В наручниках оказался бывший глава Нижнекамского района: Рамиля Муллина заподозрили в мошенничестве и превышении полномочий В наручниках оказался бывший глава Нижнекамского района: Рамиля Муллина заподозрили в мошенничестве и превышении полномочий Фото: «БИЗНЕС Online»

Как задерживали бывшего мэра Нижнекамска

Первые звоночки приближающегося коррупционного скандала в Нижнекамске раздались еще весной этого года. Тогда, в апреле, был задержан начальник отдела административно-технической инспекции администрации района Ильдар Сафиуллин. На работу в администрацию он пришел три года назад, еще при Рамиле Муллине. Сафиуллина заподозрили в мошенничестве с «рекрутскими» выплатами. Оперативники управления ФСБ России по РТ и экономической полиции МВД по Татарстану выяснили, что в документах о приглашении кандидатов в контрактники стояла его фамилия, но сам он по факту рекрутингом не занимался. Чиновника тогда отправили под домашний арест — достаточно лояльная мера пресечения, судя по сложившейся практике. А спустя два месяца и эту меру ему смягчили — Сафиуллина отпустили на свободу, ограничив его лишь подпиской о невыезде.

По информации источников издания, чиновник мог дать силовикам много ценной информации, после чего оперативникам удалось выйти на других предполагаемых соучастников. Одним из них оказался бывший глава района Муллин.

Как сообщают источники «БИЗНЕС Online», в среду днем его доставили на допрос в здание 6-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ. А до этого провели обыск в его доме в Муслюмово и в съемной квартире в Казани. После допроса оттуда Муллин уже не вышел — ему объявили, что он подозревается в совершении преступления и задержан в порядке ст. 91 УПК РФ. Данная статья позволяет держать фигуранта дела в изоляторе временного содержания до 48 часов. За это время следствие должно определиться с мерой пресечения для него.

По данным инсайдеров, вместе с Муллиным допрашивали еще как минимум одного человека, который, в отличие от экс-главы Нижнекамского района, покинул здание СКР своим ходом в статусе свидетеля.

По информации источников издания, в уголовном деле — два эпизода, оба они связаны с хищением «рекрутских» денег По информации источников издания, в уголовном деле — два эпизода, оба они связаны с хищением «рекрутских» денег Фото: «БИЗНЕС Online»

В чем подозревают?

Официально фабула уголовного дела не раскрывается. По информации источников нашего издания, в уголовном деле — два эпизода, оба они связаны с хищением «рекрутских» денег. Эти выплаты официально ввели в прошлом году: за каждого привлеченного контрактника «рекрутеру» обещали 100 тыс. рублей, затем выплата поднялась до 150 тыс. рублей. В Нижнекамске таким рекрутингом занимался ИП Искандер Ахатов. Все официально — у него был заключен договор на оказание услуг с МБУ «Центр военно-патриотической работы и допризывной подготовки молодежи „Патриот“». По договору ипэшник должен был предлагать «Патриоту» кандидатов для заключения контракта на СВО. Вся работа велась под чутким патронажем непосредственного руководства района.

Следствие считает, что Ахатов свои обязательства не исполнил. По бумагам, представленным в банк для получения выплат, ипэшник якобы привлек как минимум 150 человек. Однако все они, считает следствие, ушли на СВО сами, без какой-то «рекрутской» помощи. А их фамилии в рекрутские документы внесли уже задним числом. Следствие считает, что Муллин «и неустановленные должностные лица» Нижнекамского района, зная об этом, подписали акты выполненных работ и другие бумаги, которые нужны были для того, чтобы предприниматель получил выплату по контракту. Более того, после этого Муллин якобы поручил Ахатову снять наличные, которые он получил по контракту, — 65 млн рублей. Однако, по нашим данным, в предварительный ущерб вошла только третья часть от этой суммы — якобы похищено было около 25 млн рублей, из которых чуть больше 4 млн рублей забрал банк в качестве комиссии за снятие денег. Ущерб, по версии следствия, причинен бюджету исполкома Нижнекамского района, откуда и выделялись «рекрутские» деньги.

«Рекрутские» выплаты, о которых идет речь, — это одна из республиканских мер по стимулированию темпов набора на военную службу по контракту, условно говоря, как единовременные денежные выплаты всем новобранцам. Однако в данном случае эти «рекрутские» выплаты получают не сами контрактники, а те лица, при непосредственном содействии которых впоследствии был заключен контракт для службы в зоне СВО.

По информации наших собеседников, данная мера поддержки контрактной кампании в районах РТ неформально появилась еще в конце весны 2024-го, но широко не афишировалась. Позже, в июле прошлого года, «рекрутские» выплаты были объявлены официально.

Это официальная акция, имеющая свое положение и внебюджетное финансирование, проходящее через муниципалитеты республики. На сайте «Герои Татарстана» (ключевой информационный ресурс контрактной кампании в РТ) «рекрутским» выплатам посвящена отдельная вкладка. За каждого приведенного на пункт отбора на военную службу по контракту обещают выплату в 150 тыс. рублей (на старте акции сумма составляла 100 тыс. рублей, ее увеличили в начале 2025-го).

«Эта сумма будет выплачиваться гражданину за каждого убывшего в часть приглашенного кандидата на контрактную службу, — сказано на сайте. — Для заключения договора необходимы только паспорт, ИНН, СНИЛС и банковские реквизиты приглашающего».

Согласно положению данной меры поддержки, принимать участие в ней могут практически все (за исключением осужденных или подследственных), включая и вполне официально устроенных сотрудников администраций районов, и сотрудников военкоматов. К слову, первоначально данная мера, по словам наших собеседников, так и родилась — как форма поддержки сотрудников военкоматов, ответственных за набор контрактников. Впоследствии круг получателей рекрутских выплат существенно расширили.

Примерно по такой же схеме якобы похищено еще 11,2 млн рублей, которые были выделены на «рекрутов» другой структурой. По информации источников, договор также был заключен с Ахатовым, контрактников он «привлекал» тоже задним числом — в документах значились имена 120 бойцов, которые ранее самостоятельно уже отправились на СВО. Таким образом, общий (пока предварительный) ущерб по двум эпизодам, который называют источники, — около 36 млн рублей.

Схема якобы проворачивалась в течение полугода — с августа 2024-го до февраля 2025-го, а в конце апреля Муллин ушел в отставку.

По нашим данным, в уголовном деле две статьи УК РФ — «Мошенничество» (ст. 159) и «Превышение должностных полномочий» (ст. 286). Узнать позицию самого Муллина на момент опубликования материала не удалось.

У Искандера Ахатова, кроме ИП, есть другой бизнес. По данным сервиса «Контур.Фокус», он владеет ООО «Казстальсервис», которое прописано на ул. Островского, 67 в Казани. Компания занимается «подготовкой стройплощадки», выручка в прошлом году — 31,6 млн рублей. Еще одна стройфирма, в которой Ахатов был директором, — «Сталь-арт» — в 2021 году была исключена из ЕГРЮЛ. Точно такая же судьба постигла еще три компании, где он был руководителем. Из еще ныне действующих бизнесов — ООО «Авокадо», зарегистрированное в Казани и занимающееся услугами доставки продуктов питания. Ахатов и там значится директором, владелец организации — некий Ильнур Миназиев. Выручка фирмы по итогам прошлого года — 31,3 млн рублей.

К слову, центр «Патриот» сейчас выясняет отношения с ИП Ахатовым в Арбитражном суде Татарстана: в конце ноября МБУ подало к нему иск с требованием взыскать 30,5 млн рублей за «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств». Суть иска не раскрывается — пока что он оставлен без движения из-за того, что к нему не приложены документы об оплате госпошлины. Статус Ахатова в деле пока неизвестен. Его ИП зарегистрировано в Казани в октябре 2023 года, основной род деятельности — механическая обработка металлических изделий.

Интересно, что в то же самое время, пока оперативники задерживали Муллина, зампрокурора Татарстана Тимур Нуриев, выступая на антикоррупционной пресс-конференции, передавал «послание» от Альберта Суяргулова всем фигурантам дел, связанных с СВО. «Прокурор республики уже обозначал ранее — за такие деяния все виновные понесут уголовную ответственность!» — говорил Нуриев, называя такие преступления «особенно циничными».

Общий (пока предварительный) ущерб по двум эпизодам, который называют источники, — около 36 млн рублей Общий (пока предварительный) ущерб по двум эпизодам, который называют источники, — около 36 млн рублей Фото: © Nikolay Gyngazov/Global Look Press / www.globallookpress.com

Who is Mr. Муллин

Его часто называют одним из самых неоднозначных глав районов республики. Основной взлет карьеры Рамиля Хамзовича связан с Муслюмово, откуда он и родом. Выпускник муслюмовского лицея еще с детства, будучи комсоргом, проявлял качества организатора. Работать начал рано, между уроками пробовал себя в роли киномеханика.

В начале 90-х поступил в Казанский государственный медицинский университет на медико-профилактический факультет. Параллельно работал медбратом на городской станции скорой медицинской помощи. Успешно окончив обучение и получив специальность врача, Муллин хотел было остаться в Казани, но в 1998 году его призвали обратно на родину, в Муслюмово. В то время главе района Рустему Шарипову срочно потребовался молодой кадр на должность главного санитарного врача. Выбор пал на Муллина, который от предложения не смог отказаться, — так он стал руководителем в 23 года. В санэпиднадзоре Муллин проработал три года, потом еще два — в должности главврача местной ЦРБ.

Муллина часто называют одним из самых неоднозначных глав районов республики Муллина часто называют одним из самых неоднозначных глав районов республики Фото: «БИЗНЕС Online»

Талантливого медика-организатора приметил в 2003 году Ильсур Метшин, который на тот момент был мэром Нижнекамска. Муллина пригласили поработать сначала в санэпиднадзоре в должности руководителя — в этом статусе он трудился три года, после чего был «повышен» до замглавы района, отвечающего за вопросы экологии и безопасности нефтехимической столицы республики. В 2010-м, когда Метшин уже вовсю трудился сам в Казани, он решил перевести ценного специалиста к себе. Так Муллин стал замруководителя исполкома города по вопросам организации муниципального контроля, возглавив новое управление административно-технической инспекции — по сути, «экологической милиции», что было очень близко Рамилю Хамзовичу еще по работе в Нижнекамске. В основном он отвечал за контроль соблюдения правил благоустройства.

Прощальная речь Муллина: «Человеку свойственно ошибаться… Но мы старались!»

Через три года раис РТ Рустам Минниханов, видимо, заметивший на улицах столицы прогресс, предложил Муллину вернуться в родной район в роли главы. И вот уже там Рамиль Хамзович раскрылся по-новому. Ему приписывают так называемое муслюмовское чудо, изменившее город и район до неузнаваемости. Прежде всего Муллин провел большую реформу по благоустройству: в городе появилась брусчатка и удобные тротуары, зеленые насаждения, из дворов исчезли заборы, гаражи и сараи, реконструированы основные места отдыха населения. Многие решения оказывались инновационными, на зарубежный манер, что очень нравилось руководству республики, часто ставившему муслюмовского главу в пример остальным. Неоднократно ходили слухи о скором карьерном росте Муллина — вплоть до поста министра здравоохранения РТ. Но новых предложений о работе так и не было вплоть до осени 2021 года.

Муллину приписывают так называемое муслюмовское чудо, изменившее город и район до неузнаваемости Муллину приписывают так называемое муслюмовское чудо, изменившее город и район до неузнаваемости Фото: «БИЗНЕС Online»

Примерно в этот же период Муллин, кажется, впервые попал в поле зрения силовиков. В 2020 году интерес к нему и его администрации стало проявлять республиканское УБЭП. Жертвой этого интереса стал и. о. руководителя исполкома Муслюмово Ильнур Ахметов — его обвинили в превышении должностных полномочий, когда тот разрешил открыться после ремонта местному ТЦ «Находка». Ахметова судили, а потом возбудили еще одно дело — мол, сдал на металлолом несколько сотен единиц спецтехники, оставшейся в районе после банкротства «Вамина». К слову, за Ахметова тогда «вписывался» Муллин. За пять лет в отношении членов его команды в Муслюмово было возбуждено 11 уголовных дел, бо́льшая часть из которых, однако, была закрыта за отсутствием состава преступлений.

В Нижнекамск Муллина пригласили в октябре 2021-го, когда Муслюмово гремело на всю страну своими успехами главным образом за счет успешно проведенного всероссийского сельского Сабантуя, где вся республиканская элита смогла по достоинству оценить «муслюмовское чудо». Сразу после активно заговорили, что надо бы куда-то пристроить высокоэффективного районного менеджера. И скоро такая возможность подвернулась — как раз Нижнекамск ради кресла депутата Госдумы покинул Айдар Метшин. Так, с богатым бэкграундом Муллин вернулся туда, где когда-то начиналась его карьера чиновника.

У всех были большие ожидания повторения того, что Рамилю Хамзовичу удалось совершить в Муслюмово, однако не задалось с самого начала: новые инвестпроекты в Нижнекамск стали приходить с неохотой, не удалось найти общего языка с бизнесом, СИБУРом и местной политической элитой, оставшейся верной во многом еще Метшину. В какой-то период команда просто разбегалась, увольнения ключевых сотрудников происходили регулярно, а фамилия Муллина все чаще стала мелькать в разного рода скандалах, как в истории с выдачей жилищного сертификата мигранту.

Были и успехи — например, в вопросе с общественным транспортом. Но ком проблем и неудач все же явно перевешивал чашу весов не в пользу Муллина. В конце концов все разрешилось весной этого года, когда на место мэра Нижнекамска подыскали другого яркого кандидата — Радмира Беляева из Менделеевска.

Нового «муслюмовского чуда» не случилось: Рамиль Муллин покидает Нижнекамск

Карьера Муллина была поставлена на паузу, и он на полгода практически пропал со всех радаров. Утверждалось, что якобы станет помощником раиса РТ по развитию гражданских институтов в республике (однако в состав помощников Минниханова его так и не ввели), ему прочили должности в пересобранном минздраве, Общественной палате Татарстана, но по факту никакого такого нового назначения так и не произошло. И все это время Муллин пребывал в глубоком «запасе». Причину, кажется, как раз и раскрывают сегодняшние подозрения.

Первым в этой плеяде задержаний оказался Фаил Камаев, который на момент ареста в апреле 2024-го занимал должность главы Тукаевского района Первым в этой плеяде задержаний оказался Фаил Камаев, который на момент ареста в апреле 2024-го занимал должность главы Тукаевского района Фото: «БИЗНЕС Online»

Сложно быть главой

Муллин — четвертый глава района за последние два года (пусть и с приставкой экс), задержанный силовиками. Первым в этой плеяде оказался Фаил Камаев, который на момент ареста в апреле 2024-го занимал должность главы Тукаевского района. Ему вменили взятку стройматериалами на 1,3 млн рублей, затем в деле появилось еще 7 эпизодов взяток, связанных со строительством дома чиновника в поселке Новом (глава якобы получил земельные участки и стройматериалы от местных коммерсантов). Камаев вину отрицал, но спустя полгода, проведенных в СИЗО, заключил досудебное соглашение, сознался в преступлениях и вышел под домашний арест. Он дал показания на экс-главу Актанышского района Энгеля Фаттахова, который к тому моменту тоже находился в СИЗО.

«Бер гәебе дә юк аның!»: как в Мензелинске начали судить Энгеля Фаттахова

Фаттахова обвиняют во взятках и превышении полномочий, он был задержан чуть позже Камаева, в мае 2024 года. Еще позже прокуратура Татарстана подала к нему иск об изъятии активов, записанных на него и его семью, на 651 млн рублей. И уголовное, и гражданское дела еще рассматриваются в судах, пока Энгель Навапович продолжает томиться в СИЗО.

А вот Камаев уже услышал свой приговор: Набережночелнинский суд приговорил его к 4 годам колонии, хотя прокуратура просила не наказывать строго, а ограничиться «условкой». Хотя, признавались в СКР, досудебное соглашение, которое заключил Камаев, «сработало», потому что после его показаний «был выявлен ряд других преступлений». Борьба за свободу Камаева еще впереди — и прокуратура, и его защита обжаловали приговор.

«Он и предателем стал для своих, и наказание понес суровое»: Камаеву дали 4 года «строгача»

Еще один глава, попавший в поле зрения силовиков, — Марат Гирфанов, под чьим шефством с сентября этого года находится Лениногорский район РТ. До этого Марат Нилевич возглавлял альметьевский исполком. Именно с альметьевским периодом работы и связана фабула уголовного дела — чиновника подозревают во взятке квартирой в одном из ЖК. Как сообщали в СКР, обвинения Гирфанову пока не предъявлены, взяткодатель не установлен, уголовное дело еще расследуется. В отличие от своих «коллег», Гирфанов единственный находится на свободе и продолжает управлять районом. Обвинения ему не предъявлены.

Обвинения Муллину, по данным наших источников, также пока не предъявлены. «Но это, скорее всего, вопрос времени», — поясняет источник, знакомый с ходом расследования.