Олег Григорьев — директор Института пространственного планирования РТ Олег Григорьев — директор Института пространственного планирования РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

Краткая предыстория

Запуск отрезка трассы М12 «Восток» от Москвы до Казани за два года изменил транспортные потоки в столицу РТ и усилил роль Оренбургского тракта как второго въезда в Казань из Москвы и даже создает конкуренцию Горьковскому шоссе. Через год стало очевидно, что активная застройка Лаишевского района и поток автомобилей с М12 закупорят одну из вылетных магистралей, связывающих столицу РТ с аэропортом. К тому моменту в городе достраивали платный отрезок Вознесенского тракта как дублер Мамадышского, опробовали схему финансирования и подыскали следующий проект. Таким в 2025 году стал дублер Оренбургского тракта, который будет состоять из двух отрезков: платного и бесплатного.

Для первого бесплатного отрезка дублера от развязки М12 у села Сапуголи в Лаишевском районе до бетонной дороги Казань — Боровое Матюшино уже готовят проектно-сметную документацию, стартовала реконструкция развязки Казань — Оренбург — Боровое Матюшино за 1,3 млрд рублей. В планах расширить бетонку и реконструировать трассу Столбище — Атабаево длиной 6,5 км до развязки с М12, на которой «Автодор» в этом году открыл два новых съезда. О решении по строительству дублера в послании к Госсовету РТ упомянул раис РТ Рустам Минниханов, но без подробностей.

Спор между специалистами вызвала дальнейшая трассировка и философия платного отрезка, который пройдет по Казани и станет въездом в город с М12. Начинается этот участок от бетонки, и его размещение еще в мае стало предметом профессиональной дискуссии. Два варианта демонстрировали различные подходы к роли дороги:

  • Дорога как вылетная магистраль, приводящая автомобильный поток напрямую в центр Казани, без въезда-выезда машин с прилегающих территорий (т. е. по принципу Вознесенского тракта). Проект, разработанный Институтом пространственного планирования РТ, предполагает платный отрезок, ведущий напрямую через Матюшинское лесничество, по территории экосистемы Подувалье в Отарах к историческому центру Казани с отсечением города от Волги, далее по Горьковскому шоссе или его платному дублеру на М7.
  • Дорога как городское шоссе с учетом интересов прилегающих территорий внутри Казани. В управлении архитектуры и градостроительства исполкома Казани, Институте развития Казани настаивают на строительстве дороги-дублера Оренбургского тракта, как это заложено в генплане Казани до 2040 года — вдоль железной дороги из аэропорта, по улицам Технической, Даурской с дальнейшим выходом на Вознесенский тракт и М7.

Новый виток профессиональной дискуссии начался в конце октября. Тогда Институт развития Казани провел круглый стол, на котором показал детали и преимущества своего варианта. Оппонентов на той встрече не было, поэтому «БИЗНЕС Online» предложил детально изложить позицию Институту пространственного планирования. Публикуем ответ от лица директора ИПП Олега Григорьева.

Оренбургский тракт Оренбургский тракт Фото: «БИЗНЕС Online»

Детальнее о вариантах

В необходимости дублера Оренбургского шоссе нет сомнений ни у одной стороны продолжающейся дискуссии, которая развернулась вокруг обсуждения нескольких вариантов.

Вариант №1 (генплан) — внутригородская дорога районного значения. Соединяет село Усады, Столбище и новые жилые комплексы «Лаишевского узла» «Южный парк», «Счастливый», «Станция Юбилейная» и другие с южной окраиной Казани. Трасса планируемой дороги проходит вдоль существующей железнодорожной ветки и сильно петляет.

Ширина — две полосы, поскольку бо́льшая ширина связана со значительным сносом, особенно если учитывать необходимость второго главного пути на железной дороге.

Ее роль — внутригородская коммуникация между районами и перенаправление сюда этих потоков с Оренбургского тракта. Этот вариант присутствует в генеральном плане Казани, разработанном в 2016–2018 годах Институтом генерального плана Москвы и утвержденном в 2019-м. Авторы генплана и этого варианта дублера — я и Максим Викулин — на тот момент сотрудники Института генплана и специалисты Института пространственного планирования РТ сегодня.

Вариант №2 (ИПП) — общегородская магистраль непрерывного движения 1-го класса. Магистраль начинается от первой существующей развязки на М12, идет до села Столбище (здесь это расширение существующей дороги), далее прямая новая дорога по незастроенной территории левее Столбища и Усад с развязкой на бетонке и далее прямая дорога левее Мирного через Подувалье с въездом в Казань в районе ул. Крутовской.

Ширина — от 4 до 6 полос с непрерывным движением. Ее роль — новый въезд в Казань из Москвы с трассы М12, связь новых жилых районов «Лаишевского узла» и сел Столбище и Усады с Казанью и, следовательно, разгрузка Оренбургского шоссе.

Вариант содержится в мастер-плане Казанской агломерации, утвержденном постановлением кабинета министров РТ 12 апреля 2025 года, №224. Авторы этого варианта дублера — те же Григорьев и Викулин — сегодня сотрудники Института пространственного планирования РТ.

Вариант №3 (ИРГ) комбинация первого и второго: до пересечения с бетонкой повтор варианта №2 (общегородская магистраль непрерывного движения 1-го класса), далее по трассе варианта №1 (дорога районного значения). После пересечения с бетонкой дорога сильно петляет вдоль железной дороги, несколько раз пересекая ее.

Авторы — Институт развития Казани, которым данный вариант подготовлен как альтернатива варианту №2.

Каковы же критерии сравнения вариантов? Это прежде всего прогнозируемая транспортная нагрузка, воздействие на окружающую застройку (шум и выбросы), условия размещения (грунты, сети) и общее градостроительное решение. Рассмотрим каждый пункт по порядку.

Ввод трассы М12 повернул градостроительную ситуацию внешних связей Казани на 180 градусов «Ввод трассы М12 повернул градостроительную ситуацию внешних связей Казани на 180 градусов» Фото: «БИЗНЕС Online»

Прогнозируемая транспортная нагрузка

При сравнении вариантов по прогнозной нагрузке необходимо учитывать время их разработки и сегодняшнюю градостроительную, транспортную ситуацию. Вариант №1 (генплан) разрабатывался до проектирования и появления трассы М12, ввод которой повернул градостроительную ситуацию внешних связей Казани на 180 градусов.

Основной въезд из Москвы и главные потоки движения переместились с севера (Горьковского шоссе) на юг и уже предельно загрузили не рассчитанные на это местные проезды в Столбище и Усадах, участок бетонки до развязки с Оренбургским шоссе. Эту всевозрастающую нагрузку по расчетам на транспортной модели не сможет принять узкий — в две полосы — дублер по варианту №1 (генплан). Эта дорога тоже нужна, но, как и предполагалось по генплану, для межрайонной связи.

Вариант №3 (ИРГ), повторяющий после пересечения с бетонкой трассу варианта №1, так же не может принять эту нагрузку, которую, кроме потока из Москвы, дополнит нагрузка от строящихся в «Лаишевском узле» логистических и промышленных центров («Дорхан» — 500 тыс. кв. м, 1,5 млн кв. м Wildberries, технопарк «Иннополис») и продолжающаяся стройка многоквартирного жилья и ИЖС.

С прогнозируемым потоком может справиться только дублер по варианту №2 (ИПП) — общегородская магистраль непрерывного движения 1-го класса, что и подтверждается транспортным моделированием.

Дороги с прогнозируемым движением такого объема, как у дублера, необходимо располагать вдали от жилых районов «Дороги с прогнозируемым движением такого объема, как у дублера, необходимо располагать вдали от жилых районов» Фото: «БИЗНЕС Online»

Воздействие на окружающую застройку

Наибольший объем вредных выбросов в атмосферу производят автомашины. Поэтому дороги с прогнозируемым движением такого объема, как у дублера, необходимо располагать вдали от жилых районов.

Именно поэтому вариант №2 (ИПП) расположен вне жилой застройки, от развязки на М12 до ул. Крутовской он проходит по незастроенной территории, обходя поселки Столбище, Усады, Мирный и новые жилые районы. Трасса изолирована от жилых районов лесом. Часть его действительно вырубается для его размещения с последующей компенсационной посадкой в этом же районе, но непосредственное негативное воздействие на жилье в данном варианте минимально.

Что же касается варианта №3 (ИРГ), то он проходит непосредственно через новые жилые районы, при этом уничтожая все запланированные районные парки — между ЖК «Лесная поляна» и «Времена года», около ЖК «Станция Юбилейная». На смену паркам приходит магистраль, выбросами от которой будут дышать жители этих районов и испытывать дискомфорт от постоянного шума. Компенсировать это невозможно никаким образом.

Условия размещения

Есть несколько условий, которые необходимо учесть, включая планируемые сооружения столбищенского водозабора и сложные грунты территории, примыкающей к протоке Подувалье.

  • Вариант №2 (ИПП) не задевает территорию сооружений водозабора, трассировка водоводов от водозабора, разработчиком которой является «Татинвестгражданпроект» (ТИГП), приведена в соответствие с проектом планировки дороги.
  • Вариант №3 (ИРГ) проходит непосредственно по площадке водозабора и вследствие этого не может быть реализован ни при каких обстоятельствах.

Грунты территории, примыкающей к протоке Подувалье, являются довольно сложными, но варианты №2 и 3 в этом отношении равнозначны — в обоих часть трассы придется делать с большим объемом подсыпки грунта.

Также в условиях размещения есть еще фактор площадки конноспортивного комплекса, расположенного южнее поселка Мирный. Вариант №2 (ИПП) проходит примерно в полукилометре от комплекса и при этом отделен от него полосой леса. Вариант №3 (ИРГ) отнесен от конноспортивного комплекса полностью и собственно поэтому получился внутри жилых районов. Вопрос конноспортивного комплекса важный, но при выборе трассы специалисты ИПП исходили из того, что комфорт людей все же важнее комфорта лошадей.

«Предлагать дублер Оренбургского тракта (а это сегодня основной въезд в столицу Республики Татарстан Казань из столицы России Москвы) по варианту №3 (ИРГ) кривым, петляющим «как получится» и узким — это предлагать сделать огромный шаг назад, в дорегулярную средневековую застройку» «Предлагать дублер Оренбургского тракта (а это сегодня основной въезд в столицу Республики Татарстан Казань из столицы России Москвы) по варианту №3 (ИРГ) кривым, петляющим «как получится» и узким — это предлагать сделать огромный шаг назад, в дорегулярную средневековую застройку» Фото: «БИЗНЕС Online»

Общее градостроительное решение

Все города проходят свои этапы развития. В истории Казани был дорегулярный этап, когда улицы формировались стихийно и прокладывались «как получится», по линии наименьшего сопротивления. Затем был этап генплана Василия Кафтырева, утвержденного 17 марта 1768 года Екатериной II, который выпрямил улицы Казани, и далее город развивался по регулярному генплану. Генплан Фомы Петонди 1838 года продолжает развитие регулярного города, города прямых улиц и организованной застройки. Эта практика не прерывается и в советское время, которое дало городу прямые и широкие улицы и проспекты — Ямашева, Победы, а также шоссе и тракты на въездах в город — Горьковское, Мамадышский, Оренбургский.

Поэтому предлагать дублер Оренбургского тракта (а это сегодня основной въезд в столицу Республики Татарстан Казань из столицы России Москвы) по варианту №3 (ИРГ) кривым, петляющим «как получится» и узким — это предлагать сделать огромный шаг назад, в дорегулярную средневековую застройку. Как будто не было трудов Кафтырева в Казани и не был построен в России в условиях сложнейших грунтов регулярный Санкт-Петербург.

Не удержусь от цитаты Ле Корбюзье, который называл кривые дороги дорогами ослов: «В современном городе должна господствовать прямая линия. Жилые дома, шоссе, тротуары — все должно строиться по прямой. Прямая линия оздоровляет город. Кривая несет ему разорение…парализует жизнь».

К дискуссии вокруг варианта дублера Институтом развития Казани привлечены специалисты Института генплана Москвы, которые провели оценку всех вышеописанных вариантов на транспортной модели.

При этом в начале своего заключения Институт прямо указывает, что использованная транспортная модель создана до 2023 года, до ввода в действие трассы М12 «Восток». Цитата заключения: «На текущий момент времени состояние развития дорожной сети рассматриваемой территории значительно отличается от исходных параметров, заложенных в модели». Более того, данные для подготовки модели (замеры потока, численность населения и рабочих мест и др.) были получены еще в 2016–2017 годах.

Исключая из расчетов влияние трассы М12, сегодняшние сотрудники Института генплана Москвы приходят к тем же выводам, к которым мы пришли в далеком 2019 году, и рекомендуют вариант № 1 (генплан), который был нами же (Григорьевым и Викулиным) когда-то предложен, но в совершенно других условиях.

Таким образом, сегодняшний расчет Института генплана Москвы ни в коей мере не может считаться корректным обоснованием, поскольку моделирование выполнялось на неактуальных данных и без учета нагрузок от трассы М12.

Очень жаль и очень странно, что Институтом развития Казани недавно было проведено обсуждение вариантов дублера Оренбургского шоссе без приглашения специалистов ИПП. Обсуждение предложений оппонента без приглашения оппонента выглядит как-то уж совсем местечково и непрофессионально, как и сам вариант дублера.