Сегодня на заключительную пресс-конференцию журналистов по традиции собрала Горьковская железная дорога (ГЖД) Сегодня на заключительную пресс-конференцию журналистов по традиции собрала Горьковская железная дорога (ГЖД) Фото: Анна Скрып

Итоги года от Горьковской железной дороги

До конца года осталось уже менее недели, а подведение итогов все еще продолжается. Сегодня на заключительную пресс-конференцию журналистов по традиции собрала Горьковская железная дорога (ГЖД). Однако в составе спикеров в последний момент произошла замена — вместо вынужденного выехать на линию замначальника Горьковской железной дороги Александра Черемнова ответ перед журналистами держал заместитель главного инженера ГЖД по Казанскому территориальному управлению Евгений Ананьин.

«Год был достаточно хороший, интересный в работе», — взял слово Ананьин и далее коротко доложил об итогах. Вот цифры:

  • Грузооборот ГЖД этого года — 180 млрд т на один километр.
  • Пассажирооборот — 10 млрд человек на километр.
  • Инвестирование в 2025 году — более 19 млрд рублей.

О последнем пункте спикер высказался, что ГЖД обновляют подвижной состав — новые поезда, которые приходят на смену советским, позволяют перевозить в 1,5 раза больше грузов. «Сегодня поезда, которые курсируют по Горьковской железной дороге, достигают веса свыше 7 тысяч тонн», — указал он.

Также происходит замена электросетей. При росте перевозок ГЖД удается снижать потребление электрической и топливной энергии, отметил Ананьин. Это политика железных дорог, связанная с экологией и позиционированием компании среди других предприятий.

Большая работа ведется и в сфере безопасности. Например, в Казани дополнительный забор был установлен на станции «Восстание», а на центральном вокзале «практически полностью» исключена возможность несанкционированного проникновения, заявил Ананьин. Большую роль играют и камеры, которые оснастили искусственным интеллектом для обнаружения лиц в розыске.

Кроме того, есть небольшой рост в пригородных перевозках — на 1%. «Много это или мало? Это достаточно», — рассудил спикер, добавив, что с января по ноябрь данным типом транспорта воспользовались 37 млн граждан. А в дальнем следовании по дороге перевезены более 8,5 млн пассажиров. Самый большой рост отмечается на маршруте Казань – Санкт-Петербург — 14%. Из Казани в Москву — рост в 4,9%.

В период повышенного спроса в новогодние и рождественские праздники ГЖД запустят дополнительные поезда в популярных направлениях: Казань – Москва, Казань – Пенза, Казань – Адлер, Казань – Санкт-Петербург. Кроме того, через столицу Татарстана пройдут 30 дополнительных транзитных рейсов в направлении Москвы из Ижевска, Екатеринбурга, а также поезд Ижевск – Санкт-Петербург. Для пассажиров, встречающих новогоднюю ночь в поездке, а также ожидающих на вокзалах, ГЖД приготовили сюрпризы.

Гендиректор «Содружества» Азат Ахметшин в своем докладе прошелся по новым тарифам. «Сразу хочу сказать, что Татарстан придерживается в этом вопросе демократичной позиции», — предварил он цифры. С 1 января на первые две зоны (20 км) они составят 46 рублей, что равно проезду в общественном транспорте Казани. Сегодня сумма — 44 рубля. Сравнил он ситуацию с Чувашией (4,3 рубля за километр, что в 2 раза больше Татарстана), Кировской областью (37 рублей за 10 км).

Есть, по словам Ахметшина, «определенные моменты», связанные с участком Казань – аэропорт. Так, от начальной до конечной станции будет действовать фиксированная стоимость проезда, она по сравнению с действующим тарифом поднимется почти вдвое — с 76 до 150 рублей. Однако для жителей, у кого станции расположены внутри данного участка, будет действовать зонный тариф, т. е. 46 рублей за 20 километров.

Планируется ли запускать новые международные маршруты по примеру Узбекистана? На сегодня устоялись маршруты и «практически все» направления охвачены, отметил Ананьев Планируется ли запускать новые международные маршруты по примеру Узбекистана? На сегодня устоялись маршруты и «практически все» направления охвачены, отметил Ананьев Фото: «БИЗНЕС Online»

Возобновили поезд до Ташкента, но до Уфы его не будет

Накануне РЖД и АО «Узбекистан темир йуллари» возобновили прямое железнодорожное сообщение между Казанью и Ташкентом. Его прервали в 2020 году из-за пандемии коронавируса, но восстанавливать поезд не спешили. Миндортранс РТ вчера отметил, что это республика проявила инициативу. В ведомстве надеются, что запуск поезда станет «импульсом» для укрепления сотрудничества между Татарстаном и Узбекистаном. На деле железная дорога, очевидно, должна помочь с трансфером рабочей силы.

Раньше поезд ехал четыре дня через Екатеринбург, а теперь дорога идет через Самару и Оренбург и занимает 2,5 суток. Поезд №315 Ташкент – Казань будет курсировать один раз в неделю: отправление по воскресеньям из столицы Узбекистана в 23:55, а прибытие в столицу РТ в среду в 13:47. Обратно состав отправляется по четвергам в 10:33, а прибывает в Ташкент в воскресенье в 04:23. Поезд состоит из 7 вагонов (пять плацкартных, двух купейных) и рассчитан на 342 пассажира. Но если будет спрос, вагонов будет больше.

Поедут ли туристы? Узбекские коллеги считают, почему бы и нет. «Самолет летит быстро — сел и уже на месте. А мы пересекаем границу, пустыня, вода, мост, горы», — заявил накануне в беседе с журналистами начальник поезда Хасан Ниязметов. Место в плацкарте стоит 16,9 тыс. рублей, в купе — 24,2 тыс. рублей. Если брать, к примеру, период новогодних каникул, то это сопоставимо со стоимостью перелета, но после праздников самолет получается вдвое дешевле. Но стоит понимать, что это также прямое сообщение с Оренбургом и Самарой.

Планируется ли запускать новые международные маршруты по примеру Узбекистана? На сегодня устоялись маршруты и «практически все» направления охвачены, отметил Ананьев.

А что с прямым поездом до Уфы? О планах запустить новый пассажирский поезд между столицами Татарстана и Башкортостана еще в 2022 году объявил глава Башкортостана Радий Хабиров. «Это очень интересный поезд будет, с национальным орнаментом, татарским и башкирским, украшающим вагоны», — пообещал Хабиров. Правда, продвижения долгое время не было, а в июне 2024 года в РЖД заявили, что отложили проект поезда до 2027-го из-за сложившейся геополитической ситуации. Были сомнения в экономическом смысле, но казалось, что политически вопрос решен.

Однако сегодня стало известно, что поезд, вероятно, вообще не поедет. «В Уфу навряд ли [будет прямой поезд из Казани]. Он ведь [раньше] ходил, и ходил пустой. Он невостребованный. Там получается очень большая петля — доехать до Агрыза, развернуться, ехать до Бугульмы. Это сутки практически. А на автобусе 5–6 часов сейчас, тем более с новой трассой [М12 „Восток“]. Мы там не конкуренты», — признал заместитель главного инженера ГЖД. Прежде говорилось, что дорога в пути будет занимать 12 часов, а не сутки.

Все еще стоит вопрос с отсутствием аэроэкспрессов из Казани до аэропорта ночью. За год ситуация не изменилась, и в «Содружестве» ранее ссылались на отсутствие возможностей со стороны РТ Все еще стоит вопрос с отсутствием аэроэкспрессов из Казани до аэропорта ночью. За год ситуация не изменилась, и в «Содружестве» ранее ссылались на отсутствие возможностей со стороны РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

Ночных аэроэкспрессов из Казани все еще нет, зато в 2026-м модернизируют составы до Удмуртии и Кировской области

В целом потребность в железнодорожных перевозках остается высокой, а вопрос увеличения пропускной способности встает каждый год, продолжил Ананьев. В ГЖД постоянно анализируют направления, где требуется нарастить пропускную способность, и ищут оптимальные пути решения. Отчасти поток вырос по той причине, что аэропорты временно закрывают из-за налетов, но сильного всплеска не видно.

«Скажем откровенно: объем пассажиропотока в авиаперевозках не снизился [из-за закрытий аэропортов]. Часть какая-то, наверное, перешла, но мы не сможем сказать, насколько это большое количество, они же не маркированы», — отметил Ананьев.

В контексте воздушных перевозок вспомнили о недавней мысли Ханифова о том, что электрички из соседних регионов, прибывающие в Казань, дальше должны сразу идти в аэропорт. Так будет удобнее для пассажиров. Когда от мысли перейдем к делу? Поручение отработать соответствующую тему есть, но есть и вопросы. Например, поезду из Ижевска надо для заезда в аэропорт приехать на железнодорожный вокзал в Казани, «поменять кабину» и ехать в обратную сторону. Это не очень удобно. С другой стороны, технически проработан вопрос с вечерним поездом из Нижнего Новгорода, ему никуда поворачивать не придется. Сейчас «Содружество» обсуждает с Татарстаном включение в региональный заказ. Проще говоря, если республика даст заказ и средства, поезда поедут.

По словам Ахметшина, вопрос дефицита подвижного состава сегодня стоит «очень остро» По словам Ахметшина, вопрос дефицита подвижного состава сегодня стоит «очень остро» Фото: «БИЗНЕС Online»

Но бог с ними, жителями других регионов. Все еще стоит вопрос с ночными аэроэкспрессами из Казани до аэропорта. За год ситуация не изменилась, и в «Содружестве» ранее ссылались на отсутствие возможностей со стороны РТ. Технически сделать можно, но заказа от республики нет. Так что пока ночью — только такси.

По словам Ахметшина, вопрос дефицита подвижного состава сегодня стоит «очень остро». Наиболее сложная ситуация складывается на участке Йошкар-Ола – Казань и связана прежде всего с отсутствием рельсовых автобусов — «их просто физически нет». По электропоездам вопросов нет. Замена составов, выбывающих по сроку службы, запланирована на 2028 год. А по договоренностям с Удмуртией и Кировской областью решено начать модернизацию поездов уже в 2026 году. Используемые там составы морально и технически устарели: в них нет климат-контроля, условия не соответствуют современным требованиям.

По просьбе «БИЗНЕС Online» Ананьев прокомментировал и судьбу Казанской кольцевой железной дороги. Разработка проекта уже завершена, он проходит госэкспертизу, уточнил спикер. «Сегодня ищутся пути финансовой реализации этого проекта — как правильно сформировать оплату затрат на его реализацию, как это правильно провести. И, после того как это решение будет принято, пойдет субсидирование, проект будет реализовываться», — ответил Ананьев. На уточняющий вопрос, можно ли ожидать старта строительства в наступающем году, спикер добавил: «Поживем — увидим». Помимо этого, свои коррективы в реализацию кольцевого движения, скорее всего, внесет строительство высокоскоростной магистрали Казань – Москва.

Рост грузопотока обеспечивается за счет более использования существующей инфраструктуры, например за счет увеличения длины поездов Рост грузопотока обеспечивается за счет более использования существующей инфраструктуры, например за счет увеличения длины поездов Фото: «БИЗНЕС Online»

Грузы из Татарстана едут в ОАЭ, Китай и Африку, а за профицит вагонов взялся минтранс РФ

Однако основной пласт работы ГЖД — это грузовые перевозки, отметил Ананьин. По итогам работы 2025-го перевезено более 26 млн т грузов, а по погрузке нефтепродуктов, зерновых и контейнерным перевозкам в текущем году достигнуты рекордные показатели за прошедшие пять лет, похвастал спикер. В целом перевозки зерновой продукции растут стабильно, специально для этих целей восстанавливались либо открывались новые маршруты.

Объем перевозки грузов в контейнерах в 2025 году составил 2 млн т, рост к прошлому году 21%. Всего за 11 месяцев в Татарстане сформировано 122 контейнерных поезда. «Это не предел. Контейнерные перевозки сегодня переживают очень интересный этап своего развития. Если раньше понимали, что контейнерные перевозки — это когда в контейнер что-то нагрузили в коробках, то сегодня в контейнерах поехало зерно, сыпучий груз, наливной груз», — указал Ананьев и добавил, что потенциал контейнерных перевозок еще до конца не реализован. Любопытно, что во время пресс-конференции во вторник о необходимости развивать данное направление говорил и раис Татарстана Рустам Минниханов.

Другое направление работы — формирование грузовых экспрессов. Это поезда, которые перевозят груз только от одного получателя к одному отправителю, пояснил спикер. Это позволяет ускорить срок доставки и снизить экономическую нагрузку на отправителя и получателя. В текущем году в республике было сформировано 6 таких составов.

В 2025 году с полигона ГЖД отправили более тысячи графиковых поездов, реализовали 13 новых направлений для контейнерных поездов, в том числе разработаны маршруты перевозок по графику (а не по наполняемости) в Новороссию.

В то же время существующие маршруты сложились исторически, а их основательное переустройство будет экономически нецелесообразно. Поэтому рост грузопотока обеспечивается за счет большего использования существующей инфраструктуры, например за счет увеличения длины поездов. Так и справляются с потоком, который «сегодня диктует экономика государства».

Продолжает развиваться и международное грузовое сообщение. Лидерами по увеличению объемов поставок стали такие страны, как Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Тунис, Южная Африка, Мексика и Египет. На экспорт идет масло, удобрения. Недавно со станции Юдино через порт в Санкт-Петербурге в Африку отправили зерно. «Так что когда в Эфиопии стряпают блины, то жарят на нашем масле», — пошутил Ананьев.

Он также отметил, что на таможенно-пограничных пунктах отсутствуют критические заторы. Даже несмотря на изменение географии грузопотоков, «европейский груз едет хуже, чем восточный». А для снижения нагрузки и перераспределения потоков продолжается развитие инфраструктуры на Дальнем Востоке.

Под особый контроль минтранса РФ в текущем году попало движение вагонного парка, отметил Ананьев. Для того чтобы обеспечить пропуск вагонопотока при его профиците, используют несколько инструментов. К примеру, адресовка вагона становится возможной, только если он получит обратный адрес с грузом. Кроме того, появилась возможность хранения невостребованных вагонов на специальных «парковках», рассказал он. Для этих целей используются тупиковые и пути, по которым сейчас не идет движение. Для клиентов с профицитом вагонов предлагается другое решение — вагоны снимают с путей и хранят до востребования на специальных банкетках из шпал.