«Трампу хочется создать орган, который был бы более оперативным, действенным, эффективным и заменил ту десятилетиями создававшуюся бюрократию в Нью-Йорке и в других организациях ООН, от которых Вашингтон заметно отходит», — комментируют эксперты «БИЗНЕС Online» зарождение совета мира. Новый орган, изначально сформированный президентом США для разрешения конфликта в Газе, будет способствовать становлению прочного мира и в других нестабильных регионах, а также может стать альтернативой ООН. Приглашение войти в состав совета уже получили главы более 50 государств, в их числе президент РФ Владимир Путин. О том, что же представляет собой совет мира и насколько членство в новой структуре заинтересует Россию, — в нашем материале.
Приглашение, полученное Путиным по дипломатическим каналам, обсуждается, уточнили в Кремле. Не исключено, что речь идет о потенциальном участии России в будущем совете мира, который сейчас создает президент США Дональд Трамп
Совет мира во всем мире?
Накануне Владимир Путин в закрытом режиме провел совещание совета безопасности. В 30-секундном ролике, который опубликовал Кремль, президент объявил, что на заседании планируется обсудить участие России в «строительстве многополярного мира» и «наши действия в этой связи». Формулировка темы оставляет пространство для догадок, но не исключено, что речь шла о потенциальном участии России в будущем совете мира, который сейчас создает президент США Дональд Трамп.
Пока приглашение, полученное Путиным по дипломатическим каналам, обсуждается, уточняют в Кремле. «В настоящий момент мы изучаем все детали этого предложения, в том числе надеемся на контакты с американской стороной с тем, чтобы прояснить все нюансы», — заявил накануне пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
В российском МИДе создание совета мира расценили как знак, что Вашингтон понимает неизбежность многополярности. «Администрация Дональда Трампа при всех действиях, которые сейчас обсуждают широко в мире, — это администрация прагматиков, и она осознает необходимость не просто объединять под своим началом большое количество [стран], но и в полной мере учитывать их законные интересы», — заявил сегодня глава МИД РФ Сергей Лавров.
Похоже, для некоторых стран возможность стать частью нового органа выглядит достаточно привлекательной. И пока Россия думает о своем членстве, МИД Беларуси уже публикует текст приглашения и официальное сообщение о готовности принять участие в деятельности совета мира. «Предложение было доложено президенту Республики Беларусь и воспринято им положительно», — говорится в публикации.
Изначально учреждение этой организации в качестве временного внешнего управления входило в мирный план Трампа по прекращению конфликта в секторе Газа между Израилем и палестинским движением «ХАМАС» наряду с размещением в регионе международных сил. Сам план был опубликован еще в сентябре прошлого года и в ноябре одобрен советом безопасности ООН. А 16 января президент США объявил о формировании нового органа.
Вопреки первоначальным планам, проект Трампа оказался международной организацией, которая вполне может создать конкуренцию ООН. Так, согласно проекту устава, оказавшемуся в распоряжении западных СМИ, деятельность органа будет распространяться не только на урегулирование конфликта в Газе, как задумывалось изначально. «Совет мира — это международная организация, которая стремится способствовать стабильности, восстановлению надежного и законного управления, а также прочного мира в регионах, затронутых или находящихся под угрозой конфликта», — говорится в проекте.
Большие надежды на новый орган возлагает и американский лидер. «Я могу с уверенностью сказать, что это самый великий и престижный совет, который когда-либо собирался в любое время в любом месте», — написал он в своей соцсети. Полномочия совета мира выйдут за пределы сектора Газа, подтверждает высокопоставленный американский чиновник порталу Axios. «Это совет мира во всем мире», — заявил он изданию.
Церемонию подписания текста устава совета мира Трамп планирует устроить на Всемирном экономическом форуме в Давосе 22 января. Официальное оглашение состава совета также ожидается на форуме.
По данным западных СМИ, приглашение вступить в совет уже получили более 50 стран, включая Узбекистан, Францию, Германию, Италию, Австралию, Турцию, Египет. Среди приглашенных также оказался украинский президент Владимир Зеленский (в центре)
Кто войдет в совет мира
Как сообщает Белый дом, в учредительный исполнительный совет новой организации войдут 7 человек — «лидеры с опытом в области дипломатии, девелопмента, инфраструктуры и экономической стратегии». В их числе госсекретарь США Марко Рубио, спецпосланник по Ближнему Востоку Стив Уиткофф, зять Трампа Джаред Кушнер и бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр.
В числе членов исполнительного совета также американский предприниматель Марк Роуэн, глава Всемирного банка Аджай Банга, замсоветника по нацбезопасности США Роберт Гэбриэл. Полный состав участников и структуру организации в Белом доме пообещали раскрыть чуть позднее.
Первым председателем совета мира станет сам Трамп. Он лично будет решать, кого туда пригласить. Предполагается, что в совет мира войдут также лидеры и представители других государств. По данным западных СМИ, приглашение вступить в совет уже получили более 50 стран, включая Узбекистан, Францию, Германию, Италию, Австралию, Турцию, Египет. Среди приглашенных также оказался украинский президент Владимир Зеленский.
Политики, ответившие согласием на предложение одними из первых, сформируют список учредителей организации. Помимо президента Беларуси, о присоединении к организации уже заявили глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев, премьер-министр Армении Никол Пашинян, премьер-министр Индии Наренда Моди, премьер-министр Канады Марк Карни, а также президент Аргентины Хавьер Милей. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан принял приглашение стать соучредителем совета мира. Отвергли предложение или собираются отказать, по данным Bloomberg, Франция, Великобритания, Швеция, Нидерланды, Германия и Канада.
Согласно уставу, каждое государство-участник будет состоять в нем не более трех лет, продлевать полномочия будет лично Трамп. Однако вступительный взнос в размере не менее $1 млрд обеспечит стране постоянное членство. Средства пойдут на восстановление сектора Газа, однако возникает вопрос — где и как будут храниться деньги?
У председателя совета также будет право исключать страны из состава организации при условии, если большинство не проголосует против. Решения в совете станут приниматься большинством голосов, но тоже подлежат окончательному утверждению председателем.
«Формальное равенство на уровне Организации Объединенных Наций все-таки было. А тут будет такой совет мировых управляющих, которые будут все определять»
«Смысл появления совета мира в том, чтобы отодвинуть ООН на задний план и предать ее забвению»
«БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов, действительно ли совет мира может стать альтернативой ООН и заинтересует ли членство в новом органе Россию.
Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:
— Я думаю, что это достаточно странная попытка подменить собой совбез ООН. Еще более странной ее делает то, что так называемые постоянные члены (опять отсылка к совбезу ООН) должны вносить какие-то деньги для того, чтобы считаться таковыми. Все это, мягко говоря, наводит на грустные размышления, что США и конкретно Трамп пытаются монетизировать миротворческий процесс. Сможет ли совет мира стать соперником ООН? Нет, не может. А насколько России интересно участие в совете мира, будет решать руководство страны. Может, решат поиграть в эту игру. Но что-то мне подсказывает, что Россия дистанцируется от такой инициативы. Это мое сугубо личное мнение.
Виктор Линник — советский и российский журналист-международник, публицист:
— Рано говорить о том, что именно будет представлять собой новая организация. Пока это все не очень крепко продумано — неясны последствия появления очередной международной бюрократии. Но интересно, что сейчас Вашингтон и ряд других европейских стран усиленно заняты поисками органа, который заменил бы ООН, давно подвергающуюся критике и не имеющую ни возможности, ни сил, ни драйва, как сейчас любят говорить, чтобы отреагировать на важнейшие тектонические перемены в международной обстановке.
Трампу хочется создать орган, который был бы более оперативным, действенным, эффективным и заменил ту десятилетиями создававшуюся бюрократию в Нью-Йорке и в других организациях ООН, от которых Вашингтон заметно отходит. Американцы все более прохладно относятся к финансированию различных ооновских затей и институтов. Смысл появления совета мира как раз в том, чтобы отодвинуть ООН на задний план и предать ее забвению. Что из этого получится — самый главный вопрос, поскольку сейчас мир находится в состоянии сильнейшего брожения, и предсказать даже завтрашний день уже сложно, не говоря о том, что может случиться с этим органом через неделю, месяц, год-два. Все пока в зыбком тумане.
Во всяком случае критика ООН, конечно, во многом заслужена, потому что организация уже не исполняет функции, возложенные на нее в момент появления в 1945 году. Можно вспомнить, как Лига Наций, созданная как предшественник ООН после Первой мировой войны, тоже существовала недолго и выдержала срок службы только до 1939-го. Насколько сложна и успешна будет новая организация под названием «совет мира», остается только гадать. Но следует приветствовать новые инициативы, направленные на усиление и укрепление международной системы безопасности.
Сам факт того, что президента нашей страны приглашают в совет мира, свидетельствует о влиянии, которое Россия сохраняет в международном сообществе и уважении к российскому лидеру в глазах ведущих деятелей международного сообщества. После долгих месяцев и лет, когда мы не так уж часто получали приятные сообщения, хорошо, что поступило такое предложение. Безусловно, наш президент внес бы много полезного на стадии дискуссий о практической деятельности совета мира, особенно учитывая гигантский внешнеполитический опыт Владимира Владимировича и то, что он сегодня участвует в решении крупнейших международных проблем, ибо без России они просто не могут решаться.
Борис Межуев — профессор Института философии РАН, политолог, соредактор портала Terra America:
— Насколько я понимаю, это объединение уже даже утверждено советом безопасности Организации Объединенных Наций. То есть его появление абсолютно реально. И я думаю, что функция этой организации едва ли ограничится только сектором Газа. Речь, конечно, идет о какой-то новой системе управления миром. Такой, знаете, круглый стол. Я имею в виду круглый стол рыцарей Круглого стола во главе с Королем Артуром.
Сможет ли совет мира стать соперником ООН и привести к финалу ООН? Цель в этом и состоит, конечно. Но будут страны, которых позовут в этот совет мира, и будут страны, которых не позовут. Еще один миллиард долларов надо платить через три года, если я правильно помню. Соответственно, кто-то сможет заплатить [этот взнос], а кто-то не сможет. Рано или поздно это приведет к серьезному конфликту между вошедшими в совет мира и не вошедшими. Возникнет конфликт между Севером и Югом, о котором когда-то предупреждали теоретики левого марксизма. Таким образом, будет выстраиваться мировой порядок на условиях этого принципиального неравенства, причем неравенства уже другого толка, чем то, которое было. Там (в ООН — прим. ред.) ведь тоже было неравенство между постоянной пятеркой совета безопасности и остальными. При этом формальное равенство на уровне Организации Объединенных Наций все-таки было. А тут будет такой совет мировых управляющих, которые будут все определять. И если это заменит собой ООН и подменит собой функции ООН (а цель, конечно, в этом), то не приведет ли это к чему-то серьезному типа мировой партизанской войны?
Для России это, конечно, выход из международной изоляции, из той изоляции, которая была создана Западом. Мне кажется, Россия в любом случае туда войдет, уж не знаю, в каком качестве. Разумеется, Россия сейчас нацелена на трансформацию миропорядка. В том, старом, миропорядке ей было некомфортно. Насколько это правильно или неправильно, я остерегусь говорить, но, по всей видимости, в рамках нынешней ситуации это неизбежно.
Сергей Черняховский — политолог:
— В настоящий момент оно (это объединение — прим. ред.) нереально хотя бы потому, что Трамп предполагает оставить там свое верховенство. Я его понимаю, конечно. Но это отражает и то, что действующие старые институты оказались недееспособны. А почему они оказались недееспособны? Потому что ООН формировалась под «двойной велосипед», под тандем США – СССР. Когда интересы и позиции США и СССР расходились, то ООН объективных решений не принимала, потому что было право вето. А когда интересы СССР и США совпадали, то все действовало более-менее эффективно. Я уже не говорю о том, насколько забюрокрачена эта организация. Там, насколько я помню, для того чтобы купить новую мебель, надо объявлять тендер, что занимает около 40 недель. Поэтому тут большой вопрос, как создать что-либо эффективное. Но то, что это отражение осознания того, что нынешние институты не действуют, — это факт. Будем ли мы рассматривать это предложение о вступлении — почему бы не рассмотреть? Стоит ли нам присоединяться к этой организации? Смотря что из этого получится. И смотря на каких основах она будет создаваться. В целом Россия, конечно, заинтересована в том, чтобы новая конфигурация международных отношений сложилась. Может быть, это станет осознанием и началом нового пути? Там посмотрим.
Константин Калачев — руководитель Политической экспертной группы:
— Я думаю, что возможность появления такого закрытого клуба избранных лидеров во главе с Трампом возможна, и многие из приглашенных уже отозвались согласием. Другое дело, выйдут ли обсуждения в рамках этого клуба за рамки темы Газы? Будет ли этот клуб представлять собой реальную мировую дискуссионную площадку и структуру, может быть даже альтернативную ООН? Пока очевидно, что Трамп видит себя председателем земного шара и хочет собрать себе подобных, чтобы вместе на примере Газы показать эффективность новой структуры, а в дальнейшем решать конфликты, согласовывать интересы, делать совместные бизнес-проекты и так далее. С учетом ведущей роли США в мире желающие попасть в такой клуб, безусловно, найдутся. Хотя и не каждый готов выложить один миллиард долларов. Но некоторым лидерам это вполне под силу, даже без обсуждений этих тем с парламентами или какими-то иными институциями. Поживем — увидим.
Насколько участие в совете мира интересно для России? Совершенно очевидно, что Путин дорожит отношениями с Трампом. Отсюда, собственно говоря, такая позиция по отношению к похищению [президента Венесуэлы Николаса] Мадуро. Я бы сказал, взвешенная позиция, не радикальная. Совершенно ясно, что отношениями с США, отношениями лично с Трампом Россия дорожит. А принимать ли нам решение [о вступлении в совет мира] — пусть это обсуждают те, кто действительно принимает решения. Роль «пикейного жилета» точно не для меня.
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.