«Американцы удар наносить будут только в том случае, если реально в Иране будет какой-то перелом ситуации в пользу мятежников», — рассуждает эксперт «БИЗНЕС Online» о вероятности нанесения ударов по Исламской Республике со стороны США. Минувшей ночью Дональд Трамп заявил, что Иран пересекает красную черту в связи с жестким подавлением протестов, которые длятся там уже третью неделю. Тем временем западные СМИ и ряд экспертов скептически оценивают такое развитие событий. Тем более что иранское руководство уже много раз переживало масштабные протесты, а организованной оппозиции там нет. Подробнее — в нашем материале.
«Мы рассматриваем такую возможность», — сказал Трамп, отвечая на вопрос о применении военной силы
Протесты в Иране идут уже третью неделю
Иран, по всей видимости, пересекает красную линию в связи с жестким подавлением протестов. Об этом минувшей ночью заявил президент США Дональд Трамп в разговоре с журналистами на борту Air Force One. «Они (власти Ирана — прим. ред.) жестокие — можете называть их лидерами, я не знаю, можно ли их назвать лидерами. Думаю, они правят с помощью насилия», — отметил он. На фоне продолжающихся беспорядков власти Ирана запросили переговоры с США. В то же время Вашингтон рассматривает «очень сильные» варианты действий в отношении Тегерана после гибели участников акций, в том числе военное вмешательство.
«Мы рассматриваем такую возможность», — сказал Трамп, отвечая на вопрос о применении военной силы. Также обсуждаются направление авианосной ударной группы в регион, кибератаки и информационные операции против Ирана.
Протесты в Иране начались в конце прошлого года на фоне резкого роста инфляции, превысившей 42%, а также обвального падения курса риала. Сегодня за один иранский риал дают 0,000079 рубля и 0 евро.
Вскоре, как передают СМИ, экономические лозунги радикализировались и протестующие стали требовать смены руководства страны. В качестве альтернативы верховному лидеру Ирана Али Хаменеи митингующие выдвинули Резу Пехлеви — сына шаха, свергнутого во время Исламской революции в 1979 году. Сам Пехлеви призвал к всеобщей забастовке и обратился к Трампу с просьбой о вмешательстве.
Чтобы снизить социальное напряжение, президент Ирана Масуд Пезешкиан провел ряд административно-экономических мер. Например, сменил руководителя Центробанка и выпустил распоряжение о ежемесячной выплате иранцам суммы, равной $7. Но протесты переросли в погромы. На улицах иранских городов появились баррикады, начались столкновения протестующих с сотрудниками правоохранительных органов.
К 7 января появились сообщения о том, что протестующим удалось захватить город Абданан в провинции Илам, недалеко от границы с Ираком, а также город Малекшахи.
По последним данным, число погибших в ходе подавления протестов достигло 544 человек, включая 48 сотрудников сил безопасности
Чтобы воспрепятствовать распространению беспорядков, власти Ирана полностью ограничили доступ к интернету. Для обхода блокировок жители начали использовать американскую спутниковую систему Starlink. Однако позднее стало известно, что эти попытки оказались безуспешными: ранее Тегеран закупил у России и Китая системы, позволяющие обнаруживать сигналы спутниковой связи и определять их местоположение.
Государственное телевидение Ирана назвало участников протестов террористами и призвало граждан оставаться дома. «В четверг активизировались вооруженные террористические ячейки с целью провокаций и нагнетания общественного страха», — выступил телеканал IRIB. В пятничном обращении к нации Али Хаменеи заявил, что некоторые протестующие хотят угодить США, а американского лидера призвал сосредоточиться на проблемах своей страны. «Его руки запятнаны кровью более тысячи иранцев», — отметил аятолла.
Позднее Пезешкиан призвал граждан выходить на улицы, чтобы не допустить навязывания требований радикалами. Он также пообещал продолжение экономических реформ, обвинив США и Израиль в организации беспорядков.
По последним данным, число погибших в ходе подавления протестов достигло 544 человек, включая 48 сотрудников сил безопасности. Об этом сообщает правозащитная организация HRAI. При этом, как отмечают эксперты, установить реальное количество жертв затруднительно из-за отсутствия доступа к интернету. Официальные власти ранее заявляли о гибели 38 правоохранителей. Сообщается об аресте 10,6 тыс. человек.
Высокая плотность населения Тегерана, где проживают около 12 млн иранцев, затрудняет проведение целенаправленной воздушной кампании без риска многочисленных жертв среди гражданского населения
«Более вероятно, что в конечном итоге протесты будут подавлены»
Правящее иранское духовенство уже много раз переживало масштабные протесты, которые не приводили к существенным социальным или политическим изменениям. Но сейчас власть кажется «более шаткой», анализирует происходящее в Иране телеканал CNN. Израильские атаки ослабили региональные вооруженные группировки Ирана, а удары США летом 2025 года во время 12-дневной войны между Ираном и Израилем нанесли значительный ущерб ядерной программе страны.
Трамп неоднократно выражал поддержку протестному движению и призывал к свержению режима Ирана. «Иран стремится к свободе, возможно, как никогда прежде. США готовы помочь», — писал глава Белого дома 10 января в соцсети Truth Social. Сейчас Вашингтон рассматривает ряд потенциальных военных вариантов действий в Иране, но еще не принял окончательного решения о том, как именно будет осуществляться вмешательство, сообщили CNN американские официальные лица.
Reuters пишет, что Трамп должен был встретиться со старшими советниками, чтобы обсудить варианты действий в отношении Ирана. Беспорядки в Иране происходят на фоне того, как президент США демонстрирует силу на международной арене. При этом то, что протесты свергнут существующий порядок, маловероятно, сказал бывший американский дипломат и эксперт по Ирану Алан Эйр. «Я думаю, более вероятно, что в конечном итоге протесты будут подавлены, но в результате этот процесс закончится значительным ослаблением», — сказал он Reuters, отметив, что иранская элита по-прежнему выглядит сплоченной, а организованной оппозиции нет.
О возможных дальнейших шагах США рассуждает и The Guardian. Высокая плотность населения Тегерана, где проживают около 12 млн иранцев, затрудняет проведение целенаправленной воздушной кампании без риска многочисленных жертв среди гражданского населения.
«Очевидные потенциальные цели для США — ведущие деятели Корпуса стражей исламской революции, а также верховный лидер аятолла Али Хаменеи — усилили меры личной безопасности, что затрудняет стратегию обезглавливания. Однако базы Корпуса стражей исламской революции на юге Тегерана и полицейские казармы рассматриваются как потенциально более вероятные цели», — пишет британская газета.
При этом издание замечает: «Многие внешние наблюдатели призывают к осторожности, утверждая, что бомбардировки со стороны США могут оказаться контрпродуктивными». Так, бывший высокопоставленный специалист израильской военной разведки по Ирану Дэнни Цитриновиц заявил, что ключевой вопрос — «повлияет ли [реакция Вашингтона] на способность режима противостоять протестующим или же это может привести к противоположному результату, учитывая ожидания иранской оппозиции относительно более глубокого и решительного вмешательства США».
«[За беспорядками стоит] Израиль — 100 процентов. Такая лебединая песня Нетаньяху. Ему главное — убрать Иран. Пока иранский режим существует, все действия Нетаньяху преступны. Если он свергнет Иран, то будет ситуация «победителей не судят»
«Россия должна защищать Иран всеми возможными способами»
Каринэ Геворгян — востоковед-иранист:
— Кому-то США точно собираются наносить удары, потому что концентрация их вооруженных сил в регионе Ближнего и Среднего Востока просто зашкаливает. Конечно, речь идет прежде всего об Иране — риски высокие. Но я не могу ни утверждать, ни отрицать. С другой стороны, и Израиль готовится. Сегодня и завтра в Иране должны пройти массовые манифестации в поддержку правительства и стабильности в стране. Иранцы довольно успешно выявляли ячейки, в том числе, что необычно, получили информацию от турецкой стороны относительно курдских террористических групп, которые с территории Ирака перешли в иранский Курдистан и Лурестан, а возможно, также в провинции Илам. Появляются довольно провокационные свидетельства. Вчера в сети X, заблокированной в России, в том числе было размещено такое сообщение в адрес постсоветского Азербайджана: «Приготовьтесь!»
Иранское руководство поддержал принц Саудовской Аравии Бен Сальман, несмотря на все противоречия, конкуренцию в регионе и далеко не дружеские отношения. Это наводит на предположение, что это (удар США — прим. ред.) может коснуться Йемена, чтобы ослабить иранские позиции в регионе Красного моря. Может быть совершен удар по иранской базе в Судане. Может быть непрямой удар по иранской территории в том числе. Варианты надо рассматривать все, какие только имеются.
В самих Соединенных Штатах представители разведки считают, что энергии вот этих выступлений недостаточно на сегодняшний день. Основной боевой отряд был приблизительно чуть больше 12 тысяч человек, я имею в виду вооруженных стрелковым оружием, коктейлями Молотова. То есть именно те, которые действовали как погромщики. На сегодня сами иранцы сообщают, что они вдвое сократили эту цифру, то есть они довольно грамотно ввели аресты, в том числе во время отключения интернета. Они пеленговали терминалы Starlink и как-то нейтрализовали эти группы. Потому что понятно, что отключение интернета им понадобилось именно для того, чтобы включились терминалы Starlink. Но у иранцев, как я понимаю, есть российские и китайские пеленгаторы, то есть аппаратура для пелинга этих терминалов, что они и достаточно успешно вроде бы делали.
Кто только не стоит [за спиной протестующих]. Как я понимаю, вполне согласованные действия самых разных спецслужб и не только Израиля. Но мне на сегодня представляется, что, пожалуй, именно [премьер-министр Израиля Биньямин] Нетаньяху всерьез подумывает, что для него и для Израиля это (удары по Ирану — прим. ред.) может оказаться слишком опасным. Если кто-то и притормаживает, судя по всему, хотя я могу и ошибаться, то это именно Нетаньяху, потому что достать Израиль Иран вполне в состоянии. После Двенадцатидневной войны верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи снял запрет на производство ракет дальности более 2 тысяч километров. А это значит, что иранские очень неплохие ракеты добивают аж до крупнейшей американской базы в Индийском океане, я имею в виду Диего Гарсия в архипелаге Чагос. Но, с другой стороны, факт остается фактом. По Flightradar было видно, какое количество военно-транспортных самолетов и очень серьезной авиации военной было перемещено на американские базы из Европы и самих Соединенных Штатов, именно на базы в регион Ближнего Востока.
Максим Шевченко — публицист:
— Я думаю, иранское государство отобьет эту скоординированную израильскую атаку, и скоро в Иране все будет взято под контроль. Власть смогла консолидировать огромное количество граждан, которые готовы защищать Исламскую Республику. Террористы, которые убивали и поджигали, думаю, будут наказаны и казнены. Американцы удар наносить будут только в том случае, если реально в Иране будет какой-то перелом ситуации в пользу мятежников. Но его не будет, так что наносить удар по Ирану они не будут. Напомню, Иран связан с Россией стратегическим соглашением о взаимопомощи. И вообще Иран — наш очень близкий союзник, который помог нам во время специальной военной операции. Союз России с Ираном обеспечивает безопасность Каспия. Поэтому я думаю, что иранское государство отобьет эту атаку, а там посмотрим. Трамп не хочет войны с Ираном, Трамп хочет договориться.
[За беспорядками стоит] Израиль — 100 процентов. Такая лебединая песня Нетаньяху. Ему главное — убрать Иран. Пока иранский режим существует, все действия Нетаньяху преступны. Если он свергнет Иран, то будет ситуация «победителей не судят». Я считаю, Россия должна защищать Иран всеми возможными способами. Я думаю, по военной линии поставки идут, это в интересах России. Коридор Север – Юг пойдет же в любом случае через Иран к Персидскому заливу. Если там будет война или враждебное государство, то Россия тогда может закрывать, как говорится, лавочку вообще. Средняя Азия будет потеряна, Каспий будет потерян, и потеряно будет все абсолютно.
Азат Ахунов — востоковед:
— Протесты, скажем так, не что-то исключительное. Они уже неоднократно происходили в последние годы. И это часто происходит, поскольку политическое, будем говорить, общество в Иране демократическое. То есть люди могут выходить на улицы, выражать свое мнение, часто это бывает после очередных выборов. В этот раз президент тоже сказал, что люди имеют право на мирные протесты. Но в этот раз, как многие отмечают, это можно сравнить по своему масштабу практически с теми массовыми волнениями, которые происходили перед Исламской революцией 1979 года. В то же время можно уверенно сказать, что эти волнения опасны для официальной власти. Конечно, в этот раз они очень масштабные, и жертв очень много. Но, на мой взгляд, власть Ирана удерживает ситуацию под контролем, потому что это уже происходило много раз.
Каждый раз, когда возникают какие-то протесты и волнения, США и Евросоюз всегда говорят, что они на стороне протестующих, и высказывают надежды на то, что власть будет сменена. Но расчет на оппозицию, которой на самом деле сейчас нет в Иране, себя не оправдывает. Потому что, несмотря на внутренний конфликт и недовольство политикой правительства Ирана, население все равно остается патриотами. И я не думаю, что они откроют двери, дадут ключи от ворот Ирана американцам или кому-то из Евросоюза. Это внутренние проблемы, которые они пытаются решить таким путем и высказать свое мнение внутри Ирана. Конечно же, они хотят более свободной жизни, но Иран меняется. Фактическая отмена хиджаба, платков, что уже произошла. Это говорит о том, что Иран меняется, и он своими силами и реформами постепенно может измениться. Нынешний Иран — это не тот Иран, который получился после 1979 года, после Исламской революции. Это абсолютно две разные страны. Поэтому иранцы в принципе сейчас, кроме экономических проблем — гиперинфляции, не выдвигают политических требований. Они выдвигают только экономические требования.
Что касается удара [США], то он вполне вероятен. Тем более сейчас после успеха США, который вскружил голову и Трампу, и политическому руководству США, вероятность усиливается еще больше, этот быстрый успех придал силы. Возможно, они рассчитывают на использование новейшего вооружения. Я сказал бы, что вероятность очень высокая, но, насколько она даст [результат], другой вопрос. Иран очень долгие годы готовился защищать свой суверенитет. Мы видели во время столкновения с Израилем достаточно эффективное отражение атак. Атаки со стороны Ирана тоже были достаточно эффективные.
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.