«В Москве такие комплексы работают давно. Только за 10 месяцев 2024 года было вынесено 2,6 миллиона штрафов на сумму около 11 миллиардов рублей. Неплохая добавка к бюджету?» — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» новость о том, что в Казани автомобили с фотофиксацией будут ловить машины, припаркованные под знаком «Остановка запрещена». Сегодня три патрульных автомобиля «катаются» по трем маршрутам. За время испытаний в ГАИ направили более 10 тыс. материалов о нарушениях. В ближайшее время географию контроля, как и количество мобильных комплексов, планируют расширить. Подробнее — в нашем материале.
Только за 10 месяцев 2024 года было вынесено 2,6 млн штрафов на сумму около 11 млрд рублей
В Казани автомобили с фотофиксацией начали ловить нарушителей парковки под «крестом»
О планах ловить нарушителей парковки под знаком «Остановка запрещена» (или, как еще его называют, под «крестом») с помощью мобильных комплексов власти Казани объявили в конце июля. А сегодня подвели первые итоги — за три месяца работы выявили уже 10,4 тыс. нарушений. Т. е. в среднем более 100 нарушений в сутки!
До этого патрульные автомобили фиксировали только неоплату муниципальной парковки. А нарушения стоянки под знаком «Остановка запрещена» могли выявлять лишь сотрудники ГАИ. Теперь систему доработали и комплексы начали фиксировать оба вида нарушений. «Проблема в том, что количество эвакуаторов, которые есть в распоряжении ГАИ, не могут в один момент охватить весь город. Наши комплексы контроля интегрированы в систему МВД, и теперь материалы направляются в ГАИ для выноса постановления о штрафе», — объяснял на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» заместитель руководителя исполкома Ильдар Шакиров.
Пока система работает в тестовом режиме. За ее реализацию отвечает МКУ «Организатор городского парковочного пространства» (ОГПП).
Так, патрульный автомобиль оснащен системой «Дозор-М3». На заднем крыле размещен знак-наклейка «фотовидеофиксации». На крыше установлена камера ночного видения. А в салоне на лобовом стекле закреплены две камеры, направленные на правую и левую обочины. Изображение выводится на специальный монитор, разделенный на четыре секции: в верхних отображается «живая» картинка с камер, в нижних — фото номеров автомобилей-нарушителей.
На таком авто сегодня прокатился и корреспондент «БИЗНЕС Online». Отъезжаем от парковки у бывшего ресторана More & More и вдоль здания на ул. Профсоюзной, 1 камера «ловит» сразу трех нарушителей. А дальше маршрут в основном пролегал по узким и гористым центральным улочкам, где хаотичная парковка как раз и создает помехи движению.
При этом стоит отметить, что штраф не формируется только по одной фотографии — автомобиль должен быть зафиксирован дважды в одной и той же точке. Интервал между кадрами составляет не менее 15 минут: это соответствует правилу о бесплатных первых 15 минутах парковки. Благодаря этому система не учитывает автомобили, которые остановились под знаком в пробке или на светофоре. Если же машина остается на месте дольше — штраф неизбежен.
Собранные материалы автоматически передаются в центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД. Там инспекторы перепроверяют данные, в том числе видимость дорожного знака и номерного знака автомобиля, и принимают решение о вынесении постановления. Это в их же интересах, потому что оспаривать штрафы водители придут к ним.
Сегодня три патрульных автомобиля «катаются» по трем маршрутам. За время испытаний в ГАИ направили более 10 тыс. материалов о нарушениях
«Раньше под «крестами» стояли целыми днями, сейчас улицы заметно очистились»
С августа комплексы, повторим, направили в ГАИ 10 423 материала. Правда, сколько из них «превратились» в штрафы, в мэрии не говорят. Часть автовладельцев обжалует постановления. Однако, по грубым подсчетам, республиканская казна (с 2025 года 100% штрафов ГАИ направляется в бюджет субъекта РФ) могла получить около 15,6 млн рублей. Это если не считать скидку в 25%, которая действует 30 дней, и тех (их количество неизвестно), кому все-таки удалось оспорить постановление.
Сейчас в городе работают три патрульных автомобиля, которые курсируют по трем маршрутам, охватывающим 119 участков. Точные адреса маршрутов по понятным причинам не раскрываются. Тем более что в дальнейшем их хотят увеличить до 17, чтобы охватить весь город.
Как сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в ОГПП, запуск дополнительных маршрутов зависит от согласования схем с ГАИ. Со стороны мэрии весь необходимый ресурс готов: в штате муниципального учреждения числится более 40 автомобилей. После «отмашки» их готовы оперативно вывести. Но перед этим ГАИ должна проверить каждый маршрут, в частности на соответствие установленным дорожным знакам.
Патрульные автомобили работают с 8:00 до 19:00 — в часы действия платных парковочных зон. В ближайшее время планируется запуск ночных смен. На данный момент комплексы фиксируют два типа нарушений: неоплату парковки и стоянку в зоне действия знака «Остановка запрещена». Однако программное обеспечение позволяет регистрировать до 20 видов нарушений, включая проезд на запрещающий сигнал светофора, движение по тротуару и остановку на газонах.
«Мы уже видим эффект. Раньше под „крестами“ стояли целыми днями, сейчас улицы заметно очистились. Просто многие еще не знают, что система начала работать, — узнают, только когда получают штраф», — отметили в ОГПП.
Патрульные автомобили работают с 8:00 до 19:00 — в часы действия платных парковочных зон
«Эвакуаторов в городе не хватает, и всегда возникает вопрос, кого забирать первым. Камере все равно, кто нарушил»
В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали работу мобильных комплексов в Казани и порассуждали, сократит ли это число нарушителей.
Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:
— Этот способ действенный, конечно. Потому что на машине можно гораздо больше успеть. Если комплекс работает нормально, то автомобиль может двигаться со скоростью 25–30, иногда 40 километров в час и на этой скорости считывать номерные знаки. Соответственно, система знает номера парковки и быстро проверяет данные по машинам. И это гораздо быстрее и производительнее, чем если это будет делать пеший инспектор.
В Москве это используется уже давно, и очевидно, что при больших парковочных площадях, когда парковочные места расположены на больших улицах, эта история, конечно, очень эффективна. Сколько таких комплексов действует в столице, я не знаю.
Что касается оспаривания таких штрафов, то оно не привязывается к способу его получения. Потому что штраф может прилететь от пешего инспектора, от такого автомобильного «паркона» или от камеры, которая висит над этим местом. В Москве этих вариантов очень много. Поэтому, вне зависимости от того каким способом человек получил штраф, он будет его оспаривать, если считает неправомерным.
А причины такой неправомерности могут быть разные. Вот банальный и самый такой обидный штраф, когда человек приезжает и платит по приложению за парковку. А из-за сбоя GPS подтягивается другой номер парковки. То есть система путается и неправильно определяет местоположение автомобиля. Человек заплатил, а фактически он заплатил за другую парковку, и система считает, что за эту парковку он не заплатил. И прилетает штраф, который человек вынужден оспаривать. Поэтому таких причин может быть много. И это не зависит от того, автомобиль это считывает или пеший инспектор.
Руслан — администратор популярного телеграм-канала Stop City Racing:
— Первые постановления с этих комплексов мы заметили 29 августа. К тому моменту некоторые водители, как оказалось, получили уже по несколько штрафов уже.
Метод считаем правильным и эффективным. Эвакуаторов в городе не хватает, и всегда возникает вопрос, кого забирать первым. Камере же все равно, кто нарушил, [водитель] Toyota Land Cruiser или старая шестерка, постановление придет каждому. Это честно и по закону. Все разговоры о «нештрафуемых» номерах мы уже не раз опровергали фактами, поэтому штраф получает действительно каждый [нарушитель]. По нашим данным, машины будут ездить и по центральным улицам, в том числе по Большой Красной. Возможно, со временем начнут заезжать и в переулки. Велосипедисты здесь должны обрадоваться.
В Москве такие комплексы работают давно. Только за 10 месяцев 2024 года было вынесено 2,6 миллиона штрафов на сумму около 11 миллиардов рублей. Неплохая добавка к бюджету?
Обжаловать постановления можно. Но, как правило, камеры фиксируют все корректно и суды оставляют такие решения в силе. Комплексы сертифицированы и имеют метрологическую поверку, поэтому их данные законны. На въездах в город стоят знаки «Фотовидеофиксация», так что водители предупреждены. И в целом правила нужно соблюдать всегда, а не только там, где стоит камера. Поэтому мы считаем, что в будущем стоит запретить базы и приложения с координатами камер, а также радар-детекторы. Безопасность начинается не со страха перед штрафом, а с уважения к ПДД.
Вячеслав Субботин — автомобильный эксперт:
— Электронный способ контроля [за соблюдением ПДД] с помощью роботов, искусственного интеллекта, камер и тому подобного — это нормальная штука. От этого никуда не деться. И потом, робот беспристрастен. Есть нарушение — он отметит. Нарушения нужно выявлять и в соответствии с законодательством выносить постановления о нарушениях. Это одна тема.
Вторая тема — это желание пополнить бюджет. И вот здесь возникает некое противоречие. Да, эти комплексы современные, продвинутые и все очень здорово, роботизировано. Но знаков понаставили столько, что автомобилистам просто негде приткнуться и они вынужденно нарушают правила. Вынужденно! Деньги от этих штрафов идут в казну. Но к безопасности движения они не имеют никакого отношения. И чем дальше мы развиваемся, тем больше таких случаев.
Это превращается просто в бизнес. Штрафы превращаются в бизнес, а не в организацию движения, отчего я сильно расстраиваюсь. А сами по себе мобильные комплексы — это нормальный рабочий инструмент. Вообще, статья [доходов] по штрафам — это невероятно большая штука! И бюджет от этого наполняется! В Москве таких мобильных комплексов больше, чем такси.
Да, просчеты у роботов бывают, и существенные случаются. Другое дело, что оспорить [постановления о штрафах] сложно. Потому что получить такое постановление проще простого. Просто мгновенно! Оно приходит буквально на следующий день. А вот обратная сторона по времени слишком сильно затянута. И процедура эта совсем не прозрачная и сложная. Автомобилисты, как правило, просто платят, потому что оспаривать это нужно долго. Проще заплатить. И это время [на оспаривание] можно провести более эффективно и заработать больше. Но опять же, повторюсь, в Москве это сейчас носит такой гипертрофированный характер. Там только деньги! Безопасность уже ни при чем.
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.