«Не может быть такого! Самый честный человек он, самый честный!» — говорили односельчане Энгеля Фаттахова после того, как прокуратура огласила весь список требований по его имуществу. Надзорное ведомство просит обратить в доход государства его дом в Актаныше, имущество и технику ООО «Агрофирма «Чишма» и само юрлицо, а еще вернуть кешем почти 200 млн рублей, в том числе изъятые при обыске 250 тыс. и бриллиант в 0,04 карата. В сумме иск потянул на рекордный 651 млн рублей. Экс-вице-премьер до этого пояснений по делу не давал, его позиция прозвучала впервые. О том, почему он считает, что изымать у него дом нельзя, как объясняет «законность» покупки агрофирмы и почему сыну можно было привозить валюту на 144 млн рублей, — в материале «БИЗНЕС Online».
15 человек — преимущественно пенсионеры — приехали в Казань, чтобы поддержать бывшего чиновника
Как в суд приехала «группа поддержки» Фаттахова
В Советском суде перед процессом по иску прокурора Татарстана Альберта Суяргулова к бывшему вице-премьеру РТ и экс-главе Актанышского района Энгелю Фаттахову было многолюдно. 15 человек — преимущественно пенсионеры — приехали в Казань, чтобы поддержать бывшего чиновника. В их числе были, к слову, и родственницы Энгеля Наваповича — племянница Елена и еще одна женщина, не пожелавшая представляться. «Он во благо людей работал!» — говорил мужчина в тюбетейке.
«Я его с рождения знаю как честного человека, — добавляла 73-летняя Клария Харисова. — Он очень добросовестный, у них вся семья такая, не только он». Но об активах, которые прокуратура требует изъять у Энгеля Наваповича и его семьи, собеседники «не знают». «Не может быть такого! Самый честный человек он, самый честный!» — приговаривала Клария Миргасимовна. «Зато мы знаем, что он населению помогал, мечеть построил. Мы его знаем только с хорошей стороны», — добавлял собеседник. В доказательство своих слов они принесли в суд письмо – обращение к властям республики, в котором поставили подписи порядка двух сотен человек.
Впрочем, самому Фаттахову увидеть свою группу поддержки не довелось. Он хоть и просил, чтобы его подключили к заседанию по видео-конференц-связи из СИЗО, у суда это сделать не получилось. Председательствующая по делу судья Екатерина Шадрина сообщила, что в СИЗО Чистополя, куда они направили запрос, сказали, что такого сидельца у них нет. А чтобы направить письмо в другой СИЗО, в Мензелинске, где сейчас сидит Фаттахов, снова нужно время. Несмотря на отсутствие главного ответчика, никто не был против, чтобы наконец начать процесс.
Сочувствующие Энгелю Фаттахову — работники агрофирмы «Чишма» и жители сел Чишма и Миннярово, которые пришли в суд, — принесли письмо, адресованное властям Татарстана. Они попросили помочь сохранить фирму. По их словам, в 2006 году на базе разорившихся советских предприятий появилось ООО «Чишма», которое передали в собственность Рафику Сахабетдинову, а центр управления перенесли в село Аккузово. Сотрудников руководство не устраивало: по их словам, Сахабетдинов оказывал внимание селам Чишма и Миннярово «по остаточному признаку», а все инвестиции, инновации и улучшения направлялись исключительно в Аккузово. Более того, жалуются работники, Салахутдинов выпивал, это отражалось на работе и подрывало доверие коллектива.
В 2017 году работники решили оставить ООО «Чишма» и создать новое ООО — «Агрофирма „Чишма“», руководителем которого и стал впоследствии Фаттахов. С этого момента, по их словам, дела пошли на лад. Так, например, в 10 раз увеличилось производство молока, агрофирма стала занимать лидирующие позиции среди других хозяйств района, а сотрудники начали достойно зарабатывать — до 80 тыс. рублей в месяц.
Но с момента ареста Энгеля Наваповича предприятию стало сложно работать: техника арестована, счета заблокированы, на предприятии проходят обыски, что запугивает сотрудников. «Особое возмущение вызывает оценка ущерба в 157 миллионов рублей. На момент передачи имущество ООО „Чишма“ не имело и 10-й части этой стоимости. Возникает закономерный вопрос: как можно оценить в 157 миллионов рублей ветхие, неотремонтированные здания коровников, непригодную к эксплуатации технику и больной крупный рогатый скот? Откуда взялась столь баснословная сумма, остается загадкой», — возмущаются авторы письма.
О Фаттахове работники отзываются как о выдающемся человеке, который внес неоценимый вклад в развитие своей родной земли, района и республики. «Что же он такого сделал, чтобы лишить его жилья, родительского дома и оставить без средств к существованию? В голове не укладывается», — говорят авторы письма. Было ли оно передано адресату или только планируется к передаче, они не уточнили.
Начался он с «бюрократических» моментов: перечислили документы, которые поступили в адрес суда из налоговой, СФР, а также озвучили полную сводную таблицу доходов и расходов Энгеля Наваповича и его сына Ильнара Фаттахова, который тоже значится ответчиком по делу, а фактически находится за границей и в федеральном розыске. Адвокаты приобщили свои возражения по делу и попросили у суда помощи в истребовании ряда бумаг — например, кредитных договоров из банков, документов на уже проданные квартиры, данных по валютным операциям и т. д. На эти бумаги стороны потом будут ссылаться в своих выступлениях.
Прокуратура посчитала доходы Фаттахова: за 14 лет (12 лет «чиновничества», плюс за два года до этого) Фаттахов заработал 37,7 млн рублей
Что прокуроры нашли у Энгеля Фаттахова и его семьи
Иск вкратце огласила начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Татарстана Лилия Фаттахова. В отношении Энгеля Наваповича еще в мае 2024 года возбудили уголовное дело по взяткам. В это же время прокуратура подключилась к изучению его деклараций. Фаттахов был чиновником с 2012-го: сначала занимал должность министра образования и науки, через год получил «приставку» вице-премьера, с которой проработал до конца 2017-го. Потом был назначен главой Актанышского района и, прослужив пять лет, покинул должность — напомним, на фоне скандала со спиленным крестом. Тем не менее даже после этого Фаттахов не оставил службу — с июня 2022-го он, будучи сельским депутатом, был избран в совет Актанышского района. В 2024-м его полномочия — уже после возбуждения дела — прекратили, а в этом году формулировку увольнения изменили через суд: «Уволен по утрате доверия».
В октябре этого года Энгель Фаттахов получил статус подсудимого — в Мензелинском суде началось рассмотрение его уголовного дела. С момента ареста в прошлом году Энгель Навапович находится в СИЗО.
Бывшему вице-премьеру вменяют четыре эпизода получения взятки (ч. 6 ст. 290 УК РФ) и превышение должностных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ).
По версии следствия и обвинения, в 2018–2020 годах Фаттахов, будучи главой Актанышского района, получил от представителя строительной фирмы ПСК «Спецстрой» Алмаза Муртазина взятку «в виде ремонта своего дома» на более чем 14,6 млн рублей. За это экс-глава района должен был содействовать компании в заключении подрядных договоров на строительно-ремонтные работы по госконтрактам.
Кроме того, считает обвинение, Фаттахов получил от директора ООО «Коммунсервис-Актаныш» Риммы Кустовой взятку на сумму 146 тыс. рублей. За это Фаттахов передал в пользование и распоряжение фирмы 11 котлов наружного размещения и один двухконтурный котел с сетями газораспределения на 29,4 млн рублей без заключения договора аренды. «Коммунсервис-Актаныш» по фиктивному договору получил объекты, а Фаттахов за «покровительство» — 146 тыс. рублей, схемой получения денег стало фиктивное трудоустройство Газизовой в «Коммунсервис-Актаныш».
Также, считает обвинение, в 2016–2017 годах Фаттахов, будучи вице-премьером, вынудил директора ООО «Чишма» передать имущество своей фирмы, включая спецтехнику и здания общей стоимостью более 157,6 млн рублей, в собственность ООО «Агрофирма „Чишма“», которым Фаттахов фактически владел.
С 2015 по 2018 год Фаттахов получил взятку от представителя компаний ООО «Мастерстрой» и ООО «Барс» Руслана Гайнуллина. Взятка была передана в виде стройматериалов для агрофирмы «Чишма» — на 7,4 млн рублей. Еще одну взятку, в 3,8 млн рублей, по версии СКР, Фаттахову дал владелец актанышской компании «Теплосервис».
Фаттахов свою вину по делу не признает.
Прокуратура посчитала доходы Фаттахова: за 14 лет (12 лет «чиновничества», плюс за два года до этого) Фаттахов заработал 37,7 млн рублей. Его жена (а по закону о ее доходах Фаттахов тоже отчитывался) за этот же период заработала 1 млн рублей, из которых 10 тыс. рублей — зарплата за работу в детсаду, а остальные 990 тыс. рублей — пенсия.
В то время пока оба Фаттаховых были на госслужбе, они купили имущество минимум на 16 млн рублей, посчитали надзорные органы
Ильнар Фаттахов — сын Энгеля Наваповича — с 2013 по 2017 год тоже был чиновником: замом руководителя исполкома Актанышского района, потом руководителем этого же исполкома, а затем — РИКом Мамадышского района. За 9 лет (с 2010 по 2018 год) он заработал 14,7 млн рублей. После этого ушел в бизнес (открыл ИП) и за три года отчитался о заработке в 2,9 млн рублей. Его первая жена Диана Левонская за пять лет брака не заработала ничего, а нынешняя супруга Лилия Фаттахова за два года (с 2021-го) получила 2,5 млн рублей — у нее свое ИП.
В то время пока оба Фаттаховых были на госслужбе, они купили имущество минимум на 16 млн рублей, посчитали надзорные органы. Это, например:
- Toyota RAV4 за 1,7 млн рублей и Volkswagen Тiguan, который оформили на дочь Фаттахова, Тансылу Галимову, за 1,1 млн рублей (обе проданы в 2020 году);
- квартира общей площадью почти в 80 кв. м на Чистопольской, 14 — за 2 млн рублей, изначально зарегистрированная на Энгеля Наваповича и его жену Сарию Фаттахову, а после якобы проданная дочери;
- квартира в 73 кв. м в доме на ул. Гарифа Ахунова, 20, позже подаренная дочери;
- квартирв в 114 кв. м в доме на ул. Муштари, 19 и нежилое помещение в сумме за 8,8 млн рублей, зарегистрированные на Ильнара Энгелевича в 2018 году, а потом на основании брачного договора перешедшие к бывшей жене Левонской. Еще одно нежилое помещение там же в 2020 году продано за 650 тыс. рублей.
Это имущество у семьи Фаттаховых изъять не требуют. Оно перечислено для того, чтобы показать: у семьи за эти годы и так были траты. На что же было куплено остальное имущество?
«Установлено, что фактически Фаттахов являлся владельцем 66 объектов недвижимости, 29 автомобилей, самоходных машин и других видов техники, бенефициарным владельцем юридического лица общей стоимостью не менее 651 миллиона 341 тысячи 192 рублей», — огласила Фаттахова. По версии прокуратуры, часть имущества уже продана (причем в ряде случаев — по мнимым сделкам), а деньги от продажи «обращены Фаттаховым в свою пользу и близких ему лиц».
Фактически следствие нашло доказательство того, что Фаттахов, будучи чиновником, нарушил закон и через свое доверенное лицо — родственника Фазлиева — учредил ООО «Агрофирма «Чишма», которым, по сути, сам управлял
Что требует изъять прокуратура и почему
Бо́льшая часть требований прокуратуры обращена к имуществу ООО «Агрофирма „Чишма“». Прокурор Фаттахова напомнила, что в ходе расследования уголовного дела следствие установило, что в действиях Фаттахова усмотрели еще одно преступление — по ст. 289 УК РФ («Незаконное участие в предпринимательской деятельности»). Но возбуждать дело не стали, потому что истекли сроки давности. Т. е. фактически следствие нашло доказательство того, что Фаттахов, будучи чиновником, нарушил закон и через свое доверенное лицо — родственника Фазлиева — учредил ООО «Агрофирма „Чишма“», которым, по сути, сам управлял.
Уже после того как он покинул госслужбу, это юрлицо переписал на себя. Собственно, прокуратура требует изъять в доход государства:
- 100% доли участия в уставном капитале ООО «Агрофирма „Чишма“»;
- имущество агрофирмы: телятники, коровники, свинарник, зерновые склады, водонапорную башню, силосную яму, здание АЗС 1969 года постройки, тракторы, комбайны, прицепы и т. д., балансовая стоимость всех объектов на 2024-й — 409 млн рублей;
- доли в земельных участках на землях СПК Чишма, в Аккузовском сельском поселении;
- дом в 404 кв. м с участком в 2,4 тыс. «квадратов» на ул. Лагерной в селе Актаныш;
- бриллиант массой 0,04 карата (по данным из открытых источников, стоимость не превышает 10 тыс. рублей) и деньги, которые были изъяты дома у Фаттахова при обыске — 188 тыс. рублей и $846;
- землю в коттеджном поселке на ул. Рудольфа Нуреева;
- квартиру в 124 кв. м на ул. Агрономической, 18, проданную, по мнению прокуратуры, по мнимому договору;
- стоимость отчужденных участках в Столбище — 15 млн рублей;
- 148 млн рублей: это средства, полученные от продажи Mercedes-Benz в 2020 году, и 144 млн рублей, которые были получены после обмена валюты, привезенной Ильнаром Фаттаховым из Турции в июле – сентябре 2022 года — 389 тыс. долларов США и 1,3 млн евро. По данным таможни, в качестве обоснования происхождения денег тот предоставил договор-купли продажи квартиры на ул. Агрономической, заключенный с отцом, и другие «мнимые» документы;
- еще 27 млн рублей, полученные после продажи квартиры на Мусина, 1 и земель в Егорьевском сельском поселении.
По словам прокурора, Фаттахов на предложение дать пояснения по имуществу воспользовался ст. 51 Конституции РФ. То же самое сделала и его супруга, и его дочь Тансылу Галимова. Как повел себя Ильнар Фаттахов, не уточняется. Еще один соответчик — Ленар Нигматуллин, с которым, по версии прокуратуры, совершались мнимые сделки, — также отказался свидетельствовать против себя. Пояснения дал лишь Радик Хаертдинов, на которого тоже оформляли имущество, — сказал, что покупал земли в Лаишевском районе по просьбе Фаттахова-младшего.
Адвокаты Фаттахова Ленар Шакиров (слева) и Марат Давлетов
Что ответила на это защита
У защиты Энгеля Наваповича было несколько аргументов. Адвокаты принесли копию постановления главы Актанышского района, которым Фаттахову выделили участок в 2,4 тыс. кв. м на ул. Лагерной, 5 в Актаныше. Там он впоследствии построил свой дом, который в 2004-м зарегистрировал. «Земельный участок был приобретен супругами безвозмездно на основании постановления главы района №719 от 22 октября 2003 года. То есть супруги не приобретали этот участок, впоследствии они возвели на нем жилой дом в 2004 году, право собственности на него зарегистрировано», — указал адвокат Марат Давлетов. Его коллега Ленар Шакиров добавил: квадратура дома с момента его постройки не менялась — как был дом в 404 кв. м, так и остался. Более того, защитники указали: дом появился в 2004-м, а закон о контроле за доходами госслужащих вступил в силу только в 2013 году. Соответственно, изымать дом вообще нельзя ни при каких условиях.
Но у прокуратуры был контраргумент. «Действительно, земельный участок был получен в 2004 году, как указывает представитель ответчика. Но работы по реконструкции этого дома превышают его стоимость, которая указана в оценке (2,2 миллиона рублей)», — сказала Фаттахова. По ее словам, реконструкция этого дома в 2019–2021 годах и покупка кухни обошлись Фаттахову в 14,6 млн рублей, а сделано это все было силами фирм «Стройком» и ПСК «Спецстрой».
Второй момент, на который обратили внимание адвокаты: прокуратура считает, что все объекты недвижимости, которые записаны на агрофирму, покупал сам Фаттахов. Но среди них есть постройки 1975 года, подчеркнул Шакиров, а в основном приобретались объекты на субсидии и в лизинг. «То есть сам лично Фаттахов это имущество не приобретал, так что утверждение о том, что „лично им приобретено“, голословно», — сказал Шакиров.
Что касается объектов, которые зарегистрированы на Ильнара Фаттахова, адвокат указал: покупались они им самостоятельно, без участия отца, и после 2018 года — тогда он уже не был госслужащим. Земля на ул. Нуреева и вовсе была куплена в кредит, который они до сих пор выплачивают.
Найденные при обыске в доме у Фаттахова деньги и маленький бриллиант в сумме тянут на 250 тыс. рублей, отметил адвокат. «Это небольшая сумма, доходы Фаттахова позволяли хранить 250 тысяч рублей дома на вполне законных основаниях», — отметил Шакиров.
Долю в агрофирме изымать тоже незаконно, подчеркнул Шакиров: она была куплена в сентябре 2023 года, когда Фаттахов уже не занимал госдолжности. «В данном случае здесь никаких запретов уже не имелось!» — сказал адвокат.
Представитель Ильнара Фаттахова и по совместительству агрофирмы «Чишма» Тимур Уразаев поддержал коллег. По его словам, активы ООО не находятся в прямой собственности у Фаттахова — они принадлежат самой фирме, а значит, изъять их у Фаттахова нельзя. Что касается валюты, эквивалент которой надзорное ведомство требует изъять, она была ввезена в 2022 году. Ильнар Фаттахов тогда уже не был госслужащим. «На каком основании суд контролирует доходы лиц, которые не являются чиновниками? Закон этого не предполагает», — сказал представитель Ильнара Энгелевича.
Процесс отложили на середину декабря. Ожидается, что к заседанию, на котором начнут представлять доказательства по имуществу агрофирмы «Чишма» (суд решил начать с нее), подключится и сам Фаттахов.
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.