Главу комитета Леонида Якунина интересовало, планирует ли министерство экономики РТ наращивать объемы поддержки бизнеса Главу комитета Леонида Якунина интересовало, планирует ли министерство экономики РТ наращивать объемы поддержки бизнеса Фото: gossov.tatarstan.ru

«Задача — однозначно не снижать объемы федеральной поддержки, которые получает республика»

Госсовет РТ сегодня закончил предварительное обсуждение главного финансового документа республики — проекта бюджета на 2026 год и прогноза социально-экономического развития. Сначала бюджет рассмотрели на заседаниях комитетов, а в конце прошлой недели прошли парламентские слушания. Во вторник «контрольные» слушания провел профильный комитет ГС РТ по бюджету, налогам и финансам.

Заседание комитета открыли доклады минэкономики и минфина. Если коротко, бюджет республики в будущем году пополнится почти на полтриллиона рублей (498,2 млрд рублей), расходы достигнут 512 млрд рублей, дефицит составит 13,8 млрд рублей. Подробнее о бюджете на следующий год мы подробно рассказывали ранее. Так что для депутатов эта информация скорее была повторением пройденного материала. И все же вопросы остались.

«На бюджет влияет цена на нефть, прибыль сильно сократилась»: какой будет казна Татарстана на 2026 год?

Главу комитета Леонида Якунина, например, интересовало, планирует ли минэкономики РТ наращивать объемы поддержки бизнеса. Тем более что условия работы меняются не в лучшую для бизнеса сторону из-за налоговых нововведений (в частности, повышается ставка НДС на 2% и снижается порог по УСН с 60 млн до 10 млн рублей). «Задача — однозначно не снижать те объемы финансовой федеральной поддержки [которые получает республика], — осторожно ответил первый заместитель министра экономики Олег Пелевин. — Поэтому максимально по всем мерам поддержки, в том числе предусмотренным в рамках нацпроектов, по всем программам будем заявляться».

А вот о республиканских же мерах поддержки МСБ, которые в прошлую пятницу анонсировал на парламентских слушаниях вице-премьер РТ – министр экономического развития РТ Мидхат Шагиахметов, не было сказано ни слова. Минэкономики РТ начало формировать республиканские меры помощи, чтобы «оказать максимальное содействие <...> предпринимателям», доложил Шагиахметов на днях.

Впрочем, даже существующими мерами поддержки малый и средний бизнес пользоваться не спешит, сокрушался Якунин. «Почему? Мы мало о них говорим? Или боятся, что какие-то деньги придут, и потом проверками замучают?» — спросил он.

Главная проблема не в информировании, заверил Пелевин — здесь ведется индивидуальная работа с каждым предпринимателем. «Сейчас в основном все меры поддержки — возвратные. Если вспомните, в 2020 году, в период ковида в основном были средства безвозвратные, то есть средства раздавались. И мы в рамках работы оперативного штаба тоже находили предпринимателей, информировали, доводили до каждого индивидуально. Сейчас ситуация примерно аналогичная, но учитывая, что средства возвратные, надо понимать и рассчитывать свои силы», — объяснил представитель минэкономики РТ.

Мидхат Шагиахметов: «Надо сохранить предпринимателей, чтобы они работали!»

«Насколько реально совпадают ваши прогнозы с самочувствием бизнеса?» — обратился к Пелевину Марат Ахметов. Проще говоря, волновало вице-спикера ГС РТ, удастся ли реализовать намеченное, справятся ли предприниматели.

Данные минэкономразвития основаны на прогнозах предприятий, успокоил замминистра. Консультации с бизнесом идут с апреля, и после первичного прогноза данные обновляются еще несколько раз. Так что Госсовету РТ представляют уже уточненный прогноз. «При этом мы понимаем, что тот прогноз, на основании которого сформирован бюджет, для всех органов власти является фактически задачей, которую мы должны обеспечить. Если у какого-то предприятия вдруг возникают сложности, наша задача — максимально оперативно принять соответствующие меры реагирования», — добавил Пелевин.

Согласно прогнозу, в следующем году в Татарстане производительность труда вырастет на 2,2% при общероссийском росте 0,9%, заметил генеральный директор ПАО «Казаньоргсинтез» и АО «СИБУР-РТ», депутат Госсовета РТ Айрат Сафин. «За счет каких инструментов планируется этот показатель сделать в 2 раза выше, чем общероссийский?» — казалось, удивился парламентарий.

Оказалось, что сокращение числа работников и оптимизация труда, наращивание использования роботов здесь сработает только отчасти. Дело скорее в статистике. «Рост производительности труда в первую очередь основан на росте добавленной стоимости. Т. е. это добавленная стоимость, рост экономики [в соотношении] на [число] занятых. У нас в принципе рост экономики, рост валового регионального продукта прогнозируется чуть повыше, чем в целом по Российской Федерации», — объяснил Пелевин.

«Согласно докладу, очень высокая социальная нагрузка на бюджет. 85 процентов расходов на соцзадачи. Тем более динамика такая, что каждый год нагрузка на 1 процент растет. Учитывая практику работы прошлых лет, какие резервы для оптимизации затрат видит Счетная палата?» — поинтересовался Ахметов «Согласно докладу, очень высокая социальная нагрузка на бюджет. 85 процентов расходов на соцзадачи. Тем более динамика такая, что каждый год нагрузка на 1 процент растет. Учитывая практику работы прошлых лет, какие резервы для оптимизации затрат видит Счетная палата?» — поинтересовался Ахметов Фото: gossov.tatarstan.ru

«Дефицит — это для того, чтобы не подумали, что у минфина очень много денег!»

89,6% от всех расходов в 2026 году (458,9 млрд рублей) пойдет на реализацию 30 госпрограмм, уточнил в своем докладе зампред Счетной палаты РТ Альберт Валеев. Якунин спросил, как меняется доля Татарстана в финансировании нацпроектов. Ответ был неутешительным.

По данным минэкономики РТ, каждый год объем софинансирования со стороны федерального бюджета снижается почти на 6%. В этом году федеральный центр взял на себя 79% всех расходов по нацпроектам в Татарстане, в следующем году его доля снизится до 73%, а в 2027-м будет равняться 67%. Другими словами, республика даст больше в общий «котел», а федеральный центр — меньше.

Что по цифрам? Пока планируется, что в 2026-м Татарстан получит из федерального центра по 11 нацпроектам 22,6 млрд рублей, а сам «доложит» 16,4 миллиарда. Всего 39 млрд рублей. Для сравнения: в 2025-м траты по нацпроектам были выше — 44,1 млрд рублей (24,1 млрд рублей федеральные, 20,0 млрд рублей республиканские). В 2024-м общие расходы по нацпроектам составили 46,9 млрд рублей (29,5 млрд рублей федеральные, 17,4 млрд рублей республиканские).

Отдельно интересовало Якунина и 10-процентное повышение акцизов на пиво. «К первому чтению акцизы не учтены, будут готовы ко второму чтению», — отметил министр финансов РТ Марат Файзрахманов. Предупреждая следующий вопрос, он подчеркнул, что запланированное повышение увеличит поступления в бюджет на 3,7 млрд рублей в следующем году. К 2027-му эта цифра вырастет до 4,1 млрд рублей, а к 2028 году — до 5,8 миллиарда.

«Согласно докладу, очень высокая социальная нагрузка на бюджет. 85 процентов расходов на соцзадачи. Тем более динамика такая, что каждый год нагрузка на 1 процент растет. Учитывая практику работу прошлых лет, какие резервы для оптимизации затрат видит Счетная палата?» — поинтересовался Ахметов, с сожалением добавив, что ресурсов на развитие остается все меньше. Ответ Валеева был лаконичным и логичным: чтобы не искать, где оптимизировать, надо увеличивать доходную часть.

В завершение обсуждения зампред Госсовета РТ попросил бизнес и правительство республики «сильно потрудиться», чтобы выполнить поставленные задачи. «Мы очень быстро привыкаем к цифрам: 600 миллиардов — бюджет республики! Да, это отражение экономики, но все надо смотреть в сопоставлении. Очень напряженная у нас экономика, дай бог сохранять и обеспечивать то развитие, которое закладывает минэкономики. У соседей нет таких результатов, хотя когда-то их потенциал был выше», — подчеркнул Ахметов.

Нашлось на рассмотрении серьезного вопроса и место для юмора. «Дефицит — это для того, чтобы не подумали, что у минфина [России] очень много денег!» — пошутил Ахметов.

88,2 млрд из бюджета фонда в 2026 году планируется потратить на помощь по программе ОМС, 2 млрд рублей — на оказание медпомощи татарстанцам за пределами республики 88,2 млрд из бюджета фонда в 2026 году планируется потратить на помощь по программе ОМС, 2 млрд рублей — на оказание медпомощи татарстанцам за пределами республики Фото: «БИЗНЕС Online»

«Пока не будет софинансирования ОМС со стороны населения, такой заинтересованности в сохранении своего здоровья не будет»

В отличие от бюджета республики, бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) РТ на все три года планируется бездефицитным. Так, в 2026-м доходы и расходы фонда прогнозируются на уровне 100,1 млрд рублей, в 2027-м — 107 млрд и в 2028-м — 111,8 млрд рублей, сообщила директор фонда Алсу Мифтахова. Субвенция из бюджета федерального фонда ОМС в следующем году прогнозируется в объеме 87 млрд рублей (плюс 6,3 млрд к 2025-му), из бюджета республики поступит 11,9 млрд рублей (без учета средств на высокотехнологичную медпомощь и скорую помощь с применением санавиации).

88,2 млрд из бюджета фонда в 2026 году планируется потратить на помощь по программе ОМС, 2 млрд рублей — на оказание медпомощи татарстанцам за пределами республики. На реализацию мероприятий, не входящих в программу ОМС и финансируемых из республиканского бюджета, направят 11,9 млрд рублей, завершила отчет глава территориального фонда ОМС.

Отпускать Мифтахову депутаты тоже не спешили. Вырастет ли объем отчислений из бюджета РТ в фонд ОМС на неработающее население, поинтересовался Фадбир Сафин. Сумма отчислений меняется в зависимости от коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, без конкретики ответила гостья.

Но Якунин продолжил тему и вспомнил обсуждение федерального бюджета в Совете Федерации, где Валентина Матвиенко предложила ввести взнос за ОМС для безработных — порядка 45 тыс. рублей в год. «Ставился очень жестко вопрос о неработающем населении, поскольку бюджеты всех регионов отчисляют значительные средства, — подчеркнул депутат. — Эта тенденция, которая в законодательный акт выйдет в будущем. Поэтому мы должны это тоже учитывать».

«Плач Ярославны не нужен!»: как Силуанов и Матвиенко показали новые бюджет и налоги

«Что нужно делать, чтобы население стало более ответственным за свое здоровье?» — подхватил Ахметов. «Пока не будет, наверное, софинансирования со стороны населения, ответственности, такой заинтересованности в сохранении своего здоровья, в своевременном прохождении профилактических мероприятий не будет», — предположила Мифтахова. Сейчас диспансеризацией охвачено около 70% татарстанцев.

В конце октября парламент республики рассмотрит бюджет на сессии в первом чтении.

С последствиями травм, полученных в ходе СВО, обратились 3,4 тыс. ветеранов боевых действий С последствиями травм, полученных в ходе СВО, обратились 3,4 тыс. ветеранов боевых действий Фото: «БИЗНЕС Online»

Медицинская реабилитация участников СВО: увеличение материальной базы не планируется, но помощь получат все

Отдельным вопросом вынесли помощь участникам СВО и их семьям рамках ОМС. Участники спецоперации могут обратиться в том числе в военный госпиталь минобороны в Казани, РКБ, горбольницу №7, казанский и набережночелнинский госпитали для ветеранов войн, отчитался заместитель министра здравоохранения РТ Ильдар Фатихов. На базе госпиталей для ветеранов войн созданы круглосуточные кол-центры, куда идут звонки от бойцов и членов их семей.

С конца декабря 2022-го по 15 октября 2025-го в Татарстане более 22,3 тыс. участников СВО получили медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях. С травмами, полученными в ходе боевых действий, обратились 3,4 тыс. бойцов, инвалидность установили более чем тысяче. Кроме того, медицинскую реабилитацию прошли более 5,2 тыс. участников СВО и членов их семей.

Отдельное внимание уделяется психологической медицинской помощи, отметил Фатихов. Работает круглосуточная служба с телефоном доверия. На базе 83-х кабинетов медико-психологического консультирования, а также психологами «Защитники отечества» с июня 2023 по 15 октября текущего года проведено более 4,7 тыс. консультаций для бойцов и их семей.

Кроме того, дополнительно к диспансеризации в республике проводится расширенное медицинское обследование ветеранов боевых действий. Сейчас такой осмотр прошли 1,7 тыс. человек. Более 5 тыс. ветеранов боевых действий и членов их семей прошли медицинскую реабилитацию.

С начала года медпомощь за счет средств ОМС получили почти 2 тыс. ветеранов боевых действий, расходы составили 53,4 млн рублей, отметила Мифтахова. Она заметила, что республика измеряет удовлетворенность медпомощью. Из 593 опрошенных 89% оказались довольны полученными услугами. «Но стоит отметить, что все-таки есть единичные случаи, когда ветераны СВО остались не удовлетворены сроками записи на прием к врачам, разъяснениями врачей по диагнозам и плану лечения, сроком ожидания и проведения реабилитации и обеспечением лекарственными препаратами», — заметила спикер.

Обращения в минздрав РТ по поводу неудовлетворительного оказания услуг — это единичные случаи, подчеркнул Фатихов, но точных цифр назвать не смог. Он заверил, что такие случаи рассматриваются «в приоритетном порядке руководителем на местах».

Ахметова интересовало, прорабатывается ли вопрос материальной базы и кадрового состава с учетом того, что в перспективе ожидается возвращение большего числа бойцов. Помощь оказывает 21 учреждение, и пока этого достаточно, отметил Фатихов. Определенный дефицит кадров он признал, но заверил, что все нуждающиеся получат помощь в необходимом объеме.