Бывший глава Нижнекамска Рамиль Муллин, которого оперативники ФСБ и УБЭП задержали, вину не признал. СКР подозревает его в схеме хищения денег, предназначенных на оплату «бонусов» за привлечение контрактников. В суде Муллин выступил с монологом, в котором рассказал свою версию. Заявил: он занял 25 млн рублей у родных и друзей, чтобы выполнить план по привлечению контрактников на СВО, который ему поставило «руководство республики». СКР в эту версию не верит. Детали — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Улыбка не сходила с лица Рамиля Муллина, хотя в блестящих глазах можно было увидеть настоящую грусть: «Я надеюсь на милость Всевышнего и справедливость правосудия»
Муллин о содержании в изоляторе: «Надо наводить порядок…»
В парадоксально приподнятом настроении бывший глава Нижнекамска Рамиль Муллин приехал в суд на избрание меры пресечения. Его завели в наручниках несколько конвоиров, а перед тем как зайти в зал заседаний, он даже успел пообщаться с журналистами. «Что, не будет вопросов?» — спросил с улыбкой Муллин. И добавил лишь: «Я надеюсь на милость Всевышнего и справедливость правосудия». Улыбка не сходила с его лица, хотя в блестящих глазах можно было разглядеть и растерянность.
Поддержать Муллина приехали его друг, директор ООО «УК „Муслюмпродукт“» Нияз Габдрахманов и бывшая коллега Екатерина Фролова. Защищают его сразу три адвоката: Ильдар Шафигуллин, Айрат Валеев и Юрий Удовенко.
В зале заседаний перед приходом федеральной судьи Эммы Харьковской Муллин успел рассказать «БИЗНЕС Online» о своем самочувствии и условиях содержания в ИВС на проспекте Раиса Беляева, 11. «Там тоже есть место, там тоже есть люди. В моем понимании там также надо наводить порядок, конечно. Хотя бы элементарно косметический ремонт. Элементарные условия для людей. Дай бог и там быть полезным!» — добавил он.
Сторона защиты — адвокаты Ильдар Шафигуллин, Айрат Валеев и Юрий Удовенко — просила более мягкую меру пресечения для своего подзащитного
Муллин еще до начала заседания успел выразить свою позицию по уголовному делу журналистам, вину он не признает. «Может быть, были какие-то процессуальные нарушения? Надеюсь на справедливое расследование, потому что в данном случае никто деньги не украл. Все деньги, которые были использованы, направлялись на поддержку бойцов СВО и рекрутеров, которые собирали этих контрактников», — сказал он.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» уточнил: считает ли он, что компания, которую привлекли для поиска рекрутов, не исполняла свои обязанности? «Как он может не исполнять, если мы выполнили план в 500 человек?» — недоумевал он.
Экс-глава Нижнекамска обвиняется в совершении тяжкого преступления, ему грозит до 10 лет лишения свободы, уточнил Марат Хадеев. Находясь на свободе, обвиняемый может скрыться или препятствовать расследованию, считает он
СКР раскрыл фабулу дела
В начале заседания Муллин рассказал судье свою биографию. Ему 51 год, родился в Муслюмово, образование высшее, женат, есть малолетний двухлетний ребенок. Последнее время проживал в Казани на улице Терегулова в съемной квартире. Рассказал он и о том, кем работал после ухода с поста главы Нижнекамска — консультировал благотворительные организации на общественных началах.
Следователь по особо важным делам 6-го отдела СУ СКР по РТ Марат Хадеев выступил с ходатайством об избрании меры пресечения в отношении Муллина в виде заключения под стражу, озвучив фабулу дела. Для карьеры Хадеева это уже третье уголовное дело в отношении глав районов РТ. Ранее он расследовал и направил дела в суд в отношении бывшего главы Тукаевского района Фаила Камаева и бывшего главы Актанышского района Энгеля Фаттахова. Камаева уже осудил Набережночелнинский суд, приговорил его к 4 годам колонии, хотя прокуратура просила не наказывать строго, а ограничиться «условкой».
Хадеев озвучил фабулу. В уголовном деле — два эпизода, оба они связаны с хищением «рекрутских» денег. Эти выплаты официально ввели в прошлом году: за каждого привлеченного контрактника «рекрутеру» обещали 100 тыс. рублей, затем выплата поднялась до 150 тыс. рублей. В Нижнекамске таким рекрутингом занимался ИП Искандер Ахатов. Все официально — у него был заключен договор на оказание услуг с МБУ «Центр военно-патриотической работы и допризывной подготовки молодежи „Патриот“». По договору ипэшник должен был предлагать «Патриоту» кандидатов для заключения контракта на СВО. Вся работа велась под чутким патронажем непосредственного руководства района.
В банк были предоставлены заведомо ложные документы об исполнении Ахатовым обязательств, также ему было поручено снять наличные деньги в размере 65 млн рублей с уплатой банковских комиссий в размере 4,2 млн рублей. А в акты выполненных работ внесли ложные сведения о привлечении не менее 158 граждан, считает следствие. После чего не менее 24,7 млн рублей было похищено, ущерб причинен бюджету Нижнекамского района.
Далее, по версии силовиков, с 8 августа по 31 декабря 2024 года Муллин и неустановленные должностные лица, заведомо зная о фактическом неисполнении Ахатовым обязательств по договору оказания услуг, внесли в ведомости ложные сведения о привлечении 129 граждан. После чего были похищены средства в размере 11,2 млн рублей. Ущерб был причинен РОО «ДОСААФ РТ», уверены в СКР.
Следователь заявил: Муллин действовал, «явно превышая свои должностные полномочия», также он знал о том, что ИП Искандер Ахатов не исполнял свои обязательства по привлечению рекрутов. В уголовном деле две статьи УК РФ — «Мошенничество» (ст. 159) и «Превышение должностных полномочий» (ст. 286). Общий ущерб — более 36 миллионов.
Муллин по подозрению в совершении преступлений был задержан 3 декабря в 19:15, озвучил Хадеев. 4 декабря Муллину предъявлено обвинение. Его причастность подтверждается свидетелями — Сираевым, Зиятдиновым, Умниковым, Ахатовым, Ситдиковым, Шарифуллиным — и показаниями самого Муллина. Экс-глава Нижнекамска обвиняется в совершении тяжкого преступления, ему грозит до 10 лет лишения свободы, уточнил Хадеев. Находясь на свободе, обвиняемый может скрыться или препятствовать расследованию, считает он.
«Действовал в интересах страны и победы на СВО. Я, Муллин Рамиль Хамзович, не то что не присвоил бюджетные средства, я даже не получил средства, которые мною были потрачены на решение данного вопроса», — эмоционально говорил экс-глава района
Монолог Муллина: отдал более 20 млн заемных денег, чтобы заплатить рекрутерам
А вот бывший мэр решил рассказать свою версию случившегося, для этого он подготовил речь на 7 минут, которую зачитывал во время судебного заседания.
В первую очередь Муллин снова пояснил, что надеется на милость Всевышнего и справедливость правосудия.
«Поясняю, что, когда я находился в должности главы района, мне была поставлена задача руководством республики — призвать порядка тысячи человек на контрактную службу в течение 2024 года, — отметил он. — Порядка 750 человек в течение 2025-го. Я работал до апреля этого года». Муллин уточнил, что, «понимая значимость вопроса», он поставил задачу своей команде, а сбор контрактников шел непросто, поэтому привлекали их и из других районов.
«Мы не смогли к середине лета решить проблему, набор составлял порядка 500 человек», — заметил он. А потом добавил, почему Нижнекамску было тяжело в борьбе за контрактников. «Мы не смогли конкурировать с другими городами, так как у них, помимо средств ДОСААФ, которые шли на поддержку рекрутеров из разных источников, в том числе из дополнительных источников бюджета, направлялись порядка 130−150 тысяч рублей», — продолжил он.
«Нам было необходимо еще 500 человек, и с согласия руководства республики и решением совета депутатов мы привлекли средства из дополнительных доходов — порядка 65 миллионов, из расчета 130 тысяч на рекрутера», — пояснил Муллин.
По данным экс-чиновника, процедура должна была реализовываться оператором центра «Патриот», им была подобрана компания, которая могла быть оператором в части работы с рекрутерами по всей стране, а работали они и как ООО, и как ИП. «Был рекомендован ИП, который проживал в Нижнекамске, — ИП Ахатов, он стал оператором данной функции», — уточнял он.
Муллин объяснил, что в процессе работы, летом, было предложено привлечь порядка 200 человек, которые пошли бы в список Нижнекамского района. Это при условии, если найти за каждого контрактника 110 тыс. рублей — порядка 22 млн рублей, а через неделю еще 118 человек на сумму порядка 13 млн рублей. Итого, добавил подозреваемый, 318 человек на сумму около 35 млн рублей.
Во время выступления Муллина попытался прервать даже его адвокат Шафигуллин, уточняя, что судебное заседание связано с избранием меры пресечения. Однако экс-главу Нижнекамска это не остановило.
«Я объясню, следователь взял контекст. Прошу суд понять в целом ситуацию, это звучит не очень приятно, когда тебе говорят о том, что ты воровал деньги, — продолжил он. — Понимая и осознавая значимость этой работы с учетом непростой ситуации на фронте, я сам побывал только в прошлом году 3 раза [на территории проведения спецоперации]».
«Я понимал, что нужно было срочно найти эти деньги и Бюджетный кодекс не позволяет в оперативном режиме быстро решить. Обсудив со своими коллегами, я принял решение найти у своих знакомых порядка 25 миллионов рублей, чтобы закрыть эти обязательства перед теми, кто нам дал этих контрактников, которые закрыли список по Нижнекамску, по набору», — заявил он.
Потратив 25 млн рублей, Муллин получил 21,5 млн рублей, недополученных средств осталось 3,5 млн — именно столько он остался должен своим знакомым, друзьям и родственникам.
«В последующем я поручил работу команде. Мы выполнили задачу, которую нам поставило руководство страны, — 500 человек. 2024 год закрыли без долгов, более того, по той же схеме мы отработали 2025-й. К апрелю мы закрыли 750 человек, тем самым выполнив задачу», — разъяснял Муллин.
«Действовал в интересах страны и победы на СВО. Я, Муллин Рамиль Хамзович, не то что не присвоил бюджетные средства, я даже не получил средства, которые мною были потрачены на решение данного вопроса, — эмоционально говорил экс-глава района. — Я все расчеты показал, и они подтверждаются списками и словами моих подчиненных, я лично не принимал отдельное решение».
Новый год Муллин проведет в СИЗО — суд отправил его под стражу до 3 февраля 2026-го
В завершение своего монолога теперь уже фигурант уголовного дела просил у суда меру пресечения в виде домашнего ареста. «Ваша честь, я не собираюсь препятствовать следствию, наоборот, я готов сотрудничать со следствием. Мне важна истина, мне важно не запятнать мою честь, — подчеркивал он. — Я человек, который проработал 30 лет на госслужбе, и, где бы я ни работал, старался служить своему народу, своей республике, своей стране. Надеюсь на справедливое расследование и справедливое правосудие».
Но Новый год Муллин проведет в СИЗО — суд отправил его под стражу до 3 февраля 2026-го.
Комментарии 71
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.