Николай Казаев, которого силовики Татарстана считают лидером ОПГ «Казаевские», оказался на свободе спустя 2,5 года нахождения под стражей. В четверг присяжные признали его невиновным в трех преступлениях, по обвинению в которых он находился в розыске почти 9 лет. Теперь последнее слово за судом, но после решения присяжных другого исхода, кроме как оправдательного приговора, ждать не приходится. О том, почему был отменен первый приговор, по которому Казаев должен был отправиться в колонию на 13 лет, и какая судьба «постигала» оправдательные вердикты членам ОПГ в Татарстане, — в нашем материале.
За что судили
Николай Казаев находился под стражей с мая 2023-го до вчерашнего дня. А до этого еще почти 10 лет был в розыске. За это время суд успел вынести приговор 6 членам ОПГ «Казевские», лидером которой правоохранительные органы и считают Казаева: в сумме на всех им дали 122 года лишения свободы. Казаева задержали лишь в 2023-м, когда он вернулся в Казань.
За что судили фигуранта? В уголовном деле Казаева три эпизода. Все преступления, по версии следствия, были совершены в конце 1990-х на фоне разлада в группировке, существовавшей с 1980 года. В 1997-м на одного из «Казаевских» было совершено нападение, в котором заподозрили своего же — Владимира Панова. Из него выбивали «показания»: по указанию Казаева, считает обвинение, его похитили, а затем убили в присутствии нескольких членов группировки.
В 1999 году был убит еще один «Казаевский» — Денис Паршенков. По версии обвинения, у Казаева в то время возник конфликт с участником группировки Дмитрием Бикбулатовым (Тухлый). Бикбулатов якобы создал свою банду, куда вошел Паршенков, вместе с которым они решили убить Казаева. В январе 1999-го его автомобиль подорвали, но Казаев выжил и решил отомстить. Спустя несколько дней Казаев с другими членами группировки напали на Паршенкова и убили его.
В 2000-м решили расправиться и с Бикбулатовым — в него стреляли, но он выжил.
Задержали Казаева, когда он приехал на могилу к сыну, — оперативники УБОП МВД по РТ выяснили, что несколько лет подряд в день смерти сына он появляется на кладбище и живет несколько дней в поселке Юдино, прячась в бане. Во время одного из таких визитов Казаева и задержали. Сам же он уверял, что не скрывался и спокойно жил в соседнем регионе, занимался хозяйством, выращивал коров, коз, делал сыр.
Сам Казаев по ходу разбирательства свою вину не признавал
Как судили
Свою вину Казаев не признавал. Других членов группировки судили в Верховном суде Татарстана, т. к. им грозило вплоть до пожизненного наказания. А у Казаева к моменту задержания истек 20-летний срок давности, а потому по закону максимально возможное наказание (в худшем для него случае) могло составить не больше 25 лет колонии. С учетом этого его дело рассматривал не Верховный, а районный суд — Кировский райсуд Казани. Казаев заявил, что желает рассмотрения дела с участием присяжных.
И в первый раз присяжные оправдали его по двум эпизодам, признав невиновным в убийстве Паршенкова и покушении на Бикбулатова. Но признали виновным в смерти Панова — с двумя оговорками: присяжные исключили, что это преступление было совершено в составе группировки и что Казаев угрожал жертве пистолетом. Также присяжные признали за подсудимым право на возможность снисхождения. Суд в итоге назначил ему 13 лет колонии.
Но приговор не устоял в Верховном суде Татарстана. С ним не согласилась ни защита Казаева — адвокат бюро «Валеев и партнеры» Сергей Николаев, ни гособвинение. Первый посчитал его несправедливым, а обвинение просило отменить оправдание и отправить дело на новое рассмотрение.
ВС РТ указал на несколько моментов. Во-первых, на то, что адвокат допускал высказывания, которые нельзя оглашать в присутствии присяжных. Например, выяснял, сотрудничает ли Казаев с правоохранительными органами, у одного из свидетелей выяснял его же причастность к убийству и т. д. Все это нарушения уголовно-процессуального законодательства. Во-вторых, вопросы для присяжных были сформулированы без указания мотива. Неправильная постановка вопроса, в свою очередь, повлияла и на ответы. В-третьих, председательствующий по делу дважды возвращал коллегию присяжных в «совещалку», указав на неправильное оформление ответов, хотя возвращать можно только однажды и то, если неясен вердикт. Приговор был отменен, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении коллегия присяжных была набрана заново. В итоге «народные» судьи пришли к мнению, что Казаев невиновен не только в двух, но и в третьем преступлении. Как сообщил «БИЗНЕС Online» его адвокат Николаев, после оправдательного вердикта суд отпустил Казаева из-под стражи на свободу. Теперь ему осталось лишь выслушать приговор, однако, по словам защитника, по закону в данной ситуации, основываясь на вердикте, приговор должен быть оправдательным. Его оглашение назначено на 15 января.
Сам Казаев по ходу разбирательства свою вину не признавал. «Дело сфабриковано полностью! Все это неправда. Бред! Я могу поклясться своими детьми, потому что я к этому вопросу не имею отношения. Мне 63 года, боюсь ли я за свою жизнь? Ни грамма. Я боюсь за своих детей, хочу, чтобы у них было все нормально», — говорил он в суде.
В Татарстане и ранее оправдывали предполагаемых участников ОПГ. Самый известный пример — с делом ОПГ «Перваки»: в 2013 году присяжные впервые оправдали фигурантов дела, которые обвинялись в тяжких преступлениях, совершенных в 1990-е
Аналогичные случаи в истории Татарстана
Нынешнее сенсационное оправдание не прецедент: в Татарстане и ранее оправдывали предполагаемых участников ОПГ. Самый известный пример — с делом ОПГ «Перваки»: в 2013 году присяжные впервые оправдали фигурантов дела, которые обвинялись в тяжких преступлениях, совершенных в 1990-е. Однако затем оправдательный приговор был отменен Верховным судом РФ, дело направили на новое рассмотрение, но оно «застопорилось». В 2020-м уголовное дело «реанимировали», фигуранты снова пошли под суд, и снова их дело рассматривалось с участием присяжных. В июне этого года на основании обвинительного вердикта присяжных суд отправил фигурантов дела в колонию. Фирдинат Юсупов получил 19,5 года колонии, Леонид Андреев и Сергей Сардаев — по 13 лет колонии, Владислав Мухин — 24 года. Фигуранты дела свою вину не признавали, приговор они обжаловали, в законную силу он еще не вступил.
В августе прошлого года присяжные вынесли оправдательный вердикт по делу предполагаемого члена ОПГ «Аракчинские» Ибрагима Закиева, которого обвиняли в двух убийствах в начале 2000-х. Закиев был в розыске с 2017-го, а в 2023-м его задержали в другом регионе. Ему вынесли оправдательный приговор, но затем в апелляции он был отменен. В мае этого года было принято новое решение: Закиева приговорили к 19 годам колонии. Так, присяжные оправдали его по одному эпизоду (о соучастии в убийстве местного жителя по фамилии Морогов, который ранее избил участников ОПГ «Грязь»), но признали виновным в организации убийства участника ОПГ «Аракчинские» Салахутдинова из-за денежного долга. Приговор в силу еще не вступил, защита его обжаловала.
К слову, адвоката Закиева Инну Барлеву сейчас тоже судят из-за разглашения сведений о свидетелях в процессе с присяжными — следствие посчитало это давлением на суд. Ее адвокат полагает, что это «месть за защиту».
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.