«С удовольствием приезжаю в Казань, город мне очень нравится. На мой взгляд, это один из самых развитых и развивающихся регионов страны. Город уютный, но темнеет у вас почему-то рано — в 2 часа дня», — удивлялся в понедельник на лекции в столице РТ Сергей Минаев. Писатель, сценарист и медиаменеджер выступил с лекцией о литературе и призывал молодежь больше читать. Хотя бы потому, что чем больше словарный запас, тем проще будет общаться с нейросетями. О том, почему нельзя рассказывать о русских классиках «по приколу», с кем из писателей Минаев бы выпил, кто становится героем в эпоху интернета и сможет ли нейросеть написать нового «Евгения Онегина», — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Известный писатель, сценарист, медиаменеджер и главный редактор журнала «Чтиво» Сергей Минаев выступил в Казани на тему «Литература и общество: как литература формирует образ поколений»
«Город уютный, но темнеет у вас почему-то рано»
Свадебный ведущий, приглашенный модерировать лекцию Сергея Минаева в Казани, сразу обозначил правила малому залу КСК «УНИКС». Сначала — выступление гостя, а затем можно задать вопросы, но только согласованные. Чтобы поговорить с Минаевым, нужно показать вопрос волонтеру, и только после его согласия озвучить лектору. Каким образом волонтер определяет, допускается вопрос или нет, аудитории не раскрыли.
Видимо, «цензуру» ввели, чтобы избежать ненужных эксцессов — все-таки выступление показывали в прямом эфире. Российское общество «Знание» устроило лекцию в рамках проекта, призванного популяризировать художественную литературу среди молодежи. Известный писатель, сценарист, медиаменеджер и главный редактор журнала «Чтиво» выступил в Казани на тему «Литература и общество: как литература формирует образ поколений».
Сергей Сергеевич Минаев — российский писатель, теле- и радиоведущий, сценарист и медиаменеджер.
Родился в Москве 25 января 1975 года. В 1998 году окончил Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) по специальности «отечественная история новейшего времени». Работал в одной из ведущих компаний по импорту вина «МБ „Группа Импэкс“».
В 2006 году написал дебютный роман «Дyxless. Повесть о ненастоящем человеке», который принес автору популярность и стал одним из самых продаваемых в СНГ. Его суммарный тираж превысил 1 млн экземпляров. В 2012-м книга получила экранизацию с актером Данилой Козловским в главной роли.
С 2009 по 2012 год Минаев вел политическую программу «Честный понедельник» на НТВ, в 2011–2013 годах был автором и ведущим интернет-шоу «Минаев Live», а с 2019 года создал собственный YouTube-канал на историческую тематику. Сейчас у него 3,7 млн подписчиков.
Минаев с 2016 года возглавлял русский Esqiure (с 2022-го — «Правила жизни»). С июля 2023 года перешел с должности главреда на пост редакционного директора. В декабре прошлого года начал выпуск собственного журнала «Чтиво», тираж которого составляет 60 тыс. экземпляров.
Но вообще-то не только его. Еще до лекции Минаев выступил в «Корстоне» с программой «Немного истории», которую сам называет «историческим стендапом». Это было коммерческое мероприятие, продавали билеты. «Меня все пугали, что публика [в Казани] особая, но в любом городе особая публика. Вчера был аншлаг, не хотели отпускать. Что я могу сказать, кроме слов благодарности? Меня купают в овациях — чем плохо? Сижу как сыр в масле», — поделился он впечатлениями от приезда, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online».
Впрочем, это далеко не первый визит. В столице РТ писатель впервые выступил в 2007 году. Тогда представил в книжном магазине первую часть произведения «Media Sapiens. Повесть о третьем сроке», а после этого гостил еще не раз. «С удовольствием приезжаю в Казань, город мне очень нравится. На мой взгляд, это один из самых развитых и развивающихся регионов страны. Город уютный, но темнеет у вас почему-то рано — в 2 часа дня», — удивился житель Москвы, на часовой пояс которой и равняется Татарстан.
«Мы цивилизация слова», — акцентировал Минаев, напомнив, что и в Библии, и в Коране говорится: «В начале было слово»
«А мы сегодня что? Долину обсуждаем. Она деньги отдаст за квартиру или не отдаст все-таки?»
Как «настоящий советский школьник», Минаев подготовил шпаргалку с тезисам, а еще перечитал «Героя нашего времени». Литературе все возрасты покорны, но не всем возрастам покоряется то или иное произведение. Одна и та же книга в 15 и 30 лет может вызвать абсолютно разные впечатления. «„Герой нашего времени“ — дневник 26-летнего молодого человека, который про жизнь еще толком ничего не знает. Сейчас мне 50 лет, я читаю и думаю: „Просто подожди еще лет пять и все по-другому будет“», — советовал он Григорию Печорину.
Впрочем, ждать 30-летия, чтобы погрузиться в литературу, не надо. Самому писателю еще в школьное время с первого раза пришелся по душе кинематографичный «Евгений Онегин», погружающий читателя в эпоху. Со временем лектор стал делить людей по принципу, захотел бы он выпить и поговорить по душам с человеком или нет. «С Александром Сергеевичем я бы [сидел] не отлипая трое суток», — шутливо признался Минаев.
А вот герои современных подростков — блогеры с миллионами просмотров. Легкая слава создает иллюзию быстрого успеха, пусть и недолговечного. Беда в том, что ответственности за контент инфлюенсер практически не несет.
«Я бы на административном уровне вызывал топ-блогеров и говорил им: „Дорогой друг, раз в месяц будешь рассказывать про книжечки“. Есть вещи, в которые надо вмешиваться. Просветительством никто сам по себе заниматься не будет. Гораздо проще делать желтый контент, потому что он быстрее залетает», — подчеркнул лектор. Он вспомнил обсуждаемое интервью треш-стримера Mellstroy (Андрей Бурим) на канале «Вписка», где ведущий и гость чуть ли не полчаса мусолили историю с девушкой, которую стример ударил головой об стол. Медиа продает страх, хайп и «желтяк», и ничего с этим не поделать.
Интернет-пользователь потребляет за день столько информации, сколько средневековый человек узнавал за всю жизнь, и такой информационный хаос сильно дезориентирует. «Представим, что на территории нашей страны случился пожар, и пожарный кого-то спас. А мы сегодня что? [Ларису] Долину обсуждаем. Какой пожар, какой герой? Она деньги отдаст за квартиру или не отдаст все-таки? А сколько ресторанов ей отказало во входе?» — иронизировал Минаев. Надо признать, что перед началом лекции несколько студентов действительно бурно обсуждали именно «эффект Долиной», а не фатализм Печорина.
Проблема в том, что у нынешнего поколения слишком много развлечений и соблазнов: компьютерные игры, фильмы и сериалы, интернет. Советский школьник мог разве что в футбол погонять да книгу почитать, оттого и эрудированность была выше. К тому же литература не только расширяет кругозор, но и может ответить на ключевые вопросы жития: кто я, хороший я человек или плохой и по кому мерить жизнь?
По мнению спикера, современная цивилизация европоцентрична
«Нельзя рассказывать о Достоевском и Толстом по приколу»
Ориентироваться на Онегина как на героя сегодня сложно — вряд ли у кого-то есть поместье с 10 тыс. крепостных душ. Но среда меняется, а мышление и психотип — нет. «Люди какими были в XIII–XV веках, такими и остались. Ну костюм на них надели, часы, дали им в руки айфоны. Но ими движут одни и те же страсти: любовь, страх, ненависть, тщеславие, безрассудство, цинизм», — перечислил лектор.
Он вспомнил о своем интервью с автором так называемой Библии для сценаристов «История на миллион долларов» Робертом Макки. «У вас есть люди, у которых я учился: Чехов, Достоевский, Толстой, Станиславский. Вам их надо продвигать, а не у меня брать интервью», — процитировал американца гость из Москвы. По словам Минаева, на базе русской литературы выстроено все кинопроизводство. Взять любой сериал о моральном выборе: там всегда найдется вольная или невольная отсылка к «Преступлению и наказанию».
«Великие сценаристы поворовали все у великих литераторов и говорят, что они создали новую реальность. На самом деле мы же понимаем, откуда все взялось. Просто язык повествования другой», — подчеркнул лектор. Адаптировать историю или литературу под современные реалии — это важно, но упрощать их до «хи-хи, ха-ха» не стоит. Перед лектором по истории нет задачи насмешить аудиторию. «Нельзя рассказывать о Достоевском и Толстом по приколу, потому что это большие книги о больших процессах, которые происходят в жизни человека», — убеждал спикер.
Тем более излишнее упрощение принижает преподавание. По словам Минаева, учителям вообще надо ставить памятники, поскольку дети — «самые жестокие существа на Земле». «Я себя просто вспоминаю», — пошутил он. Людей определяют три вещи: семья, школа и литература. Если с последними двумя все понятно, то родители и вовсе должны быть главным примером для подражания. Но, когда взрослые не читают книги, а сидят в телефоне или играют в компьютер, чего требовать от ребенка?
«Мы цивилизация слова», — акцентировал Минаев, напомнив, что и в Библии, и в Коране говорится «В начале было слово». Обе священные книги доступны и необходимы каждому читателю, вне зависимости от вероисповедания, считает он. «Вы не мусульманка, но вы читали Коран? — обратился Минаев к одной из зрительниц. — Понимаете, что это великая книга? Святые книги потому и святые, что, вероятно, были написаны теми, кто понимает природу людей».
Нашлось место в лекции о литературе и тезису о европоцентричности современной цивилизации. Многие обращают внимание только на одну часть истории. «Например, крестоносцы, которые пошли защищать гроб Господень. Нам же никто не рассказывал, что мусульманский мир считал их ублюдками, упырями и бандитами, кем они и являлись на самом деле», — привел пример Минаев. Огромный пласт арабской и мусульманской литературы существовал еще до Европы и поднимал те же тревожащие вопросы, поэтому к нему в том числе стоит обращаться.
«Конечно, я не верю, что литература исчезнет. Но конкурировать очень сложно», — констатировал Минаев
Если мы своим властителем дум сделаем робота, что о нас как о социуме это говорит? Что мы тупые бараны, наверное?»
В современном мире мессенджеров и искусственного интеллекта литература играет куда меньшую роль, чем в XIX или XX веке. Вместо того чтобы корпеть над «Преступлением и наказанием», можно попросить у ChatGPT рассказать сюжет в двух словах. Однако начитанность пригодится и поколениям зумеров и альфа. «Чем больше у вас словарный запас, тем легче будет общаться с бездушной машиной», — иронизировал спикер.
Еще одна проблема — нейросеть как автор. Робот сочинит симфонию? Робот превратит кусок холста в шедевр искусства? В 2004 году, когда вышел фильм «Я, робот» с Уиллом Смитом, эти вопросы еще не были столь актуальными. Сегодня же искусственный интеллект вполне может конкурировать с творцами и написать нового «Евгения Онегина», полагает Минаев.
«Что такое писатель? Это же демиург, властитель дум. Если мы своим властителем дум сделаем робота, что о нас как о социуме это говорит? Что мы тупые бараны, наверное?» — вопрошал спикер.
Тогда как же популяризировать литературу, которая некогда формировала целые поколения, а сейчас отошла на второй план? Помочь может тот же интернет, если использовать его не как замену, а как промоушен. Нужно вводить моду на чтение, считает Минаев. Он привел в пример свой проект «Чтиво», который «выстрелил» и задал тренд на образовательные глянцевые журналы. «Журнал — это как виниловый диск, его модно на столе иметь. Поэтому, если у тебя книга будет хотя бы в таком статусе, что читать модно, мы должны это продвигать. В приказном порядке никто не заставит себя сесть за „Бесов“ Достоевского», — отметил спикер.
Постепенно крупные блогеры запускают продвижение литературы вместе с корпорациями, а бренды начинают задумываться о воспитании образованных потребителей. Востребованные ныне направления маркетинга и менеджмента тоже требуют хорошей литературной базы, так что не все потеряно. «Конечно, я не верю, что литература исчезнет. Но конкурировать очень сложно», — констатировал Минаев.
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.