Российский автопром по итогам 10 месяцев 2025 года продемонстрировал наихудший результат среди всех отраслей промышленности, сократив выпуск на 22,2%. К такому выводу пришли аналитики центра стратегических разработок (ЦСР), охарактеризовав ситуацию как структурный кризис, а не циклическую коррекцию, пишут «Известия».
Согласно данным ЦСР, объем производства легковых автомобилей за январь — октябрь упал на 9,6% до 537 тыс. единиц, а выпуск грузовиков сократился на 32%. Объемы продаж новых легковых машин за 11 месяцев снизились на 17,8%, а тяжелых грузовиков — на 56%. Недополученная прибыль сектора за 9 месяцев оказалась более чем в 3 раза ниже прошлогоднего уровня.
Кроме того, отмечается и уменьшение объема рынка. Так, с января по ноябрь, по данным «Автостата», продажи новых легковых машин сократились на 17,8% до 1,19 млн штук, продажи крупнотоннажных машин упали на 56% до 41,8 тысячи. Доналоговая прибыль сектора производства автомобилей за 9 месяцев текущего года составила 48,3 млрд рублей, что более чем в 3 раза хуже результата за аналогичный̆ период 2024 года.
В минпромторге признали влияние санкций и высокой ставки по автокредитам, но назвали некорректным утверждение, что отрасль стала «самой пострадавшей». В ведомстве отметили, что в последние месяцы темпы падения рынка замедляются, а доля отечественных автомобилей в продажах выросла до 55%.
«Отрасль остается критически важным работодателем во многих городах (Тольятти, Набережные Челны, Нижний Новгород) и драйвером для тысяч смежных предприятий. Ее коллапс грозит не только ростом безработицы и социальной напряженности, но и прямой нагрузкой на бюджеты всех уровней, которым придется компенсировать выпадающие доходы и растущие социальные обязательства», — говорится в докладе ЦСР.
Ранее российский миллиардер Олег Дерипаска заявил, что без дешевых кредитов и господдержки автопром РФ будет терять позиции, а для роста отрасли необходимо повторить «китайский путь». В 2024 году Россия выпустила чуть более миллиона автомобилей, включая грузовики и автобусы, тогда как Китай — 31 миллион. Глава АвтоВАЗа Максим Соколов также говорил, что демпинг китайского автопрома вредит российскому, перейдя «все мыслимые границы» в этом году.
Этим летом президент РФ Владимир Путин говорил, что российское производство автомобилей нужно активно поддерживать. Глава государства не согласился с высказыванием, что отечественный автопром надо «тащить за уши». По его словам, он еще в 90-х настаивал на необходимости сохранения отечественного автопрома, чтобы не утратить технологическую независимость. Как считает Путин, в противном случае Россия может утратить конкурентную способность и свой суверенитет, если просто будет покупать все товары, в том числе автомобили, за нефть и газ.
в Telegram
Комментарии 76
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.