«Как показывает практика, как показывает случай с Венесуэлой, Трамп может быть непредсказуем. Никто не поручится, никто достоверно сейчас не скажет, что будет дальше. Все говорит о том, что не мытьем так катанием, не так, так эдак, Трамп намерен Гренландию получить», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» попытки США завладеть Гренландией. В начале января американский президент Дональд Трамп сказал, что остров «абсолютно необходим» Штатам, но не встретил поддержки своей идеи и теперь с каждым днем ужесточает риторику. К примеру, сегодня глава Белого дома заявил, что НАТО должно помочь Вашингтону в его попытках. Гренландия должна стать частью НАТО, а Дании необходимо «немедленно убраться» с острова, отметил лидер США. Так станет ли территория американской?
Дональд Трамп объявил миру о том, что Гренландия «абсолютно необходима» США
«Пара собачьих упряжек не справятся! Только США!»
Президент США Дональд Трамп сегодня утром проснулся и, видимо, остался недоволен новостями из Гренландии. Еще в начале января на фоне военной операции в Венесуэле и захвата президента страны американский лидер объявил миру о том, что Гренландия «абсолютно необходима» США. Позже госсекретарь США Марко Рубио пояснил конгрессу, что речь не о военном вторжении, а о выкупе острова у Дании. Это не сильно успокоило мировую общественность, датчан и гренландцев.
Но если с Венесуэлой все получилось относительно гладко, то с Гренландией так же не выходит. В понедельник, 12 января, в США даже внесли на рассмотрение законопроект об «аннексии Гренландии», но рассматривать его всерьез вряд ли стоит, скорее речь о политическом пиаре конкретного конгрессмена. Однако намерения Вашингтона заполучить остров, судя по публичной риторике, более чем серьезные. Новости по соответствующей теме идут каждый день, и американская риторика с каждым днем все жестче.
Накануне премьер Гренландии Йенс-Фредерик Нильсен заявил, что предпочел бы Данию США, если бы встал перед выбором. «Сейчас мы столкнулись с геополитическим кризисом — и, если нам придется выбирать между Соединенными Штатами и Данией прямо сейчас, мы выберем Данию», — отметил Нильсен на пресс-конференции. Участвовала в ней и премьер-министр Дании Метте Фредериксен, предупредившая, что Дания — член НАТО и применение военной силы положит конец трансатлантическому альянсу. Впрочем, о военной силе разговора не идет, по крайней мере пока.
Накануне премьер Гренландии Йенс-Фредерик Нильсен заявил, что предпочел бы Данию США, если бы встал перед выбором
Судя по всему, власти Гренландии и Дании накануне сверили часы перед запланированной на сегодня встречей министра иностранных дел Ларса Лёкке Расмуссена с вице-президентом США Джеем Ди Вэнсом. За несколько часов до переговоров Трамп обозначил позицию, которую предстоит донести Вэнсу, причем сделал это публично, как любит и умеет.
«Соединенным Штатам нужна Гренландия для обеспечения национальной безопасности. Она жизненно необходима для создания „Золотого купола“, который мы возводим», — написал лидер США в социальной сети Truth Social. Снова Трамп подчеркнул, что если США не получат Гренландию, то это сделают Россия или Китай, но Вашингтон не может допустить «усиления конкурентов в стратегически арктическом регионе».
Такие слова от американского лидера мы уже слышали, но дальше интереснее. «НАТО должно возглавить наши усилия по ее получению», — написал президент Соединенных Штатов и подчеркнул, что без «огромной мощи» США НАТО не было бы эффективной силой или сдерживающим фактором даже близко. Если же Гренландия будет в руках США, альянс станет «гораздо более грозной и эффективной силой». «Любое другое решение неприемлемо», — добавил Трамп.
Потом, видимо, американский лидер посчитал, что этого недостаточно. «НАТО: скажите Дании убрать их оттуда, прямо сейчас! Пара собачьих упряжек не справятся! Только США!» — написал президент. Речь идет о датских войсках. По данным Danmarks Radio, Дания на неделе начала перебрасывать военную технику и контингент в Гренландию. Отправлено подразделение, задача которого — в подготовке инфраструктуры и логистики для приема более крупных сил армии.
На этом фоне появилась еще одна занятная новость. По данным высокопоставленного источника телеканала NBC News, госсекретарю США Рубио поставили задачу подготовить в ближайшие недели предложение о покупке Гренландии. Согласно информации источников, в Вашингтоне полагают, что покупка может обойтись США в сумму до $700 миллиардов. Такую оценку дали бывшие официальные лица США и эксперты.
Еще накануне Белый дом опубликовал в соцсети X фото президента США Трампа, смотрящего в окно, за которым разместили карту Гренландии. «Нажмите, чтобы следить за ситуацией», — гласит подпись к изображению.
Почти во всех статьях, которые нами рассмотрены, содержится сомнение в том, что Трамп станет присоединять Гренландию силой
«После такого любые гарантии безопасности США Европе не будут стоить ничего»
Гренландский кризис вполне может разрушить НАТО, намекает американский журнал и информационный портал Time. «Администрация Трампа поддерживает солидарные с движением MAGA крайне правые партии по всему европейскому континенту. Но, по мнению многих европейских лидеров, эти партии представляют экзистенциальную угрозу для их демократий», — рассуждают журналисты.
По их словам, Вашингтон продолжает оказывать давление на Киев, чтобы тот пошел на территориальные уступки. Нормализация же экономических отношений с Россией остается целью команды Трампа. «Тем не менее многие европейские лидеры отказываются принять эту реальность… Однако аннексия Гренландии разрушит иллюзию того, что Америка остается другом», — реагирует редакция Time.
Глубже тему возможных последствий кризиса раскрывает издание Financial Times. «Некоторые европейские члены НАТО, вероятно, постараются сохранить НАТО, даже если Америка все же вторгнется в Гренландию. Они будут аргументировать это тем, что им по-прежнему нужна защита США от России. Но альянс, построенный на принципе взаимной обороны, не сможет устоять, если одна из входящих в него стран нападет на другого участника. После такого любые гарантии безопасности США Европе не будут стоить ничего», — справедливо замечают журналисты.
Площадь Гренландии составляет почти 2,16 млн кв. километров. Это сопоставимо, например, со всей Западной Европой. На острове проживают 56 тыс. человек. Географически Гренландия относится к Северной Америке, однако политически — к Европе. Постепенно после обнаружения острова в X веке Гренландия оказалась крепко связана с Данией.
После окончания Второй мировой войны американцы тайно предлагали Дании $100 млн золотом за остров, однако получили отказ. Позже страны стали союзниками по НАТО, а американские базы превратились в важный плацдарм в период холодной войны.
В 1953 году Гренландия утратила колониальный статус и вошла в состав Дании. Однако в 1979-м остров получил право на ограниченное самоуправление. Из-за сурового климата и целого ряда других факторов местное правительство сильно зависит от ежегодного целевого гранта от Дании в размере около $600 млн, а также от государственной поддержки в таких областях, как оборона, береговая охрана и правоохранительные органы.
Решение о полном отделении от Дании остается за гренландским народом. Опросы показывают, что более половины гренландцев (56%) проголосовали бы за независимость, если бы референдум состоялся прямо сейчас. При этом подавляющее большинство решительно отвергают возможность присоединения к США.
Что касается президента США Дональда Трампа, то он интересовался возможностью приобретения Гренландии еще во время своего первого президентского срока.
Остров интересует его как важнейший стратегический регион. Территория составляет часть так называемого Фареро-Исландского рубежа (GIUK) — сети морских коридоров из Северного Ледовитого океана в Атлантику, геополитическое значение которого растет по мере климатических изменений и развития технологий. Таяние льда на фоне глобального потепления делает северные морские пути более проходимыми, что будет иметь последствия как для военной безопасности, так и потенциал для развития торговли.
Кроме того, недра острова изобилуют литием, кобальтом, никелем, медью, рубинами, алмазами, а также редкоземельными металлами, широко используемыми в самых разных электронных устройствах.
Предметом спора является ст. 5 учредительного договора НАТО, согласно которой нападение на одного союзника считается нападением на всех, предупреждает The New York Times. Такое нападение влечет за собой обязанность каждого члена НАТО ответить, хотя и необязательно с применением вооруженной силы. Ст. 5 применялась в истории НАТО лишь однажды, после терактов «Аль-Каиды»* в США 11 сентября 2001 года, поэтому нет прецедента, который мог бы служить ориентиром, указывают журналисты.
«В этот момент Россия может воспользоваться внутренним хаосом, чтобы проверить НАТО, направив свои вооруженные силы на территорию альянса, — делает вывод издание. — И тогда, если НАТО не сможет на это отреагировать, оно фактически прекратит свое существование».
Впрочем, почти во всех статьях, которые нами рассмотрены, содержится сомнение в том, что Трамп станет присоединять Гренландию силой. Предпочтительный вариант присоединения острова к США — это референдум, сообщает Politico. «Предпочтительный путь — это побудить людей голосовать на референдуме за присоединение к Соединенным Штатам», — говорится в публикации.
По словам одного из собеседников Politico, помощники Трампа сейчас сконцентрированы на том, каким образом можно «напрямую склонить» жителей Гренландии к проведению референдума о присоединении к США: они изучают как информационные, так и дезинформационные кампании, направленные на изменение общественного мнения, финансовые предложения от государственного сектора и стимулы для частного сектора.
«Нынешняя одержимость грозит США серьезными политическими и стратегическими потерями, которые могут перекрыть гипотетические выгоды»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали притязания США на Гренландию и порассуждали о том, чем закончится история.
Евгений Минченко — президент «Минченко Консалтинга»:
— Я думаю, отожмут [Гренландию]. Будет комбинация стимулов, но в итоге 90 процентов, что операция по «аннексии» удастся. Добрым словом и пистолетом США приведут [Данию] к каким-нибудь формальным юридическим договоренностям.
Создаст ли это прецедент? Смешно рассуждать о них после истории с Флоридой, Луизианой и, самое главное, с Аляской. Или, далеко ходить-то не надо, это раздел Югославии и объявление независимости Косово без всякого референдума. Когда нам говорят, что не было никогда такого, я хочу, как Виктор Степанович Черномырдин (бывший премьер-министр РФ — прим. ред.), добавить: «[Никогда такого не было] и вот опять».
Владимир Васильев — главный научный сотрудник Института США и Канады РАН:
— Я думаю, это в духе Трампа. До 700 миллиардов долларов — это очень большая сумма, и, для того чтобы ее оформить, надо будет проводить это решение через конгресс. В 1917 году США у той же Дании купили Виргинские острова, заплатив за них 25 миллионов долларов, и это все оформлялось законом. Сегодня обстановка такова, что сенат может такое решение не одобрить, потому что демократы будут однозначно против, действуя по принципу «чего хочет Трамп — мы действуем наоборот». И часть республиканцев уже показала по голосованию о Венесуэле, что она готова выступить против.
Датское правительство неоднократно громогласно на весь мир заявляло, что Гренландия не продается. Поэтому в настоящее время американцы затеяли игру. Они по-своему, возможно, просчитали, что предложили хорошую сделку, Дания и Гренландия откажутся, потому что для них это потеря лица, и тогда США разыграют сценарий военного присоединения. Судя по последним данным, военная часть операции готова. Этот сценарий очень напоминает то, что произошло в Венесуэле. [Президенту Венесуэлы Николасу] Мадуро тоже предлагали хорошую сделку.
Есть еще опасный прецедент, и, возможно, здесь уже [в ситуацию] вступит Евросоюз. Если США опять реализуют свой коммерческий проект, то получается, что суверенитет продается и покупается. Создается ситуация, когда будет сложно сказать, на какие еще куски европейской «недвижимости» Трамп положит глаз. Американцы, которые всегда живут по принципу прецедента, скажут: «Вы же продали Гренландию, а что, не хотите кусок Норвегии продать?» Торгашеский подход Трампа сегодня возведен в ранг политики, а Европа прекрасно понимает, что аппетит приходит во время еды.
Америка действительно расшатывает Евросоюз, а не НАТО — организацию, которая создана как внешнее продолжение американской стратегической или военной системы. А насчет ЕС американцы уже определили свою позицию: для них Брюссель неприемлем. Эта линия у них проводится уже 10 лет. Трамп лоббировал Brexit (выход Великобритании из Европейского союза — прим. ред.). Сегодня может быть «фрэкзит» и другие экзиты.
Константин Калачев — руководитель Политической экспертной группы:
— Замечу, что одновременно в конгрессе США появилась инициатива двухпартийная (там и демократы, и республиканцы), не позволяющая президенту США аннексировать территории стран – союзников НАТО.
Начнем с того, что в США отношение к желанию Трампа получить Гренландию, мягко говоря, неоднозначное. Есть позиция Дании, страны – члена НАТО: Гренландия не продается. Есть позиция Гренландии, которая имеет автономию — 50 с лишним тысяч жителей Гренландии вроде пока не настроены становиться американцами. Я думаю, никакие варианты силового решения здесь невозможны по той простой причине, что такое повлечет начало распада НАТО и серьезные внутриполитические проблемы у Трампа, вплоть до постановки вопроса об импичменте.
Но понятно, что капля камень точит. Появление спецпредставителя США по Гренландии, интерес к общественному мнению Гренландии, все эти пробросы по поводу того, что каждый гренландец может получить до 100 тысяч долларов в том случае, если они примут решение об интеграции в США… Все это говорит о том, что не мытьем так катанием, не так, так эдак, Трамп намерен Гренландию получить.
При этом сами гренландцы отрицают наличие китайских и российских судов в Гренландии, и думаю, что нет убедительных ни экономических, ни военных причин для того, чтобы Штатам стремиться к контролю над Гренландией. Как говорят датчане и как говорят европейцы, в целом все реальные значимые вопросы США могут решать в рамках соглашений с Данией и НАТО. Предпоследняя, как известно, не против расширения военного присутствия США в Гренландии и не против совместного освоения природных богатств Гренландии.
На самом деле все это выглядит как каприз Трампа. Но с учетом того, что Трамп — это образ избирательный (есть коллективный Трамп), очевидно, что тема эта не только его точка зрения, но и точка зрения широкого круга лиц. Ну а дальше понятно, что нынешняя одержимость островом грозит США серьезными политическими и стратегическими потерями, которые могут перекрыть гипотетические выгоды. То есть, на самом деле, США рискуют полностью испортить отношения с европейскими странами, которые, естественно, встанут на сторону Дании. Сейчас много желающих выступить в роли посредников, много разговоров об усилении присутствия НАТО в Гренландии как альтернативы включения Гренландии в состав США.
Но здесь очень большой объективный фактор. Как показывает практика, как показывает случай с Венесуэлой, Трамп может быть непредсказуем. Никто не поручится, никто достоверно сейчас не скажет, как и что будет дальше. Но для Трампа, наверное, выгоднее всего пытаться купить симпатии гренландцев. Знаете, как в спектакле по Дюрренматту (Фридрих Дюрренматт — швейцарский немецкоязычный прозаик — прим. ред.) «Визит старой дамы»: там жителей одного городка миллиардерша просто купила с тем, чтобы получить жизнь одного из них. Я не удивлюсь, если, скажем, перспективы стать на 100 тысяч долларов богаче покажутся гренландцам реальными и вдруг общественное мнение на острове поменяется. А особенно, если предложат суммы, достаточные для того, чтобы покинуть остров и переехать жить в Данию или в те же Соединенные Штаты или еще куда-то. В общем, я уже, откровенно говоря, ничему не удивлюсь.
Вопрос в том, как долго продлится правление Трампа. Я имею в виду не только самого Трампа как президента, но и преемственность власти. В этом году в США частичные выборы — в конгресс, в сенат, некоторые губернаторы будут избираться. Вопрос в том, как пройдут эти выборы для республиканской партии. И усилят ли промежуточные выборы позиции Трампа или ослабят их. И важно вообще общественное мнение в Америке, что думают по поводу Гренландии. Мы же на самом деле пока не видели никаких достоверных опросов на эту тему. Мы видели опросы жителей Гренландии, знаем мнение датчан. Но мы не имеем полного представления о мнении американцев. Но может быть все. На самом деле ситуация такая, что я ничему не удивлюсь.
* запрещенная в РФ террористическая организация
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.