«Мы все рассчитывали, что спрос во второй половине года остановится и мы увидим хоть небольшой прирост. К сожалению, эти ожидания не реализовались», — констатировал ситуацию на российском молочном рынке генеральный директор Союзмолока Артем Белов. Отечественные производители «белой нефти» собрались в Москве, чтобы обсудить рыночные тенденции и способы выправления ситуации. Больше всего их тревожат снижение спроса, образование избыточных запасов и возрастающая конкуренция со стороны белорусских аграриев. О том, как поменять культуру потребления молока в России и почему цена на молочку все время скачет, — в материале «БИЗНЕС Online».
Артем Белов обратил внимание, что после двух комфортных лет роста российский рынок молока в 2025 году столкнулся со снижением потребительского спроса примерно на 1%
«Потенциал роста позволяет молочному бизнесу смотреть в будущее с оптимизмом…»
В Москве сегодня начался форум, который называется емко — «Третий форум лидеров молочной индустрии». «Тяжелая артиллерия» в лице вице-премьера России Дмитрия Патрушева и министра сельского хозяйства РФ Оксаны Лут ожидается на второй день мероприятия. А пока производители и представители власти в спокойной рабочей обстановке могли обсудить проблемы, которые тревожат игроков рынка. И вопросов таких немало. Главная проблема — снижение продаж.
Модерировавший пленарную сессию генеральный директор национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов обратил внимание, что после двух комфортных лет роста российский рынок молока в 2025 году столкнулся со снижением потребительского спроса примерно на 1%, чего не ожидали даже самые осторожные аналитики. «Мы все рассчитывали, что спрос во второй половине года остановится и мы увидим хоть небольшой прирост. К сожалению, эти ожидания не реализовались», — констатировал Белов. Главной причиной он считает жесткую кредитно-денежную политику Центробанка, высокие ставки и меры по сдерживанию инфляции, которые ударили по кошелькам потребителей.
Однако объемы производства товарного молока в стране на фоне падения спроса все равно продолжили расти, прибавив за 2025 год около 2%, или 500 тыс. тонн. Этому способствовало три фактора: благоприятные погодные условия, комфортный уровень закупочных цен на сырье в течение большей части 2025 года и неожиданная инвестиционная активность. «Есть ощущение, что значительное количество производителей инвестирует в развитие ферм хозяйственным способом, за счет собственных средств», — отметил Белов. Это подтверждается рекордными за десятилетие показателями доходности как производителей, так и переработчиков.
Сложившиеся «ножницы» — спад потребления при росте производства — привели к рыночному дисбалансу. Запасы готовой продукции к концу 2025 года выросли почти на 50%, что не могло не оказать давления на цены. Дополнительным вызовом стал укрепляющийся рубль, который слегка снизил физические объемы поставок за рубеж.
Производство товарного молока на фоне падения спроса все равно продолжило расти, прибавив около 2%, или 500 тыс. тонн
Однако главным стратегическим вызовом стала поступающая в РФ молочная продукция из Беларуси — страна запустила программу мощного наращивания производства. «Мы прирастаем в производстве молока, и белорусы прирастают в производстве молока. Да, мы рассчитываем, что спрос будет расти, но, будут ли эти темпы сопоставимы, вопрос», — отметил Белов в разговоре с «БИЗНЕС Online».
По его словам, белорусским производителям в последние годы удалось серьезно повысить эффективность содержания животных, что привело к увеличению надоев и, соответственно, предложения продукции.
В прогнозе на наступивший год генеральный директор Союзмолока осторожен. Он предполагает, что потребление медленно восстановится и немного превысит уровень 2024-го. Рост производства, напротив, серьезно замедлится из-за снижения инвестиционной активности и ужесточившейся экономической конъюнктуры. «Год будет достаточно непростым, и те тренды турбулентности, которые видим сейчас, мы будем наблюдать как минимум в ближайший квартал», — прогнозирует Белов. Позитивными факторами могут стать снижение цен на полке, дальнейшее сокращение импорта и планомерная борьба с фальсификатом, особенно в сегментах сыра и масла.
Несмотря на объективные трудности, с которыми сталкиваются производители молока, Белов видит несколько точек роста, которые помогут развитию отрасли. В первую очередь это качественное изменение внутреннего спроса и освоение внешних рынков. Внутри страны потенциал — в смещении потребительских предпочтений в сторону более ценных, молокоемких продуктов, таких как сыры, масло и мороженое, которые отвечают трендам на здоровое питание.
Параллельно необходимо наращивать экспорт: сейчас доля России на глобальном рынке молочной продукции минимальна. Дополнительные резервы — в замещении оставшегося импорта, дальнейшей индустриализации сырьевого сектора и жесткой борьбе с фальсификатом. Именно очищение рынка от суррогатов способно высвободить значительный объем легального спроса и создать справедливые условия для добросовестных производителей, отметил Белов.
«С одной стороны, текущая ситуация действительно непростая. С другой — здесь есть очевидный потенциал роста, который позволяет молочному бизнесу смотреть в будущее с рациональным оптимизмом», — резюмировал он.
По словам Штефана Дюрра, группа компаний «ЭкоНива» вынуждена заморозить все планы по строительству новых молочных ферм из-за переизбытка сырья на рынке и низких цен
«Мы сейчас ставим на планах жирный крест…»
Крупнейший в России производитель сырого молока — группа компаний «ЭкоНива» — тяжело адаптируется к новым реалиям. По словам ее президента Штефана Дюрра, компания вынуждена заморозить все планы по строительству новых молочных ферм из-за переизбытка сырья на рынке и низких цен. У компании, к слову, имеется животноводческий комплекс «Наратлы» в Бугульминском районе РТ, также ранее были озвучены планы по строительству в республике еще двух животноводческих комплексов, селекционно-генетического центра и завода по переработке молока.
«Мы сейчас ставим на этих планах [по строительству новых молочных ферм] жирный крест», — заявил Дюрр. Причина — ежедневный переизбыток в 600–700 т молока, который компания просто не знает, куда деть. Эти объемы приходится сушить в порошок и сбывать по низкой цене за рубеж. «Каждый день мы сушим 600 тонн и убираем в сторону, продаем по низким ценам в Африке», — с горькой иронией отметил Дюрр.
Несмотря на паузу в новых стройках, «ЭкоНива» продолжает развитие за счет оптимизации действующих мощностей. Компания научилась доить до 3,8 тыс. коров на фермах, рассчитанных на 2,8 тыс., что даст дополнительно около 270 тыс. т молока в год. Параллельно идет достройка двух крупных комплексов в Алтайском крае и Самарской области, заложенных еще в 2019-м.
Главным вызовом для отрасли Дюрр видит хроническую нестабильность закупочных цен, которая делает невозможным долгосрочное планирование. «Мы видим вот этот „лифт“, который в 2023-м поднялся, потом опять идем вниз. Думаю, через год мы опять будем где-нибудь на отметке в 50 или даже 60 рублей, а потом через какое-то время опять пойдем вниз», — прогнозирует он.
Для решения проблемы глава «ЭкоНивы» предлагает три сценария. Первый, рыночный — это путь жесткой конкуренции, где победят производители с себестоимостью ниже 30 рублей за литр. «В худшем случае будет другой собственник. Мы многое ломаем, потом опять строим, потом опять ломаем. Полезно ли это для страны? Сложно сказать», — рассуждал Дюрр.
При цене сырого молока в 45–48 рублей конечная цена продукта под собственной торговой маркой сети могла бы составить около 93 рублей, включая НДС
Второй вариант предполагает заключение длинных контрактов «от поля до прилавка». Это модель прозрачной цепочки, где все участники — производитель, переработчик и сеть — работают «в открытую» с фиксированной маржой. Например, при цене сырого молока в 45–48 рублей конечная цена продукта под собственной торговой маркой сети могла бы составить около 93 рублей, включая НДС. «Наверное, это такая история, которая всех больше устраивает», — предположил предприниматель.
Ну и третий вариант — это создание стабильного экспортного канала. Ключевая идея — разделить внутренний и внешний рынки. Внутренние цены могут оставаться на уровне 40–48 рублей, а для экспорта нужна отдельная, более низкая, но предсказуемая цена, которая позволит работать и производителю, и переработчику. «Нам нужны стабильные экспортные рынки, а не ситуация, когда мы приходим только тогда, когда у нас внутри все плохо», — подчеркнул выступающий.
Отдельной болью Дюрр назвал проблему фальсификата, с которой, по его словам, сети борются по-разному. Но даже в этих условиях, завершая выступление, предприниматель продемонстрировал завидный оптимизм, подчеркнув: «Все будет хорошо». Правда, перед этим молочному рынку России придется пройти фазу болезненной перестройки — либо через жесткую конкуренцию, либо через налаживание честного диалога между всеми звеньями цепочки.
«Рынок неподвижен в настоящее время, и это будет продолжаться долго», — констатировал Андрей Шутов, управляющий «Комос Групп» и «Милком»
Запасы продукции мощно давят на рынок
Ключевая проблема даже не падающий спрос, а переизбыток предложения, который уже привел к опасному росту складских запасов. «Рынок неподвижен в настоящее время, и это будет продолжаться долго», — констатировал Андрей Шутов, управляющий «Комос Групп» и «Милком» (компания владеет в Татарстане Казанским молочным комбинатом).
Главным фактором давления стал резкий рост товарных остатков, особенно по молокоемким позициям — сырам, сливочному маслу и цельномолочной продукции. Запасы по некоторым категориям выросли на 57%, а у товара с истекающим сроком годности только один путь — ускоренная распродажа со скидкой. «Запасы — это подходящие сроки. А это означает дисконт. Очень мощный фактор давления на рынок вниз», — пояснил Шутов.
Ситуацию усугубляет общий рынок с Беларусью, на который теперь выходит дополнительный объем белорусского сырья, и практическое отсутствие экспорта как клапана для сброса излишков. Внутренние цены на масло и сыры оказались для потребителя неприемлемы, что и привело к стагнации физического спроса в 2025 году. «Наш потребитель стал меньше покупать. Видимо, в силу того, что цены стали неприемлемы для него», — отметил управляющий.
Для улучшения ситуации Шутов предложил еще один способ, о котором не упомянули его коллеги. Он предлагает поменять культуру потребления молока в России. Потенциал роста здесь огромен: душевое потребление в России (около 250 л молока в год) все еще значительно ниже медицинской нормы (320–340 кг в год) и уровня развитых европейских стран (около 400 л в год).
Важную роль в этой поведенческой революции, по мнению докладчика, должна сыграть федеральная программа «Школьное молоко», которая сейчас существует лишь как региональная инициатива. «Там, где ее финансируют, статус здоровья школьников выше. Это здоровье целого поколения», — заявил предприниматель. Он также отметил, что необходимо бороться с псевдонаучными тенденциями, пришедшими с Запада, которые демонизируют молоко в угоду экологической или диетической моде.
Комментарии 67
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.