О том, что «креативные кластеры качают экономику», «спрос сильно превышает предложение», говорили сегодня на IX архитектурно-градостроительной конференции «Диалоги» в Казани, которая проходит на бывшей швейной фабрике «Адонис». Там по задумке нового собственника появится магнит для креативщиков. Мэр Казани Ильсур Метшин согласился с нехваткой таких пространств и вместе с командой уже побывал в Уфе, где преуспели в этом деле. Для сравнения: в столице РТ за пять лет закрылись два из трех крупных креативных пространств. Но не все потеряно — собственники «Адониса» оценочно готовятся вложить в бывшую фабрику миллиард, а «Унистрой» приглядел для креативных подростков бывшую каланчу в Адмиралтейке. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Первыми гостями отремонтированного четырехэтажного советского корпуса с ленточными окнами, выходящими на улицу Чернышевского и во двор бывшей фабрики, стали участники IX архитектурно-градостроительной конференции «Диалоги»
Бывшая швейная фабрика «Адонис» станет креативным пространством — возможно, придется вложить миллиард
Сегодня в Казани показали новое креативное пространство города, которое откроют на бывшей швейной фабрике «Адонис» на улице Профсоюзной. Первыми гостями отремонтированного четырехэтажного советского корпуса с ленточными окнами, выходящими на улицу Чернышевского и во двор бывшей фабрики, стали участники IX архитектурно-градостроительной конференции «Диалоги». До того как приступить к обсуждению главных тем, гости любовались с четвертого этажа панорамным видом на центр города. Вид действительно впечатляет.
До 2017 года в корпусе работали швеи. Затем фабрика опустела и только в 2024-м ушла с молотка за 310 млн рублей как спорное имущество — наследие Татфондбанка. Новым собственником стал казанский предприниматель Ирек Галиев, который владеет отелями «Берисон» и сетью «Жар Свежар».
История фабрики восходит к 1930-м годам. Тогда на месте торговых рядов появилась швейная фабрика №4, позднее вплотную к ним построили четырехэтажное здание. В 1993-м фабрику преобразовали в акционерное общество «Адонис», которое выпускало мужские костюмы и школьную форму вплоть до банкротства в 2017 году.
После этого на первых этажах «Адониса» со стороны Профсоюзной улицы располагалось несколько баров. В 2018 году износ зданий оценивался от 41 до 63%. В 2023-м комплекс швейной фабрики выставили на продажу как спорное имущество — наследие обанкротившегося Татфондбанка. Тогда 11 нежилых помещений площадью 8 тыс. «квадратов» и 45 соток земли оценили в 493,3 млн рублей.
Спустя 7 лет запустения, в 2024 году, бывшая фабрика «Адонис» ушла с молотка со значительным дисконтом — за 310 млн рублей. Новым собственником стал казанский предприниматель Ирек Галиев, который владеет отелями «Берисон» и сетью «Жар Свежар». На тот момент состояние здания оценивалось как ограниченно работоспособное.
До этого республика намеревалась открыть там центр современной татарской культуры, проект даже был одобрен главой РТ Рустамом Миннихановым. Но задумка канула в Лету. Новый собственник решил открыть гостиницу на верхних этажах и арт-пространство во дворе.
Здание входит в границы объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место „Культурный слой исторического центра Казани XI–XVIII веков“».
«Здорово, что такие проекты рождаются в сердце, а потом в голове, — сказал мэр Казани Ильсур Метшин. — Ирек Римович — известный предприниматель, который состоялся в республике в различных направлениях: от медицины до ретейла. Для меня это как масло на сердце, когда предприниматели вырастают до того, чтобы делать какие-то социально значимые объекты, а не покупать очередную яхту где-нибудь в Монако. <…>. Ребята, команды вырастают и делают то, что останется на века».
«Здорово, что такие проекты рождаются в сердце, а потом в голове», — сказал мэр Казани Ильсур Метшин
Это не первая попытка запустить коммерческое креативное пространство в Казани. Из трех крупных проектов последних 10 лет не без трудностей выжила только «Фабрика Алафузова» клубного промоутера Андрея Питулова. 8 лет проработала резиденция креативных индустрий «Штаб», в 2015-м с помпой открытая на улице Татарстан на бывшей фабрике «Швейник» при участии первых лиц РТ — правда, назвать это бизнес-историей язык не поворачивается. В лучшие годы для этого детища медиаменеджер Ярослав Муравьев выбивал на свои проекты серьезные республиканские средства. Три года проработало креативное пространство «Спартак Спейс» бизнесмена Максима Булатова с «ютубошной» и конференц-залом на 150 человек в бывшем здании обувной фабрики «Спартак», которую в 2022 году превратили в IT-парк им. Рамеева.
«Казань далеко не на 1-м месте по количеству креативных пространств», — признала главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина
«Казань далеко не на 1-м месте по количеству креативных пространств, — признала главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. — Нужен микс, альтернативные пространства для самореализации, жилья, бизнес-инкубатор, образование».
Проект нового креативного кластера подготовила московская компания CreativeSpace Hunter. Фирму основал Ян Ярмощук, он же совладелец и управляющий партнер креативного кластера «Адонис». Ранее участвовал в разработке 50 креативных кластеров. На открытии Ярмощук рассказал, что реконструированное здание с арт-пространством во дворе — это первый этап. Работы продолжат в основном здании бывшей фабрики вдоль Профсоюзной улицы. На это уйдет еще два года, а суммарные расходы, по оценкам экспертов, составят 1 млрд рублей. Сами владельцы пока цифру не называют.
«Будем рядом, помогать, по разрешительной документации помощь будет с нашей стороны», — сказал Метшин и пожелал успехов собственникам.
Ян Ярмощук: «Почему я в Казани? Удивительно, но есть потенциал для создания инфраструктуры. Спрос сильно превышает предложение»
Креативные кластеры качают экономику
«Город для БЫСТРОЙ самореализации» — так звучало название пленарной сессии «Диалогов», на которой отдельное внимание уделили креативным кластерам. К этому подталкивает и законодательство — 5 февраля 2025 года вступил в силу федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий», в котором прописаны задачи креативного кластера по значимости:
- Зарождение идей.
- Акселерация творческих стартапов. О том, как в Казани и Татарстане происходит сегодня этот этап, на «Диалогах» рассказал директор некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» Дамир Галиев.
- Производство креативного продукта.
- Продажа креативного продукта.
- Досуг.
- Проживание.
«Креативный кластер и любое пространство, которое приглашает к творчеству, могут развиваться вместе, — продолжал управляющий партнер креативного кластера „Адонис“ Ярмощук. — Креатив делает акцент на интеллектуальном продукте, производстве контента и смыслов. Закон не определяет мер поддержки, а создает рамку, а регион, если видит потенциал креативных индустрий, может определить меры поддержки. Было удивительно, что в Казани это не проявляется. Я расцениваю это как везение. Еще в 2019 году мы увидели прямую связь между экономикой региона и креативными пространствами. Весомую долю в Казани тогда занимал IT-сектор, но в 2025-м креативные индустрии по ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности — прим. авт.) уже отделились. Почему я в Казани? Удивительно, но есть потенциал для создания инфраструктуры. Спрос сильно превышает предложение».
Архитектура и урбанистика, например, входят в 16 креативных индустрий России. А доля креативной экономики в ВВП РФ должна вырасти с 4,1% в 2024-м до 6% в 2030 году. «Креативные кластеры качают экономику», — уверена Тухватуллина.
Руслан Хайруллин (в центре): «В столице РТ сейчас можно делать и коммерческую, и опережающую инфраструктуру. Последняя может располагаться уже не в центре»
В Москве размещено свыше 59% творческих кластеров РФ, в Санкт-Петербурге — 17%, говорил Ярмощук. Также насыщенными можно назвать рынки Уфы, Ростова-на-Дону и Нижнего Новгорода. Казани в списке нет. А вот в столице Башкортостана не намерены останавливаться и будут расширяться, отметил главный архитектор Уфы Руслан Хайруллин.
«В Казани уникальная, единственная ситуация по всей стране. Очень сильная экономика в городе и регионе, не хватает коммерческой инфраструктуры для создания креативных индустрий. Поэтому в столице РТ сейчас можно делать и коммерческую, и опережающую (рассчитанную на формирование бизнеса — прим. ред.) инфраструктуру. Последняя может располагаться уже не в центре», — говорил эксперт.
Согласился со спикером и мэр Казани. «Это то, чего не хватало нам, — сказал Метшин о новом креативном кластере. — Созрела необходимость».
«Креативные кластеры и редевелопмент бывших промышленных зон — интересная тема, вокруг которой много дискуссий, — говорил исполнительный директор Kravt hotels & homes Андрей Жамкин и привел в пример пространство ГЭС-2 в Москве акционера СИБУРа Леонида Михельсона, такие пространства появляются в крупных столицах мира. — Каждый из этих концептов по большому счету говорит некое новое слово на рынке. Говорим о том, что через объединение смыслов, осознанность, четкое определение миссии, целевой аудитории мы можем идти к новому слову, новому продукту».
Марина Шпилько: «Хотелось создать такое пространство, где ребенок будет чувствовать себя в безопасности»
А нужны ли кластеры молодежи?
Спрос есть, считает архитектор-градостроитель, основатель Kruchina Team, преподаватель МГИМО Марина Шпилько. Она же автор концепции реконструкции пожарной каланчи в Адмиралтейской слободе — может быть, если все срастется, это будет молодежный центр. Там может появиться «приглашающее пространство» для молодежи. Особенно для подростков, для которых, как показало исследование, в городе не так много мест.
«Хотелось создать такое пространство, где ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Будет знать, что его оттуда не станут гнать, обижать, говорить: „Ты слишком шумный, слишком активный!“» — говорила Шпилько.
Каждое архитектурное решение должно опираться на запрос целевой аудитории и компенсировать какой-то ее дефицит, согласился первый заместитель генерального директора фонда «Институт экономики города» Виктор Агеев. Какие же запросы у молодежи, которая выбирает, где жить и работать?
По итогам опросов среди студентов московских и питерских вузов в Институте экономики города выделили несколько «дефицитов», которые побуждают молодежь уезжать из своего города:
- Отсутствие карьерных возможностей и низкая заработная плата.
- Дефицит качественной инфраструктуры и событий. Кроме того, молодых людей беспокоит отсутствие престижных и перспективных сообществ, команд, с которыми можно было бы развиваться в определенном направлении.
- Нет развитой транспортной инфраструктуры и инфраструктуры жилья.
По мнению молодых людей, любые попытки удержать их в городе не работают и даже раздражают, обратил внимание Агеев. К примеру, всякого рода усилия по профориентации.
«Вот пока ты в детском саду, мы за тебя решим, в какой школе, с какой направленностью ты будешь учиться. А потом мы покажем тебе настойчиво, где ты продолжишь свое образование. А потом — видишь, вон замечательное место работы для тебя. Вот эта жизненная траектория, которая иногда, кажется, вроде бы должна привлекать, на самом деле нашу целевую аудиторию — молодежь, которая мобильна, которая ищет себя, — не привлекает, а раздражает», — образно объяснил Агеев.
«Без увеличения доли арендного жилья мы задачу не решим, потому что мобильное население требует мобильности и в своем проживании»
Как привлечь молодежь в город?
В первую очередь нужно создавать креативные пространства, уверен Агеев. И Казань здесь на верном пути, отметил он. «Ильсияр [Тухватуллина] сегодня сказала, что пространств, подобных „Адонису“, в Казани мало. Их на самом деле много. В любом российском городе вам приведут Казань как пример города, где такого рода инфраструктуры много», — отдал должное столице Татарстана спикер.
Другое дело, что таких кластеров не может быть слишком много. Они не только поддерживают открытие нового бизнеса, но и позволяют стартапам выйти на капитализацию. Подобные пространства формируют те самые престижные перспективные комьюнити, которые притягивают молодежь и которые являются одним из важнейших стимулов, чтобы молодые люди выбирали те или иные города для своей жизни, подчеркнул Агеев.
Вместе с тем появляется еще один вызов — экономическая адаптация людей, вернувшихся со специальной военной операции. Здесь не обойтись медицинской, социальной реабилитацией и сопровождением на рынке наемного труда. Придется стимулировать создание новых сфер экономики, подчеркнул спикер. И очень важную роль здесь играют градостроительные решения, которые нужно реализовывать уже сейчас. Это и новая организация мест приложения труда, и новые подходы к возможности открытия микробизнеса, и принципиально новые подходы к обеспечению доступности для маломобильных групп.
Стоит обратить внимание и на транспортную инфраструктуру. «Российские города сейчас очень любят обсуждать, что делать со средствами индивидуальной мобильности — запрещать не запрещать, — рассуждал Агеев. — Для молодежи так вопрос не стоит. Эта опция должна быть, и нужно думать о том, какими градостроительными решениями сделать ее удобной, а не о том, каким образом ее ограничить».
Другой важный вопрос — транспортная связность с агломерацией. Пока его удалось решить только Москве, где действует единый проездной на пригородную электричку и на городской транспорт. Еще один инструмент — перехватывающие парковки, где можно бесплатно оставить авто и продолжить путь на общественном транспорте.
Молодежью востребовано качественное арендное жилье, доля которого в России недостаточно велика. «Без увеличения доли арендного жилья мы задачу не решим, потому что мобильное население требует мобильности и в своем проживании», — объяснил Агеев. Для развития такого формата нужен комплекс экономических мер поддержки, уверен он. Пока же господдержка поощряет только строительство жилья, которое впоследствии перейдет в собственность.
Опыт Уфы уже изучили в Казани
«Быть в Казани для любого уфимца — это всегда вызов и вдохновение, — начал речь главный архитектор Уфы с реверанса столице Татарстана. — Мы, соседи, всегда смотрим на ваши успехи с белой завистью и большим уважением».
Чтобы город стал конкурентоспособным, позитивные изменения в нем должны происходить быстро, поскольку люди хотят жить «здесь и сейчас», а не ждать позитивных изменений десятилетиями, перешел к теме сессии Хайруллин.
Отправной точкой для таких изменений в Уфе стал 450-летний юбилей города в 2024 году. Во-первых, поменялся подход к освоению исторической части города — сейчас сюда активно привлекаются инвесторы. За последние два года в столице Башкортостана отреставрировали 20 объектов культурного наследия, а в предыдущие годы работали только с тремя-четырьмя объектами.
Примером успешной реконструкции можно назвать «Арт-квадрат», который расположился на месте исторического квартала площадью 3 гектара. Проект за собственные средства реализовал предприниматель. Это чисто бизнесовая история.
По словам главного архитектора Уфы, инвестор не просто отреставрировал старинные здания — он создал новую внутреннюю экономику. Сейчас это живая экосистема: пять тематических площадей, свои пешеходные маршруты и более 100 резидентов, которые успешно развивают свой бизнес. «Арт-квадрат» стал магнитом для туристов и жителей города, центром для креативного пласта населения.
«Были с Ильсияр, командой, посмотрели креативный кластер, — сказал об „Арт-квадрате“ Метшин. — Здорово, когда приезжаешь и тебе есть к чему тянуться. Креативный кластер поражает количеством совершенно разных реализованных проектов в самом центре, доступных на разный чек, разные возможности, и тем, сколько там всего происходит, — от детей до людей, которые состоялись. Все находят себе место. Оттуда не хочется уходить. И в целом мы радуемся за все города, которые растут и являются примером и для нас, чтобы мы приземляли лучшие практики».
Реконструируется «колыбель города» — улица Октябрьской Революции. Здесь уфимские власти увеличивают площадь пешеходной части и сокращают — проезжей, реставрируют фасады. Возможно, улица в будущем станет креативным кластером, надеется главный архитектор города.
Во-вторых, в Уфе нашли свою изюминку, улыбнулся главный архитектор города. «Уфа — это очень зеленый город на холмах, окруженный лесом. Раньше лес воспринимался как барьер. Мы превратили его в связующую нить». Так появилось «Уфимское ожерелье» — более 120 км велопешеходных маршрутов, благодаря которым городской житель в течение 15 минут может «сбежать» из мегаполиса в настоящий лес.
Третья точка роста — освоение территорий вне исторического полуострова города, который уже очень плотно застроен. Это пространство за реками Белой (Забелье) и Уфимкой (Зауфимье). Там сейчас прокладываются магистральные сети, чтобы в будущем построить новые комфортные районы, где будут учтены ошибки прошлого.
«Для Уфы быстрая самореализация — это не гонка на выживание. Это создание среды, где у каждого жителя есть перспективы. Когда город не отнимает у тебя энергию в пробках, серых дворах, а, наоборот, заряжает, будь то прогулка по историческому центру или пробежка по лесу», — заключил Хайруллин.
Сегодня в программе «Диалогов» провели свыше 10 лекций, среди которых и подробный рассказ о реконструкции фабрики «Адонис» — об этом «БИЗНЕС Online» готовит отдельную публикацию. Дискуссии продолжатся и завтра.
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.