«Все производители находятся в рынке. Если где-то что-то дорожает, то всегда возникает соблазн поиграть с ценами. Даже производителям высоколокализованных автомобилей утильсбор возвращается не в виде денег, а в форме субсидий на развитие производства. Вполне возможно, им не будет хватать «оборотки» и они могут повышать цены», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» вступившие сегодня в силу новые правила утилизационного сбора. Теперь льготная ставка есть только при ввозе машин мощностью до 160 л. с. Но это не все: 1 января 2026 года нас ждет плановая индексация ставок, что может еще подстегнуть цены. Как выяснили наши корреспонденты, некоторые дилеры держат цены, но не дают обещаний, что будет дальше и долго ли продержатся ценники. А что неофициалы?
С сегодняшнего дня в России действуют новые правила утильсбора для ввозимых машин мощностью свыше 160 л. с.
Новый утильсбор вступил в силу, а через месяц уже индексация
Новый утилизационный сбор, который всю осень бурно обсуждал российский автомобильный рынок, с сегодняшнего дня официально вступил в силу. Общественная реакция и негодование экспертов и бизнеса, который хорошо зарабатывал на параллельном импорте официально недоступных иномарок (да и доступных «китайцев» тоже), помогли перенести сроки изменений, но не отменить повышение ставок или скорректировать их. Ставки остались теми же, что и обозначали еще в середине сентября.
Новые правила утильсбора стали действовать для ввозимых машин с двигателем мощностью свыше 160 л. с. Напомним, что прежде мощность не учитывалась, только объем движка. До сих пор для физических лиц, которые самостоятельно ввозили автомобиль с объемом двигателя до 3 л для личного пользования, действовали льготные коэффициенты: это 3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей за авто старше трех лет. Абсолютно не чувствительная цена при покупке новой машины.
Это касалось в том числе заказа авто через компанию, занимающуюся параллельным импортом. Коммерческий «утиль», когда машину ввозят для последующей перепродажи (речь об официальных дилерах), всегда был заметно выше.
Изменения сначала планировали ввести в силу 1 ноября, однако перенесли срок на месяц. Исключение сделали, чтобы покупатели, которые заказали авто до публикации проекта постановления о новых правилах и столкнулись с задержками в доставке машин, успели завезти транспортные средства по старым ставкам. Проще говоря, чтобы у покупателей, уже заказавших машины по старым, льготным ставкам, не возникло непредвиденных дополнительных расходов при покупке. Тем более после публикации сложился колоссальный спрос на ввозимые авто и те подолгу стояли в фурах на границе с РФ.
В минувшие выходные таможенная служба Татарстана даже работала по отдельному графику, чтобы желающие успели заплатить льготный утильсбор до его отмены.
Что еще надо понимать потребителю? Нынешнее изменение правил утильсбора — это, по сути, отмена льготы на часть ввозимых авто. Но это не все. 1 января 2026 года произойдет плановая индексация ставок утильсбора, рост составит 10–20%. Соответственно, машины станут дороже. С 1 октября была введена новая долгосрочная шкала индексации утилизационного сбора до 2030 года для машин. Она предусматривает ежегодное повышение размера сбора. Например, если до 1 декабря у новой машины с двигателем от 3 до 3,5 л утильсбор и для физлиц, и для дилеров составлял 2 153 400 рублей, то с 1 января с учетом зависимости суммы от мощности утильсбор возрастет до 2 584 000–4 190 400 рублей, приводит пример портал Auto.ru.
Глава минпромторга РФ Антон Алиханов собрал «успокоительную» пресс-конференцию, где еще раз повторил свой тезис: повышение утилизационного сбора на автомобили затронет лишь около 20% владельцев
«Если где-то что-то дорожает, то всегда возникает соблазн поиграть с ценами. Посмотрим, что будет в 2026 году, но он будет тяжелым»
С учетом внимания к теме глава минпромторга РФ Антон Алиханов в выходные собрал «успокоительную» пресс-конференцию, где еще раз повторил свой тезис: повышение утилизационного сбора на автомобили затронет лишь около 20% владельцев. А для машин с мощностью двигателя до 160 л. с. льгота сохраняется, изменений нет.
Выложили публикации со встречи сегодня. «Если посмотреть на текущий парк легковых автомобилей в стране, то почти 80 процентов — это автомобили до 160 лошадиных сил. Если реплицировать планы по ввозу на тот рынок, который уже сложился за все эти десятилетия, можно сказать, что порядка 80 процентов потребителей мы не затрагиваем этими изменениями», — сказал Алиханов.
Кроме того, Алиханов уверен, что доля физлиц, которые ввозят автомобили мощнее 160 л. с., со временем будет падать. «Есть надежда, что этот сегмент у нас будет омолаживаться: станут ввозить преимущественно новые автомобили в этом сегменте», — порассуждал он. Если же говорить о менее мощных машинах, то, по его словам, в России нет планов и предпосылок к тому, чтобы отменять льготный утильсбор, т. к. объемы производства таких машин в стране достаточны для того, чтобы создать эффект масштаба и эти объемы вместе с мерами поддержки спроса позволяют конкурировать с автомобилями зарубежного производства, добавил министр.
Также на пресс-конференции подняли тему технологической независимости нашего автопрома. Алиханов указал, что краеугольный камень автомобилестроения — это электроника, и тут есть инвентаризированный план на ближайшее десятилетие — как будет развиваться производство микроэлектроники.
На встрече с министром присутствовал и главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Алиханов, по его словам, привел статистику по российскому автопарку. «В парке у нас миллионы „Жигулей“, LADA, Polo, Rapid, Logan, Toyota Corolla — все, что было мейнстримом. Все они были до 160 лошадиных сил. Если же смотреть на альтернативный ввоз, то больше половины приходится на авто свыше 160 лошадиных сил в среднем. Поэтому если говорить о нынешних покупателях [параллельного импорта], то это затронет, условно говоря, каждого второго», — порассуждал Кадаков по мотивам встречи и услышанного в разговоре с «БИЗНЕС Online».
Остался без четкого ответа на встрече вопрос, когда все-таки страна достигнет этого технологического суверенитета в автопроме. «Нет понимания конкретного года, когда мы этого достигнем. То есть мы идем, есть план, который надо реализовывать», — сказал он.
История с распределением утилизационного сбора осталась понятной лишь в общих чертах, указал Кадаков. Поясним, что ранее на рынке не раз возмущались, что неясно, куда идут средства от утильсбора и почему утилизация машины может стоить дороже, чем сам автомобиль. Сначала деньги идут в федеральный бюджет, а потом распределяются по целевым направлениям на развитие производства электроники, самолетостроение и другие, но дальнейшей конкретики не прозвучало, указал спикер.
«Все производители находятся в рынке, а рынок — это сообщающиеся сосуды. Поэтому если где-то что-то дорожает, то всегда возникает соблазн поиграть с ценами. Тем более что даже производителям высоколокализованных автомобилей утилизационный сбор возвращается не в виде денег, а в виде субсидий, которые предприятия должны потратить на развитие производства. Поэтому, вполне возможно, им не будет хватать „оборотки“ (оборотного капитала — прим. ред.) на ту же зарплату сотрудникам и они могут повышать цены на конечный продукт. Посмотрим, что будет в 2026 году, но он будет тяжелым», — говорит Кадаков.
Один из самых популярных кроссоверов на российском рынке Geely Monjaro по цене в космос не ушел, да и вряд ли вообще уйдет, т. к. поставляется в Россию официально
Как отреагировали официальные дилеры и параллельщики?
Корреспонденты «БИЗНЕС Online» под видом покупателей пообщались с представителями дилерских центров. Так, один из самых популярных кроссоверов на российском рынке Geely Monjaro по цене в космос не ушел, да и вряд ли вообще уйдет, т. к. поставляется в Россию официально. Например, в одном из центров базовая комплектация Luxury в данный момент стоит 4,5 млн рублей. Цена уже выросла, но не на 840 тыс., как в случае с завозом на физлицо, а лишь на 170 тыс. рублей, заявил представитель центра по телефону. Следующее подорожание на 160 тыс. рублей будет лишь после 1 января 2026 года из-за индексации в 20%, отметил собеседник.
Представитель другого дилера марки Geely в Татарстане уточнил, что цена модели Monjaro пока остается на прежнем уровне. «Сегодня цену не поменяли, а 10-го числа, допустим, либо в середине месяца могут изменить», — предположили в автосалоне. Сейчас покупка такого авто в комплектации Exclusive обойдется от 4,5 млн рублей, но, сколько будет действовать это предложение, неизвестно. Авто из новой поставки, вероятнее всего, будут уже дороже, предупредил специалист по продажам.
Интереснее ситуация с гибридами и «электричками». Менеджер одного из салонов сообщил корреспонденту, что вопрос со стоимостью автомобилей LiXiang решается сейчас. «На данный момент цена LiXiang L9 — 7,5 миллиона [рублей]. Но это не конкретная цена. В октябре – ноябре мы продавали этот автомобиль за такую цену. Не знаем, что будет происходить. Возможно, цены поменяются, возможно, останутся такими же. Достоверной информации нет», — обозначил неопределенность сотрудник автосалона.
«Изменение цен [из-за утильсбора] в любом случае будет, но, в какой половине декабря, пока не знаем», — отметил менеджер еще одного дилерского центра. «Пока прайс у нас не поменяли, можно купить за 9,5 миллиона», — уточнили там стоимость одного из автомобилей марки LiXiang.
В «Транстехсервисе» и «КАН Авто» пока не ответили на запросы о том, как изменится стоимость машин с учетом нового «утиля». Также мы обратились за комментарием в казанскую компанию F5 Avto, которая занимается параллельным импортом автомобилей из Южной Кореи, Китая и ОАЭ. Там планируют пока переключиться на машины с пробегом, чтобы сохранить ценники на приемлемом уровне.
«Будем ли мы возить свыше 160 „лошадей“? Да. Сейчас будем возить, наверное, первое время автомобили возрастом 1–3 года. Там плюс-минус цена не меняется с учетом растаможки в Беларуси. С автомобилями 3–5 лет будем ждать, когда подтянутся цены в России», — говорит директор компании Айрат Султанов.
На «белорусскую схему» ранее обратили внимание блогеры и автомобильные издания. В чем суть? За границей покупается автомобиль в возрасте до трех лет, для которого действует льготный утильсбор. Далее машина растаможивается в Беларуси. В этой стране покупатели машин, официально признанные инвалидами или многодетными родителями (или же относятся к любым другим льготным категориям граждан), получают 50-процентную скидку на таможенные платежи. Такие послабления помогают сэкономить значительные суммы, которые зависят от стоимости автомобиля и мощности двигателя.
После этого машину везут в Россию, где оплачивается уже коммерческий утильсбор. Однако по итогу доставка автомобиля через белорусскую лазейку все равно обходится значительно дешевле обычного пути.
Hyundai Palisade 2.2 дизель (4WD) после повышения утильсбора подорожал на 2,9 млн рублей, итоговая стоимость автомобиля выросла до 7,3 млн рублей
В компании привели наиболее показательные примеры того, как подорожают «параллельные» автомобили. Так, автомобиль Hyundai Palisade 2.2 с дизельным мотором и полным приводом до изменения утильсбора стоил около 4,4 млн рублей, при этом размер утильсбора составлял всего 5,2 тыс. рублей. Теперь «утиль» вырос на 2,9 млн рублей и итоговая стоимость автомобиля увеличилась до 7,3 млн рублей.
Аналогичная ситуация наблюдается и с Hyundai Santa Fe 2.2, тоже дизельный двигатель и полный привод. До роста «утиля» автомобиль предлагался у компании по цене в 3,15 млн рублей при том же утильсборе в 5,2 тыс. рублей. После изменения ставок утильсбора цена выросла на 2,9 млн рублей и составляет уже 6 млн рублей.
И чего ждать с такими ценами? «Я прогнозирую, что примерно в феврале – марте все осознают, насколько поднялись закупочные цены новых машин. Потому что не только параллельный импорт, но и любой официальный дилер по этим условиям возит машины. Соответственно, все будут вынуждены поднять на такой размер „утиля“ стоимость автомобиля. Поэтому где-нибудь, я думаю, в марте потихонечку рынок будет оживать. Ну и до 160 „лошадей“ без проблем по тем же условиям можно будет возить», — говорит Султанов.
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.