«Пьянка, встречка, ремень», — так первый замглавы МВД по РТ Алексей Соколов коротко, но емко сформулировал три основные причины, влияющие на аварийность в Татарстане. Об этом генерал заявил в ходе правительственного заседания комиссии по безопасности на дорогах. Итоги года неутешительные. Несмотря на улучшение качества дорог, растет и смертность на них. По словам начальника ГАИ по Татарстану Рустема Гарипова, часть водителей просто пренебрегает правилами — три трупа республика получила после выезда на встречку там, где обгон вообще запрещен. «Это не ошибки, не случайность!» — заявил он. О чем еще доложили на совещании — в материале «БИЗНЕС Online».
Шамиль Гафаров: «Считаю, что пьяные за рулем — это преступники. Почему, когда человек стреляет — это преступник, а когда берет в руку другое оружие — свой автомобиль, сбивает, убивает человека, — он не преступник?»
Количество погибших в ДТП в Татарстане растет второй год подряд
«До этого же 10 лет подряд мы снижали количество погибших и ДТП на дорогах Татарстана. Что случилось в последние два года? Где мы провалились?» — сразу задал тон заседанию правительственной комиссии РТ по безопасности дорожного движения (БДД) вице-премьер РТ Шамиль Гафаров.
Забегая вперед, еще не раз на совещании он задаст резкие вопросы его участникам. Но объективно его эмоции понятны: республика второй год подряд превышает показатели по смертности на дорогах.
Как сообщил руководитель управления Госавтоинспекции по РТ Рустем Гарипов, в Татарстане в 2025 году в авариях погибли 345 человек (плюс 24 к 2024-му) — при прогнозе, установленном проектом «Инфраструктура для жизни», в 291 человек… Причем и январь выдался непростым: уже зарегистрировано 128 аварий (данные на 25 января), в которых погибли 26 человек (плюс 7 к этому же периоду 2025-го) и 184 получили ранения.
Фото: Олег Спиридонов
Где в основном гибнут люди? По словам Гарипова, на федеральных дорогах аварийность снижается, а вот на региональных и дорогах местного значения — и это «тревожная тенденция» — число погибших выросло (19 и 6 погибших соответственно). Одна из основных причин смертей в ДТП — столкновение на встречке: в прошлом году так погибли 12 человек. Причем 3 из них скончались из-за нарушений правил обгона там, где обгон вообще запрещен. «Это не ошибки, не случайность, это осознанное пренебрежение правилами, за которые платят жизнями не только сами нарушители, но и другие участники движения», — подчеркнул Гарипов. Он обратился к начальникам органов внутренних дел в районах с просьбой усилить контроль за обгонами на дорогах с интенсивным движением.
Республика второй год подряд превышает показатели по смертности на дорогах
Ухудшение показателей отмечено в 22 районах республики, указал Гарипов. Так, превышение прогноза нацпроекта зафиксировано в Высокогорском, Пестречинском, Лаишевском, Верхнеуслонском районах, Челнах, Тукаевском, Елабужском, Мамадышском, Мензелинском, Актанышском и других районах Татарстана. Гарипов призвал начальников комиссий по БДД в районах реагировать на ситуацию адресно, принимать меры по реальному снижению аварийности, а не формальному выполнению планов.
«Мы понимаем, что ситуация сама собой не рассосется. Именно там, где последние два года была завалена надзорная деятельность по ключевым нарушениям, и были превышены показатели национального проекта», — подчеркнул первый заместитель главы МВД по РТ Алексей Соколов. Ключевые причины, влияющие на аварийность, по словам Соколова, — «пьянка, встречка, ремень». К первому, признал он, «слишком скромное внимание с нашей стороны». В 16 районах рост погибших и раненых по вине пьяных водителей — Верхний Услон, Апастово, и все это на фоне снижения надзорной деятельности, т. е. при снижении количества выявленных и задокументированных нарушений в принципе. «Агрыз, Менделеевск, лаишевский отдел ушли от надзорной деятельности — всё, дорога не простила», — обращался он к подчиненным.
Превышение прогноза нацпроекта зафиксировано в Высокогорском, Пестречинском, Лаишевском, Верхнеуслонском районах, Челнах, Тукаевском, Елабужском, Мамадышском, Мензелинском, Актанышском и других районах Татарстана
Гафаров о пьяных ДТП высказался эмоционально. «Считаю, что пьяные за рулем — это преступники. Почему, когда человек стреляет — это преступник, а когда берет в руку другое оружие — свой автомобиль, сбивает, убивает человека, — он не преступник?» — сказал вице-премьер, обозначив жесткую позицию в плане публикации информации о нарушителях в СМИ. «Не может быть такого (пьяные за рулем — прим. ред.) на территории Татарстана! У нас внешние угрозы есть, специальная военная операция…» — сказал вице-премьер.
Ключевые причины, влияющие на аварийность, по словам Алексея Соколова, — «пьянка, встречка, ремень»
«Эти цифры, наверное, не звучали в ваших парадных докладах [по итогам года], но такова статистика, — сказал Соколов. — Конечно, можно крестным ходом пройтись по местам концентрации ДТП или со святыней проехать. Но давайте лучше каждый будет заниматься своим делом — тем, чем должен. ДПС должна реагировать!» Спикер призвал «усилить административное давление» по ключевым нарушениям, которые ведут к смертельным ДТП.
«Мы не можем допустить, чтобы гонка за скоростью доставки превращалась в гонку за человеческими жизнями»
Дети, покупающие бензин, и доставщики, которые спешат к клиенту
Прогнозы у спикеров не радостные. По словам Гарипова, в феврале прогнозируется всплеск встречных столкновений, на которые может негативно повлиять и погода. «Ежегодно в зимний период погибает более 100 человек!» — заявил он, отметив, что только в январе во время ухудшения погоды погибли 7 человек. Во время метели надо оперативно чистить дороги и ограничивать движение по ним. В ближайшие дни в Татарстане тоже ожидается метель — Гарипов попросил районы мониторить погоду. «В случае необходимости, не дожидаясь ДТП и заторовых ситуаций, быть готовыми к введению временного ограничения движения ТС вплоть до полного прекращения движения», — призвал он. Спустя некоторое время после его выступления платную трассу Алексеевское – Альметьевск закрыли из-за непогоды. Там, напомним, после страшного ДТП во время снегопада в январские праздники погибли четыре человека. После этой аварии был проведен «разбор полетов» и на сегодня все недочеты исправлены, сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Фарит Ханифов, тяжело вздохнув: «Но то, что произошло, уже произошло…» А Гафаров в свою очередь призвал осторожно подходить к ограничению движения на дорогах — не допустить, чтобы люди застревали на трассе на несколько часов, ожидая, пока снимут запреты.
Затем Гарипов поднял еще один «актуальный вопрос, требующий немедленного реагирования», — это то, как сотрудники служб доставки соблюдают ПДД. Он вспомнил недавний смертельный случай на улице Копылова в Казани, где водитель сбил доставщика, который на мопеде ехал по «пешеходке» на красный свет. «Курьер нарушил базовое правило — пересек дорогу на красный свет. Но за этим стоит системная проблема — отсутствие дорожного контроля со стороны работодателей, давление срочных заказов, возможно, и отсутствие обязательного инструктажа по безопасности», — сказал Гарипов. Он призвал председателей муниципальных комиссий по БДД провести работу с представителями сервисов доставки, чтобы обязать их как минимум проводить обязательный инструктаж с сотрудниками. «Мы не можем допустить, чтобы гонка за скоростью доставки превращалась в гонку за человеческими жизнями», — сказал Гарипов.
Еще одна злободневная тема — дети на питбайках. Гарипов напомнил, что в прошлом году по инициативе ГАИ Госсовет Татарстана запретил продажу детям топлива на АЗС в республике. Оказалось, уже есть нарушители этого запрета: в Лениногорском районе оператора заправки привлекли к административной ответственности. Гарипов обратился к руководителям исполкомов районов и попросил организовать контроль за продажей топлива.
Фарит Ханифов: «К сожалению, прямая пропорция пошла — чем выше нормативное состояние дорог, тем у нас хуже ситуация с погибшими на дорогах»
Гафаров — Ханифову: «Почему мы в третий раз это обсуждаем?»
Министр Ханифов доложился по дорогам: по его словам, сейчас в нормативном состоянии всего чуть больше половины дорог регионального значения (52,2%), с дорогами так называемой опорной сети (федеральные трассы, магистрали и т. д.) ситуация лучше — 85,7%. «К сожалению, прямая пропорция пошла — чем выше нормативное состояние дорог, тем у нас хуже ситуация с погибшими на дорогах», — сделал вывод Ханифов.
И, судя по его словам, районы не торопятся как-то улучшать ситуацию с дорогами. Так, например, сейчас только 10 районов заключили трехгодичные контракты на содержание дорог. Меньше половины районов РТ заключили контракты на ямочный ремонт. Гафаров этим цифрам возмутился.
— Это что — позиция министерства, муниципальных образований или недоработка министерства транспорта? Как это прокомментируете, какой из трех вариантов выберете? — обратился вице-премьер РТ к Ханифову.
— Выберу третий вариант, с себя ответственность снимать не буду, — самоотверженно сказал министр. — Но заключение контрактов — это все-таки дело муниципалитетов.
— Понятно, но есть же главенствующая роль и позиция министерства транспорта — получается, ее не принимают в муниципальных образованиях или принимать не хотят? — спрашивал Гафаров. Он призвал Ханифова предложить конкретные меры, чтобы такого не повторялось. Ханифов предложил: до 1 апреля обязать все районы эти контракты заключить, а со следующего года вообще не предлагать выбор — все контракты только трехгодичные. «Почему мы в третий раз это обсуждаем? У нас же совещание не для того, чтобы похвалили, выступили, разошлись!» — говорил Гафаров.
По словам Ханифова, министерство сейчас ведет работу с органами власти и институтом РосдорНИИ, чтобы в транспорте типа автобусов и такси можно было поставить камеры фото- и видеофиксации, по картинке с которых можно будет выписать штраф за нарушение ПДД
Миндортранс предлагает выявлять нарушителей ПДД с помощью ИИ
Но в целом у миндортранса были предложения — правда, по другим направлениям. Например, по штрафам. По словам Ханифова, министерство сейчас ведет работу с органами власти и институтом РосдорНИИ, чтобы в транспорте типа автобусов и такси можно было поставить камеры фото- и видеофиксации, по картинке с которых можно будет выписать штраф за нарушение ПДД.

«Мы с ними будем писать нормативные документы, которые должны позволить приборам фотовидеофиксации передавать полученные изображения, и на судах эти постановления сноситься не должны. Пока они сносятся буквально пачками. Технически это все уже можно сделать, они ничем не хуже народного контроля фотоснимков, во многих случаях даже более качественные», — сказал Ханифов. Помимо автобусов и такси, видеорегистраторами можно было бы оснастить транспорт госорганов и грузовые автомобили. Ханифов отметил, что сейчас разрабатываются «многочисленные» программы с ИИ, которые направлены на комплексный контроль содержания дорог. И параллельно можно сделать так, чтобы этот ИИ мониторил соблюдение ПДД. «Работаем над этим», — сказал министр, не раскрывая подробностей.
При этом он отметил, что с 2022 года в Татарстане было куплено 85 тыс. новых машин — наверняка среди их владельцев немало новых водителей. Ханифов попросил ГАИ провести такой анализ. «Раньше практика была: три просечки — человек пересдавал экзамен, сегодня не знаю как, — вспомнил Ханифов и осекся. — Это, конечно, не наша работа. Но мы с РосдорНИИ (поддерживает нас Росавтодор) будем этим заниматься — автоматизацией процессов борьбы с нарушителями».
Гафаров отметил, что на ремонт и строительство дорог Татарстан действительно направляет большие средства. «Какой регион 103 миллиарда вкладывает денег на капитальный ремонт и дорожное строительство? Можно пересчитать на душу населения, на территорию, на количество дорог на территории… Ну какой регион, коллеги? В плане финансового обеспечения мало кто это делает. Какой регион за последние, скажем так, полгода вкладывает более 600 миллионов на покупку камер фотофиксации?» — задавал скорее риторические вопросы Гафаров.
При этом он отметил, что штрафов за прошлый год за нарушения ПДД было собрано больше, чем годом раньше (цифры не прозвучали), но это лишь за счет роста стоимости самих штрафов, а не их количества. «Да и тут я согласен, нам нет необходимости уходить в какую-то палочную систему, мы за этим не гонимся. Мы гонимся за одним — чтобы люди на наших дорогах не умирали», — подытожил он. И предложил коллегам обратить внимание на опыт Свердловской области — почему у них эффективность камер, следящих за нарушением ПДД, выше?
А комиссии на местах он призвал провести разбор полетов. «Два года подряд мы довольно серьезно проседаем по дорожно-транспортным происшествиям, по погибшим. Мы опять имеем серьезные, тяжелые результаты по итогам января, на что мы, естественно, не рассчитывали. Да, мы можем найти объяснение, причины, но все равно боль, утрату и трагедию в семье всеми этими причинами не объяснить. За то, что происходит на дорогах нашей республики, ответственны мы, — сказал Гафаров. — Два года подряд мы, мягко говоря, проваливаем эту работу».
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.