«В бизнесе как в природе: выживает не самый сильный и самый крупный, а тот, кто быстрее может приспособиться к изменившимся условиям», — говорит председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев. На интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» крупнейший автодилер Татарстана рассказал о цифрах падения продаж машин в стране, влиянии на рынок увеличения утильсбора и будущего повышения налогов, а также принципах, на которые нужно ориентироваться при покупке транспортного средства.
Вячеслав Зубарев: «Продажи машин будут определяться состоянием покупательского спроса населения. Важно, чтобы у клиента были деньги или возможности взять кредит. И стоимость автомобиля играет роль, конечно. Чем выше налоговая нагрузка или скрытые сборы, тем выше стоимость автомобилей»
«Будут сокращаться и уходить всякого рода скидки и дотации»
— Вячеслав Викторович, какая ситуация на автомобильном рынке России и Татарстана за 9 месяцев 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024-го? И каков ваш прогноз по итогам года?
— Ситуация на автомобильном рынке коренным образом изменилась год назад: до октября был дефицитный рынок, а с октября-ноября — перенасыщенный. Это было связано с тем, что наладились каналы поставок, плюс к этому утильсбор начали поднимать, и китайские компании постарались до его повышения завезти как можно больше автомобилей. В Китае ведь перепроизводство машин, там склады забиты, и они по старым правилам, без нового утильсбора, сделали под Новый год завоз. По-моему, более 600 тысяч стояло на складах. И одновременно стал падать спрос. В результате с конца прошлого года и практически все первое полугодие этого года был жесткий кризис, наступили убыточные времена для дилерских сетей.
Зубарев Вячеслав Викторович родился 25 ноября 1959 года в городе Златоусте Челябинской области. Окончил Челябинский политехнический институт по специальности «автомобили и тракторы».
1981–1983 — мастер на заводе двигателей ПО «КАМАЗ».
1983–1989 — начальник цеха ПО «КАМАЗ».
1989–1991 — начальник производственного комплекса ПО «КАМАЗ».
1991–1993 — начальник отдела маркетинга завода двигателей ПО «КАМАЗ».
1993–2008 — генеральный директор ООО «ПФ „ТрансТехСервис“».
С 2008 года — председатель совета директоров ООО «УК „ТрансТехСервис“».
2020–2023 — президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).
Сейчас ситуация несколько стабилизировалась. Я не обладаю точными данными, сколько сегодня нереализованных машин на складах. Думаю, такими данными никто не обладает. Но вроде бы эта ситуация сильно улучшилась.
— Эксперты говорят, что количество машин на складах сократилось до 300 тысяч.
— По моей оценке, более чем в 2 раза сократилось. То есть складское давление снизилось. Это говорит о том, что дальше будут сокращаться и уходить всякого рода скидки и дотации. Казалось бы, убытки, но при этом дают скидки. А это чтобы избежать еще больших убытков. Механика простая: при текущих ставках хранение каждой машины на складе добавляет примерно 2 процента расходов на оборотный капитал ежемесячно. И выбирали продать сегодня, чтобы эти 2 процента в месяц на них не наслаивались. Для высвобождения ресурсов начинают продавать в убыток.
«Утильсбор начали поднимать, и китайские компании постарались до его повышения завезти как можно больше автомобилей»
— В ТТС складские запасы тоже большие?
— Мы их привели в соответствие еще почти полгода назад. У нас были четыре месяца затоварки складов. Но дальше жесткими мерами боролись за повышение эффективности и за первый квартал – начало второго в 2025-м привели свои склады в оптимальное состояние. Думаю, в нашей компании одно из лучших положений по части складских запасов.
— Как изменилась покупательская активность в связи с грядущим увеличением утильсбора?
— Это в основном касается автомобилей, которые ввозятся по параллельному импорту. Там действительно очень серьезное оживление и рост спроса, потому что цены на автомобили изменятся быстро и сильно, особенно на машины большой мощности. Но этот сегмент — не более 5 процентов автомобильного рынка. В остальном старый складской запас будет опустошаться, а на новые автомобили станут повышать цены.
— Как с увеличением утильсбора изменится импорт, насколько он упадет?
— Ну был Chery — стал Tenet. По большому счету для нас ничего не изменилось. Был импортный автомобиль — стал отечественного производства. Большинство компаний сегодня активно идут в локализацию, но надо понимать, что по-настоящему глубокая локализация рентабельна тогда, когда есть большой рынок. Когда рынок такой, как в России, заводы будут загружены на малую мощность. Но минпромторг РФ делает очень серьезные шаги по стимулированию производства, и это дает свои результаты. Однако для потребителей мало что изменится, просто один логотип сменится другим.
— А если брать европейские марки?
— Европейские марки никто официально не привозит сейчас. Да, количество тех автомобилей, которые можно заместить китайскими, упадет. Однозначно, когда растет цена опережающими темпами, спрос падает. По-другому быть не может. Но чем дороже сегмент, тем клиент менее чувствителен к повышению цены. К примеру, платил он 20 миллионов рублей за автомобиль, ну заплатит 25. Такие автомобили покупаются не на последние скопленные деньги, я думаю. Но я знаю, что многие рассуждают так: ну это совсем много, поэтому поезжу пока на старой. То есть будет увеличение срока владения автомобилем и снижение продаж.
— По России какое падение продаж за 9 месяцев текущего года в процентах и штуках?
— Продажи новых легковых автомобилей по итогам 9 месяцев упали на 22 процента по сравнению с тем же периодом 2024-го. В России с начала года продали 896 тысяч машин — это минус 250 тысяч.
— Как на ваш рынок повлияет повышение ставок НДС с 20 до 22 процентов и в целом пакет налоговых изменений? Каким будет линейный перенос повышения ставок в цену?
— Если мы товар на 2 процента от НДС дороже получаем, естественно, на 2 процента будем дороже его продавать. Что касается сокращения порога по малому бизнесу с 60 миллионов до 10 миллионов, когда НДС появляется, мы давно под категорию малого бизнеса не подходим.
«Экономика у нас одна из лучших в отрасли традиционно. Поэтому 33 года ТТС и существует. У кого экономика плохая, они с горизонта, как правило, уходят»
«Сеть России создавалась на продажу 3–4 миллионов автомобилей»
— «Год назад на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» вы предрекали, что «участников рынка ждут непростые времена», поскольку объемы продаж недостаточны для того, «чтобы дилерский центр нормально существовал». Как итог, экономика падает, компания закрывается… Ситуация за год не улучшилась? Какие вообще тенденции на автомобильном рынке страны и республики? Кто пришел, ушел?» (Тимур Валеев)
— Если считать с октября по октябрь, то весь год был очень тяжелый для участников рынка. Прибыль в октябре – ноябре по инерции была еще нормальной, в декабре мы ушли в ноль по прибыли, а начиная с января жесткий минус пошел вплоть до конца первого полугодия. Это я говорю о своей компании, мы же не знаем показатели экономики других, но я знаю косвенно, что экономика у нас традиционно одна из лучших в отрасли. Поэтому 33 года ТТС и существует. У кого экономика плохая, они с горизонта, как правило, уходят.
— За год много игроков рынка убавилось?
— Официальная статистика есть, но я к ней отношусь немного скептически, потому что много таких новых брендов, которые выходят и докладывают о создании дилерской сети, но при этом продают штучно, 3–5 машин. Причем это не Rolls-Royce, а автомобиль стоимостью 2–3 миллиона рублей. И это считается дилерским центром.
Много дилерских центров закрывается, много открывается, но в целом, конечно, количество классических центров сократилось. Отрасль меньше получает денег, естественно, вынуждена сокращать затраты — сокращаются люди и оборотный капитал, консервируется, закрывается или перепрофилируется недвижимость. Что в Казани построено за последние годы? По-моему, совсем ничего. Закрывается один автосалон, на его месте открывается другой, а то и два-три салона. Мы же видим, что продажи автомобилей не те, на которые рассчитана сеть.
Сеть России создавалась на продажу 3–4 миллионов автомобилей, а сегодня продают 1,2–1,3 миллиона. Я участвовал в различных экспертных группах, составляющих прогнозы среднесрочного развития рынка России, и действительно в тот момент виделось, что 4 миллиона продаж машин в год — это реальная цифра. И с точки зрения желания потребителя оно вроде так и есть. Но ведь люди сейчас покупают мало машин не потому, что не хотят. Проблема в том, что есть желание, но нет возможности.
«Сегодня от общих продаж китайские бренды составляют две трети. Параллельный импорт — 8 процентов. Параллельно завозятся в основном «европейцы» и «японцы»
— Такое ощущение, что все пересели на китайские автомобили — на дорогах они доминируют… Какую долю в продажах они занимают?
— Если смотреть в парке статистическом, то доля «китайцев» значительно меньше, чем визуально на дорогах. Потому что они все новые, они много ездят, а старые автомобили других брендов стоят в гараже. И у вас складывается впечатление, что на дорогах «китайцы» преобладают.
Сегодня от общих продаж китайские бренды составляют две трети. Параллельный импорт — 8 процентов. Параллельно завозятся в основном «европейцы» и «японцы». Кстати, «китайцы» тоже есть в этих 8 процентах. Например, Geely Monjaro и Lixiang завозили по параллельному импорту. Одна треть продаж — LADA и «Москвич», какое-то количество продают «УАЗов».
— Европейских сколько процентов в этих 8?
— Думаю, процента 2.
— Как считаете, за счет чего китайцы обогнали европейский автопром?
— Первое — они создали хорошие условия, чтобы привлечь к ним мировые автомобильные компании. Ничего они сами не изобретали, они заимствовали или официально, или неофициально. Чем Китай отличается от России? Там гораздо более емкий рынок. Второе — нет дефицита рабочей силы. Людей надо было обучить и правильно направить, организовать. Для этого они пригласили западные компании. Пришли западные компании, настроили производство. Китайцы учились, впитывали, дальше начали совместное производство, затем производить под своими брендами. Сейчас у них следующий этап — выдавливание иностранных брендов полностью. Они у западных компаний научились и стали делать это все сами.
— «В Казани появилась реклама корейских автомобилей. Они возвращаются? Какие бренды? В ТТС они уже есть? Когда появятся? И с чем связано возвращение «корейцев»? (Дмитрий)
— Есть Solaris. По сути, это корейские машины, собранные в России, но официально это российские автомобили. Какие-то комплектующие остались, какие-то закупают и подвозят. Все комплектующие сделаны на корейских заводах. Еще бренд SsangYong, он под новым названием KGM вернулся на российский рынок.
— А масштаб производства Solaris какой?
— Порядка 3 тысяч автомобилей в месяц. Сегодня у них достаточно большая дилерская сеть, довольно заметные продажи. Официально компания заявляет, что они будут дальше продолжать развивать этот бизнес. Я могу только такими данными оперировать.
«По городу езжу на электромобиле, на гибриде, потому что это достаточно удобно: в розетку воткнул — вот тебе и подзарядка. Когда машина редко ездит и часто стоит в определенных локациях, почему бы и нет? Но если я поеду хотя бы из Казани в Челны на «электричке», то обязательно будет бензиновая машина сопровождения»
«Доля гибридов и электромобилей на рынке растет, но в сумме это около 1 процента»
— «Какова доля гибридов на рынке? Они все китайские? Как считаете, почему электромобили непопулярны у нас, хотя инфраструктура вроде уже есть?» (Зульфат)
— Доля гибридов и электромобилей на рынке растет, но в сумме это около 1 процента. Пока это закон малых чисел. Когда продавали 20 штук, а стали 60, говорят, что трехкратный рост. Но этого трехкратного роста рынок не замечает.
— А ваша оценка перспектив данного сегмента?
— Я думаю, что это перспективный сегмент. «Электрички», гибриды для городской езды, считаю, очень хорошо подходят. Но не для длинных поездок, особенно в условиях России, где станции подзарядки не так часто встречаются, как, допустим, в Европе.
— От Казани до Москвы по платной трассе еще ни одной нет!
— Я сам по городу езжу на электромобиле, на гибриде, потому что это достаточно удобно: в розетку воткнул — вот тебе и подзарядка. Когда машина редко ездит и часто стоит в определенных локациях, почему бы и нет? Но если я поеду хотя бы из Казани в Челны на «электричке», то обязательно будет бензиновая машина сопровождения. (Смеется.)
Но наука и техника не стоят на месте, развиваются, и я думаю, степень надежности будет все выше. Просто я остаюсь поклонником бензиновых автомобилей. Наверное, это консервативная привычка. Но при этом я «электричек» не чураюсь.
Если семья может позволить себе два автомобиля и кто-то в основном ездит по городу, я считаю, электрический вариант очень даже неплохой. По межгороду пока, думаю, большая степень риска.
— Люди продолжают брать автомобили в кредит, несмотря на высокую ставку?
— Кредит популярен, потому что идут дотации со стороны производителей, со стороны государства. Конечно, если просто брать кредит по ставке Центробанка и больше, то желающих не так много. Благодаря дотациям с кредитом до сих пор 73 процента продаж в новых автомобилях. В сегменте автомобилей с пробегом их доля 30 процентов.
— А какие производители дотируют?
— Это акции. У кого склад битком забит, тот начинает акции проводить, например дотировать кредитную ставку. А поскольку склады были забиты у всех китайских производителей, то практически все и дотировали. Наше правительство периодически вводит поддержку, это широко анонсируется: вот поддержка автопроизводителей и населения. Иногда льготные ставки на кредит даются не всем, а каким-то определенным категориям. Но в любом случае эта поддержка стимулирует продажи автомобилей.
«У всех официальных дилеров продажи резко обрушились, мы это знаем по другим компаниям. Как мы приспособились? Мы освоили комиссионные продажи»
«Вторичный рынок сильно изменился после повышения ставки Центробанка»
— Какая ситуация на вторичном рынке автомобилей?
— Вторичный рынок очень сильно изменился после повышения ставки Центробанка — доля продаж через официальных дилеров снизилась.
— Почему? Все брали в кредит?
— Нет, просто когда мы у клиента покупаем машину и ставим на склад, мы закладываем себе дополнительные расходы — 2 процента. Кроме того, продажи новых автомобилей упали и поступление через трейд-ин тоже снизилось. Средний срок реализации у нас был 60–90 дней. Что такое 90 дней? Это наши расходы увеличиваются на 6 процентов и ложатся на себестоимость. Допустим, компания у клиента купила автомобиль и сделала 10 процентов наценку. И клиент, который сдал машину, говорит: как он на мне нажился-то! Но я 6 процентов отдал банкам, за предпродажную подготовку — еще 2 процента, за содержание сколько-то, и на самом деле наценка 10 процентов уводит нас в минус, если 90 дней не можем продать.
— И как это сказалось на статистике по прошлому и этому году?
— У всех официальных дилеров продажи резко обрушились, мы это знаем по другим компаниям. Как мы приспособились? Мы освоили комиссионные продажи. Говорим клиенту: твоя машина стоит миллион рублей. Если он хочет получить за нее больше, допустим, на 100 тысяч и при этом готов ждать свои деньги, мы предоставляем ему такую возможность. Он получает все наши ресурсы и желаемую цену. Кому нужны деньги срочно, мы можем их дать, но при этом заложим туда свои потери, в том числе банковские. Если кто-то хочет подороже продать свою машину, то у нас есть комиссия. У нас очень гибкая система!
— Как в цифрах выглядят продажи автомобилей с пробегом за прошлый год и за 9 месяцев текущего по России и в ТТС?
— У ТТС — минус 27 процентов. В целом по России падения нет, рынок автомобилей с пробегом традиционно стабилен. Отрицательная динамика у официальных дилеров.
— Сколько автомобилей вы продали — новых и с пробегом?
— За 9 месяцев этого года 17 593 новых автомобиля и 17 600 — с пробегом. Паритет.
— Вы сказали, что дилерам пришлось сократить персонал. На сколько человек в вашем случае?
— На пике продаж у нас работали 6,5 тысячи человек. Но это было давно. В прошлом году этот показатель доходил до 4,5 тысячи, сейчас работают 4 тысячи, но мы не сокращали, просто не набираем новых. Экономика предприятий очень тяжелая, потому что невозможно сократить персонал в 2 раза, даже если такое падение продаж. В любом случае какой-то минимум должен быть, чтобы обеспечивать работу предприятия.
— Сколько у вас автосалонов?
— Мы ничего не продали, ничего не закрыли. В 2025 году 17 новых автосалонов открыли. Число дилерских центров и автосалонов автомобилей с пробегом колеблется в диапазоне 100–110, сейчас — 108, но отдачи от них, конечно, значительно меньше.
— Новые автосалоны открыли — это просто бренд поменяли?
— Да, конечно. У нас сегодня в продаже 31 бренд новых автомобилей.
— И они в тех же городах присутствия, что и раньше?
— Все в тех же городах присутствия. Мы где-то отказались от арендованных площадей, но зато там, где был один автосалон, сейчас могут быть 2–3.
— А за счет чего выживаете? Накопленные ресурсы работают?
— Накопленные ресурсы — это не выживание, это работа в убыток. Во-первых, у нас был хороший запас. Во-вторых, мы повышаем эффективность. Например, резко сократили затраты на оборотный капитал: оборачиваемость была 90 дней, стала меньше — 30 дней. Пользуемся консигнацией или комиссией, то есть привлекаем ресурсы других. И плюс к тому практически обнулили инвестиции в строительство, занимаемся только ремонтом.
— Средняя зарплата какая в компании?
— У нас зарплата растет опережающими темпами, по итогам августа средняя зарплата в холдинге — 108 тысяч рублей.
— А за счет чего зарплата растет опережающими темпами, если продажи падают?
— За счет рынка, потому что растет рынок зарплат. Мы не дожидаемся, когда сотрудники начнут уходить из-за зарплаты. По большому счету у нашего предприятия три стратегические цели: счастье клиента, счастье компании и сотрудника. Мы очень много внимания уделяем тому, чтобы сотрудник получал достойную зарплату, ДМС, имел возможности для индивидуального развития, профессионального роста и чтобы атмосфера в компании максимально была открытой. Наверное, нельзя осчастливить всех на 100 процентов, но мы по крайней мере к этому стремимся совершенно честно.
— Сейчас больше рынок работодателей или рынок соискателей в вашем сегменте бизнеса?
— Соискателей, конечно, но пик уже прошел. Мы все помним, когда дефицит кадров был кошмарный, практически любого сотрудника не найдешь. Сейчас ситуация гораздо стабильнее, уже такого дефицита нет. Количество трудоспособного населения вряд ли сильно увеличилось, просто сократилось количество рабочих мест. Значит, какие-то компании закрываются.
«Сегодня ни одна автомобильная компания не занимается производством — заказывают на аутсорсинге. Мы выпускаем наиболее востребованные позиции: фильтры салонные и воздушные, омывающую химию, антифризы»
«Открыли свою линейку запчастей ТТС, в ассортименте 175 позиций»
— Сервис в ТТС сейчас на подъеме?
— Сервис у нас растет, количество машинозаездов выросло. Здесь проблема в том, что владельцы очень старых автомобилей к нам не приезжают на обслуживание и по мере старения парка количество клиентов официальных дилеров сокращается. У многих наших коллег тоже сокращается количество машинозаездов автомобилей ушедших брендов. Вопреки такому тренду мы не только сохранили количество клиентов, но даже увеличили его. Почему нам это удалось? Потому что мы на клиента ориентируемся и понимаем, что по мере старения автомобиля у клиента могут меняться запросы, мы расширяем ассортимент, закупаем более бюджетные аналоги, чтобы ассортимент предложений был шире. Не только дорогие, не только официальные дилерские, но и альтернативные поставки запчастей. Мы даже открыли свою линейку запчастей ТТС.
— И что вы производите?
— Сегодня ни одна автомобильная компания не занимается производством — заказывают на аутсорсинге. Вот ровно это мы и делаем. Мы выпускаем наиболее востребованные позиции: фильтры салонные и воздушные, омывающую химию, антифризы. Самые первые эксперименты у нас были достаточно давно, но всерьез мы занялись этим последние два года. Сегодня у нас в ассортименте 175 позиций. И до конца года он еще будет расширяться.
— Это способ наращивания прибыльности в данных макроэкономических условиях, наверное?
— В том числе да.
— Может, через 3–5 лет и автомобиль под брендом ТТС появится?
— Вряд ли. Я вообще считаю, что должна быть специализация. Когда все занимаются всем — это беда. Что такое «под своим брендом»? Это значит, что мы берем ответственность за качество продукции.
— В связи с ростом продаж китайских автомобилей какая ситуация с запчастями? Как ваша компания планирует складские запасы?
— Есть стремление, чтобы оптимальный для обслуживания потребностей клиента ассортимент был на месте, но при этом всей номенклатуры ни по одному бренду никогда на складах не бывает. Что касается китайских брендов, у них немного другая позиция, отличная от всех европейцев, японцев и корейцев. Ушедшие бренды создавали свои склады и брали на себя ответственность по обеспечению дилеров запчастями. У китайских компаний несколько другой подход — они вообще не обеспечивают запчастями дилеров. В России же практически все дистрибьюторы занимаются поставками запчастей, но нельзя сказать, что у них такая же отлаженная система, какая была у европейских компаний. И это, конечно, сказывается на обеспеченности запчастями. Мы стремимся не только держать свой оптимальный склад, но и отрабатывать каналы быстрой поставки.
«Увеличение утильсбора многих подстегнуло купить сейчас, а потом будет проседание продаж, я предполагаю»
«Увеличение НДС на 2 процента не критично, чтобы массово обрушились продажи»
— Ваш прогноз, как очередная налоговая реформа скажется на экономике предприятий? И какой совет вы дали бы бизнесу?
— Любое увеличение налогов — это всегда не есть хорошо. Критично ли увеличение НДС на 2 процента? Думаю, не критично, чтобы массово обрушились продажи. Когда порог 50 миллионов, то дробление компании имеет смысл, когда 10 миллионов, не имеет смысла (министерство финансов России снизит порог доходов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), при превышении которого возникает обязанность по уплате НДС, с 60 млн до 10 млн рублей — прим. ред.). Вопрос: что будут делать после того, как перестанут дробить? Здесь два варианта: первый — встать на общую систему налогообложения, и тогда это есть хорошо для всех, потому что прозрачно. Но есть и второй вариант — уйти в тень, иметь неучтенный нал. Мы хорошо знаем, что для России это опасно. Если после изменения налогового законодательства будет хорошее его администрирование и сопровождение, то, наверное, бо́льшая часть перейдет в официальную налоговую зону. Компании станут больше платить и будут работать над эффективностью. Или уйдут с рынка.
— Общее самочувствие бизнеса какое сейчас?
— Очень настороженное, в общем-то, не ждут ничего хорошего. Бизнес будет выживать, но условия для выживания все тяжелее, поэтому, я думаю, будут те, кто уйдет с рынка. Происходит естественный отбор, как в природе.
— Как вы поменяете финансовую модель после повышения налога на прибыль?
— Да никак — стали платить больше, и все.
— Но прибыли нет у вас?
— Почему? У нас есть прибыль, конечно. Мы достаточно много налогов платим.
— Но вы же сами говорите, что бизнес убыточный сейчас.
— Я сегодня считаю свой бизнес убыточным, исходя из понятия «инфляционная прибыль». Да, мы получаем прибыль с продажи автомобилей, но на нее можем купить уже меньшее количество машин. Допустим, мы уже не тысячу штук смогли купить, а 960. Вопрос: мы прибыльно работаем или нет? Мы не в прибыли, а по налоговой системе получается, что заработали 100 миллионов. Можно по налогам отчитываться о прибыли, а экономическое положение предприятия ухудшается, начинаем проедать свои ресурсы. Вот такой парадокс. Я это называю инфляционной прибылью или псевдоприбылью.
— У людей есть деньги? Через покупки автомобилей это видно, наверное? Или большинство в сберегательную модель поведения перешло?
— Деньги у людей есть, но вопрос, у скольких людей и сколько. У меня ощущение, что количество людей, у которых есть достаточно денег для покупки автомобиля, не растет. Потому что статистика по продаже машин в целом не растет.
При этом, по информации Центробанка, на депозитах лежит 60 триллионов рублей.
— Почему продажи автомобилей премиум-класса показывают бешеный рост уже 5–6 месяцев подряд?
— Во-первых, закон малых чисел, во-вторых, люди просто видят, что утильсбор растет, поэтому лучше купить сегодня. Но это же считаные единицы! Увеличение утильсбора многих подстегнуло купить сейчас, а потом будет проседание продаж, я предполагаю.
— «Какие марки автомашин сегодня лучше приобретать, по каким критериям это лучше сделать?» (Анис)
— Вопрос, на который нет правильного ответа ни у кого… Я всегда говорю: покупайте то, к чему у вас лежит сердце. Если хочешь не сердцем, а умом, то отталкиваться нужно от того, для чего тебе нужен автомобиль. Если ты собираешься на нем ездить на дачу, где проселочная дорога, то покупать автомобиль с низкой посадкой явно не нужно. Отсечь те автомобили, которые точно не нужно брать, исходя из того, где ты собираешься его эксплуатировать. А в остальном, какой автомобиль лучше или хуже, — это бесконечный спор. Кроме того, рынок сейчас нестабильный. Цены в первой половине года начали падать вместе с курсом доллара. Естественно, на автомобили с пробегом еще больше падают.
— Почему?
— Потому что они стоили изначально дорого, потом новые стали подешевле. А с пробегом, соответственно, еще дешевле. Сейчас тренд разворачивается, и в ближайшее время, думаю, будет умеренный рост цен. Поэтому, что бы ни планировали покупать, сейчас время для покупки лучше не упускать. Что касается бренда, китайские марки поставляются официально, поэтому, наверное, с точки зрения стоимости покупка официального автомобиля наиболее рациональна, но повторю: это вопрос индивидуальный, какой автомобиль нравится, тот и надо покупать.
«LADA стоит минимально 800 тысяч рублей, максимально — 2,7 миллиона. В среднем 1,2–1,3 миллиона рублей»
«LADA — бренд номер один в России на сегодняшний день»
— А отечественные совсем не рассматриваете?
— Ну почему же не рассматриваю? Но если вы хотите купить автомобиль стоимостью выше 4 миллионов, то не сможете рассматривать отечественные — таких просто нет пока. Я считаю, что «Москвич» и LADA достаточно хорошие автомобили.
— Что с АвтоВАЗом сейчас происходит? Почему он переходит на 3–4-дневку?
— Происходит та же самая история — падение рынка. Они создали большой склад запасов автомобилей. Вложили деньги в производство автомобилей, те стоят на складе, и они несут затраты. Если у них стоит трехмесячный склад автомобилей, а не месячный транзитный, то лишние 3,5–4 процента ложатся на себестоимость. Для АвтоВАЗа это очень чувствительно.
— ТТС много LADA продает?
— Больше, чем любого другого бренда. За 9 месяцев продали 5 754 автомобиля. LADA — бренд номер один в России на сегодняшний день, ее покупают и частные лица, и юрлица.
— Сколько LADA в среднем стоит?
— Минимально 800 тысяч рублей, максимально — 2,7 миллиона. В среднем 1,2–1,3 миллиона рублей.
— Выходит, круг замкнулся — ТТС начал продажи с LADA и к ней вернулся?
— Мы никогда не уходили с этого пути. Количество автосалонов LADA у нас в последние годы только растет. На сегодняшний день их 7.
— А почему у вас нет салона LADA в Казани? Самый дорогой рынок в республике, а вы на него не заходите…
— Пока не складываются для этого обстоятельства.
— А что с продажами «Москвича»?
— Ему нужно расширять ассортимент, на одной модели обеспечить большие продажи невозможно. «Москвич» — хорошая машина, вполне приличное качество. Думаю, по мере того как они будут расширять ассортимент, продажи будут расти.
«Когда покупал первую машину, думал, что лет через 15 поменяю. Тогда 15 лет службы автомобиля норма была…»
«Первую машину помню лучше всего»
— В советское время было за счастье «шестерку» купить. А нынешние автомобили — это, наверное, вообще космические корабли по сравнению с теми машинами?
— Да, прорыв огромный совершен. Но при этом первую машину помню лучше всего, в то время я еще на КАМАЗе работал. Тогда же машину нужно было или покупать за очень дорого, или ждать своей очереди на предприятии. Место в очереди от выслуги лет зависело, а я достаточно молодой был, хотя и занимал высокую позицию по должности. Помню, меня начальником отстающего цеха назначили, а я через полгода сделал его преуспевающим. Пошел к директору, говорю: может, машину мне вне очереди? Отвечает: ты такой цех поднял, иди к генеральному — он из своего фонда даст, любую проси. Я попросил «девятку» с длинным крылом цвета металлик. Мечта!
В итоге меня с «девятки», которую подписал генеральный, опустили на «шестерку» бежевого цвета… Я, когда покупал ее, думал, что лет через 15 поменяю. Тогда 15 лет службы автомобиля норма была. Но через 4–5 лет основал свою компанию, которая занимается машинами. И мои возможности относительно автомобилей резко изменились…
— Сегодня на дороге обращаете внимание на поток машин? Старых очень много?
— На дорогах Казани совсем старых машин не так много, а вот в сельской местности и летом, когда пенсионеры на «подснежниках» выезжают, их становится больше. Иногда на таких раритетных машинах едут, например на «Оке». Думаешь: она еще ходит?!
— Какой средний возраст автомобилей в стране, есть такие данные?
— Данные «Автостата» есть — 15,5 года. Но там возраст учитывается по регистрации, а чем старше машина, тем она реже выезжает на дорогу. Вот если бы подсчитывали количество машин с учетом часов, которые те ездят по дорогам, то парк сильно помолодел бы. Относительно данных «Автостата», думаю, на дороге машины моложе процентов на 30.
«Автомобиль будет все больше страховать человека от ошибок. По сути, водитель в пассажира превращается. И наверное, в какой-то момент машины без людей начнут ездить»
«Автомобиль будет все больше страховать человека от ошибок»
— Ваши наблюдения, куда идет траектория автомобильного рынка — к беспилотному автомобилю, к летающему автомобилю, с искусственным интеллектом?
— Техническое развитие фантастическим стало в последнее время, в том числе в автомобильной отрасли. Модели обновляются и внедряются быстро. Конечно, тренд на то, что количество электромобилей и гибридов будет расти. При этом у европейцев происходит отрезвление по поводу двигателей внутреннего сгорания, они очень серьезно навредили своему автопрому «зеленой повесткой». Я не понимаю, зачем нужно все на электричество переводить. Во-первых, должен быть баланс. В каких-то случаях двигатель внутреннего сгорания гораздо лучше. Во-вторых, производство и утилизация электромобилей и батарей к ним еще сильнее на экологию влияют.
Автомобиль будет все больше страховать человека от ошибок. По сути, водитель в пассажира превращается. И наверное, в какой-то момент машины без людей начнут ездить. Думаю, все чаще будет меняться модельный ряд, этот тренд уже идет. Срок службы автомобилей станет сокращаться. Автомобиль будет превращаться в некую экосистему.
— «Может ли государство обязать всех владельцев авто ставить системы видеонаблюдения на свои автомобили и в реальном времени автоматически увязывать эти записи в единую базу для контроля движения и отслеживания нарушений? И будут ли применять ИИ для этого?» (Артур)
— Понятно, что чем больше информации о каком-то событии, тем легче разбираться, что там происходило. Но это потребует регулирования вопросов конфиденциальности, ведь на эти записи будет неизбежно попадать приватная информация. А мы постоянно слышим о взломах персональных данных.
— «Не могли бы вы прояснить вашу стратегию устойчивости? На какие альтернативные источники маржинальности вы рассчитываете?» (Ренат)
— Когда наша компания была стартапом, у нас была высокорискованная стратегия. По мере того как компания становится больше, стратегия должна быть более консервативной. Когда есть что терять, нужно меньше рисковать. Понимать, что риски скажутся на большем числе людей. Нужно постоянно изучать, мониторить рынок, окружающую среду, запросы клиента и как бы ориентироваться, приспосабливаться. В бизнесе как в природе: выживает не самый сильный и самый крупный, а тот, кто быстрее может приспособиться к изменившимся условиям.
— Вы никогда не планировали продавать грузовые автомобили?
— Это как ноющая рана. Думаешь порой: сам на КАМАЗе работал, а «КАМАЗы» не продаю… Но это совсем другой вид бизнеса.
— «Что нас ждет на автомобильном рынке в ближайшие пять лет?» (Анис)
— Хороший вопрос! Я даже не знаю, что будет через год… Вот если вы мне скажете, что нас ждет в экономике в ближайшие пять лет, я легко спрогнозирую, что будет на автомобильном рынке. Продажи машин будут определяться состоянием покупательского спроса населения. А вопрос, где найти автомобиль, решится всегда.
Важно, чтобы у клиента были деньги или возможности взять кредит. И стоимость автомобиля играет роль, конечно. Чем выше налоговая нагрузка или скрытые сборы, тем выше стоимость автомобилей.
— Вячеслав Викторович, спасибо за разговор. Желаем успехов вашим клиентам!
— Спасибо!
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.