А частники действуют, руководствуясь, с одной стороны, техническим анализом, а с другой, прогнозами ведущих банков. Если цели достигнуты, то зачем рисковать дальше? Тем более что за вот какой-то неполный месяц золото подорожало на 20 лишним процентов.

Если падение по золоту продолжится немножко, то сложится еще и технический сигнал возникновения «медвежьего рынка» («медвежий рынок» в финансах означает длительный период, когда цены большинства активов падаютприм. ред.). Это значит, что золото продолжит дешеветь и, возможно, где-то даже до 4 тысяч, может быть, даже до трех с половиной. В этом трагедии никакой нет. Просто за последние полтора года этот актив показал чрезвычайно сильный рост, и поэтому какая-то очень серьезная коррекция должна была наступить не сегодня-завтра.

Что касается падения криптовалюты, есть ли взаимосвязь с падением золота? На самом деле нет. Скажем так, когда есть желание уйти от тех активов, которые сильно дорожали в последнее время, оно обычно затрагивает не только какую-то одну позицию, а сразу несколько. И, соответственно, биткойн и прочие крипты попали под раздачу. Плюс в последнее время снова усилились разговоры о том, что крипта выходит за рамки интересов основных государств, что они не будут использовать ее для каких-то финансов, и сфера использования крипты останется, в общем-то, маргинальной. К тому же биткойн редко когда реагирует на макроэкономику, на какие-то политические события.

Есть еще один фактор интересный. Венесуэла довольно активно использовала криптовалюту для торговли нефтью и ухода от слежки Соединенных Штатов. Сейчас, может быть, они действительно распродают биткойны, конвертируя их в обычные доллары. Можно такой фактор допустить, но не могу сказать со стопроцентной уверенностью.

Как это скажется на рубле? Падение золота может негативно сказаться на рубле в том смысле, что все-таки у Центрального Банка достаточно серьезные резервы именно в этом металле. Некая фундаментальная поддержка рубля может ослабнуть.

Но рубль сейчас — это валюта международной торговли, и на нее есть спрос со стороны наших партнеров, включая Китай, Индию, Вьетнам и другие страны, которые покупают российские ресурсы, инструментарий, машинерию, продукты сельского хозяйства. На начало 2026 года 57 процентов экспорта и 55 процентов импорта оплачивалось рублями. Никакая другая валюта не превосходила рубль по доле во внешней торговле.

Спрос на валюту внутри страны не столь высокий, что и приводит к относительной стабильности рубля, который, скорее всего, в ближайшее время будет в диапазоне 75—85 [рублей за доллар], но не более. Сильнее укрепляться, конечно, ему, наверное, не позволят, и ЦБ будет проводить какие-либо интервенции. Может быть, даже будет покупать золото на внутреннем рынке или продавать какую-то валюту. Каких-то серьезных подвижек в курсе рубля я сейчас не ожидаю, потому что там совсем другие принципы сейчас работают.

Пока сложно говорить, кто выиграл и проиграл от падения. Когда цена стабилизируется, будет понятно. Пока выигрывают спекулянты, которые воспользовались этим движением, верили в прогнозы ведущих инвестиционных банков. Они проехали по этой волне и заработали много денег. Выиграли те Центральные банки, которые игнорировали смех в их адрес и последние лет пять-десять продолжали скупать золото. В том числе это российский ЦБ, который в свое время перевел где-то 25 процентов своих международных резервов в золото, а сейчас доля их гораздо больше — по-моему, оценивается, в 300 миллиардов.

Те, кто покупал золото, когда оно было дешевым и ставил цели на несколько лет вперед, остались в выигрыше. Им даже сейчас особо переживать не о чем — ну, подумаешь, золото сегодня выросло на 10 процентов, а завтра упало на 10 процентов. Ничего страшного.

Дмитрий Голубовский — аналитик «Золотого монетного дома»:

— Лопнул пузырь. Последняя фаза роста — это фаза пузыря, она очевидна. По-научному это называется гамма-сквиз. Все те, кто был в коротких продажах по золоту, крупные банки, были вынесены со своих позиций. Лавинообразный рост, как и лавинообразный обвал, означает ликвидацию очень большого объема контрактов на рынке деривативов.

Это касается и рынка серебра, потому что он сломался раньше. Там вообще какое-то безумие творится последние месяца полтора. Но он узкий, гораздо уже, чем рынок золота. Там меньшие объемы денег нужны, чтоб его двигать.

Мы наблюдаем движение, которое не связано с фундаментальными факторами. Хотя фундаментальный фактор был один. Триггер роста — это ожидание очередной волны эскалации на Ближнем Востоке. Это то, что подпитывало последнюю неделю. А так, поскольку ничего не произошло на этих выходных, с понедельника падение продолжилось. К самому падению, формально, поводом послужил слух о том, кто будет следующим главой федеральной резервной системы.

Сколько будет падение продолжаться? Этот процесс абсолютно непредсказуемый. С пиковых цен падение может быть где-то и на 40 процентов. Ближайшие аналоги — это взлет цены золота в первой половине 2008 года, когда было дно кризиса. Общий масштаб снижения золота с максимума 2008 года до минимума составил как раз 40 процентов. Правда, это снижение не было одним махом. Сейчас будет так же. 20 процентов падения уже случилось, это нормально.

На рубле это уже сказывается, он слабеет. У нас золото занимает очень большую долю в оставшихся ликвидных золотовалютных резервах, более 50 процентов. У нас всю осень была ситуация, что минфин продавал валюту для покрытия бюджетного дефицита, а объем золотовалютных резервов в долларовом выражении не снижался. Потому что золото росло. А сейчас первая реакция на падение золота — достаточно заметное ослабление рубля. Но это не значит, что он попадет в волну девальвации. Потому что у рубля сейчас появляются другие факторы поддержки: индусы снова начинают закупать российскую нефть, крупный китайский завод. Это значит, что большой объем российских танкеров, который застрял в море из-за американских санкций, сейчас пойдет разгружаться, будет приток валютной выручки в феврале–марте.

Что касается биткоина — это отдельная тема, она живет своей жизнью. Он начал валиться еще осенью. Это был опережающий индикатор. То, что сейчас произошло — это уход от риска. В остальном все фундаментальные факторы не меняются. Центральные банки как покупали, так и покупают [золото]. Геополитика как была плохой, так и остается плохой. Перспективы и риски американского бюджета, как остаются весьма туманными, так и будут.

В целом, биткойн еще будет расти. Я не думаю, что эта тема умрет. Это очень хорошая игрушка спекулятивная, от которой, если уж ее пустили в оборот, Уолл-стрит от нее не откажется. Но сейчас нахлобучат всех тех, кто по 100 его покупал. Тем более, это люди, у которых нервы не такие крепкие, как у тех, кто покупал криптовалюту раньше. Как они распродадут все, курс вернется.