«Моя неудачная аттестация оказалась большой неожиданностью. В предыдущие 3 раза показатели школы были ниже, чем в тот год, когда меня не аттестовали. Это формальный повод для устранения меня на пути соединения школ», — говорит Роза Шакирова, экс-директор общеобразовательной школы №1186 им. Мусы Джалиля. Это единственное учебное заведение в Москве, где преподают татарский язык, не первый раз оказалось под угрозой слияния с соседним крупным образовательным комплексом. Но теперь департамент образования Москвы настроен решительно. Интересно, что школа, лишившись имени Мусы Джалиля, может присоединиться к учебному заведению, которое носит имя другого Героя Советского Союза. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Роза Шакирова, экс-директор общеобразовательной школы №1186 им. Мусы Джалиля (на фото в центре): «В предыдущие 3 раза показатели школы были ниже, чем в тот год, когда меня не аттестовали. Это формальный повод для устранения меня на пути соединения школ»
Единственная на всю Москву
Одного из своих символов может лишиться татарская Москва. Единственная в столице России школа, где преподают татарский язык, №1186 им. Мусы Джалиля оказалась под угрозой слияния с соседним образовательным комплексом. Как стало известно «БИЗНЕС Online», департамент образования и науки Москвы всерьез рассматривает варианты объединения уже до конца 2025 года. В этом случае «татарская школа», как ее называют в народе, на юго-востоке города рискует стать лишь отдельным корпусом соседней школы №2010.
На сегодня в школе №1186 учатся 637 детей, тогда как проектная мощность здания составляет 550 человек. Учебное заведение довольно камерное — в параллели не более двух классов. Впрочем, несмотря на то что в народе школу называют татарской, число татар в ней — 98, а национальный состав участников довольно разнообразен. Много таджиков (179), киргизов (120), узбеков (72), а всего в учреждении учатся дети более 35 национальностей. В школе им. Джалиля работают 52 сотрудника, из них 32 педагога, 28 из которых — татары.
Что же в этом образовательном учреждении татарского? Как уже отмечалось, это единственная в Москве школа, где преподают татарский язык, хотя и в очень ограниченном варианте. В обязательном учебном плане реализуется курс «Практикум по татарскому языку» для учеников 1–3-х классов по одному часу в неделю (в 4-м классе начальной школы этого предмета нет) и в 5–6-х классах по два часа в неделю. Также с 1-го по 6-й класс включительно реализуется курс «Язык и культура» по одному часу в неделю в рамках внеурочной деятельности.
В 2011 году школу посещал раис РТ Рустам Минниханов, неоднократно бывал здесь и председатель ДУМ РФ шейх Равиль Гайнутдин
И в целом в воспитательной работе татарский компонент задействован довольно активно. В здании в 2014 году при содействии КФУ открыт образовательно-культурный центр «Институт Каюма Насыри», работают четыре музея, включая музей татарской культуры и быта. Кроме того, ежегодно проводят Сабантуй, межрегиональный турнир по борьбе на поясах, действует спортивный клуб «Алга», основана детская общественная организация «Джалиловцы».
С 25-летием школу приезжал поздравлять спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин
В 2011 году школу посещал раис РТ Рустам Минниханов, неоднократно бывал здесь и председатель ДУМ РФ шейх Равиль Гайнутдин. С 25-летием ее приезжал поздравлять спикер Госсовета республики Фарид Мухаметшин.
Муса Джалиль родился 15 февраля 1906 года в деревне Мустафино Оренбургской губернии в крестьянской семье. Еще в подростковом возрасте начал писать стихи на татарском, а первая публикация вышла в 1919-м в оренбургской большевистской газете «Кызыл юлдуз» («Красная звезда») — печатном органе политического управления Туркестанского фронта.
В Казань 16-летний Джалиль приехал осенью 1922-го. Поскольку учебный год уже начался, ему пришлось устроиться на работу в газету «Кызыл Татарстан» переписчиком. Уже через год он поступил на рабфак при Восточно-педагогическом институте. Поселился Джалиль в общежитии на улице Дзержинского. Уже в 1925-м издан его первый поэтический сборник «Барабыз» («Идем»), в основе которого были произведения о революции и Гражданской войне, в которой Джалиль воевал на стороне большевиков.
После учебы поэт вернулся на родину в Оренбургскую область, но уже в 1927-м перебрался в Москву, где поступил на литературный факультет Московского государственного университета. В те годы Джалиль работал в редакциях татарских газет и журналов, которые выпускались в столице. Вышел и второй сборник стихов о советском строе, комсомоле.
Еще через два года Джалиль вернулся в Казань, поскольку поэта пригласили на должность заведующего литературной частью Национального оперного театра (он сейчас как раз носит имя поэта). Также в 1939-м Джалиля избрали председателем союза писателей РТ, а в декабре — депутатом Казанского горсовета. До войны он успел издать 10 поэтических сборников.
В 1941 году поэта призвали в Красную армию. Джалиль отказался от брони и добровольно ушел на фронт. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, с апреля 1942-го являлся штатным корреспондентом газеты 2-й ударной армии Волховского фронта «Отвага».
Во время Любанской наступательной операции советских войск был тяжело ранен и попал в плен. Далее судьба Джалиля связана с лагерями для военнопленных. На оккупированной территории Польши поэта зачислили в «культурно-просветительский» сектор легиона «Идель-Урал», который немцы создавали из представителей поволжских народов. Там Джалиль и Гайнан Курмашев создали подпольную группу, которая готовила большое восстание. За несколько дней до него, в августе 1943-го, ядро подпольщиков арестовало гестапо. Немцы считали главой Курмашева, поэтому в документах так и записали: Курмашев и 10 других. Но идейным руководителем считается все-таки Джалиль, который обладал организаторскими способностями и умел вести пропагандистскую работу. Поэта казнили 25 августа 1944 года в берлинской тюрьме Плетцензее в возрасте 38 лет.
В 1946-м в СССР Джалиля обвиняли в измене Родине и пособничестве врагу. В том же году бывший военнопленный принес в союз писателей Татарской АССР блокнот с 60 стихами Джалиля, которые доказывали антифашистскую деятельность поэта и подпольной группы. Еще одну тетрадь прислали из Бельгии. В 1953-м, уже после смерти Иосифа Сталина, Константин Симонов опубликовал несколько стихов Джалиля в «Литературной газете». В том же году сборник стихотворений «Моабитская тетрадь» был издан на татарском языке.
В 1956-м Джалиль посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, а в 1957-м — Ленинской премии.
В 2006 году школе было присвоено имя Героя Советского Союза, поэта и воина Джалиля, а в 2008-м во дворе появился памятник ему. Однако в новых условиях, если состоится слияние и поглощение школ, будет под большим вопросом как сохранение возможностей изучения татарского языка, так и имени Джалиля в названии учебного заведения. В последнем случае, видимо, некоторое моральное право на переименование департаменту образования и науки Москвы дает тот факт, что школа №2010 носит имя другого Героя Советского Союза — погибшего в 1943 году танкиста Михаила Судакова.
В 2006 году школе было присвоено имя Героя Советского Союза, поэта и воина Джалиля, а в 2008-м во дворе появился памятник ему
«Моя неаттестация — это атака на школу»
При этом московские власти заподозрить в татарофобии нельзя, возможно, ими движет обычная бюрократическая логика. Процесс реорганизации школ, детских садов и создания из расположенных рядом учебных заведений крупных образовательных комплексов начался как пилотный проект в Первопрестольной еще в 2011 году. По сути, эта реформа была одной из первых, которые запустил пришедший на пост столичного градоначальника в 2010-м Сергей Собянин. Нововведение преследовало такие благие цели, как наполняемость непопулярных школ, оптимизация их бухгалтерии, формирование сильных педагогических составов и повышение качества образования.
Хотя среди родителей в те годы было много противников слияния и объединения школ. В ответ городские власти уверяли: если родители категорически против, то объединение школ не будут рассматривать.
Сегодня в России установлено подушевое финансирование учебных заведений, т. е. чем больше учеников в школе, тем она «богаче». Кстати, с 1 января 2025 года этот норматив в Москве был вновь увеличен. Теперь он составляет на учащихся 1–4-х классов 160,3 тыс. рублей в год, а с 5-го по 11-й класс — 184,6 тыс. рублей.
А реформа столичного школьного образования спустя почти 15 лет после старта добралась и до татарской школы в Люблино.

Дарим новый iPhone, Яндекс Станцию Миди или сертификат на покупки за подписку!
Все просто: перейдите в наш бот, нажмите «Старт» и участвуйте в розыгрыше!
Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjd1edfL Правила. Итоги — 13 октября
По словам экс-директора школы №1186 (с 2016 по 2024 год) Розы Шакировой, впервые она услышала об этих планах еще в далеком 2011-м, когда пришла работать в школу заместителем директора. «Меня направили на курсы, где уже тогда говорили, что департамент будет упразднять все школы с этнокультурным компонентом, потому что они неэффективные. Для меня это было открытием», — рассказала Шакирова в беседе с «БИЗНЕС Online».
«Я пришла директором в 2016 году, и меня 2 раза к этому подводили, — продолжает она. — Один раз даже межрайонный совет директоров не хотел направлять меня на аттестацию. Но все обошлось, я прошла аттестацию. И даже после этого подходили коллеги по совету и предлагали объединиться, говорили: „Что же вы, Роза Жафяровна, станете мучиться? У вас и зарплаты маленькие, и в конце рейтинга будете“. А рейтинги зависят от того, сколько детей в школе. Но я всегда отказывалась, говорила, что это вызовет большой общественный резонанс».
Процесс реорганизации школ, детских садов и создания из расположенных рядом учебных заведений крупных образовательных комплексов начался как пилотный проект в Москве еще в 2011 году, эта реформа была одной из первых, которые запустил пришедший на пост столичного градоначальника в 2010-м Сергей Собянин
Весной 2024 года Шакирова не прошла аттестацию. Причиной такого решения аттестационная комиссия назвала невыполнение некоторых показателей, таких как охват обучающихся дополнительным образованием и объем внебюджетных поступлений. По данным «БИЗНЕС Online», тогда члены комиссии высказывали директору предложения о реорганизации школы.
«Моя неудачная аттестация оказалась большой неожиданностью. В предыдущие 3 раза показатели школы были ниже, чем в тот год, когда меня не аттестовали. Это формальный повод для устранения меня на пути соединения школ. Для меня это был большой удар. Я сразу поняла, что моя неаттестация — это атака на школу», — уверена Шакирова.
В ее защиту в адрес заммэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой направляли письма полпред РТ в РФ Равиль Ахметшин и председатель ДУМ РФ Гайнутдин (есть в распоряжении редакции). В них выражалась обеспокоенность судьбой как школы, так и директора. В своем ответе департамент образования и науки Москвы указал, что Шакирова может вновь подать заявление на прохождение аттестации, а что касается вопроса интеграции школ, то она проводится «по инициативе самих образовательных организаций в лице их администрации и коллегиальных органов управления». К тому моменту таких предложений от школы №1186 не поступало.
На место Шакировой пришла ее заместитель — учитель русского языка и литературы Ольга Гасанова. «Возможно, в департаменте образования Москвы считали, что, убрав с поста директора-татарку, с русской будет легче закрыть вопрос оптимизации», — рассуждает один из источников «БИЗНЕС Online». Сама Гасанова от комментариев отказалась, при этом, по нашим данным, она отнюдь не желает стать «могильщиком» единственной татарской школы столицы РФ.
«БИЗНЕС Online» отправил официальный запрос в департамент образования и науки Москвы с просьбой прокомментировать планы по объединению школы №1186. На момент публикации ответ не поступил.
В полпредстве РТ в РФ также обеспокоены будущим школы
С ситуацией ознакомлены и первые лица республики. По данным газеты, раис РТ в начале сентября написал письмо на имя мэра Москвы. «В настоящее время в департаменте образования и науки Москвы обсуждается вопрос объединения школы имени Джалиля с другим образовательным комплексом. Считаем, что данные предложения могут привести к потере преподавания и изучения татарского языка, богатого духовного и культурного наследия, которые школа передает подрастающему поколению, а также к другим нежелательным последствиям, в том числе к потере имени Героя Советского Союза, легендарного фронтового поэта Мусы Джалиля, бюст которого установлен на пришкольном участке», — говорится в документе. Поэтому Минниханов попросил Собянина сохранить за школой самостоятельный общеобразовательный статус. Ответа от мэра пока не последовало. От Татарстана курировать проблему, сообщают источники, поручено «социальному» вице-премьеру Лейле Фазлеевой.
В феврале этого года глава ЦДУМ России Талгат Таджуддин на встрече с Владимиром Путиным преподнес президенту России подарок — щит и меч с изображением Ильи Муромца и поэта-героя Мусы Джалиля.
«Этот щит защитника Отечества говорит о стержне России, Булгарского царства и Российского царства. И император российский — это первый титул, а второй титул — князь булгарский и князь казанский! Поэтому и орел двуглавый, он являлся и гербом Булгарии, которая была зависимым вассальным государством Хазарии. И здесь [изображены] и Илья Муромец, и наши герои, и Муса Джалиль… Муса Джалиль сделал так, чтобы мусульмане не опозорили свою страну», — объяснил Талгат хазрат свой жест.
В полпредстве РТ в РФ также обеспокоены будущим школы. «В рамках своих полномочий мы взаимодействуем с органами власти Москвы. Для нас эта школа имеет особую ценность, поскольку там расположен памятник Мусе Джалилю, ведется преподавание татарского как родного языка, учащиеся занимают призовые места в международных и межрегиональных олимпиадах по татарскому языку. Мы участвуем во множестве школьных мероприятий. Поэтому то наследие, которое есть у школы №1186, мы заинтересованы сохранить, в том числе имя Героя Советского Союза», — заявил «БИЗНЕС Online» заместитель полпреда Татарстана в России Эмиль Файзуллин.
К 1997 году в столице функционировало 47 учреждений разного рода с этнокультурным компонентом, среди которых 15 общеобразовательных школ и четыре детских сада, но после 2010-го школы с этнокультурным компонентом стали исчезать в геометрической прогрессии
Почему в Москве появлялись школы с этнокультурными компонентами?
Если говорить об истории вопроса, то в Москве начиная с 1980 года начали формироваться учреждения с этнокультурным (национальным) компонентом образования.
Процедура их создания была довольно простой. Как правило, национально-культурная организация или руководство той или иной диаспоры обращалось к правительству Москвы, которое содействовало сначала открытию «воскресного» культурно-образовательного центра на базе одной из государственных школ. Позже из таких центров вырастали отдельные учебные заведения с этнокультурным компонентом. К 1997 году в столице функционировало 47 учреждений разного рода с этнокультурным компонентом, среди которых 15 общеобразовательных школ и четыре детских сада. Причем несколько из них было с углубленным изучением русской традиционной культуры, а в других изучали иврит, фарси, грузинский, литовский, армянский, корейский и прочие языки.
Но после 2010-го политика столичных властей в области образования кардинально поменялась. Как мы отметили, в приоритете оказалось создание крупных образовательных комплексов. Как итог, школы с этнокультурным компонентом начали исчезать в геометрической прогрессии. Например, знаменитую школу №19, где еще с 1961 года изучали хинди, объединили с соседним интернатом №56, где изучали турецкий. Как итог — преподавание обоих языков стало факультативом. Похожая судьба ждала китайский интернат №11, сливают прямо сейчас с соседями школу с этнокультурным литовским компонентом образования №1247 им. Юргиса Балтрушайтиса и армянскую школу №2042 им. Лазаревых.
Что до татарских школ, то они исторически были в Москве, причем не одна. Пожалуй, самая известная располагалась в доме Асадуллаева в Малом Татарском переулке, где преподавал сам Джалиль, но во времена Великой Отечественной войны здание забрали под госпиталь, да так и не отдали. После войны татары подняли вопрос о возвращении дома как татарской школы. Как отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» экс-полпред РТ в РФ Назиф Мириханов, он лично видел в архивах письмо с просьбой об этом генерала Якуба Чанышева в адрес правительства СССР.
Первоначально школа находилась в здании заброшенного детского сада. В ней было 47 учеников — только татары, а первым директором стала Лемма Гирфанова (на фото слева)
Однако лишь в 1990-е удалось воспользоваться открывшимися возможностями — и в 1997 году появилась школа №1186 в Люблино. Идеологами ее создания считаются востоковед Урал Шарипов и тюрколог Гульсум Галимова. «Это была общественная инициатива, но, естественно, сыграла роль Татарстана и Минтимера Шариповича Шаймиева», — напоминает Мириханов.
Первоначально школа находилась в здании заброшенного детского сада. В ней было 47 учеников — только татары, а первым директором стала Лемма Гирфанова. Как вспоминает экс-директор школы Шакирова, пять лет школа была как воскресная: «Мы бесплатно ходили туда пять лет, моя мама преподавала татарский язык, а я — пение, но тогда мы сформировали костяк для будущей татарской школы».
С годами число учеников росло, потому встал вопрос о строительстве нового здания. «Мне эта задача была поставлена как полпреду, чем я и занимался. Минтимера Шариповича тоже привлек. Благодаря его отношениям с Юрием Лужковым, наличию очень мощного договора о сотрудничестве между Москвой и Татарстаном строительство нового здания было включено в план», — отмечает Мириханов. Экс-полпред РТ в РФ также вспоминает, что тогда приближались очередные выборы мэра Москвы. «Лужков думал, что если за него проголосуют татары Москвы, то тогда он мэр почти на 100 процентов, — рассказывает собеседник газеты. — Он верил, что численность татар в столице почти миллион человек. Лужков сказал: „Слушай, Минтимер, надо бы с твоими татарами поговорить“. Шаймиев ответил: „Нет вопросов, давай соберем“. Тогда он спросил, какие у нас есть вопросы к Лужкову. Я сказал, что в первую очередь здание для школы».
С годами число учеников росло, потому встал вопрос о строительстве нового здания
По его словам, один из вариантов был как раз с домом Асадуллаева, но т. к. здание было в федеральной собственности, то центр просил взамен у Юрия Михайловича равнозначное здание в столице. «Лужков, кстати, этот вопрос решал, по Озерковской набережной здание федералам отдавал, но это был сложный вопрос для предвыборной кампании», — отметил экс-полпред. В итоге в доме Асадуллаева организовали встречу руководителей татарских общин с Лужковым: «Там выступала Лемма Исхаковна [Гирфанова], которая как раз просила о выделении здания. И там же, не отходя от кассы, торжественно Юрий Михайлович этот вопрос решил».
Родители учеников категорически против слияния
«Мы маленькая модель всей России»
Встревожены судьбой школы и родители учеников, они категорически против слияния.
К примеру, зампредседателя ДУМ РФ Рушан Аббясов возглавляет управляющий совет школы. По его словам, ради обучения детей именно в этой школе ему пришлось специально переехать в Люблино. Сын и дочь уже успешно окончили учебное заведение, а самый младший учится в 5-м классе. «Почти 28 лет наша уникальная школа активно развивалась. В ней учатся дети более чем 35 национальностей. И у нас никогда не было межнациональных конфликтов, — напоминает Рушан хазрат в разговоре с нашим корреспондентом. — К тому же в школе уютная домашняя атмосфера, доброжелательный коллектив. Уровень образования хороший, потому что мой старший сын сумел поступить во ВГИК, а дочка пошла в медицинское направление. Коллектив в школе идейно настроен сохранить то, что создавали 27 лет. Нам как родителям тоже этого очень хочется. В процессе объединения это лучшее может быть утрачено».
У Эльмиры Мифтаховой младшая дочка только пошла в первый класс в этом году. В школу приходится ездить за 20 км от дома — семья живет в Подмосковье. «Мы вынуждены делать регистрацию в Москве, чтобы сюда ходить. Обстановка здесь настолько уникальная! Школа небольшая — и это очень безопасно: каждый сотрудник, охранник знает твоего ребенка в лицо и по имени. Детей привозят сюда и на Bentley, и на LADA Granta, и на метро, но никто на это не обращает внимания. Тут стирается социальная разница», — рассказала она «БИЗНЕС Online». Отдельное преимущество школы, по словам Мифтаховой, в том, что девочкам разрешено носить платки. «Мы сюда готовы ездить! Для чего нужно объединение, не понимаем. Тем более показатели школы по успеваемости хорошие, — подчеркнула она. — Мы готовы по домам ходить и приглашать в нашу школу. Только не отнимайте ее! Мы маленькая модель всей России».
Алсу Чермантеева живет в центре Москвы, но своего сына специально перевела сюда, в Люблино. «Как сюда пришел, он сразу изменился. В прежней школе сын вел себя неадекватно. Я не знаю, что они там делали с ним, но я своего ребенка не узнавала, а теперь в спокойной атмосфере он раскрылся», — отметила она.
Никто из родителей не верит, что особенности их школы удастся сохранить после присоединения к крупному учебному комплексу. «Естественно, если мы станем школой №2010, то имя Мусы Джалиля уберут. Все же создавалось совместно с правительством Москвы, родителями, общественностью, а теперь все потерять за один день?!» — обеспокоена Кадрия Волкова. Ее семья переехала из Пензы, а в Москве специально поселились в районе Люблино — две дочки учатся в этой школе. Та же история в семье Гузель Ханнановой, которая перебралась в столицу из Башкортостана: «Ребенка приняли дружелюбно. У нее появилось в этой школе стремление учиться». Отдают сюда детей и местные жители. Например, Сурия Абубикарова всю жизнь живет в Люблино. Она признавалась, что гордится школой, поэтому не было сомнений, куда отдавать учиться дочку.
В целом настроение у родителей учеников школы №1186 решительное. Сдаваться без боя они не намерены, как и ждать, пока в высоких кабинетах большие чиновники решают судьбу маленькой, но уютной школы, ставшей частичкой татарского мира в спальном районе на юго-востоке российской столицы.
Комментарии 138
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.