«В целом печальное событие для отрасли. Ее инвестиционная привлекательность и без того невысокая, но подобные ситуации делают ее еще ниже», — комментирует эксперт новость о том, что ФАС все-таки добилась, чтобы МТС выплатил 3 млрд рублей компенсации за рост тарифов для 30 млн абонентов в 2024 году. В рамках соглашения мобильный оператор перечислит в бюджет 664 млн рублей и вложит 2,4 млрд в создание инфраструктуры мобильной связи в малых населенных пунктах. Пострадавшим абонентам предложат 7 альтернативных вариантов выбора возврата тарифов, в рамках которых произошло повышение. О том, как прецедент скажется на российском телекоме и вынудит ли операторов связи изменить ценовую политику, — в материале «БИЗНЕС Online».
ФАС все-таки добилась, чтобы МТС выплатил 3 млрд рублей компенсации за рост тарифов для 30 млн абонентов в 2024 году
ФАС и МТС пошли на мировую
В противостоянии ФАС и МТС из-за повышения стоимости услуг мобильной связи для 30 млн абонентов, кажется, поставлена точка. Как сегодня сообщила антимонопольная служба, стороны заключили мировое соглашение. Теперь мобильный оператор выплатит 3 млрд рублей и предложит клиентам сразу 7 вариантов компенсации.
Противостояние началось в октябре 2024-го. Тогда ФАС установила, что в апреле – мае того же года ПАО «МТС» повысило стоимость услуг мобильной связи в среднем на 8% для более чем 30 млн абонентов. Рост цен признали экономически необоснованным. Ведомство насчитало неосновательное обогащение на 3 млрд рублей и потребовало вернуть средства, правда, не абонентам, а в казну. Такой прецедент стал первым в истории российского телеком-рынка.
МТС попытался оспорить решение в суде, однако Арбитражный суд Москвы поддержал позицию регулятора. Источники «Коммерсанта» связывали беспрецедентное решение ФАС с нежеланием МТС идти на уступки в части отмены платы за раздачу мобильного интернета, а также за роуминг в Крыму. Чтобы другим неповадно было?
Так, МТС стал последним оператором из «большой четверки», отменившим роуминг в Крыму и Севастополе после предписания ФАС в 2024 году. Кроме того, осенью 2023-го служба направила предупреждения всем крупным операторам связи с требованием отменить плату за тетеринг (раздачу интернета), назвав такую практику нарушением антимонопольного законодательства. «ВымпелКом», «МегаФон» и Т2 начали исполнять предписание уже в декабре, тогда как МТС сослался на «необходимые доработки IT-систем» и пообещал поэтапную отмену.
До 16 января 2026 года МТС должен предложить клиентам 7 вариантов компенсации. Среди них — возврат тарифов к уровню апреля – мая 2024 года, кешбэк в 8% от ежемесячных начислений в течение года, а также дополнительные пакеты минут и интернета
2,4 млрд рублей — на развитие, еще 664 млн — в казну, а абонентам — компенсация на выбор
В итоге МТС и ФАС подписали мировое соглашение. Его условия стали известны сегодня. Если ранее предполагалось, что оператор перечислит в федеральный бюджет 3 млрд рублей незаконно полученного дохода, то теперь сумма разделена на две части. В казну будет перечислено 664 млн рублей, а еще 2,4 млрд рублей МТС направит на развитие сетей связи в малых населенных пунктах с численностью менее 1 тыс. человек по программе устранения цифрового неравенства. Программу реализует «Ростелеком», финансируется она из «Резерва универсального обслуживания», в который операторы связи ежеквартально платят 2% от дохода за услуги в сети связи общего пользования.
Не забыли и об абонентах. До 16 января 2026 года МТС должен предложить клиентам 7 вариантов компенсации. Среди них — возврат тарифов к уровню апреля – мая 2024 года, кешбэк 8% от ежемесячных начислений в течение года, а также дополнительные пакеты минут и интернета.
«Такие действия ПАО „МТС“ будут способствовать эффективному решению вопросов, связанных с повышением доступности телеком-услуг, в том числе предоставлением услуг связи и интернета, а также расширением зоны покрытия и развитием отрасли», — говорится в сообщении ФАС. Там также пообещали проконтролировать «исполнение обязательств оператором в полном объеме».
В поддержке МТС уточнили, что опция возврата на прежний тариф будет предусмотрена автоматически: подавать заявку не нужно — абоненты получат персональные уведомления. Конкретные сроки не называются. Это будет происходить поэтапно до 16 января. «Если он (абонент — прим. ред.) попал в список тарифов, которых коснулось повышение в апреле – мае 2024, вам придет персональное сообщение с опциями, где вы сможете выбрать для себя наиболее подходящую, в том числе возврат», — говорится в сообщении.
Накануне генеральный директор МТС Инесса Галактионова на правительственном форуме напомнила, что перед российской телеком-отраслью стоят «очень большие вызовы». Нагрузка на сеть ежегодно растет на 18–20%, и надо соответствовать требованиям. Но возможности получить дополнительный доход «сильно ограничены», кредиты дорогие, плюс давят санкции, а сам сектор уже «в потолке» — на одного абонента приходится около двух сим-карт.
Связь в России — одна из самых дешевых в мире, и операторам надо не только не свалиться в пике, но и развиваться. При этом компании, разумеется, понимают свою социальную функцию. «Конечно, мы дальше продолжим инвестировать в отрасль, в малонаселенные пункты, труднодоступные места, но и [будем] пытаться балансировать со стоимостью [услуг] для населения», — пообещала Галактионова. Судя по сегодняшнему заявлению ФАС, дальше «балансировать» будет все сложнее.
«Не ожидал, что МТС сумеет уменьшить сумму выплат в бюджет. Весьма вероятно, что и другие операторы могут столкнуться с чем-то подобным»
«Не думаю, политика операторов в части повышения цен изменится. Есть неформальная договоренность…»
В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали прецедент с МТС и порассуждали о том, вынудит ли он операторов связи изменить ценовую политику.
Денис Кусков — генеральный директор агентства Telecom Daily:
— По сравнению с первоначальными цифрами итоговый вариант удовлетворяет обе стороны. ФАС покажет, что следит за корректировками ценовых характеристик операторов, а МТС получит возможность (что более хорошо для него и абонентов) инвестировать значительную часть денежных средств в инфраструктуру, заплатив при этом весьма меньшую часть дохода государству. Я считаю, это положительно скажется на развитии возможностей самой компании.
Что касается остальных операторов, сложно сказать. С одной стороны, ФАС говорит о том, что каждая компания должна обосновывать повышение. Но, когда компания его обосновывает, ФАС утверждает, что это неправильно. Должен быть четкий регламент, который прописывал бы необходимые моменты по увеличению стоимости.
Очевидно, что у нас все дорожает. Начнем с того, что в следующем году обещают значительное подорожание электроэнергии, а каждая базовая станция подключена к ней. Теперь операторам не повышать цены? Оператор не будет реагировать на каждый чих, он повышает, когда есть какие-то значительные моменты и совокупности: инфляция, повышение электроэнергии, повышение стоимости бензина, а он у нас все время повышается. ФАС бы лучше за этим смотрела. А то литр бензина стоит 70 рублей в стране, которая сама его добывает. Я считаю, что должна быть прозрачная политика ФАС. Пока я ее не особо вижу.
Эльдар Муртазин — владелец и ведущий аналитик Mobile Research Group:
— Мне кажется, это ФАС пошла на [мировое] соглашение с МТС. И это соглашение явно свидетельствует о том, что ФАС не имела стопроцентных аргументов для того, чтобы надавить на компанию. Размер выплаты в бюджет снижен до 664 миллионов рублей, а остальные деньги идут на развитие связи в малых населенных пунктах по программе устранения социального неравенства за счет инвестиций в сеть МТС.
С одной стороны, это прецедент для рынка. С другой — надо понимать, что все изменения цен всегда согласуются с ФАС до того, как они вступают в силу. Соответственно, то повышение цен, которое произошло, было тогда согласовано с ФАС. По-другому не бывает в России.
Стоит ли остальным операторам ждать такого же наказания? Нет, я не думаю, что на каких-либо операторов будут распространяться подобные вещи. Этот конкретный случай с изменением цен в конкретной сети просто привлек внимание ФАС. Но не более того.
Не думаю, что политика операторов в части повышения цен изменится. Есть неформальная договоренность государства и операторов о том, что государство ставит предельную планку (а это 20 процентов в год) повышения стоимости услуг для одного абонента, и операторы не выходят за эти рамки. Собственно, с декабря 2024 года это работает, и, я думаю, все будут жить ровно в этих пределах.
Другое дело, что у нас дешевеет связь из-за отключения мобильной связи. У нас в России сейчас средняя цена связи снизилась, это аномалия. Да, она должна повышаться, и она будет повышаться, но в пределах 20 процентов в год. До этого государство на уровне социальной инфляции откладывало повышение цены. Сейчас это уходит в прошлое, и это правильно.
Илья Шантилин — аналитик Telecom Daily:
— Регулирование тарифов на государственном уровне — это все-таки неправильно. Ведь у нас есть инфляция, а, помимо нее, подорожание инфраструктуры из-за санкций и импортозамещения, которое никто не указывает. Всем хочется подоить операторов как высокомаржинальный бизнес и при этом заняться популизмом, мол, мы заботимся о населении, чтобы операторы не поднимали тарифы.
Даже если оператор формально снизит тарифы, он имеет огромное количество способов честного отъема денег у абонента. При скрытом подорожании формально цены не повышаются, а по факту возникают всякие истории типа списания абонентской платы в минус и непредоставления услуг при этом. Абонент потом заплатит через какое-то время, но услугами не воспользуется. Или, например, услуга автоматического ответа на звонки, которую всем подключают. Вы звоните, и через пару гудков включается автоответчик, за который платит звонящий абонент, за счет чего оператор получает денежку.
Еще можно принудительно тормозить скорость мобильного интернета, а чтобы она была более-менее приемлемой, продавать платную услугу за 200 рублей. Формально вам все предоставлено по условиям тарифа, но, чтобы вы могли нормально им пользоваться, должны подключить огромное количество вариантов для манипуляции. Способов много: платный контент, подписки, услуги защиты от подписок и прочие вещи. Операторы себя не обидят, и абонент в любом случае заплатит, поскольку все дорожает.
Попытка регулирования некорректна, потому что есть конкурентный рынок. У нас есть четыре крупных оператора, есть региональные и виртуальные операторы, которые сейчас демпингуют. Можно пойти в условный «СберМобайл» или в «Тинькофф» и за 150 рублей в месяц получить более-менее подходящий пакет трафика, а за 300 — вообще большой пакет. Пожалуйста, вот способ сэкономить. Если для абонента важна цена, у него есть огромный простор для того, чтобы перенести свой номер к другому оператору и пользоваться тем, что будет меньше стоить.
Непонятно, почему регулирование только в отношении операторов действует. Почему нет законодательного ограничения стоимости такси или колбасы в «Магните»? Почему должны отвечать именно операторы? А потом эти же чиновники начинают предъявлять им претензии по поводу покрытия и цифрового неравенства. Регулирование — это однозначное зло. Оно должно быть, по идее, для исключения картельных сговоров, но у нас на рынке нет картельных сговоров, с которыми нужно было бы сейчас бороться. Конкуренция острая, много игроков на рынке, поэтому нет никакого смысла кого-то одного щемить за подорожание на 8 процентов.
Алексей Бойко — телеком-аналитик:
— Новость огорчила, но уже не удивила. Прецедент громкий, исходя из размера штрафа. Не ожидал, что МТС сумеет уменьшить сумму выплат в бюджет. Весьма вероятно, что и другие операторы могут столкнуться с чем-то подобным. Операторы, по идее, должны в очередной раз попросить пояснить им правила игры, в частности, когда и на сколько они могут повышать тарифы, не рискуя получить гигантский штраф. Без этого трудно выстраивать какие-либо «политики». В целом печальное событие для отрасли. Его инвестиционная привлекательность и без того невысокая, но подобные ситуации делают ее еще ниже.
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.