«Шикарный, хороший, красивый город! Меня сопровождал вице-премьер, и я спросил: «А где общественный транспорт?» — вспоминал раис РТ Рустам Минниханов поездку в Баку, который стоит в пробках. По такому же пути может пойти и Казань, и другие города республики, предупредил гуру урбанистики Михаил Блинкин на итоговой коллегии миндортранса Татарстана. На строительстве и ремонте дорог в РТ в этом году освоили 82,2 млрд рублей, в то время как на поддержку общественного транспорта бюджет направил 2,1 млрд рублей — на 600 млн рублей меньше, чем в 2024-м. В итоге в Казани на каждого автовладельца скрытая субсидия составила 50,6 тыс. рублей, а на одного пассажира — 530 рублей. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Поддержка общественного транспорта из регионального бюджета за прошлый год составила 2,1 млрд рублей, докладывал глава миндортранса РТ Фарит Ханифов
Поддержка наземного общественного транспорта в РТ снизилась за год на 22%
Вот уже третий год на итоговой коллегии миндортранса РТ признают проблемы в общественном транспорте. Например, в 2024-м министерство признало кризис пассажирских перевозок. На следующий год перевозчики просили помочь с лизингом автобусов.
В итоге поддержка общественного транспорта из регионального бюджета за прошлый год составила 2,1 млрд рублей, докладывал глава миндортранса РТ Фарит Ханифов. И это на 22% ниже аналогичного показателя 2024-го, когда тот же Ханифов отчитывался о 2,7 млрд рублей поддержки. А деньги распределили так:
- 1,3 млрд рублей — компенсация за поездки льготников. Эта субсидия не полная, о чем миндортранс РТ стабильно умалчивает. Например, в 2025 году в столице РТ за одного льготника доплачивали 33 рубля при стоимости проезда 43 рубля. Получается, что транспортники только по Казани за прошлый год недополучили свыше 720 миллионов. Льготник так и остается «¾ пассажира»;
- 290,9 млн рублей — субсидирование сельских маршрутов в 36 муниципалитетах;
- 468,8 млн рублей — софинансирование лизинговых платежей. За прошлый год в льготный лизинг перевозчики РТ взяли 181 автобус.
«Без них наш общественный транспорт был бы недоступен многим», — говорил Ханифов о мерах поддержки.
Не буду останавливаться на заслугах. Надо обратить внимание на пассажирские перевозки. Они у нас факультативно идут.
Неприятную картину реальности прикрыли докладом мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева, где в 2021 году город начал транспортную реформу, в 2023-м создал муниципального перевозчика, а в 2025 году перешел на полное муниципальное управление. На смену 350 «газелькам» пришли 217 автобусов большой вместимости, часть из которых — в 2025-м. Стоит отметить, что подвижной состав передан перевозчику безвозмездно от республики. Город подтянул автотранспорт, но сохраняются сложности с трамваями. Нужен капремонт трамвайной сети, обновление подвижного состава — средний возраст вагонов 26 лет. Необходимо и развитие рельсового транспорта в новых районах города.
Проблему изношенных сетей и путей электротранспорта миндортранс РТ предложил решить заключением концессионных соглашений — правда, без подробностей. Надо понимать, что концессия предполагает извлечение прибыли, а прибыль надо закладывать в тариф. Тариф же на проезд — минимальный. Так что вопрос «а кто вложится?» остался без ответа.
В задачах на 2026 год по части общественного транспорта глава миндортранса РТ перечислил три пункта:
— Системное обновление парка общественного транспорта.
— Создание единой системы транспортного обслуживания РТ. В министерстве запустят транспортный ситуационный центр с мониторингом и диспетчеризацией всех видов общественного транспорта: муниципального, межмуниципального, речного, железнодорожного (электрички), межрегионального. Причина — с 1 января 2027 года вступает в силу закон, который закрепит полномочия организации транспортного обслуживания населения и контроля на региональному уровне. Сегодня миндортранс отвечает только за межмуниципальные перевозки.
— Интеграция единой системы транспортного обслуживания с федеральной системой мультимодальных перевозок. Соглашение подписано.
«Такая система сделает рынок транспортных услуг открытым для всех его участников, — прокомментировал третий пункт Ханифов. — Усовершенствует мониторинг, повысит объективность контроля бюджетных средств. И главное — позволит вывести на новый уровень мобильность жителей, в том числе по системе единого билета».
Впрочем, не городским транспортом единым. Некоторые успехи наметились у речников, там пассажиропоток увеличился на 5% до 367,4 тыс. пассажиров. А у начинавшего с 9 пассажирских судов в 2023 году АО «Флот РТ» теперь 21 судно, в том числе 4 новых «Метеора-2020». «Хороший шаг, но речная тема без людей, без пассажиров будет не совсем закончена», — отметил Ханифов и поставил задачу расширения маршрутной сети пригородных пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, в том числе на туристических направлениях.
Раис республики предложил раз в месяц поднимать тему пассажирских перевозок на видеоконференциях. «Потому что много обращений граждан. Ну и за счет строительства дорог и развязок мы вопросы не решим», — добавил он.
Неприятную картину реальности прикрыли докладом мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева, где в 2021 году город начал транспортную реформу, в 2023-м создал муниципального перевозчика, а в 2025 году перешел на полное муниципальное управление
Как бюджет скрыто оплачивает 70% расходов автовладельцев Казани
Насколько он прав в этом утверждении, показал в своем выступлении директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Он поставил неутешительный диагноз проблемам, сложившимся в Татарстане.
- Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, как и все города постсоветского пространства, строились по одному лекалу: из расчета пропускной способности сети улиц, дорог и транспортных узлов 150–180 легковых автомобилей на 1 тыс. жителей. Но в Казани сегодня на 1 тыс. жителей — 360 авто. Норматив уже превышен вдвое!
- Площадь асфальта от общей площади городов на постсоветском пространстве занимает до 10%. Тогда как для городов, ориентированных на личный транспорт, должно быть не менее 30%. Выход — общественный транспорт, который ходит как часы, но… «Он у нас таким никогда не будет», — сказал Блинкин, объяснив это тем, что деньги идут в первую очередь на региональную и федеральную сеть дорог.
- В развитых странах сохраняется баланс платежей автовладельцев, целевые налоги и сборы, плата за парковку и затрат бюджета страны, региона, города на развитие и содержание улично-дорожной сети, организацию движения и парковочного пространства. Тогда как по России автовладельцы в среднем оплачивают до 70% расходов. В Татарстане только 30%, а в Москве — 20%. Остальное дает бюджет.
Повторим, безвозвратное субсидирование дорожных программ со стройкой развязок, магистралей привело Казань к тому, что автомобилисты за 2024 год оплатили только 30% автомобильного счастья. А 70% — это скрытая субсидия на сумму 50,6 тыс. рублей на каждого автовладельца! При этом пассажиры общественного транспорта платят за год 45% затрат, а скрытая субсидия составляет лишь 530 рублей на одного потребителя.
Т. е. для владельцев машин бюджет расщедрился во всю ширь, а для пассажиров общественного транспорта — приоткрыл игольное ушко.
Все крупные города России, включая Москву и Казань, с радостью дотируют автомобилистов, чтобы они ездили на своих автомобилях, стояли в пробках. Зачем мы это делаем? Я не знаю.
Эксперт привел в пример Москву, где в период с 2012 года был реализован один из самых масштабных в Европе проектов расширения улично-дорожной сети и было построено примерно пять новых МКАД. Но прирост автомобилизации населения на уровне не менее 3–4% в год нисколько не прибавил в средней обеспеченности одного автомобиля городским асфальтом. В итоге пришло понимание, что единственный способ удовлетворения транспортного спроса — развитие общественного транспорта. И только строительство метро, развитие железнодорожных линий, реанимация трамвая, масштабное обновление материально-технической инфраструктуры городского транспорта привели к радикальному росту его привлекательности.
Михаил Блинкин поставил неутешительный диагноз проблемам, сложившимся в Татарстане
Далее Блинкин рассказал о Баку, где экспоненциальный рост автомобилизации уперся в низкую плотность дорожной сети, оставшейся с советского периода. «Беда! Общественный транспорт — старый неэффективный советский транспорт хоть какой-то, но был, а сейчас и этого нет. Город стоит в пробках. Бюджетные возможности были, эффективное городское управление нормальное, не забалуешь. Наглядный кейс!» — описал он проблемы столицы Азербайджана.
Пример Баку оказался близок Минниханову.
«Шикарный, хороший, красивый город! Меня сопровождал вице-премьер, и я спросил: „А где общественный транспорт?“ Этот момент они упустили. Вот в Сингапуре вы не можете купить автомобиль, вы покупаете право на покупку автомобиля, а потом автомобиль. И въезд в город полностью платный, сумма платежа зависит от количества пассажиров. Если мы не пройдем этот путь, будем сидеть в персональных автомобилях и дожидаться, когда все это рассосется. Эти вопросы важны, и мы с наукой в этом вопросе тоже поработаем», — отметил раис республики.
«Если мы не пройдем этот путь, будем сидеть в персональных автомобилях и дожидаться, когда все это рассосется. Эти вопросы важны, и мы с наукой в этом вопросе тоже поработаем»
Авиация: спад пассажирских авиаперевозок и надежда на новый терминал
Воздушный транспорт представлен в Татарстане пятью авиакомпаниями, выполняющими региональные перевозки, и тремя действующими аэропортами. Пассажиропоток в 2025 году составил порядка 6 млн человек, что на 0,3% меньше показателя 2024-го.
За прошедший год число маршрутов из региона увеличилось на два. Теперь их 98: 64 внутри РФ, из которых 40 субсидируются, а международные перевозки представлены 34 направлениями.
Увеличить показатели власти надеются за счет строящегося нового терминала, который ждут к 30 августа этого года. Планируется, что на региональных направлениях он будет принимать 5,7 млн пассажиров.
«Рустам Нургалиевич, вы нам делаете справедливое замечание. У нас, конечно, аэропорт очень уплотненный. И сложно в работе. Мы все эти замечания учитываем при написании технических заданий», — подчеркнул министр.
«В целях увеличения пропускной способности [путей] местами нам [надо] делать «двухпутки» на куйбышевской дороге и сделать электрификацию, чтобы вес поездов увеличить с 5 тысяч до 7 тысяч тонн»
Железная дорога: падение грузоперевозок, новые платформы и перехватывающие парковки
А теперь к железнодорожному транспорту, который в РТ представлен филиалами Горьковской и Куйбышевской железных дорог, а также оператором пригородных перевозок «Содружество». Совокупная инфраструктура включает 23 вокзала и 205 пассажирских платформ. «Кстати, требуется приведение в нормативное состояние 101 платформы. И вывести [это] на такой уровень, как мы делали перед саммитом БРИКС», — заметил министр.
Однако это не мешает увеличению пассажиропотока — пускай и на 0,5%. Сегодня он составляет 8,75 млн человек. А вот грузоперевозки «просели» на 4,9% — 33,4 млн тонн. «В целях увеличения пропускной способности [путей] местами нам [надо] делать „двухпутки“ на куйбышевской дороге и сделать электрификацию, чтобы вес поездов увеличить с 5 тысяч до 7 тысяч тонн», — подчеркнул докладчик.
Шестой год подряд перспективным на коллегии называют проект организации кольцевого железнодорожного сообщения в Казани. Правда, с 2021-го эта идея не выходит за периметр подготовки проектно-сметной документации, но теперь проект достиг уже заключительной стадии экспертизы. Первый этап будет включать строительство третьего пути на участке станции Юдино, Дербышек и съезда в районе Нового Аракчино. Когда начнут строить? Неясно.
В этом году заложено финансирование строительства двух платформ: Тихорецкая и Госархив, которые анонсировали еще год назад. «Востребование данных платформ говорит само за себя, потому что показательно снижается поток легковых машин и увеличивается пассажиропоток на электричках», — отметил Ханифов.
Определено 25 точек для размещения перехватывающих парковок, чтобы сократить поток автомобилей в Казань. Первым направлением названо арское, а сейчас идет утверждение программ по их обустройству. «Мы эту работу уже завершаем и со следующего года будем вносить на реализацию», — отчитался Ханифов.
Еще одной задачей на текущей год стал ввод нового подвижного состава на маршруте Казань – Ижевск – Казань.
Пассажиропоток на речных маршрутах подрос
О речных грузоперевозках
Пассажиропоток на речных маршрутах подрос, новые суда куплены, но основные задачи затрагивают речные грузоперевозки. А их действительно хватает:
- Обеспечение необходимого количества судов и их обновление.
- Приведение в нормативное состояние судовых ходов и подходов, причалов.
- Аудит и инвентаризация причальной инфраструктуры.
- Строительство и модернизация портовой причальной инфраструктуры и ее обеспечение необходимыми автомобильными и железнодорожными путями.
- Применение гибкой тарифной политики особенно на первой и последней миле.
- Организация взаимодействия различных видов транспорта: железная дорога, водный и автотранспорт.
- Развитие мультимодальных логистических перевозок по международным транспортным коридорам, в том числе увеличение грузооборота на реках Волге, Каме и Вятке.
«Это тоже очень нужный и важный вид транспорта», — перешел Ханифов к таксомоторному транспорту. Общее количество зарегистрированных в республике такси составляет более 23 тыс., из которых 20 тыс. приходится на Казань. В среднем в министерство поступает до 80 заявок на этот вид деятельности.
Общие затраты на ремонт улично-дорожной сети в 2025 году составили 36 миллиардов
Новая головная боль министерства — состояние региональных дорог
Общая протяженность дорог Татарстана составляет 41 тыс. километров. При этом 85% опорной сети находится в нормативном состоянии. «Успокаиваться нельзя. Мы к 2031 году должны эту планку выполнить. Вот нормативное состояние дорог в агломерации, больших городах составил уже 90 процентов», — отметил Ханифов.
Головной болью министерства стало состояние региональных дорог. Нормативам соответствует лишь 52%. К 2030 году цель довести этот показатель до 60%. В 2025-м ремонтом было охвачено 1 925 км дорог. «Тут можно похвастаться, но все-таки нам нужно программу сбережения дорог поднимать на совершенно новый уровень», — поставил задачу министр.
К терпению призвал Ханифов жителей региона в связи со строительством платной дороги-дублера Оренбургского тракта: «Через пару лет наши жители уже почувствуют на себе это облегчение. Но потерпеть нам придется». Этапов будет 6, а первый бесплатный отрезок в Лаишевском районе планируют завершить уже в 2026 году. Затем приступят к следующим пяти этапам, как заявлялось ранее, они будут платными. Правда, единого мнения о трассировке этой дороги у республики и Казани до сих пор нет, у каждой свое видение.
Общие затраты на ремонт улично-дорожной сети в 2025 году составили 36 миллиардов. Было сделано 757 объектов протяженностью более тысячи километров. «Уважаемые коллеги, эти объекты население принимает на ура. Я бы поаплодировал руководству», — предложил министр.
Аплодисментами раису была встречена и информация о количестве переведенных дорог из категории грунтовых в категорию ЩПС (щебеночно-песчаная смесь). Это 15 объектов в 14 муниципальных образованиях. «Жители эти дороги встречали как большой праздник. Шесть тысяч жителей увидели впервые дорогу в твердом покрытии до своих населенных пунктов», — с гордостью заявлял Ханифов.
Комментарии 160
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.