Ситуация, когда под удар попал фактически политический штаб Владимира Зеленского, происходит не сама по себе. Прямо сейчас на Украине наблюдается сложнейшая ситуация с электроснабжением населения, очень тяжелое положение на фронте. При этом глава киевского режима, попавший под шквал критики на родине, заявляет о полной лояльности политическому курсу, который для Украины наметили страны НАТО. О том, что это значит и как отразится на дальнейших боевых действиях, — в авторской колонке военного обозревателя «БИЗНЕС Online» Никиты Юрченко.
Тимур Миндич, формально не занимавший никаких должностей, согласно распространяемым слухам, является «кошельком» Зеленского, а также тем, через кого украинский лидер решал персональные экономические вопросы
Мятеж во дворце
На этой неделе национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) предъявило обвинение 7 участникам преступной организации, причастной к коррупции в сфере энергетики, пятеро из них задержаны, говорится в сообщении ведомства.
«НАБУ и САП (специализированная антикоррупционная прокуратура — прим. ред.) разоблачили и задокументировали деятельность преступной организации, в состав которой входили действующие и бывшие должностные лица энергетической сферы, известный в медиа бизнесмен, другие лица… Детективами задержаны пять человек, а о подозрении сообщено 7 ее членам», — говорится в сообщении, опубликованном в телеграм-канале НАБУ.
Операция, которую проводят антикоррупционные органы, носит по-западному романтичное название «Мидас». Согласно раскрытым аудиофайлам, а также иной информации, в нарушении законодательства и хищении средств обвиняется целая группа лиц.
Не буду отвлекаться на формальную суть вопроса, поскольку обвинять украинского чиновника в том, что он берет взятки, все равно что стыдить даму с низкой социальной ответственностью за то, что ее любовь имеет ярко выраженный материальный интерес.
Для нас тут интересно следующее — это фактический удар по команде Владимира Зеленского, притом не просто по команде, а буквально уничтожение штаба. Тимур Миндич, формально не занимавший никаких должностей, согласно распространяемым слухам, является «кошельком» Зеленского, а также тем, через кого украинский лидер решал персональные экономические вопросы. Однако один актив у него был — ему принадлежит 50% организации «95-й квартал».
В данном случае это решение могло бы быть принято по одной из двух причин. Первая — сделать Зеленского более управляемым. Причина кажется сомнительной, поскольку предел в этом качестве как будто бы достигнут. А вторая — подготовить почву для его окончательного смещения.
В данном материале мы попробуем рассмотреть это событие в контексте общей ситуации, а также выявить некие последствия, какие данное мероприятие может иметь для состояния боевых действий на фронте.
Недовольство Зеленским приобрело объединяющий характер
Политический аспект
То, что Зеленский утомил большинство украинского населения, от несчастных бусифицированных мужичков и их мучителей тэцэкашников, до крупного финансового капитала в лице олигархов, уточнять не приходится.
Вопрос свелся к тому, что недовольство приобрело объединяющий характер. Так, например, сидящий в СИЗО олигарх Игорь Коломойский* активно давал показания по указанному вопросу. Напомним, этот человек свел Миндича и Зеленского, а также очень многое сделал, чтобы в 2019 году Зеленский избрался на пост президента Украины. Иронично, что в результате этого решения сам Игорь Валерьевич* попал в следственный изолятор.
«В течение нескольких недель накануне обнародования информации по „делу Миндича“ Коломойский* часто выезжал на допросы в НАБУ, откуда возвращался в хорошем настроении и звонил знакомым, рассказывая, что „Зеленскому скоро конец“. Многое указывает на то, что значительный массив информации по Миндичу, а возможно, и по Зеленскому, следствию слил Коломойский*. Тем более что Миндич долгое время был очень близким к нему человеком и информации о нем у олигарха немало», — пишет украинское издание «Страна».
Более того, Коломойский* отдельно заявил журналистам, что считает Миндича простым стрелочником, за которым стоит «кто-то более важный».
В интернете также имеются и записи разговора олигарха Рината Ахметова и бывшего президента Украины Петра Порошенко*, которые также собираются что-то предпринять против Зеленского. Отрадно, что Порошенко, упоминая Валерия Залужного, называет его так — «наш человек». Скорее всего, и другие политические партии и объединения, если и молча, но примерно согласны с данной оценкой ситуации.
А вот дальше начинается интересное. События на Украине происходят не сами по себе. Никаких накатов на Зеленского летом – осенью 2022 года случиться не могло. Любые проверяющие органы в лучшем случае работали бы в стол, а в худшем были бы решительно списаны. На тот момент на Западе властвовала теория, согласно которой Россия надорвалась, армия никудышная, экономики осталось на два-три месяца. Как следствие, работать нужно было на очевидный результат, а не искать мелких (в масштабах колоссальных вливаний средств) жуликов.
Однако, как мы знаем сегодня, расчет европейцев разбился о суровую реальность, линию генерала Сергея Суровикина и финансовую политику Центрального банка России. Уже к осени стало понятно, что приданное финансирование в лучшем случае бездарно потрачено, а средств для ведения боевых действий в таком же объеме уже не выдать. Скорее всего, уже после этого антикоррупционные органы начали постепенно готовить свои материалы.
Ситуация на фронте, как мы помним, развивалась достаточно постепенно. Российские части уверенно уничтожали вооруженные формирования Украины, медленно продвигаясь вглубь территории. Киев попытался как-то изменить ситуацию, сделав бросок на Курскую область, но и там нашел лишь огромную могилу для своих карателей. В начале 2025-го на Западе господствовала мысль, что Дональд Трамп, если на него надавить, сможет завершить конфликт, вынудив Россию через Владимира Путина остановить боевые действия. Как мы видим, эта надежда также не оправдалась.
И вот после этого, скорее всего, начался план Б.
Попытка сорвать мятеж
Как мы помним, первый признак того, что ситуация изменилась, проступил еще прошедшим летом. Вечером 22 июля 2025 года Верховная рада Украины приняла законопроект №12414 (лишающий антикоррупционные органы независимости). Казалось бы, самый обычный (в текущих условиях), который содержит изменения в порядке работы национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), что само по себе уже звучит рутинно. После одобрения изменений Радой ее подкрепил своей подписью и Зеленский. На тот момент ни он, ни кто-то другой еще не догадывались, к чему это приведет.
Говорит это ровно о том, что к моменту такого решения работа уже активно шла. Более того, спешка и карикатурность обвинений (режим Зеленского буквально обвинил людей, прямо поставленных Европой, что они работают на Россию) косвенно говорит о том, что и для самого Зеленского это стало достаточно большой неожиданностью.
Однако ситуация критически изменилась: ранее облизывающие «потужного» руководителя киевского режима западные СМИ хором заговорили о диктатуре, тоталитаризме, воровстве и прочем, чего как будто бы и не было все три с половиной года боевых действий. Более того, отдельно прилетело уведомление, что в случае, если работа НАБУ будет затруднена, то разговоров о новых поставках вооружений и финансировании быть не может.
После этого Зеленский стремительно откатил указ назад, смирившись со сложившейся ситуацией. В некотором роде это напоминает ситуацию в России образца осени-зимы 1916–1917 годов, когда действующий царь Николай II фактически растерял авторитет как внутри общества, так и внутри высшей политической элиты страны. Понятно, что аналогия натянутая, но в отдельных аспектах схожие моменты присутствуют.
На Украине хроническое отсутствие необходимого вооружения, которое Евросоюз просто не может дать, а США давать отказались
Совокупность проблем
Любая революция, любой переворот никогда не происходят из-за какой-либо одной причины. Проблема Виктора Януковича в 2013–2014 годах была не только в том, что Запад вкладывался в Евромайдан, как доверчивый обыватель в акции МММ, а в том, что успел точно так же переругаться со всеми политическими оппонентами внутри страны, крайне гуттаперчиво ведя международные переговоры, что никак позитивно не складывалось на жизни населения страны.
Сейчас же проблемы Зеленского начинают накладываться каскадом.
Во-первых, фронт задрожал, затрещал. Как ни ври, как ни говори о том, что «россиян гибнет в десятки раз больше», но огромные партии трупов, которые Россия передает Украине, выглядят и пахнут красноречивее любых слов. Карта боевых действий из статичного положения 2023–2024 года начинает ускоренно меняться. Там, где еще пару месяцев назад «трымалась оборона», сейчас находятся тыловые посты Российской армии.
Наловленные ТЦК невольники точно так же свидетельствуют о реальном желании украинцев идти на эту войну. Учитывая, что количество людей, самовольно оставивших военные части, почти сравнялось с «призывниками» (тут вопрос сложный, сколько конкретно призывается в месяц на Украине, неизвестно, но цифра в 30 тыс. в месяц, скорее всего, плановая, т. е. завышенная, в то время как 20–21 тыс. беглых — это официальное количество возбужденных уголовных дел). На все это же накладывается хроническое отсутствие необходимого вооружения, которое Евросоюз просто не может дать, а США давать отказались.
Более того, тыл начал непосредственно на себе ощущать последствия боевых действий. Где-то со второй половины лета российские ВКС начали с методичной точностью выбивать украинскую энергетику. Стоит отметить, что именно этого ранее не делалось в таком масштабе, все удары по подстанциям носили существенно более мягкий характер в формате «дома запитать можете, а завод — уже нет».
Скорее всего, режим Зеленского ради красивой картинки начал запускать дроны на российские энергетические и нефтеперегонные заводы. Более того, досталось даже Нововоронежской АЭС, на которую 13 ноября налетели 8 дронов. И вот это, по всей видимости, стало пересечением некой красной черты, некоторой реальной, а не мнимой договоренности, после которой начались ответные атаки.
На текущий момент отключение света в жилых домах достигает по длительности 12 часов в сутки. Это же, в свою очередь, обессмысливает любую рабочую деятельность в крупном городе. Т. е. при аналогичном графике Киев уже через месяц-другой получит огромную социальную проблему с десятками тысяч безработных и тысячами разоренных предприятий. И все это на фоне того, что ближайшее окружение президента не просто погрязло в коррупции, а бессовестно ворует на том, от чего зависят жизни миллионов людей.
Развал армии
Армия, как известно, — это плоть от плоти народа, хоть зачастую ему и противопоставляется. Но вместе с тем солдата, о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания и свидетельства участников боевых действий, более прочего ломает «безнадега», эдакое подспудное чувство, что «все было зря».
Умирать в жирном черноземе Донбасса, пока твои родные замерзают в холодном доме, очень не хочется. Формально ты пришел их защищать, фактически же тебя оторвали от них, чтобы их было проще убить. И подобные рассуждения разлагали любую армейскую структуру во всех затяжных войнах. У солдата должна быть железобетонная уверенность, что он все делает правильно, что он сражается за добро против зла.
Но как только боец фактически понимает, что мерзость действующей власти перевешивает возможные последствия от поражения в войне, он перестает быть солдатом, становясь просто голодным и до одури уставшим мужиком с оружием в руках. И вот это может произойти. Не будем лукавить, вариант развития событий, что украинская армия ближе к Новому году устроит «драпмарш», невелик. В конце концов, как отмечает военный журналист Игорь Гомольский, всегда найдутся «мотивационные войска».
«Повторюсь, при нынешних средствах наблюдения и поражения плюс при очень сильно расширившихся „килл-зонах“ преодолеть расстояние — это очень тяжело. Плюс у них всегда есть подразделения, которые, так сказать, добавляют „мотивацию“. В основном это всякие праворадикальные формирования, которые заезжают. Когда мы слышим, что какая-то „3-я штурмовая“ пошла спасать ситуацию, это не значит, что „3-я штурмовая“ пошла штурмовать или контратаковать, а скорее всего, это означает, что она зайдет и будет штыками подгонять другие подразделения на смерть», — говорит Гомольский в интервью «БИЗНЕС Online».
Но вместе с тем история знает примеры, когда не отдельные бойцы, но отдельные соединения отказывались выполнять боевые задачи, организованно сдавались в плен, складывая оружие. Получится ли это сегодня — большой вопрос, но исключать вовсе такого результата нельзя.
Новый гетман
Вместе с тем западные кураторы прекращать войну полным поражением Украины прямо сейчас не планируют. Во-первых, само по себе положение вещей, когда Россия плотно завязла в войне, их устраивает, хотя бы потому, что сами они могут попробовать что-то сделать. Во-вторых, люди, фактически принимающие решения по этому вопросу, не несут никакой последующей ответственности за содеянное. Виноваты будут найдены из числа граждан Украины, которые, например, разворовали средства.
На текущий момент наиболее популярной в медийном поле фигурой на Украине считается Валерий Залужный. Во-первых, он почему-то считается «успешным» военным, который «честно воевал». Во-вторых, он не занимает должность главкома ВСУ с февраля 2024 года, т. е. последние позорные страницы украинской военной истории его не касаются. Более того, существует даже взгляд, что Залужный сумел выйти к состоянию «позиционной войны», в ходе которой он мог бы и вывести к «выгодному перемирию», но Александр Сырский оказался не таким и все испортил.
Все это поддерживается мифом, согласно которому Залужный активно спорил, не соглашался, протестовал, а Сырский лишь тупой исполнитель. Однако в «своей» статье Залужный не только не демонстрирует самостоятельности, а буквально повторяет то, что нужно его западным кураторам.
«Украина не отвергает мир. Мы отвергаем капитуляцию, замаскированную под мир. Справедливое урегулирование должно восстановить нашу территориальную целостность, обеспечить ответственность за военные преступления и гарантировать, что ни один агрессор больше никогда не будет угрожать Европе из Москвы. Что-либо меньшее станет предательством не только украинцев, но и принципов, обеспечивающих безопасность и свободу свободного мира», — пишет он в издании New York Post.
Важно подчеркнуть: одно из требований России — это нейтральный статус Украины, в то время как Залужный рассматривает Украину в контексте данной статьи как часть Европы в целом. Т. е. если аналогия с Зеленским и Николаем II окажется верной, то Залужный — это буквально лидер «временного правительства», который слово в слово повторяет: «Война до победного конца».
И все вместе это говорит о том, что революционная ситуация если не подготовлена, то находится на финальных этапах. Скорее всего, если все продлится в том же ключе, то гражданское население Украины, разогнать которое можно будет только военизированными структурами, придет к мысли, что терять больше нечего. И вот она замена действующему «президенту Украины». Вернее, формальным главой государства в случае низложения Зеленского должен стать председатель Верховной рады Руслан Стефанчук, но это будет лишь формальная кандидатура.
Любой бардак и хаос в тылу противника делают фронт менее устойчивым
Значение для армии России
Тут только позитивные новости. Любой бардак и хаос в тылу противника делают фронт менее устойчивым. И, как отметили выше, из-за падения мотивации живой силы, так и из-за того, что поставки провианта, оружия, боеприпасов усложняются. Усложняются ротации (хотя бы потому, что в связи с отсутствием электричества вести сбор свеженаловленных призывников становится затратнее по времени, а значит, они через более отдаленный срок попадут в учебные части, а оттуда — уже в действующую армию).
Все это в совокупности упрощает решение боевых задач, выполнение которых, в свою очередь, продолжает демотивировать фронт и тыл противника, и так по кругу.
Из истории Великой Отечественной войны мы знаем, что СССР победил не только благодаря особому духу советских солдат (советские солдаты храбро и отчаянно дрались с немецкими захватчиками, но и немцы демонстрировали волю к победе), не только благодаря гигантским пространствам и большим народным массам (реальные потери военнослужащих выглядят как 1 к 1,3, огромные цифры потерь вызваны тем, что нацисты уничтожали гражданское население), но и тому, что советская экономика оказалась эффективнее европейской.
СССР сумел перебросить заводы на восток, восстановить производство, которое разрушил противник, и сумел в штатном режиме комплектовать новые части, давая им вооружение, провиант и науку военного ремесла. В итоге на третий год войны непобедимая германская армия, окровавленно оскалившись, отступала на запад, теснимая все новыми и новыми советскими войсками.
Нечто подобное мы можем наблюдать и сейчас. Российская промышленно-экономическая база, безусловно, имеющая свои проблемы (одних только уголовных дел в отношении высших представителей министерства обороны несколько десятков), оказалась эффективнее той модели, которую продемонстрировал Запад на Украине.
* внесен в РФ в перечень экстремистов и террористов
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.