Первые резервисты-добровольцы для охраны одного из стратегических предприятий Казани уже подписали контракты и прошли медкомиссию. Дальше их ждет двухнедельная огневая и физическая подготовка на полигоне, после чего они заступят на боевое дежурство на свой же родной завод, чтобы защищать его от воздушных угроз и потенциальных диверсий. Такую возможность утвердила два дня назад Госдума, накануне — Совет Федерации. Но визы президента России под документом пока нет. Не дожидаясь, регионы уже начинают потихоньку «вооружаться». Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Уже набрали первый взвод резервистов в Нижегородской области, в Ярославской и Тамбовской областях стартовали наборы. Татарстан тоже не остался в стороне
«Мы первая волна, поэтому делается это в сумбуре, быстро»
Законопроект о создании мобильных групп из числа резервистов для охраны стратегических объектов Госдума приняла буквально два дня назад. Причем произошло это все «одним днем»: законопроект за полтора часа прошел сразу все три чтения, что само по себе редкость. А на следующий день документ не глядя «завизировал» уже Совет Федерации. Пока законопроект еще не подписал президент России, целый ряд регионов активно включились в реализацию положений долгожданного документа. Так, уже набрали первый взвод резервистов в Нижегородской области, а в Ярославской и Тамбовской областях стартовали наборы. Татарстан не остался в стороне.
Накануне в соцсетях наш корреспондент наткнулся на объявление, якобы распространяемого военкоматом Балтасинского района. В нем сообщалось о старте набора граждан, пребывающих в запасе, для заключения ими контракта по включению в мобилизационный людской резерв (МЛР), и дальше — «в целях формирования мобильных огневых групп (МОГ)».
В брошюре даже указали выплаты по контракту: «Зарплата от объекта на время его охраны — 78 тыс. рублей, выплаты от минобороны — от 30 [тысяч] до 40 тысяч». «Контракт не предусматривает направление в зону СВО, части МО РФ, добровольческие формирования, а предполагает выполнение обязанностей только на территории Татарстана», — отдельно подчеркивается в документе. Равно как и возможность досрочного расторжения контракта по инициативе резервиста.
Добровольцев ожидает обучение в Казанском танковом училище. Там они будут тренироваться в стрельбе из оружия по дронам, повысят физическую подготовку. Из резервистов-добровольцев сформируют мобильные огневые группы
Мы позвонили по указанному в объявлении телефонному номеру, чтобы поинтересоваться условиями контракта для резервистов. Номер привел в балтасинский военкомат, где подтвердили старт такого набора резервистов для охраны одного из нефтехимических предприятий, причем в Казани.
Это граждане, которые находятся в запасе ВС РФ, но которые одновременно с этим добровольно заключили контракт с минобороны на то, чтобы находиться в резерве. Условно, военнослужащий отслужил положенный срок («срочку» или контракт), но решил уволиться (или демобилизоваться), не желая, скажем, терять окончательно связи со своей службой. Тогда такие граждане идут в военкомат после дембеля и подписывают контракт.
Т. е. сейчас в стране, по сути, имеются два мобилизационных резерва: общий, куда относятся все подходящие по возрасту мужчины, а также «боевой армейский резерв страны» (те самые БАРСы) из числа резервистов-контрактников. Их около 2 млн человек в стране.
По контракту они не служат в полноценном смысле этого слова, но имеют ряд обязательств. Главное из них — военные сборы, а в случае мобилизации первыми возвращаются в свои воинские части и встают снова в строй. В остальном же резервисты — это такие же гражданские лица, просто совмещают обычную свою работу еще и с военными занятиями (сборами). Разумеется, за такие обязательства резервистам по контракту доплачивают, ежемесячно: не во время сборов — порядка 10 тыс. рублей, во время — 70 тыс. рублей и более (если речь об офицерском составе). Суммы примерные, многое зависит от стажа и ряда других условий.
Предприятие известное и имеет стратегическое значение. Механизм оформления прост: между заводом и минобороны заключается соглашение, после чего на охраняемый объект начинается отдельный набор через военкоматы. Информация распространяется, как мы выяснили, и на самих предприятиях.
Первые новобранцы-резервисты пришли уже сегодня на пункт отбора на военную службу по контракту «Батыр». Добровольцами оказались 7 мужчин, трудоустроенных на одном из крупнейших заводов Казани, — они решили подписать временный контракт. «Своих брать на охрану удобнее, чем людей с улицы, все-таки завод специфический, со своими правилами», — нам пояснил один из них.
Набор на предприятии происходит на добровольных началах. Конкретики по выплатам новобранцам пока никто не объяснял. «Пока в подвешенном состоянии все. Мы первая волна, поэтому делается это в сумбуре, быстро», — объясняют нам мужчины. Но известно одно: состоять они будут из средней зарплаты, которую получал человек в цеху, а также дополнительных выплат от минобороны и компании. Информация об этом появилась лишь в начале этой недели — после заседания собрания акционеров, пояснил наш собеседник.
По истечении 60 суток резервисты вернутся к своим привычным обязанностям на заводе, а их заменит другая группа
Накануне добровольцы сначала подписали документы в военкоматах по месту жительства, а сегодня прошли медкомиссию через «Батыр». Дальше их ожидает финальное подписание документов и отбытие на две недели в Казанское танковое училище. Там их обучат оказанию первой помощи, стрельбе из оружия по дронам, повысят физическую подготовку. Из резервистов-добровольцев сформируют мобильные огневые группы.
После этого резервисты проведут 45 суток, охраняя стратегический объект. Находиться они там будут в «казарменном положении», как и на сборах, т. е. без права выхода с территории. По истечении 60 суток они вернутся к своим привычным обязанностям на заводе, а их заменит другая группа резервистов. И уже снова привлечь их к охране объекта можно будет лишь через год — иного не позволяет закон.
По информации собеседников «БИЗНЕС Online», аналогичные мероприятия по набору резервистов сейчас происходят еще по меньшей мере на трех предприятиях Казани.
О необходимости комплектования спецотрядов для охраны предприятий и объектов критической инфраструктуры от возможных диверсий или атак вражеских БПЛА говорят практически чуть ли не с начала СВО
С чего вдруг понадобились в тылу резервисты?
Принятый документ о создании мобильных групп для охраны стратегических объектов получился долгожданным. Он вводит в легальное поле возможность формирования добровольческих формирования из резервистов, т. е. граждан, которые находятся в запасе и добровольно заключают контракт с минобороны на пребывание в мобилизационном резерве. До этого законы «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе» не предполагали участие таких граждан в мероприятиях в мирное время. Теперь же, по идее, можно.
В документе прямо указывается, что резервистов теперь можно направлять на «специальные сборы для обеспечения защиты критически важных объектов и иных объектов жизнеобеспечения на основании указа президента РФ», т. е. на «спецсборы», а не так, как было до этого, — только учебные и проверочные сборы. Продолжительность «спецсборов», исходя из текста документа, не будет превышать больше двух месяцев, а сам порядок таких мероприятий определит правительство. Замначальника главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ Владимир Цимлянский отдельно уточнял на брифинге, что таких резервистов-охранников важной инфраструктуры будут задействовать приоритетно на территории родных для них регионов. Но на обсуждениях в Госдуме промелькнула и мысль, что в другие регионы резервисты все же тоже смогут направляться.
Вопрос охраны предприятий и объектов критической инфраструктуры от возможных диверсий или атак вражеских БПЛА далеко не праздный. О необходимости комплектования спецотрядов для охраны таких объектов говорят практически чуть ли не с начала СВО. Поэтому часто можно услышать формулировку применительно к законопроекту как «запоздалый».
Дело в том, что те же охраняющие стратегические предприятия ЧОПы не имеют юридической возможности использовать тяжелое «зенитное» вооружение (в том числе автоматическое) при отражении воздушных атак. Да и следует признать, что у таких сотрудников опыта работы с подобным вооружением может и не быть. А снимать с фронта действующих и опытных военнослужащих для того, чтобы задействовать их в тыловой охране, в текущих реалиях не очень-то целесообразно. Поэтому выбор и пал на резервистов, которые обладают уже и нужными компетенциями (а в случае их отсутствия предполагается их тщательная подготовка) и уже находятся на контракте с минобороны как мобрезерв.
Охранять планируют объекты «высшего приоритета, подлежащих первоочередному оснащению средствами обнаружения и противодействия противоправному применению беспилотных воздушных средств»
Усиливают контроль за стратегическими предприятиями
И это не единственная из последних мер, призванных, по всей видимости, повысить безопасность на промышленных предприятиях. Буквально накануне на федеральном портале проектов нормативных правовых актов появился новый законопроект, согласно которому в КоАП РФ вносится новая статья. Речь идет о появлении в Кодексе ст. 19.7.17 («Непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ»).
Речь идет о том, чтобы Росгвардия могла контролировать уровень и степень охраны важных объектов не просто какими-то проверочными мероприятиями, но и контролировать в случае чего «рублем». Если сведения об охранных услугах (там, где они должны быть) не предоставляются в Росгвардию, то могут накладываться штрафные санкции: на должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, на юрлиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
Еще один законопроект опубликован там же, и находится он на стадии антикоррупционной экспертизы. Предлагается внести изменения в «Положение о контроле за деятельностью подразделений охраны юрлиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны». Там появится новая норма в основаниях для проведения внеплановых проверок предприятий — в случае «поступления в орган контроля уведомления о принятии объектов под охрану». Каких объектов это касается? Критических важных, отраслевых, в том числе объектов «высшего приоритета, подлежащих первоочередному оснащению средствами обнаружения и противодействия противоправному применению беспилотных воздушных средств».
Все это, в том числе появление и всей этой истории с резервистами, наталкивает на мысль о резко возросшей озабоченности темы безопасности критически важных объектов в тылу, что в условиях СВО просто не может оставаться без внимания.
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.