В 2019 году в стране возвели 82 млн кв. м жилья, а в 2023 — 110 млн кв. метров. Это лучший показатель за всю историю страны со времен СССР в переводе на душу населения В 2019 году в стране возвели 82 млн кв. м жилья, а в 2023 — 110 млн кв. метров. Это лучший показатель за всю историю страны со времен СССР в переводе на душу населения Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы поддерживаем уровень только за счет льготных программ кредитования. И нам это дорого обходится»

Рынок жилья последний год «едет» на старых заделах. Если в 2025-м он еще держится, то перспектива следующих лет пока пугает. Ипотека практически полностью жива за счет одних лишь льготных программ, что всерьез «кусает» госбюджет. Коммерческая ипотека едва дышит: слишком дорогая для людей. Такие тренды обсудили сегодня на Domclick Digital Forum. В пленарной части с коллегами дискутировал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

«Отрасль очень инерционная, мы едем на заделах, которые сделали в предыдущие годы. Несмотря на трудности, санкции, СВО, мы все равно за [последние годы] приросли на 33 процента. Единственная отрасль, которая не уменьшила объемов ни за один год», — начал за здравие Хуснуллин. Тут он привел в пример следующие цифры: в 2019 году в стране возвели 82 млн кв. м жилья, а в 2023-м — 110 млн кв. метров. Это лучший показатель за всю историю страны со времен СССР в переводе на душу населения. «Были просто беспрецедентные меры поддержки. Поэтому девелоперы в этот рынок поверили и вошли в проекты», — отметил он. И как раз то, как показал себя рынок в 2023-м, двигает процессы до сих пор.

В этом году видим не менее 105 миллионов квадратных метров жилья. То есть этот год мы на старых заделах еще проедем. А вот дальше ситуация становится более тревожная.
Марат Хуснуллин Вице-премьер РФ
Марат Хуснуллин вице-премьер РФ

Он обратил внимание, что объемы, конечно, заметно сокращаются, т. е. задел закончился, запасы иссякли и рынок пошел вниз. Количество новых разрешений на строительство сократилось на 22%. «И плюс по 25 процентам выданных [разрешений] ничего не реализуется. Поэтому, если мы не примем какие-то меры, рынок недвижимости точно будет стагнировать», — заключил вице-премьер.

По большому счету единственной мерой поддержки тут видятся льготные ипотечные программы, но они, понятно, обходятся государству довольно дорого. Напомним — речь идет о сумме в 1,5–2 триллиона рублей в год из бюджета — эти деньги идут банкирам на компенсацию разницы между льготной ставкой ипотеки и коммерческой. «Произошел небывалый перекос — рыночная ипотека оказалась на уровне в 18 процентов. Мы поддерживаем уровень только за счет льготных программ кредитования. И нам это дорого обходится! Все должны понимать, что сотни тысяч семей получают из бюджета разницу между ключевой и льготной ставками ежемесячно», — продолжал подчеркивать текущие проблемы сферы Хуснуллин.

Здесь глава Сбера Герман Греф решил обозначить: есть понимание, что дорого, но не надо бросать субсидирование резко. «Те механизмы субсидирования, которые есть, может быть, и нужно убирать. Большая нагрузка на государство — это понятно. Но надо это делать постепенно, без новых шоков», — предупреждал он, поддержав мнение других коллег, что все упирается в ключевую ставку и вздохнуть можно будет спокойнее, если падение продолжится. А здесь оживление, как мы знаем, имеется. В последний раз ЦБ РФ снизил ее до 16,5%.

«В следующем году прогнозируем, что будет расти доля рыночных программ. Надеемся, что рыночные ставки опустятся в следующем году на 4–5 пунктов», — помечтал замминистра финансов РФ Иван Чебесков. Ох, как всем участникам рынка хочется в это верить!

Марат Хуснуллин: «Несмотря на трудности, санкции, СВО, мы все равно за [последние годы] приросли на 33 процента. Единственная отрасль, которая не уменьшила объемов ни за один год» Марат Хуснуллин: «Несмотря на трудности, санкции, СВО, мы все равно за [последние годы] приросли на 33 процента. Единственная отрасль, которая не уменьшила объемов ни за один год» Фото: © Александр Миридонов, РИА «Новости»

«Время некачественных метров в большом количестве прошло»

Дальше зашла речь о будущем недвижимости. И смотрели не на пару лет, а далеко вперед. В отрасли назревает сразу несколько вызовов.

«Пообщавшись с председателем правительства, готовясь к реализации нацпроекта [„Инфраструктура для жизни“], мы совершенно четко поняли, что комплексного развития территории у нас в стране не хватает», — говорил Хуснуллин. Благодаря проекту уже сейчас в регионах страны и небольших городах наметился позитивный тренд на комплексную застройку.

По признанию Хуснуллина, самое сильное впечатление по изменению взгляда на градостроительство на него оказал именно Греф, который в 2005 году отправил российскую делегацию в Сингапур перенимать опыт. Происходило это в бытность Марата Шакирзяновича на посту министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Татарстана.

«Лето — это разгар строек, когда я никогда не уезжал в отпуск, потому что строится основной объем. Он говорит: надо ехать учиться. Я пришел к нашему руководителю и говорю: ну какой [смысл] летом ехать учиться? Строить надо, потом сезон! Он говорит: Герман Оскарович — он тогда был министром экономики — человек авторитетный, нельзя его обижать, надо ехать», — поделился воспоминаниями зампред.

После поездки к экс-министру РТ пришло осознание: «Время просто некачественных метров в большом количестве прошло». «Давайте не создавать плохие продукты. Я 38 лет занимаюсь стройкой, 25 лет работаю в области государственного управления: есть объекты, на которые мне сегодня, которые мы 25 лет назад строили, стыдно смотреть! Я еду мимо этих объектов и думаю: вот я принимал в этом участие. В этом уродстве», — признался Хуснуллин.

«У нас на сегодняшний день производительность труда в стройке в 2−3 раза ниже, чем в развитых странах» «У нас на сегодняшний день производительность труда в стройке в 2−3 раза ниже, чем в развитых странах» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИИ не поднимал бы ключевую ставку»

Призвал вице-премьер сконцентрироваться и на искусственном интеллекте с цифровизацией, где страна «очень серьезно недорабатывает». Это, по его мнению, должно увеличить производительность труда.

«У нас на сегодняшний день производительность труда в стройке в 2−3 раза ниже, чем в развитых странах. Коллеги, давайте производительность труда на 50 процентов поднимем в нашем блоке! В нашем блоке, если поднимем, у нас экономика будет совершенно другой!» — подчеркнул Хуснуллин.

Тема, к слову, зацепила всех. Центробанк любит все передовые технологии, отметил зампред Банка России Филипп Габуния. Там видят и преимущества, и риски, поэтому важен баланс — внедрять ИИ надо аккуратно.

«То есть пока ключевая ставка не будет рассчитываться искусственным интеллектом?» — спросила модератор.

«Пока вряд ли. Это может быть чревато, — ответил Габуния. Тут послышалось «зря», и зампред ЦБ добавил: «Он (ИИ прим. ред.) и повысить ее может, понимаете».

Позже на эту реплику уже отреагировал и Греф. «Мне кажется, если бы передали возможность установления [ключевой] ставки ИИ, то не факт, что он поднимал бы ее. Он точно бы мог это сделать очень даже профессионально и объективно. Я бы попробовал!» — сказал глава Сбера.

В стройке стоимость определяют сроки, отметил в свою очередь заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов, приводя в пример реновацию. По его словам, сроки складываются из двух частей: принятие управленческих решений и само строительство. В первой части все основные бюрократические барьеры, которые мешали московским властям приступить к строительству, убраны, что позволило сократить время возведения жилых домов почти в 2 раза. «Задача у нас от сокращенного сократить еще в 1,5 раза. Позволяет это сделать как раз то, о чем Марат Шакирзянович говорит: вопрос, связанный с повышением производительности труда», — отметил Ефимов.

Префабрикация и создание модульного домостроения именно то, что может помочь выполнить поставленную задачу. «Это не те панельки, о которых мы традиционно можем подумать. Это совершенно другого качества продукт, который позволяет на заводе изготовить либо мини-модули, либо готовые квартиры», — рассказал спикер. На стройплощадке такой подход позволяет увеличить эффективность строительства в 4 раза.