Рамиль Гилазов: «В 2022 году решили создать кооператив „Актанышские гуси“. Сейчас в кооперативе 7 членов, 4 из них являются поставщиками — это фермеры из нашего района» Рамиль Гилазов: «В 2022 году решили создать кооператив «Актанышские гуси». Сейчас в кооперативе 7 членов, 4 из них являются поставщиками — это фермеры из нашего района»

«Гуся вялим два месяца при определенных условиях. Каких? Это секрет производства»

— Рамиль Дамилович, как вам пришла мысль заняться гусями? Не самый распространенный в Татарстане вид животноводства.

— Когда мы начинали, в Актанышском районе было очень мало фермеров, которые занимались бы выращиванием и переработкой гусей, всего пара человек на весь район, поэтому мы решили занять свободную нишу. В 2011 году мы с семьей создали крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) и стали выращивать гусей. Начали с тысячи голов, потом две, три тысячи, масштабировали бизнес.

Затем потихоньку перешли на переработку продукции. В 2022 году решили создать кооператив «Актанышские гуси». Сейчас в кооперативе 7 членов, 4 из них являются поставщиками — это фермеры из нашего района. Один поставляет конину, а все остальные — птицу: гусей, кур и индеек.

Позже мы поняли, что при попытке совмещать выращивание гусей и глубокую переработку сырья мы теряем в качестве. Очень трудно заниматься двумя направлениями одновременно. Да, у нас были фермы — мы сами кормили, следили за птицей, но просто не успевали работать на оба фронта. Решили, что лучше делать что-то одно, но качественно. Пусть члены кооператива выращивают, а мы готовы покупать хорошую продукцию и качественно ее перерабатывать. И в целом кооператив — это будущее села и деревень. Одинокие волки на ферме не выживут просто, нужно усиливаться вместе.

Сейчас мы занимаемся переработкой мясных деликатесов — вялением и копчением гусей, уток премиум-класса. Также перерабатываем конину, курицу и индейку. Реализуем продукцию под брендом «Гусьвилл».

«Мы очень долго приходили к тому, чтобы создать идеальные условия для сыровяленого продукта, занимались подбором температуры, влажности, срока» «Мы очень долго приходили к тому, чтобы создать идеальные условия для сыровяленого продукта, занимались подбором температуры, влажности, срока»

— Можете описать цикл производства?

Весь процесс от выращивания птенцов до продажи готовой продукции проходит через кооператив. Покупаем у членов кооператива тушки и мясо. Забивают птицу они сами, мы сразу получаем сырье. Забив традиционно проходит осенью-зимой. Мы храним это мясо в морозильной камере, постепенно перерабатывая.

Для того чтобы сделать сыровяленого гуся, мы сначала отправляем его на засолку на 20 дней, а потом вялим примерно два месяца при определенных условиях. При каких — это секрет производства. В рецепте ничего сверхъестественного нет, он традиционный: мясо, соль — ничего лишнего, весь секрет именно в технологии производства. Мы очень долго приходили к тому, чтобы создать идеальные условия для сыровяленого продукта, занимались подбором температуры, влажности, срока. Как говорится, не один пуд соли съели на этом. А теперь все хотят знать нашу особую технологию, но мы ее бережно храним.

Для копчения у нас есть термокамера «Ижица». В ней помещается 35 тушек. Копчение идет несколько часов, за день можно две партии коптить. Коптим мы только гусей и конину.

— Сколько продукции в год вы производите?

В прошлом году мы переработали 19 тысяч тушек и где-то 6 тонн конины. Это не предел, мы будем расширяться дальше.

«Для нас важно стоять неким особняком среди другой продукции» «Для нас важно стоять неким особняком среди другой продукции»

Электричество, упаковка — все дорожает

— Почему решили назвать свой бренд «Гусьвилл»?

— «Гусьвилл» мы переводим как «гуси из деревни», потому что village с английского — деревня. Сейчас у нас, кстати, запускается вторая торговая марка — «Татгусь». Все официально зарегистрировано, с логотипом.

— Не все фермеры так внимательно относятся к брендированию, как вы к этому пришли?

— В народе нас долгое время называли просто «Актанышские гуси», но любого гуся из нашего района можно назвать актанышским, это логично. То есть приходит покупатель и спрашивает у продавца: «Это актанышский гусь?» — ему отвечают утвердительно, потому что он и правда из нашего района. Но это не наше производство, и мы не можем брать на себя ответственность за качество птицы, происхождение которой нам неизвестно.

Думали о том, чтобы зарегистрировать бренд «Актанышский гусь», чтобы остальные просто так не стали называть свою продукцию таким именем. Но «актанышский» — это географическое обозначение, а «гусь» — общепринятое. И то и другое регистрировать запрещено. Поэтому мы придумали свое оригинальное название.

Для нас важно стоять неким особняком среди другой продукции. Для того чтобы покупатели ассоциировали конкретно нашу продукцию с высоким качеством и хорошим составом, не путали нас с другими производителями. Поэтому и важно иметь свой бренд.

Графика: «БИЗНЕС Online»

— На каких условиях вы покупаете у них продукцию?

— Про цены говорить не буду, скажу лишь, что мы покупаем сырье даже дороже рынка. Во-первых, таким образом мы поддерживаем членов своего кооператива. Во-вторых, нам важно, чтобы они в попытках сэкономить не стали снижать качество: не стали кормить гусей дешевыми кормами с химикатами. Пусть будет дороже, но качественнее — мы поэтому и позиционируем себя как производителя деликатесов. Благодаря этому мы можем позволить себе купить сырье дороже, но лучше.

— Как проверяете качество поставляемого сырья?

— Все фермы в шаговой доступности, мы в любое время можем прийти и проверить, чем кормят домашнюю птицу. Наши члены кооператива покупают суточных гусей и выращивают до шести месяцев исключительно на траве и на натуральных кормах, которые изготавливают сами. Коней фермер тоже «химией» не кормит, мы все это видим сами, так как ферма буквально через дорогу.

— Где можно приобрести вашу продукцию?

— Наши гуси уезжают в Москву, Санкт-Петербург, Уфу, Ижевск, Самару. В Казани наша продукция продается в агропромпарке «Казань», там ее часто покупают туристы.

В Москве и в Питере наши нарезки продаются в «Азбуке вкуса». Туда они попадают через дистрибьютора, который самостоятельно заключил с нами контракт. Напрямую с сетями мы не сотрудничаем, но стоим на пути к этому. Планируем посетить день поставщика X5 Group, чтобы договориться о сбыте в «Пятерочку», «Перекресток» и «Чижик».

По всей республике наших гусей перепродают частные продавцы, мы можем и не знать, где именно. Своих точек продаж у нас нет, только родители самостоятельно продают в Актанышском и Альметьевском районах. Мы не можем открыть свой собственный магазин просто потому, что у нас на это нет времени, мы не будем успевать контролировать его работу. Но, когда мы видим, что из одного города или села нашей республики (или соседней Башкирии) приходит много заявок на покупку продукции, то самостоятельно выезжаем к покупателям. Часто бываем в Альметьевске, Нижней Мактаме, Азнакаево, Уфе, Нефтекамске и так далее.

— Насколько рентабельно ваше производство?

Рентабельность составляет 40%, но сейчас все дорожает. И основное сырье (мясо), и электричество. А мы и так отдаем за него более 100 тысяч рублей в месяц, летом — еще больше, потому что морозильные камеры работают на полную мощность. Выходит, что в год минимум 1,2 миллиона рублей мы тратим только на электричество.

Упаковка тоже дорожает. Подложки и вакуумную упаковку мы заказываем в Санкт-Петербурге, а конверты и стикеры — в Татарстане. На примере конверта скажу: в 2024-м он стоил 18 рублей, в 2025-м — 23 рубля. То есть рост цены произошел более чем на 20%. Когда мы говорим об одном конверте, цена не выглядит ужасающей, но когда ты покупаешь их тысячами…

«После запуска двух новых цехов мы планируем достичь уровня переработки — 100 тысяч тушек в год» «После запуска двух новых цехов мы планируем достичь уровня переработки 100 тысяч тушек в год»

«Толчком для прогресса стала поддержка от минсельхоза РТ»

— Как вам удалось выйти на такой высокий процент рентабельности?

— Все развивалось планомерно, ступенька за ступенькой. Толчком для прогресса стала поддержка от минсельхоза РТ в виде грантов. Первый мы получили в 2013 году, второй — в 2017 году. Я тогда работал еще как КФХ. Мы получили грант по программе «Семейная ферма» — 2 миллиона рублей на строительство здания фермы.

— Как вам помогла эта поддержка?

— Знаете, хоть мы сейчас и не занимаемся самостоятельным выращиванием птицы, тогда это для нас стало огромным стимулом идти дальше. Мы бы не оказались сейчас в той точке развития нашего дела, нашего бренда, если бы тогда не построили ферму для выращивания гусей. Это было одним из ключевых этапов становления нашего семейного дела.

— Как планируете масштабироваться дальше?

— В этом году мы взяли в аренду у ООО «Унипарк» два здания в промышленном парке «Актаныш», сейчас обустраиваем там два новых цеха для производства сыровяленой продукции. При поддержке министерства экономики РТ нам удалось получить аренду на льготных условиях.

В последующем мы бы хотели выкупить эти здания, в этом может помочь только минсельхоз РТ, на чью поддержку мы очень надеемся. В будущем мы также планируем заявиться на гранты для кооперативов.

Брать кредиты бизнесу с нынешней ставкой категорически нельзя. Максимум для предпринимателей, чтобы работать с рентабельностью, — это 8–10 процентов, а нынешние кредитные условия кабальные. У меня у самого было два кредита, но я их вовремя закрыл. Поэтому сам факт того, что при соблюдении адекватных условий можно рассчитывать на помощь от профильного министерства, очень радует, не во всех регионах такое есть.

— Какие у вас планы на будущее?

— После запуска двух новых цехов мы планируем достичь уровня переработки 100 тысяч тушек в год. Также мы хотим выйти на экспорт — в Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Монголию. В апреле этого года в составе делегации от конгресса татар посетили гусиный фестиваль в Казахстане. Гусей там выращивается мало, мероприятие было придумано для популяризации направления. Они очень интересно все организовали: устроили разные активности, даже гусиные бега! Мы хотим свою продукцию отправлять в эту страну, раз спрос на гусиное мясо у них есть.

— Поговорим об ассортименте. У вас есть и нарезки в красивых конвертиках, и цельные гуси. Что берут чаще?

— Целых гусей берут чаще. Это более привычно для Татарстана, особенно на семейные праздники. Нарезки берут в крупные магазины. Целый гусь обходится дешевле, чем нарезка, также стоимость варьируется от объема заказа.

— Планируете расширять ассортимент?

— Начали вялить индейку. Процесс немного отличается от курицы: если курица вялится примерно месяц, то индейка — 40–45 дней, потому что она суше и у нее жилок много. В целом к индейке народ только привыкает. В городе, может, уже не относятся к ней как к чему-то необычному, а в районах еще не распробовали.

По ассортименту — попробуем делать нарезки из сыровяленой птицы (курицы и индейки) с базиликом или копченой паприкой, с острым перцем. Добавляем чеснок, убираем чеснок и т. д., в общем, экспериментируем. Сначала делаем маленькими партиями, собираем отзывы, и если людям нравится, то ассортимент увеличивается. Нарезки — это полностью ручная работа, автоматизировать ее невозможно.

«Из трендов в нашем сегменте — люди хотят получать полностью готовую к употреблению продукцию — от А до Я: чтобы это было приготовлено, нарезано и красиво упаковано» «Из трендов в нашем сегменте — люди хотят получать полностью готовую к употреблению продукцию, от а до я: чтобы это было приготовлено, нарезано и красиво упаковано»

«Чтобы получить фуа-гра, нужно насильно кормить гусей. Это не халяльно, и у нас сердце просто не выдержит»

— Когда вы только начали, по вашим словам, в районе мало кто занимался гусями. А сейчас?

— Очень многие стали выращивать гусей. Пошел слух, что в Актанышском районе кооператив скупает гусей. И все начали выращивать, звонить нам, предлагать, а у нас на тот момент и так были забиты холодильники. Тем более мы берем тушки только у проверенных поставщиков. Даже если объемы членов кооператива не покрывают наших потребностей, мы покупает только в тех личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), кого уже давно знаем и доверяем.

Также гусей много выращивают в Муслюмовском районе. Большие объемы у сельхозкооператива «Агро Лидер» Ирека Хамадишина. Он работает со своим сыном, но они больше заточены на выращивание молодняка, а не на переработку. Они даже свою породу гуся хотят создать. Это серьезный подход, и я сам за то, чтобы качественно заниматься одним направлением.

— Когда Хамадишин презентовал свои планы по созданию татарской породы гусей в АИР РТ, глава ведомства Талия Минуллина попросила заняться производством фуа-гра. А вы об этом не думали?

— Думали, но потом поняли, что «насилование» птицы не для нас. Для того чтобы получить фуа-гра, нужно насильно кормить гусей через воронку… Это не халяльно, и у нас сердце просто не выдержит. Мы сразу отодвинули эту идею. Пусть там во Франции этим занимаются.

— Какие тенденции вы замечаете на рынке копченого и сыровяленого мяса?

— Люди стали больше следить за собой, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом. Соответственно, огромное внимание они уделяют питанию и тяготеют к экологически чистой продукции. Также из трендов в нашем сегменте — люди хотят получать полностью готовую к употреблению продукцию, от а до я: чтобы это было приготовлено, нарезано и красиво упаковано.

— Как вы переживаете самый пик спроса на гусей, который начинается перед новогодними праздниками?

— Это самые загруженные времена для нас. Гуся в декабре хотят вообще все! Мы порой физически не успеваем, приезжаем домой в два ночи. Сейчас только конец ноября, но мы уже работаем без выходных. Этот короткий пиковый период дает нам больше всего выручки за год. В январе – марте наступает затишье, а потом в течение года уже планомерно сбываем продукцию в привычные нам продуктовые точки.

«Супруга иногда готовит гуся в рукаве, в духовке, но мой любимый гусь — сыровяленый. Он, кстати, и среди покупателей наибольшим спросом пользуется» «Супруга иногда готовит гуся в рукаве в духовке, но мой любимый гусь — сыровяленый. Он, кстати, и среди покупателей наибольшим спросом пользуется»

«Когда был молодым, мне предлагали переехать в Казань, но я отказался — мне земля ближе»

— Полностью ваш бренд носит имя «Гусьвилл. Деликатесы от Гилазовых». Выходит, у вас семейное дело?

— Да, мы работаем здесь всей семьей. Супруга Айсылу  полноценный работник, мы начинали с ней вдвоем. Мой отец Дамил очень сильно помогает. Наши мамы занимаются продажей гусей. Моя сестра работает бухгалтером, сестра супруги занимается маркетингом, рекламой. В общем, вся наша семья так или иначе задействована в бизнесе.

Дочь Альвина трудится менеджером в Набережных Челнах. Сыну Исламу 18 лет, он, как и я, окончил техникум в Актаныше и теперь работает с нами. У меня нет никаких сомнений по поводу того, что он продолжит наше дело — он с малых лет со мной, я его ко всему подготовил, и он не хочет никуда уезжать. Когда я был молодым, мне тоже предлагали переехать в Казань, учиться там, но я отказался — мне земля ближе.

— А кто вам привил любовь к сельскому хозяйству?

— Я с детства в селе, родители держали крупный рогатый скот. Мать 45 лет работала в школе, а отец 45 лет — водителем. У нас всегда было свое хозяйство. Помню, во втором классе возвращался зимой после школы домой и ведрами таскал воду для бычков.

Дед мой был ранен на войне, в связи с чем его комиссовали домой. Он был рыболовом. И дома он с бригадой из 11 женщин ловил, засаливал рыбу и отправлял ее на фронт. Есть у меня в крови что-то от председателя сельхозкооператива…

— Сами какого гуся любите на праздник?

— Супруга иногда готовит гуся в рукаве в духовке, но мой любимый гусь — сыровяленый. Он, кстати, и среди покупателей наибольшим спросом пользуется.

— Традиционный вопрос: назовите три секрета успешного бизнеса.

— Развивать финансовую грамотность, быть ответственным и любить свое дело, заниматься им с желанием.