Как отметил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, в первом полугодии неэнергетический экспорт обеспечил более 12% ВВП, а доля национальной валюты в расчетах за товары и услуги уже превысила 50% Как отметил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, в первом полугодии неэнергетический экспорт обеспечил более 12% ВВП, а доля национальной валюты в расчетах за товары и услуги уже превысила 50% Фото: © Кристина Кормилицына, РИА «Новости»

Недружественные страны продолжают закупать российские товары, а Россия меняет направления экспорта

«Россия — миру. Укрепляя доверие, развивая глобальные связи» — с таким названием накануне прошло пленарное заседание международного экспортного форума «Сделано в России». Так что же Россия может дать миру, кроме пресловутых нефти и газа? В ходе дискуссии выяснилось, что очень многое. Причем даже в непростых геополитических условиях. Тем более одна из национальных целей к 2030 году — динамичное наращивание объемов поставок отечественной продукции за рубеж. А для этого утвержден нацпроект «Международная кооперация и экспорт», который ориентирован на увеличение несырьевого неэнергетического экспорта на 2/3 и агарного минимум в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом.

И успехи уже есть. Как отметил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, в первом полугодии неэнергетический экспорт обеспечил более 12% ВВП, а доля национальной валюты в расчетах за товары и услуги уже превысила 50%. «Важно, что в условиях продолжающихся санкционных ограничений в отношении нашей страны спрос на продукцию, сделанную в России, сохраняется», — с радостью подчеркнул глава правительства РФ. Теперь приходится переориентировать поставки на «более перспективные рынки» Евразийского экономического союза, СНГ, стран БРИКС, ШОС, а также государств Азии, Африки и Латинской Америки. По словам Мишустина, экспорт по этим направлениям неуклонно растет все последние годы: если в 2021-м он составлял лишь 44% в общем объеме, то по итогам 2024-го превысил 85%. «И в текущем году такая тенденция продолжается», — добавил премьер-министр.

Однако интерес к российской продукции есть не только у новых партнеров, но остается и у недружественных стран, которые закупают энергоносители, удобрения, ядерное топливо, металлы, рыбу, морепродукты и прочее. По словам Мишустина, соответствующая категория покупателей за первые полгода потратила на эти цели более $25,5 миллиарда. Как говорится, война войной, а торговля все равно продолжается.

Интерес к российской продукции есть не только у новых партнеров, но остается и у недружественных стран, которые закупают энергоносители, удобрения, ядерное топливо, металлы, рыбу, морепродукты и прочее Интерес к российской продукции есть не только у новых партнеров, но остается и у недружественных стран, которые закупают энергоносители, удобрения, ядерное топливо, металлы, рыбу, морепродукты и прочее Фото: © Кирилл Зыков, РИА «Новости»

Но и этого мало, поскольку цель — увеличивать российское присутствие на международных рынках. «У нас здесь, как всегда, свой русский, российский путь — уникальный, своеобразный? Или, извините за выражение, мы можем просто передрать успешные формулы у каких-либо стран, которые давно завоевали глобальные рынки?» — обратился модератор, гендиректор ТАСС Андрей Кондрашов к вице-премьеру РФ Денису Мантурову. Тот ответил, что не грех и позаимствовать традиционные формы поддержки экспорта, такие как финансовые, логистические, тарифные, организационные. «Тут и передрать нечего, это формула, которая всем известна. Мы ее используем», — признался вице-премьер. Разница, по его словам, лишь в том, что Россия «под прессингом санкций», но, даже несмотря на это, ограничений по поставкам продукции нет — пути всегда найдутся.

Пока же приходится «сдвигаться с Запада на Восток и глобальный Юг». Однако, уверен Мантуров, нужно соблюдать баланс — не только поставлять отечественную продукцию в другие страны, но и самим участвовать там в создании хабов и площадок для размещения своих производств, дистрибуции своих товаров в третьи страны. Уже есть примеры создания индустриальных парков, например, в Египте, Узбекистане, где запущены производства российских компаний. А недавно президент России Владимир Путин в ходе визита в Таджикистан договорился о создании индустриальной зоны на базе одного из бывших советских предприятий.

Кроме того, по словам Мантурова, успешно развиваются российские электронные площадки, такие как Wildberries, Ozon и «Яндекс», которые могут доставлять российскую продукцию на зарубежные рынки. Таким образом уже охвачены Казахстан, Армения, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и даже Грузия. География дальше будет только расширяться.

Гендиректор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина отметила, что в 2024 году каждый пятый экспортируемый в мире полувагон — из России, а доля страны с 2020-го по 2024-й удвоилась: каждый 10-й пассажирский вагон также из России Гендиректор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина отметила, что в 2024 году каждый пятый экспортируемый в мире полувагон — из России, а доля страны с 2020-го по 2024-й удвоилась: каждый 10-й пассажирский вагон также из России Фото: © Кристина Кормилицына, РИА «Новости»

Экспорт опыта как части культурного кода России

Но примеры успешного экспорта неэнергетической российской продукции есть уже сейчас. Так, гендиректор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина отметила, что в 2024 году каждый пятый экспортируемый в мире полувагон — из России, а доля страны с 2020-го по 2024-го удвоилась: каждый 10-й пассажирский вагон также из России.

Гендиректор АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) Кирилл Липа удивил. По его словам, компания экспортирует не готовую продукцию или комплектующие, а свой опыт, причем опыт не успеха, а ошибок, которые компания совершила в своем развитии. «Самое ценное, что мы можем привнести, — скорость индустриального развития нашего заказчика. То, на что наша компания потратила десятилетия, наш заказчик хочет получить быстро и за те деньги, которые были определены в результате международных торгов», — пояснил Липа. По мнению главы ТМХ, несырьевой экспорт — это прежде всего именно опыт, а это уже «явление культурное» — культурный код России и дух первооткрывателей.

«Странам скорее нужны не удобрения, а обеспечить свою продовольственную безопасность. Значит, нужны семена, технологии обеспечения плодородия почв. Странам нужны не атомные блоки, им надо обеспечить и доставить электроэнергию своим потребителям», — продолжил дискуссию министр экономического развития РФ Максим Решетников. Он уверен, что Россия — «комфортный партнер», у которого большой спектр готовых технологий и решений под ключ, а это важнее, чем простая поставка продукции или сырья.

Примером того, как маленький региональный стартап стал экспортировать свои решения в более чем 45 стран, оказалась компания Promobot, чьи 1,5 тыс. роботов работают на всех континентах, кроме Антарктиды. Ее гендиректор Максим Чугунов честно признался, что вырастил свой бизнес из пяти человек, которые работали в гараже. «Для этого нужна страсть, вовлечение всех членов команды. Это не просто желание создать свой бизнес, это желание изменить мир, сделать его более комфортным, создать новую отрасль роботостроения. Наличие страсти — это один компонент. Второй компонент, на мой взгляд, поддержка», — рассказал он. По словам Чугунова, компания зародилась в Перми, там и планирует оставаться, хотя регулярно есть предложения релоцироваться в другой город или страну.

Сейчас Promobot в рамках научно-технологической коалиции работает над созданием антропоморфного робота, который, уверен Чугунов, в будущем станет частью жизни, как сейчас автомобиль и мобильный телефон.

Татьяна Ким рассказала, что в этом году проехала по регионам России и увидела, что в стране много товаров, которые могут успешно конкурировать даже за рубежом Татьяна Ким рассказала, что в этом году проехала по регионам России и увидела, что в стране много товаров, которые могут успешно конкурировать даже за рубежом Фото: «БИЗНЕС Online»

«Надо еще вкладываться в развитие собственного бренда»

Основатель Wildberries Татьяна Ким своим выступлением подтверждала, что маркетплейсы, как выразился Решетников, «мощная экспортная технология». Уже сейчас платформа работает не только в странах ЕАЭС и СНГ, в этом и следующем году планирует развиваться на Востоке и глобальном Юге.

«Как предпринимателю стать успешным на вашей площадке?» — спросила Никешина. Ким ответила, что «ничего делать не нужно». «Просто надо выйти на площадку Wildberries, автоматически продавец или производитель получает доступ ко всем платформам во всех странах, где мы работаем», — сказала она. По словам Ким, лидеры на российском рынке также становятся первыми в других странах. Например, производители из Ивановской области — региона, который производит и продает через маркетплейс в 10 раз больше, чем сам потребляет. Кроме того, в лидерах косметика Mixit, также наращивают обороты издательства «Эксмо» и «АСТ».

«Мы понимаем, что мало использовать нашу площадку как канал бесшовного опыта для продаж, надо еще вкладываться в развитие собственного бренда», — посоветовала Ким. По ее словам, в прошлом году вместе с АСИ запустили проект «Платформа роста», к которому подключились 800 брендов. В 2026-м Wildberries планирует подключить новые механизмы, чтобы из брендов, которые прошли первые четыре этапа, растить национальных чемпионов и делать из них международные бренды.

Также Ким рассказала, что в этом году проехала по регионам России и увидела, что в стране много товаров, которые могут успешно конкурировать даже за рубежом. Но им «не хватает какого-то толчка», поэтому Wildberries планирует развивать в регионах промпарки. «Речь идет не только о более глубокой локализации и более глубокой переработке сырья, из которого можем производить товары, создавая центр добавочной стоимости в нашей стране. В том числе нужно создавать центры креативной экономики. Бывает так, что некоторые товары нелогично производить внутри нашей страны, но все равно наши технологии и сам бренд остаются в стране, центр прибыли тоже остается внутри нашей страны», — рассказала Ким. Отметим, что еще в марте 2024 года основатель Wildberries лично представляла Рустаму Минниханову проект «Якты юл» («Светлый путь») — огромного кластера, где будут локализованы наиболее востребованные товары.

Что касается успеха Wildberries в других странах, то Ким считает, что это благодаря тому, что с этими государствами есть общее историческое прошлое и культурный код.

Председатель совета директоров компании «Логика молока» (бывший «Данон») Руслан Алисултанов хвастался, что каждый 10-й йогурт, который экспортируется из России, произведен именно ими Председатель совета директоров компании «Логика молока» (бывший «Данон») Руслан Алисултанов хвастался, что каждый 10-й йогурт, который экспортируется из России, произведен именно ими Фото: ru.freepik.com

«Молоко — это не просто продукт, а часть нашей культуры, нашего отношения к жизни»

О том, как российские бренды будут «расталкивать» западные, рассуждал министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов. По его словам, одна из целей нацпроекта — расширение номенклатуры товаров, которые будут выходить на экспорт. Для этого работает брендирование «Сделано в России». «У нас есть большое количество продуктов — как в агросекторе высокого передела, так и в промышленности: парфюмерия, косметическая продукция, шины и многое другое, которые как раз используют этот бренд. Здесь мы исходим из того, что „Сделано в России“ ставится на качественную продукцию, которая соответствует самым строгим требованиям как внутри России, Евразийского экономического союза, так и самым строгим международным требованиям по качеству», — подчеркнул министр.

Чтобы развивать российские бренды, по словам Алиханова, на маркетплейсах создают электронную «российскую полку», а также проводят ярмарки и фестивали в разных странах. «Более 2 миллионов посетителей этих выставок смогли ознакомиться с брендом „Сделано в России“», — добавил министр. Чтобы дальше развивать программу, на следующие три года в бюджете заложили 3,7 млрд рублей.

Председатель совета директоров компании «Логика молока» (бывший «Данон») Руслан Алисултанов хвастался, что каждый 10-й йогурт, который экспортируется из России, произведен именно ими. «Молоко — это не просто продукт, а часть нашей культуры, нашего отношения к жизни. Мы делаем и создаем с душой», — добавил он.

По словам Алисултанова, несмотря на иностранное «прошлое» компания не копирует, а «создает по-своему». «Думали, что от компании „Данон“ получили протоптанные пути экспорта, но на самом деле все эти возможности пришлось выстраивать с нуля, а на экспортных рынках конкурировать с тем же „Даноном“», — признался он. Алисултанов подчеркнул, что часто важно продавать «не килограммы и литры, а историю, настроение, доверие».

Основное экспортное направление «Логики молока» — страны СНГ, где всем знаком кот Матроскин. На новых рынках — в Китае и на Ближнем Востоке — этот персонаж уже не вызывает таких ассоциаций. «В Китае нас знают как натуральную, качественную, безопасную продукцию. Там нас ассоциируют с премиальным сегментом. Наше „Простоквашино“ уже получило народное название „молоко с котом“», — рассказал Алисултанов.

Константин Эрнст напомнил, что даже СССР в свои лучшие времена за счет балета, музыки и литературы активно промоутировал свой образ и это было эффективно Константин Эрнст напомнил, что даже СССР в свои лучшие времена за счет балета, музыки и литературы активно промоутировал свой образ и это было эффективно Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press / www.globallookpress.com

«Экспорт выставочного образца «Орешника» произвел очень правильное впечатление»

Гендиректор Первого канала Константин Эрнст предпочел говорить о необходимости экспорта образа России, поскольку культура — это не только опера и балет. «Образ для страны — важнейшая составляющая. Родина современного Запада — Великобритания — в XVIII веке имела население менее 8 миллионов человек, имела колонии в Северной и Южной Америке, Африке, Азии и Австралии. Это было во многом благодаря культуре, причем в широком понимании», — отметил он.

Именно образ, считает Эрнст, формирует историю. «Что вывело США из великой депрессии, помимо вступления во Вторую мировую войну? Создание Голливуда. Голливуд в значительной степени позволил Америке занять лидирующие позиции в XX веке, потому что он предлагал образ этой страны как страны мечты», — объяснил глава Первого канала.

А Россия, по его мнению, тут недорабатывает по своему образу. Возможно, это следствие воспитания и ментальности. «С детства говорят, что неудобно хвалиться, выпячиваться. Думаю, для нас это негативная вещь. Надо забыть эти родительские наставления», — посоветовал Эрнст.

Тем более на протяжении всех времен Россию пытались дискредитировать, особенно та самая столица Запада. Эрнст указал, что большинство уверено, что картина, где Иван Грозный убивает своего сына, — это правда, но доказательств этому нет. «Впервые эта информация появилась в английских источниках», — добавил он. Или, например, Павел I, у которого образ дурака и солдафона. «На самом деле это был тонкий, понимающий политические проблемы человек, который был не согласен со своей великой матерью и шел на альянс с Францией, который в данном случае России был более выгоден. В его убийстве принимало участие английское посольство», — рассказал Эрнст.

Так что, дискредитируя образ страны, уверен глава Первого канала, конкуренты понижают экспортный потенциал всего — культуры, товаров и, главное, образа. Поэтому он призвал Россию не стесняться. Хорошим примером было открытие Олимпиады в Сочи в 2014 году, а недавний опыт — возрождение «Интервидения», который тоже будет работать на образ страны.

«Драматичные события последних лет тоже имеют имиджевую составляющую. Сколько мы слышали о совершенстве западных систем Patriot, Abrams и других? Но выяснилось, что все преодолимо. А экспорт выставочного образца „Орешника“ произвел очень правильное впечатление и создал образ у тех, кто сомневался, очень нужный. У кого хорошие ракеты — у того хорошие конфеты», — говорил Эрнст под громкие одобрительные аплодисменты зала. И даже лучшим истребителем в мире, по его словам, является именно Су-57, и это тоже «мощнейший акт образа страны», который за собой тянет все остальное.

Глава Первого канала напомнил, что даже СССР в свои лучшие времена за счет балета, музыки и литературы активно промоутировал свой образ и это было эффективно. «Нам надо перестать стесняться!» — снова призывал он.

— Это Голливуд нарисовал ту Америку во времена депрессии, к образу которой сама Америка потом тянулась. Вы за какой инструмент покорения внешнего мира — силу или любовь? — спросил Кондрашов.

— Я за совмещение, — ответил Эрнст. — Нам сначала надо проговорить для себя свой образ, а потом экспортировать для всего мира.

Глава Первого канала сожалел, что Россия потеряла поколение миллениалов, поскольку тогда государство трансформировалось и у него не было ни времени, ни возможности, чтобы посвящать его молодежи. «Нам надо сейчас для нового поколения, которое еще учится в школах, которое вступает в жизнь, сформулировать наши главные установки, наш образ для себя. Когда мы точно поймем свой образ, мы его сможем объяснить всему миру», — уверен Эрнст.