«Сейчас мы ставим задачи по развитию туристического рынка: выделяются гранты на глэмпинги, льготное кредитование для строительства новых отелей, реконструкции санаториев. При этом одновременно происходят попытки начать собирать с отрасли деньги, причем вообще незначительные относительно масштаба этой отрасли!» — говорит о преждевременности ввода турналога депутат Госдумы от Татарстана Артем Прокофьев. На интернет-конференции «БИЗНЕС Online» парламентарий рассказал о будущих законодательных изменениях в отрасли и о том, почему с регулированием рынка «посутки» не стоит торопиться. Подробнее о том, почему глэмпиньеры иной раз отказываются от поддержки государства и зачем отрасли законопроект о турпродукте, — в материале «БИЗНЕС Online».
Авиасообщение в целом — одно из «больных» мест для всей отечественной туротрасли, отмечает Артем Прокофьев
Что происходит с отраслью туризма сейчас?
Переориентация на внутреннего туриста и борьба за него — это общемировой тренд, и Россия не исключение. Важно то, что государство в сфере туризма проводит партнерскую политику: помогает строить отели, инвестирует средства в создание круглогодичных курортов, отметил в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы Артем Прокофьев.
По итогам 2024 года россияне совершили 92 млн внутренних поездок по стране, что аж на 18% больше, чем в 2023-м. Татарстан — в числе лидеров по турпотоку, но сейчас конкуренция между регионами растет и продолжать успешно наращивать количество гостей, когда стартуешь не с нуля, сложно.
Какие есть «узкие места» в туротрасли республики? Первое — необходимость создавать новые круглогодичные точки притяжения, которые будут возвращать туристов в Татарстан снова, заставлять их больше времени проводить в республике. «Есть разница с точки зрения подхода федерального центра и с точки зрения интересов региона. Если мы берем подход федерального центра, то там просто засчитываются поездки. Но с точки зрения региона есть большая разница между туристом, приехавшим на один день или на неделю. Для нас важна продолжительность поездки, потому что траты туристов — вложения в нашу региональную экономику», — объясняет депутат.
Также среди вызовов — нехватка средств размещения (которую пытаются решить при помощи обнуления НДС для новых и реконструированных отелей) и транспортная доступность. В эпоху постоянных «ковров» в аэропортах Татарстану благоволит расположение: до республики можно добраться на поезде или по М12. Но авиасообщение в целом — одно из «больных» мест для всей отечественной туротрасли, отмечает Прокофьев.
Помимо регулярных ограничений в воздушных гаванях, большая проблема — непрозрачная политика авиакомпании в части стоимости билетов. «У авиакомпании есть свои вызовы, тем не менее со стороны общества есть понятные требования к прозрачной политике формирования цен на авиабилеты. — говорит депутат в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Если какой-то робот постоянно мониторит стоимость билетов и пытается выловить максимальную цену в любой момент, человек никак уже не может спрогнозировать поездку. Раньше покупатель хотя бы знал, что можно заранее купить билеты по максимально дешевой цене. Сейчас уже это невозможно из-за, мягко говоря, хитрых алгоритмов. Такого не должно быть, потому что эта сфера имеет широкую поддержку государства».
«Они полноценно конкурируют с отелями сегмента до трех «звезд», может быть, даже уже и с «четверками»
Регулирование рынка «посутки»
«По экспертным оценкам, в Казани с 2018 года количество предложений в посуточной аренде выросло в 42 раза! Представляете, какой это рост? Они полноценно конкурируют с отелями сегмента до трех «звезд», может быть, даже уже и с „четверками“», — оценивает масштаб рынка посуточно сдающихся квартир Прокофьев. Вопрос его регулировки очень сложный, готового рецепта на сегодняшний момент нет. Более того, в Госдуме есть большая группа лоббистов, предлагающих и вовсе запретить посуточную аренду в многоквартирных домах. «Надо учитывать, что есть еще и такая позиция и при попытке какого-то регулирования они, естественно, будут активно проталкивать ее», — отмечает наш собеседник.
В этом контексте показательна история с гостевыми домами — эксперимент по их легализации стартовал 1 сентября в 17 регионах России. «Я считаю, что была ошибка создавать по факту отели на землях ИЖС, садовых участков. Так, у нас в Казани для средств размещения городская дума переводит земли из статуса „ИЖС“. Там появляются другие налоговые ставки, другие тарифы, налогообложение. Здесь же, получается, мы создали червоточину в Земельном, Градостроительном, Гражданском и Жилищном кодексах! Это подрывает целостность нашей правовой системы», — подчеркивает депутат. Люди, которые живут по соседству с гостевыми домами, оказываются незащищенными: не учитываются вопросы шума от гостей, нагрузки на сети и коммунальную инфраструктуру.
«Сейчас мы ставим задачи по развитию туристического рынка»
О турналоге
Закон о турналоге, вызвавший большой резонанс и среди туристов, и среди отельеров, ввели в обход комитета Госдумы по туризму, поэтому сейчас с ним возникли проблемы в части его администрирования. «Мы ведем работу с правительством РФ, минфином, чтобы ее решить. Сейчас отельеры иногда должны трудоустраивать отдельного человека для того, чтобы высчитывать турналог! Это же абсурд!» — сокрушается Прокофьев, уже ранее выступавший против введения такой меры.
С 1 января этого года туристический налог ввели в 63 регионах России, среди них, например, Бурятия, Хакасия, Чечня, Коми. В Татарстане муниципальные бюджеты получили 80,8 млн рублей от налога, больше всего (69,4 млн рублей) получила Казань. При этом именно в республике был создан прецедент: в Чистополе, а затем в Менделеевске и Азнакаево новый налог спустя месяц решили отменить после письма минэкономразвития РФ и критики отельеров.
Ругать муниципалитеты, которые ввели турналог, не стоит, уверен парламентарий: «Они находятся в очень уязвимом положении. У них постоянно нет средств: посмотрите бюджеты даже крупнейших городов нашей страны, они же просто несопоставимы с теми задачами, которые есть в этих населенных пунктах. И, когда у них появляется возможность ввести туристический налог, они вынуждены его вводить».
«Сейчас мы ставим задачи по развитию туристического рынка: выделяются гранты на глэмпинги, создание сопутствующей инфраструктуры, льготное кредитование для строительства новых отелей, реконструкции санаториев. Это все делается для того, чтобы поощрить развитие этой сферы. При этом одновременно происходят попытки начать собирать с отрасли деньги, причем вообще незначительные относительно масштаба этой отрасли!» — объясняет свою позицию парламентарий.
«Спрос на отдых в таких загородных объектах сохраняется и по сей день, несмотря на высокие цены»
Поддержка глэмпингов
Благодаря поддержке властей в России сформирована целая индустрия глэмпингов. Спрос на отдых в таких загородных объектах сохраняется и по сей день, несмотря на высокие цены. Развитие таких проектов заточено на сохранение туристов внутри своего же региона, считает Прокофьев. Несмотря на критику со стороны Счетной палаты, усомнившейся в эффективности господдержки (речь, в частности, о том, что почти половина таких объектов построили на землях, непредназначенных для соответствующих целей, а отсутствие четких требований к гостиницам в лесу не позволяет оценить экономический эффект от проектов), Минэкономразвития выделит 15 млрд рублей на создание модульных гостиниц с 2025 по 2027 год, Татарстан на эти цели получит 536 млн рублей.
Однако не стоит говорить о том, что отрасль продолжит также щедро расти при помощи госденег. «Минэкономразвития смотрит, как развивается эта сфера, и по опыту того, как они способны корректировать свои подходы, изменения могут быть и в этой части», — заметил Прокофьев.
Иначе стали относиться к грантовой поддержке гламурных домиков и сами инвесторы. Случаются даже отказы от грантов среди предпринимателей, выигравших в конкурсном отборе. Чаще всего это связано с ужесточением требований. Например, раньше было необходимо, чтобы объект после получения гранта обязательно проработал три года, сейчас — 10 лет. «С этой точки зрения многие считают, что можно отказаться от каких-то дополнительных денег и сразу создать капитальный объект», — объясняет Прокофьев.
Количество отказов в поддержке проектов стало больше после того, как окончательное решение о выделении субсидии стало приниматься на федеральном уровне: «Желательно, чтобы конкурсы такого рода полностью проводились внутри регионов, потому что оценку жизнеспособности проектам могут дать именно там, потому что представляют ситуацию на местах. Когда все перенеслось на уровне субъектов, отказов почти не было, а уже на федеральном уровне количество отказов стало расти».
«Сейчас в работе у депутатов Госдумы несколько законопроектов, касающихся туротрасли»
Законодательство в сфере туризма
Ключевая цель нацпроекта «Туризм и гостеприимство» — увеличение количества турпоездок по России до 140 млн к 2030 году. Получится ли достигнуть этих показателей, если туристические услуги с каждым годом дорожают, а доходы граждан растут не так стремительно? «У нас была дискуссия с минэкономразвития, они считают, что на планируемые цифры можно выйти за счет прироста, который сам идет, и за счет роста эффективности ранее созданного номерного фонда. Пока, конечно, динамика идет, в 2024 году прирост составил 18 процентов, но, конечно, чем мы дальше движемся, тем сложнее сохранять такие темпы роста туристического потока. Более того, мы видим рост конкуренции с выездным туризмом, когда люди устремились за рубеж. <…> Мы держим руку на пульсе и если что, то будем готовы предложить корректировки подходов, которые у нас есть», — отмечает Прокофьев.
Сейчас в работе у депутатов Госдумы несколько законопроектов, касающихся туротрасли. Среди них — закон о туристических агрегаторах, который должен впервые зарегулировать платформы и помочь решить юридические вопросы, возникающие между туристами, средствами размещения и самой площадкой.
Еще один немаловажный законопроект для туристической сферы — закон о туристическом продукте. «Сейчас получается так, что зачастую сами себе обеспечивают транспортную составляющую: самостоятельно покупают билеты до курорта или доезжают на машине. Ранее в понятие „туристический продукт“ была включена транспортная составляющая, значительная часть рынка выпадала. Разместился турист в гостинице, заказал экскурсию, а вроде это не туристический продукт. Странно, да? Законопроектом предлагается корректировка этого, чтобы регулирование соответствовало текущим реалиям», — объясняет спикер. Также встал остро вопрос по системе «Электронная путевка» — новшество, введенное для туроператоров внутреннего туризма только год назад. Из-за жалоб участников рынка на неработоспособность платформы в правительстве уже задумались об ее отмене.
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.