Два десятка адвокатов пришли вчера в Вахитовский суд Казани, чтобы послушать, в чем обвиняют их коллегу Инну Барлеву. К ее защите подключилась и Федеральная палата адвокатов. Следствие считает, что Барлева вместе с журналистом Искандером Сиразиевым, защищая члена ОПГ, разгласила сведения о свидетелях, которые участвовали в процессе с присяжными, значит, оказала давление на народных судей. Причем изначально присяжные даже оправдали ее клиента, но приговор не устоял — ему дали 19 лет колонии. Барлева и Сиразиев уверены в своей невиновности, а адвокатское сообщество называет дело «гонением на адвокатов». Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Вице-президент Адвокатской палаты Татарстана Алевтина Сафронова (вторая справа)
Адвокатский флешмоб в казанском суде
Многолюдно было накануне в Вахитовском райсуде Казани. На четвертом этаже у кабинета федеральной судьи Марины Шароновой собрались три десятка человек. Значительная часть из них — татарстанские адвокаты, которые (редкий случай) пришли на судебный процесс как слушатели, а не как участники. В их числе была и вице-президент Адвокатской палаты Татарстана Алевтина Сафронова. Как сообщила она корреспонденту «БИЗНЕС Online», именно палата «довела до сведения адвокатов» информацию о том, что в Вахитовском суде в этот день будут рассматривать уголовное дело в отношении коллеги — адвоката Инны Барлевой.
К слову, поддержку Барлевой выразила и Федеральная палата адвокатов в лице ее защитника Владислава Лапинского. Он член комиссии совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, заместитель председателя комиссии АП Санкт-Петербурга по защите профессиональных прав адвокатов, председатель Исторического адвокатского общества, а в сети его и вовсе называют «адвокатом адвокатов».
Причина столпотворения в суде — необычное обвинение, которое предъявили Барлевой. Ей вменяют три преступления. Два эпизода — по ч. 1 ст. 137 УК РФ («Нарушение неприкосновенности частной жизни»), один — по ч. 1 ст. 294 УК РФ («Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования»). Максимальное наказание по каждому из этих преступлений — до 2 лет лишения свободы.
Вместе с Барлевой на скамье подсудимых по обвинению в этих же преступлениях оказался издатель газеты «Сираҗи сүзе» Искандер Сиразиев. «Я не нарушал закон ни о СМИ, ни о персональных данных, тем более не мог воспрепятствовать правосудию, — комментировал он корреспонденту „БИЗНЕС Online“ еще до старта процесса. — Мне вообще должны были дать орден! Ладно, согласен на медаль».
Вместе с Барлевой на скамье подсудимых по обвинению в этих же преступлениях оказался издатель газеты «Сираҗи сүзе» Искандер Сиразиев
В чем обвиняют адвоката и издателя газеты
В основе уголовного дела — совсем другое судебное разбирательство. Барлева защищала Ибрагима Закиева, которого следствие называло членом ОПГ «Аракчинские». В 2017 году Закиева объявили в розыск по делу о заказном убийстве, совершенном в начале 2000-х. В 2023-м его задержали и поместили в казанский СИЗО. Уголовное дело направили в Верховный суд Татарстана, поскольку фигуранту грозило пожизненное наказание. Рассмотрение шло с участием присяжных заседателей. В прошлом году они вынесли оправдательный вердикт, а затем Верховный суд Татарстана на его основании вынес оправдательный приговор. Закиева отпустили, свое дело он назвал сфабрикованным.
По версии следствия, в то время как шло судебное разбирательство с участием присяжных, были разглашены сведения, которые оказали на них давление при вынесении вердикта. В частности, данные о частной жизни двух свидетелей: о бывшем месте работы и нахождении на учете у врача.
Отметим, что оправдательный приговор в отношении Закиева впоследствии был отменен в апелляции. А в мае этого года его приговорили к 19 годам колонии: присяжные оправдали его по одному эпизоду (о соучастии в убийстве местного жителя по фамилии Морогов, который ранее избил участников ОПГ «Грязь»), но признали виновным в организации убийства участника ОПГ «Аракчинские» Салахутдинова из-за денежного долга. Приговор в силу еще не вступил, защита его обжаловала.
Сначала суд установил личности подсудимых, а затем Барлева заявила отвод судье
«У меня создалось впечатление, что вы нас заочно осудили…»
По уголовному делу уже состоялось предварительное слушание. И ожидалось, что в понедельник будет оглашено обвинительное заключение, которое, собственно, и пришли послушать коллеги Барлевой по цеху. В зале суда был аншлаг — все, кто не поместился в небольшое помещение, были вынуждены слушать происходящее из коридора.
Барлеву поддержал Сиразиев: «У меня тоже создалось впечатление, что вы нас уже заочно осудили, без рассмотрения [дела]»
Но до старта не дошло. Сначала суд установил личности подсудимых, а затем Барлева заявила отвод судье. «Уже на стадии предварительного слушания председательствующий продемонстрировала предвзятость и готовность создать необоснованные преимущества стороне обвинения, что является нарушением беспристрастности суда», — заявила она и попросила вернуть дело в прокуратуру, поскольку обнаружила, что там не указаны место и способ совершения преступления, однако суд отказался это делать, а значит, оказал «содействие обвинению». Барлева указала и на другие, по ее мнению, нарушения, и ее поддержал Сиразиев. «У меня тоже создалось впечатление, что вы нас уже заочно осудили, без рассмотрения [дела]», — сказал он.
Его адвокат Талия Чернова указала еще на одно нарушение, из-за которого, по ее мнению, суд должен взять отвод. По словам защитника, еще до начала процесса Барлевой и Сиразиеву пришли сообщения о необходимости прийти в суд, в которых их называли «подсудимыми». «На предварительном слушании участники никак не могут быть подсудимыми! Они обвиняемые. Здесь уже, на данном этапе, мы видим предвзятое отношение уважаемого суда», — сказала Чернова.
Судья удалилась в совещательную комнату, где провела около часа, после чего сообщила, что в отводе она отказывает.
Адвокат Лапинский дело назвал «странным». «Не только само обвинение странное — впервые такое обвинение [встречаю], но еще и странно то, что расследовала это дело та же самая следственная бригада, которая расследовала дело Закиева»
«Это месть за защиту»
«Нас обвиняют в давлении на присяжных, но мы с ними не встречались. Кроме того, при вынесении вердикта они сказали, что давление на них не оказывалось. Свидетели — мы их персональных дел не раскрыли», — рассказывал Сиразиев нашему корреспонденту в ожидании решения судьи. К слову, эти свидетели в деле Сиразиева и Барлевой значатся потерпевшими. Один из них, Адель Сабиров, даже пришел в суд, однако до его допроса дело также не дошло.
Версия Сиразиева такова: он выявил в уголовном деле Закиева «лжесвидетеля», о чем снял фильм-расследование и отправил прокурору Татарстана. Однако до него запись не дошла — ее кто-то «перехватил» и направил следствию, считает журналист. «Получилось так, что мы раскрыли преступление, где человека оговаривают, и лжесвидетелей. Нам должны были как минимум благодарность объявить. Следствие считает, что Инна Галиевна [Барлева] нам предоставила эти документы — хотя она имеет на это право», — рассказал Сиразиев. По его словам, фильм, который он снял, сейчас недоступен, хотя до этого он выкладывал его в открытом доступе. Свою вину он не признает и намерен добиваться оправдания.
Как и Барлева. «Мне вменяют исключительно законные действия, но следователь сдобрил это все преступными намерениями, — сказала она после процесса. — Дело в том, что все сведения, которые вменяются мне как разглашение, ранее были оглашены на открытых судебных заседаниях в присутствии прессы и иных лиц».
Ее адвокат Лапинский дело назвал «странным». «Не только само обвинение странное — впервые такое обвинение [встречаю], но еще и странно то, что расследовала это дело та же самая следственная бригада, которая расследовала дело Закиева. Отсюда просматривается прямая связь и прямая месть тех следователей, которые [расследовали дело] Закиева, Инне Барлевой, которая защищала Закиева. Из-за этого мы, как Федеральная палата, решили вмешаться в это дело, потому что это месть, по нашему мнению, за защиту», — заявил он журналистам.
Барлева и до процесса, и после была окружена вниманием своих коллег. «Адвокатскому братству — крепнуть!» — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» адвокат Ильдус Садыков, в числе многих пришедший поддержать Барлеву. «Я считаю, что адвокатов за их защитительную функцию гнать нельзя. В данном случае Барлева гонимая, согласно тому делу, которое рассматривается сегодня в Вахитовском суде, я рассматриваю это не иначе как гонение на адвокатов. Нельзя допускать этого и нельзя допускать прецедента по подобному делу. Мы, адвокаты, независимое профессиональное сообщество, мы не подчиняемся государственным структурам, у нас своя организованная деятельность на принципах самоуправления. В этой связи мы, адвокаты, должны проявить солидарность в этом вопросе, единение», — заявил Садыков под одобрительные кивания коллег.
Оглашение обвинительного заключения по делу назначили на 5 ноября.
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.