Искандер Гиниятуллин: «Случившееся в Васильево служит очередным подтверждением того, что на улицах городов не должно быть бродячих животных» Искандер Гиниятуллин: «Случившееся в Васильево служит очередным подтверждением того, что на улицах городов не должно быть бродячих животных» Фото: «БИЗНЕС Online»

Стая, скорее всего, сбилась из собак, оставленных дачниками в СНТ

Во-первых, хочу начать со слов сочувствия пострадавшей в Васильево девочке и ее родителям, желаю скорейшего выздоровления и глубоко сожалею, что ребенок пережил такое. Во-вторых, прошу читателей иметь уважение к чувствам родных и близких ребенка. Девочка в больнице, состояние тяжелое, но она борется, жива, и это сегодня самое главное. В-третьих, конечно, эта ситуация требует немедленного реагирования и осмысления произошедшего с разбором причин, выводами и решениями. Случившееся в Васильево служит очередным подтверждением того, что на улицах городов не должно быть бродячих животных.

Напавшая на девочку стая, скорее всего, сбилась из собак, оставленных дачниками в СНТ. Осенью у них повышается агрессия — надо бороться за питание, искать укрытие, большинство собак не стерилизованы и успевают родить к осени щенков, их надо защищать, кормить. К этим псам присоединяются самовыгульные, которые «нагуляется — сам придет». Известно, что периодически животных подкармливала местная жительница, и ее тут же поспешили обвинить, что чуть ли не она сама натравила стаю на ребенка. Но первопричина нахождения в том месте собак все же не она, а те, кто наигрался и бросил животных. Этот факт — подтверждение необходимости комплексной работы, в том числе — а возможно, и в первую очередь — работы с людьми.

Искандер Гиниятуллин — заместитель руководителя исполкома Казани по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты. В этой должности он трудится почти 10 лет, до этого времени 7 лет возглавлял комитет жилищно-коммунального хозяйства исполкома Казани, а ранее, с 2008 по 2011 год, был руководителем исполкома Нижнекамска.

Тема безнадзорных животных для Искандера Анваровича не просто одна из рабочих задач: в его доме и в семьях его детей живут с десяток животных с улицы. У Гиниятуллина лично живут три собаки, взятые из приюта.

Мы в Казани поставили перед собой задачу сократить численность животных на улицах города и количество инцидентов с ними до минимума. Решать эту задачу нам помогает городская программа «Казань без брошенных животных». В рамках этой программы мы обеспечиваем и контролируем строгое исполнение муниципальных полномочий по регулированию численности собак без владельцев, а также делаем все возможное для формирования в обществе ответственного отношения к братьям меньшим.

Сравним данные Роспотребнадзора по РТ о количестве инцидентов с собаками в виде оцарапываний, ослюнений и укусов за период с 2019-го (года перед началом действия федерального закона «Об ответственном обращении с животными» № 498-ФЗ) по 2024-й. Мы видим почти двукратное снижение важнейшего показателя, характеризующего уровень угрозы безопасности граждан, — количества инцидентов с животными: по РТ — с 11,2 тыс. до 6,4 тыс., а по Казани — с 3 680 до 2 008 случаев. И это результат большой системной работы, о которой я хочу рассказать уважаемым читателям.


Как воспитать в человеке ответственность: опыт Казани

Почему, говоря о регулировании численности бездомных животных, мы всегда упоминаем и об ответственности человека? Потому что проблема собак без владельцев решается только в совокупности мер — недостаточно убирать животных с улиц, надо прекратить поступление на улицы новых собак. И именно комплексный подход к решению этой проблемы заложен в основу нашей программы.

Сегодня к полномочиям и функциям муниципалитета, делегированным нам законом Республики Татарстан, относится организация отлова, содержание, вакцинирование и прекращение функции воспроизводства — стерилизация животных. На эти цели, а также на дожитие в приюте признанных агрессивными собак выделяется финансирование из республиканского бюджета по утвержденным расценкам в пересчете на одно животное.

В Казани эту работу ведет заказчик в лице комитета ЖКХ города, подрядчик определяется по результатам аукциона. Сейчас это ООО «Зооцентр». Предприятие имеет свой приют вместимостью до 2 тыс. животных, включает в себя карантинный и ветеринарный блоки, место для прогулок, жилой блок.

Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» вначале не сильно изменил ситуацию с бездомными собаками. Более того, спустя год действия закона в пригороде Казани на озере Лебяжье и в жилом массиве Осиново Зеленодольского района на границе со столицей РТ произошло два резонансных нападения псов на детей. Эта ситуация потребовала от нас осмысления причин происходящего и поиска новых решений.

Были самые разные мнения, как изменить ситуацию и обезопасить горожан. И мы решили выслушать широкий спектр мнений. В 2021 году в Казани прошел круглый стол, за которым мы собрали представителей ведущих вузов города, кинологов, ветеринаров, юристов, экологов, общественников, представителей СМИ и чиновников.

И мы услышали, что мы не решим эффективно проблему безнадзорных животных, пока не устраним приток домашних и условно домашних собак на улицы. Что это значило для нас? В первую очередь необходимость проведения огромной работы по формированию у нашего горожанина ответственности за тех, кого он приручил.

В детских садах и школах мы запустили образовательные программы, где на уроки приходят кинологи, дрессировщики, опытные владельцы собак и сначала в теории, а потом и в практическом общении с собакой учат наших детей безопасному и ответственному отношению к питомцам.

Все чаще мы слышим отклики родителей, старших членов семьи о том, как их дети после школы объясняют старшим, как надо выбирать собаку, для чего та или иная порода, как распознать ее настроение и т. д. Сам во время прогулок с моими собаками слышу иногда от детишек: «Смотри-смотри, собачка улыбается, у нее короткие губы, значит, она в хорошем настроении и ее можно погладить, правда, дядя?!» Или, наоборот, малыш обращается к отцу: «Папа, не смотри, что она хвостом виляет, видишь, у нее ушки прижаты и язычок туда-сюда — нас в школе учили: это значит, что собачка нервничает, лучше давай пойдем».

Это не единичные примеры, и они говорят о том, что наши усилия ложатся на благодатную почву, они обязательно принесут результат.

Предвижу негодование некоторых читателей: вот еще, буду я изучать какие-то собачьи сигналы, может, еще и правила сдавать потребуете?

Но ведь мы с вами изучаем сигналы, которые нам подают светофоры, дорожные знаки, стоп-сигналы и поворотники автомобилей? Изучили и даже подчиняемся им. Так почему бы не выучить «язык» живого существа, которое при правильном обращении станет надежным другом?

«Проблема собак без владельцев решается только в совокупности мер — недостаточно убирать животных с улиц, надо прекратить поступление на улицы новых собак» «Проблема собак без владельцев решается только в совокупности мер — недостаточно убирать животных с улиц, надо прекратить поступление на улицы новых собак» Фото: «БИЗНЕС Online»

Важно создать комфортные условия для жизни людей с питомцем в городе

Помимо уроков и занятий с детьми, мы уделяем внимание и взрослым — владельцам собак и тем, кто готовится завести питомца. В городских парках регулярно проходят всевозможные лектории и практикумы по общению с животными, работает школа начинающего собаковода, кружки проекта «Юный кинолог», активно развивается проект «Догфрендли Татарстан».

Для горожан открыты двери приютов, где они могут вволю пообщаться с собаками, попробовать себя в роли выгульщика и поучаствовать в уходе за ними. Это помогает укрепиться в решении приобрести питомца либо, напротив, воздержаться от него. А кроме того, в городе регулярно проходят выставки приютских животных, где люди могут выбрать себе четвероногого друга и получить там же необходимые консультации специалистов.

Важная часть большой работы — создание комфортных условий для жизни людей с собаками в городе, создание и развитие сети мест для выгула, где хозяева и их питомцы могут побегать без опасений попасть под машину или напугать прохожего. В Казани сегодня более 20 комфортных современных площадок с разными видами покрытия, с местом для отдыха и общения владельцев, с урнами и средствами уборки отходов. Это больше, чем в любом другом крупном городе Поволжья. Каждый год в Казани открывается новая площадка, а в текущем их открылось сразу две — в Ново-Савиновском и Советском районах.

Вместе с коллегами из Института развития городов Татарстана и проектом «Собакин город» были разработаны типовые требования к площадкам для выгула животных, которые лягут в местные нормативы градостроительной политики Казани, — создание этих площадок станет обязательным для застройщиков жилых комплексов. В городе растет число объектов, дружелюбных не только к двуногим своим гостям, но и к хвостатым, мохнатым и четвероногим.

Все это служит тому, чтобы горожане чувствовали себя в общении с животными уверенно, безопасно и комфортно, чтобы и владельцам, и окружающим было удобно друг с другом и питомцами находиться в городской среде.

Но это, конечно, работа вдолгую, а результат, как правило, нужен еще вчера. Для этого приходится принимать и непопулярные меры воспитания граждан. Так, в прошлом году в Татарстане были ужесточены требования к собственникам в части выгула и содержания животных. Запрещено оставлять питомцев без контроля владельца на так называемом самовыгуле. С этого года введена обязательная регистрация и постановка на учет домашних любимцев. За нарушение перечисленных требований предусмотрены административные штрафы.

«В 2017–2018 годах перед и во время ЧМ по футболу тоже проводились зачистки городов. Эффект от этой зачистки сохранялся еще год, а уже в 2020-м количество смертельных нападений в России значительно выросло, превысив все показатели за целое десятилетие перед этим» «В 2017–2018 годах перед и во время ЧМ по футболу тоже проводились зачистки городов. Эффект от этой зачистки сохранялся еще год, а уже в 2020-м количество смертельных нападений в России значительно выросло, превысив все показатели за целое десятилетие перед этим» Фото: © Александр Кондратюк, РИА «Новости»

Обратная сторона отстрела: что произошло после Универсиады и Олимпиады в Сочи?

Обсуждения за круглым столом в 2021 году затронули важнейшую тему, которая сегодня буквально расколола общество в России, — эффективность жестких мер по отношению к бродячим животным. Оставим за скобками моральную и этическую стороны проблемы. Никогда не будут равноценны жизнь и здоровье человека и животного. В то же время мы должны помнить об эффективности принимаемых решений.

Нам было важно услышать мнение специалистов в области кинологии и ветеринарии. Они рассказали, что умерщвление собак как способ долговременного их устранения из среды обитания бесперспективен. Одна из причин неэффективности такого решения — на улицы будут продолжать поступать хозяйские и бывшехозяйские собаки, и с данной проблемой тоже надо бороться. Первая часть моего блога как раз об этом.

А вторая причина, по мнению специалистов, наличие природных механизмов защиты популяции. Иными словами, если по каким-то внешним причинам с территории обитания пропадает большое количество собак, то у оставшихся животных генетические коды запускают увеличение рождаемости, повышают выживаемость щенков, увеличивают долю самок в помете, которые уже через 7 месяцев сами способны принести новое потомство. Так, через два-три года популяция восстановится, но в ее составе не будет уже привыкших к людям Шариков и Жучек. Это будут собаки, родившиеся на улице, не знающие человека, пришлые собаки, не знающие места, где оказались, вынужденные бороться за жизненные ресурсы.

Эти теоретические выводы четко подтверждаются реальной практикой. В комментариях под одним из моих постов во «ВКонтакте» мне напомнили 2014-й, год сочинской Олимпиады и следующий год после Всемирной универсиады в Казани — события мирового уровня, перед которыми в городах страны проводился масштабный безвозвратный отлов собак. Мол, вспомните, ведь был же порядок?!

Действительно, по данным Росстата, количество смертельных случаев от нападения собак в России в 2014-м сократилось по сравнению с 2013 годом. Но уже в 2015-м оно выросло на 47%! А в Казани в 2016-м произошло нападение стаи со смертельным для человека исходом.

В 2017–2018 годах перед и во время ЧМ по футболу тоже проводились зачистки городов. Эффект от этой зачистки сохранялся еще год, а уже в 2020-м количество смертельных нападений в России значительно выросло, превысив все показатели за целое десятилетие перед этим. А в Казани весной 2021 года произошло два резонансных нападения на детей, о которых я уже писал выше.

Мне скажут: смотрите, но ведь после 2020-го количество смертей стало сокращаться! И сократилось почти вдвое — на 44%!

Верно, и стоит отметить, что именно в 2020 году начал действовать федеральный закон № 498-ФЗ, был запрещен отстрел собак и введены в действие принципы возвратного отлова. Возможно, это покажется совпадением, но давайте обратимся к данным другого официального государственного органа — Роспотребнадзора. Он в своих ежегодных отчетах фиксирует планомерное снижение числа укусов граждан в 78 регионах России из 85 после 2020-го — года введения проклинаемого нынче некоторыми жителями ОСВВ, или возвратного отлова.

В самом начале своей статьи я привел данные по Татарстану и Казани о числе укусов, и там прослеживается та же устойчивая тенденция к снижению этого показателя начиная с 2021 года. И такие сухие объективные статистические данные из разных источников подтверждают непреложный факт эффективности возвратного отлова и тяжелых последствиях безвозвратного, что бы и кто бы об этом ни говорил иначе.

В СССР собак отстреливали поколениями, но где результат?

Кто-то скажет: а ведь в 7 регионах рост или нет снижения. Да, и это правда. Только по странному совпадению именно в этих регионах правоохранительные органы вскрывают грубейшие нарушения в работе служб отлова и преступные хищения бюджетных средств, предназначенных на организацию отлова уличных животных.

И поэтому очень важно наладить правильную и эффективную работу служб, занимающихся отловом животных:

1. Должна быть создана безотказно действующая, удобная для граждан и доступная система приема заявок.

2. Должны быть четко отработаны алгоритмы реагирования на эти заявки. Собаки достаточно быстро перемещаются в границах довольно большой территории, и поэтому реакция на заявку должна быть оперативной.

3. Необходим контроль исполнения этих заявок и недопустима подмена и приписки количества отловленных животных.

4. Необходим строгий учет поступления и контроль актуального статуса животного.

5. Должны выдерживаться правила транспортировки и нормы содержания животного в приюте.

6. Недопустима халтура при проведении стерилизации животных, сами операции следует выполнять, не допуская жестокого обращения с животным.

7. В приюте необходимо принимать усилия для розыска возможных владельцев животных и искать возможность пристройства собак новым хозяевам.

Все это было предметом нашей заботы при запуске городской программы. Сегодня в казанскую службу отлова приезжают школьники и студенты, ее посещают горожане, специальный блогер ведет социальные сети приюта, активно пристраивая собак новым хозяевам. Для ветеринарных врачей было проведено обучение эффективным методам работы, благодаря чему прекратились нарекания на некачественно проведенные операции.

Там, где нет порядка в этом вопросе, фиксируют рост числа инцидентов, растет угроза людям и увеличивается число животных. Там растут бюджетные расходы и появляется коррупция. Все это бросает тень на реально работающие механизмы регулирования и сокращения численности животных без владельцев.

Еще мне приходится слышать мнение читателей, что, мол, наши отцы и деды в СССР стреляли собак и проблем не было. Ну давайте подумаем: деды стреляли — недострелили, отцам оставили. Отцы недострелили — сыновьям скинули. Мы, дети отцов, до недавнего времени тоже стреляли, без толку, вроде нашли решение, стало получаться. Только хотели нашим детям, правнукам тех дедов, проблему с решением передать — так нет, давай опять стрелять, а как иначе-то, ведь отцы и деды стреляли?! Салтыков-Щедрин какой-то, право.

Но при этом в СССР было реализовано многое в части ответственного обращения с животными. В те годы завести собаку в городе было непросто: их продажа шла через кружки собаководов, приобретению предшествовало обучение основам обращения с животным, питомцы и их владельцы ставились на учет и периодически проводились контрольные проверки условий содержания питомцев. Люди обзаводились питомцем, четко понимая, для чего они приобретают собаку и какие условия должны быть созданы для беспроблемной совместной жизни.

И то в итоге на улицах все равно были собаки, и практически каждый пацан из нашей компании был когда-то укушен дворовым Бобиком, в том числе и я. И несмотря на это, существование животных в одном жизненном пространстве с нами не представляло ни для кого проблемы. Поэтому нельзя сравнивать организацию этой работы в СССР и полное отсутствие системного подхода в нынешней России. Разрушив старую систему, мы не создали ничего нового, тем самым породив проблему, решение которой сегодня требует значительных усилий всего общества.