Уже десяток лет на рынке жилья, помимо застройщиков, банков и покупателей, присутствует и еще один весомый игрок. Это агенты недвижимости, или, как их называть привычнее, риелторы Уже десяток лет на рынке жилья, помимо застройщиков, банков и покупателей, присутствует и еще один весомый игрок. Это агенты недвижимости, или, как их называть привычнее, риелторы Фото: freepik.com

Федеральные застройщики отбирают у местных не только покупателей, но и риелторов?

Ни для кого не секрет, что уже десяток лет на рынке жилья, помимо застройщиков, банков и покупателей, присутствует и еще один весомый игрок. Это агенты недвижимости, или, как их называть привычнее, риелторы. Продать, купить, взять ипотеку, арендовать жилье можно напрямую с собственником, но зачастую это нереально без таких серых кардиналов сферы.

В предыдущие годы риелторская братия стала одной из крупных деталей механизма пополнения эскроу-счетов застройщиков. А последние в свое время единогласно решили платить за эту услугу из своего кармана. Речь о комиссиях агентствам недвижимости, которые долгое время в Казани держались на уровне 2% от стоимости квартиры — и все были в целом довольны, но, кажется, теперь, когда число сделок с квартирами резко просело, дело начало принимать другие обороты.

С 2021 года появились первые намеки на реальную экспансию федеральных застройщиков на местный рынок. «Чужеземцы» вроде ПИКа, «Самолета» и еще 9 компаний, входящих в топ-100 по вводу жилья единого ресурса застройщиков, прочно запустили коготки в казанские земли. И сегодня уже вовсю идет настоящая ценовая бойня между «своими» и «чужими», где последние уверенно демпингуют. И в целом в таком нет ничего сверхъестественного: у крупных застройщиков есть возможность продавать ниже рынка, и этим арсеналом они пользуются без зазрения совести. Как-никак это рынок.

Процесс пошел: как союз лендлордов и федералов запустил передел рынка новостроек в Татарстане

Борьба, однако, ведется не только за клиента, но и за благосклонность господ риелторов. Как говорят в стане девелоперов, федеральные застройщики готовы платить комиссии с продаж по 5–7% от стоимости квартиры. Такая агентская часть, может, вполне нормальна для московского рынка, а вот для Казани это невиданный ранее аттракцион щедрости. Но делать нечего — местные застройщики, скрипя зубами, тоже дотягивают свое предложение агентам до столичных значений, иначе милости риелторского сообщества можно и лишиться: ясно же, что человек будет охотнее продвигать то предложение, за которое он получит больше денег.

«Чужеземцы» вроде ПИКа, «Самолета» и еще 9 компаний, входящих в топ-100 по вводу жилья единого ресурса застройщиков, прочно запустили коготки в казанские земли «Чужеземцы» вроде ПИКа, «Самолета» и еще 9 компаний, входящих в топ-100 по вводу жилья единого ресурса застройщиков, прочно запустили коготки в казанские земли Фото: «БИЗНЕС Online»

«С приходом федеральных девелоперов конкуренция за внимание риелторского сообщества обострилась. Зачастую крупные компании вкладывают в партнерское вознаграждение большие бюджеты. Это естественно — у них и совершенно иные финансовые возможности, и необходимость активного выхода на рынок», — констатирует генеральный директор казанской ГК «СМУ-88» Наиль Галеев.

Поразительно, но тенденция роста комиссий тревожит не только застройщиков, но и системных игроков риелторского рынка. О том, от чего зависит комиссия и почему высокие проценты с продаж не всегда ведут к положительным последствиям, рассуждают директора девелоперских компаний и агентств недвижимости.

Как говорят в стане девелоперов, федеральные застройщики готовы платить комиссии с продаж по 5–7% от стоимости квартиры Как говорят в стане девелоперов, федеральные застройщики готовы платить комиссии с продаж по 5–7% от стоимости квартиры Фото: freepik.com

«Все плохо», или Почему застройщики начали стимулировать риелтора длинным рублем

Первая и наиболее весомая причина роста комиссий звучит так: все плохо. Продажи идут со скрипом. Последнее полугодие оказалось и вовсе худшим за три года по количеству сделок с новостройками. С января по июнь в Татарстане продали 6,6 тыс. квартир — на 27% меньше, чем в первом полугодии 2024-го. А значит, девелоперам надо продвигать свой продукт — и пусть конкуренты плачут! Для этого надо стимулировать «продажников», чтобы у агентов было больше мотивации работать с предложением конкретного застройщика.

«Когда у застройщиков дела идут хорошо, они снижают комиссию либо вовсе ее не платят. Комиссии повышаются, когда объект продается плохо!» — уверяет один из собеседников «БИЗНЕС Online».

С января по июнь в Татарстане продали 6,6 тыс. квартир — на 27% меньше, чем в первом полугодии 2024-го. А значит, девелоперам надо продвигать свой продукт — и пусть конкуренты плачут! С января по июнь в Татарстане продали 6,6 тыс. квартир — на 27% меньше, чем в первом полугодии 2024-го. А значит, девелоперам надо продвигать свой продукт — и пусть конкуренты плачут! Фото: «БИЗНЕС Online»

В этом кроется и секрет высоких комиссий, в том числе от федеральных застройщиков, многие из которых работают в столице РТ не больше двух лет. Пока они не успели заслужить доверие казанского агента качеством реализованных объектов, довольными отзывами клиентов и легкостью сотрудничества, поэтому приходится брать рублем.

Почему федеральные девелоперы ведут себя так? Им жизненно необходимо переманить взгляд агента, который в 8 из 10 случаев предлагает клиенту проверенных местных застройщиков. Как же быть компании, едва зашедшей на рынок? Создать хороший проект, заинтересовать покупателя условиями — это верный путь. Но чаще идут простым путем — предлагают повышенное вознаграждение агентам.
Марат Галлямов Генеральный директор агентства недвижимости «Этажи-Казань»
Марат Галлямов генеральный директор агентства недвижимости «Этажи-Казань»

В общем, «варягу остается брать рублем», по меткому выражению одного из опрошенных «БИЗНЕС Online» экспертов. И здесь рынок делится строго пополам. Кто-то воспринимает изменения как нечто неизбежное, а кто-то уверен, что высокие комиссии для риелторов — это мера, которой стоит избегать в работе.

«Есть такая тенденция (рост комиссий на фоне выхода федеральных проектовприм. ред.), — подтверждают в компании „Авторы.“ — Нормально к этому относимся, учитываем при выстраивании стратегии продаж портфеля проектов с точки зрения рисков и при формировании экономики проектов. Федеральным игрокам заходить в регион сложнее, нюансов много, поэтому козырь в виде высокого вознаграждения понятен».

БИЗНЕС Online дарит iPhone 17 за подписку!

Переходите по ссылке, подписывайтесь на наши Telegram-каналы и участвуйте в розыгрыше!

Реклама. ООО «БМ Холдинг» 2SDnjcPvraa Правила участия

Есть и те, кто уверен, что рост комиссии — это всего часть конкуренции между застройщиками. «Когда на рынок зашли федеральные застройщики, они стали задавать новый уровень конкуренции между девелоперами региона. Приходится бороться за выбор и клиентов, и агентств недвижимости — и с каждым годом это становится сложнее. Сами посудите: когда-то мы выбирали из двух строящихся жилых комплексов на рынке, теперь это 20–30 предложений», — говорит заместитель директора по работе с партнерами АН «ФЛЭТ» Елена Гнедкова.

«Получается, что недобросовестный риелтор получил свою сиюминутную выгоду, а клиенту пришлось перепродавать квартиру, потому что он купил совсем не то, что было нужно» «Получается, что недобросовестный риелтор получил свою сиюминутную выгоду, а клиенту пришлось перепродавать квартиру, потому что он купил совсем не то, что было нужно» Фото: freepik.com

Но есть и полярное мнение. «Повышение комиссий до 5 процентов — это избыточная мера», — считает генеральный директор компании «Этажи-Казань» Марат Галлямов, отмечая, что комиссия увеличивает цену жилья.

Во всем должен быть разумный предел, потому что в конечном счете эта комиссия все равно ложится в стоимость квадратного метра.
Марат Галлямов Генеральный директор агентства недвижимости «Этажи-Казань»
Марат Галлямов генеральный директор агентства недвижимости «Этажи-Казань»

Такой разогрев рынка приводит и к тому, что начинают плодиться так называемые агенты-однодневки, которые ведутся на высокий комиссионный процент и пытаются впарить клиенту совсем не подходящий для него объект. «Не секрет, что новое жилье, которое позиционирует себя подходящим, не всегда является таковым. И получается, что недобросовестный риелтор получил свою сиюминутную выгоду, а клиенту пришлось перепродавать квартиру, потому что он купил совсем не то, что было нужно. А почему так произошло? Потому что агент красиво рассказал о жилом комплексе, совершенно не желая слышать клиента, просто повелся на большую комиссию — вот и все!» — рассуждает Галлямов.

«В Казани есть жилые комплексы, где квартиры в здравом уме лучше не покупать, но там застройщики предлагают очень большие комиссии», — говорит в свою очередь другой собеседник издания. Часто клиенты, которые рассматривают новостройки, ожидают, что консультация агента будет для них бесплатной. «И тут надо быть внимательнее. Вдруг из двух объектов, где комиссии, допустим, 10 тысяч и 100 тысяч рублей, агент будет настаивать на покупке второго. Возникает вопрос: почему застройщик здесь берет риелтора ценой? А все ли там в порядке и так, как надо именно покупателю?»

«Риелтор — это в своем роде семейный врач» «Риелтор — это в своем роде семейный врач» Фото: freepik.com

Все риелторы — обманщики?

Но профессионального игрока на рынке не так просто купить, помахав издалека большой комиссией. Он не станет предлагать объект, который не подходит покупателю, даже в случае, если вознаграждение ожидается в несколько раз выше. Причина проста: специалисты нацелены на долговременное сотрудничество с каждым конкретным клиентом. Купленный объект когда-нибудь придется продавать, приобретать новый — за помощью с этим явно не захочется обращаться к агенту, который когда-то подобрал некачественный или неподходящий объект.

«Риелтор — это в своем роде семейный врач. Представьте: сейчас средний срок реализации вторички — полгода. За это время специалист успевает детально ознакомиться с потребностями семьи, ее болями, вникнуть в финансовую ситуацию, успокоить переживания, если это необходимо. Конечно, такие взаимоотношения профессионал не захочет терять по зову высокого комиссионного процента», — объясняет Гнедкова.

Если бы все было так просто, то застройщик давно бы «хакнул» эту систему и сказал: «Ребята, плачу максималку, которую на рынке никто не предлагает. Продавайте!» Но большинство агентов на это просто не поведутся, потому что гораздо выгоднее работать с клиентом вдолгую, а не впихивать не подходящий ему объект.
Александр Столяров Коммерческий директор агенства недвижимости «Альтера»
Александр Столяров коммерческий директор агентства недвижимости «Альтера»

К слову, с коллегами из стана риелторов единогласно соглашаются и девелоперы.

«Часть риелторов вряд ли поведутся на высокую комиссию. На кону их деловая репутация, поэтому они покажут клиенту надежных застройщиков с качественным жильем», — считает директор по продукту и бренду УК «Унистрой» Искандер Юсупов. По его словам, высокие комиссии у конкретных застройщиков могут сыграть злую шутку, потому что остальным игрокам тоже придется дотягивать свои вознаграждения до этого уровня, продажи снова выровняются. «А платить придется больше», — констатирует Юсупов.

Искандер Юсупов: «Часть риелторов вряд ли поведутся на высокую комиссию. На кону их деловая репутация, поэтому они покажут клиенту надежных застройщиков с качественным жильем» Искандер Юсупов: «Часть риелторов вряд ли поведутся на высокую комиссию. На кону их деловая репутация, поэтому они покажут клиенту надежных застройщиков с качественным жильем» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Наша основная цель — поддерживать баланс, при котором и партнер окажется достойно вознагражден за свою работу, и стоимость квартиры для конечного покупателя не будет искусственно завышаться. Мы не стремимся к участию в „гонке комиссий“», — поддерживает Галеев. Высокие комиссии приносят только мгновенный всплеск продаж, но никак не влияют на отношение к застройщику со стороны покупателя и агента.

Наиль Галеев: «Наша основная цель — поддерживать баланс, при котором и партнер окажется достойно вознагражден за свою работу, и стоимость квартиры для конечного покупателя не будет искусственно завышаться» Наиль Галеев: «Наша основная цель — поддерживать баланс, при котором и партнер окажется достойно вознагражден за свою работу, и стоимость квартиры для конечного покупателя не будет искусственно завышаться» Фото: «БИЗНЕС Online»

Если строишь плохое жилье, думается, что подкупленный агент никак не спасет. С этим соглашаются в компании «Авторы». «В большинстве случаев размер вознаграждения не влияет на результат. Да, риелторы говорят: „Сделайте 5 процентов (и больше просят!) — и мы все продадим“. Но если и до этого не продавали, то и не будут, не смогут. А если, к примеру, будет 5 процентов вознаграждения и самая низкая цена проекта по сравнению с конкурентами, то продадут, но, честно, продажи в этом случае активно бы шли и с 2 процентами комиссии». Это подтверждает модель продаж федерального застройщика «ПИК», который, по информации собеседников «БИЗНЕС Online», не платит комиссию за московские проекты вовсе. Дело в том, что там у компании самая низкая цена по сравнению с конкурентами, поэтому отсутствие дополнительного стимула для риелторов в Москве никак не влияет на темпы продаж. В Казани, впрочем, ситуация другая.

Марат Галлямов: «Конечно, правильнее, когда застройщик снимает обязанность по оплате этих услуг со своего покупателя» Марат Галлямов: «Конечно, правильнее, когда застройщик снимает обязанность по оплате этих услуг со своего покупателя» Фото предоставлено Маратом Галлямовым

«Первое время застройщики просто закрывали перед нами двери»: в начале сотрудничества агентам платили 0,25% от квартиры

А для чего в целом застройщикам сотрудничать с агентствами, еще и платить им процент с собственной выручки? Получаются двойные затраты — содержать приходится и своего менеджера в отделе продаж, и агента. Но в определенный момент рынок сам принял новые правила игры. И для Казани это началось в 2013 году, когда группа компаний «Унистрой» и федеральное агентство недвижимости «Этажи» заключили первый договор о взаимовыгодном сотрудничестве, где агент продвигает жилье от застройщика за процент от продажи квартиры.

«Первое время застройщики, честно скажу, просто закрывали перед нами двери, говорили: „Если у вас есть клиенты, которые хотят купить квартиру у нас, то пусть они (клиенты — прим. ред.) и платят за сделку“. А мы продолжали упорно объяснять, что агентство недвижимости — это дополнительный элемент маркетинга для застройщика, инструмент для продажи объектов. И конечно, правильнее, когда застройщик снимает обязанность по оплате данных услуг со своего покупателя», — вспоминает Галлямов. По его словам, первая комиссия с продаж, о которой его агентство договорилось с «Унистроем», была очень символической — всего 0,25% от стоимости квартиры. Представим, что агент продал в 2013 году среднюю двушку в 60 кв. м по стоимости в 3 млн рублей. Комиссионное вознаграждение в этом случае составляло 7,5 тыс. рублей.

Но время шло. За год такой работы комиссии от застройщиков подросли до 1%, к сотрудничеству подключалась все большая часть девелоперского сообщества Казани. Работали уже со всеми агентствами недвижимости, не зацикливаясь на какой-то конкретной компании, — так, понятное дело, в разы выгоднее. И теперь, по общим подсчетам собеседников «БИЗНЕС Online», от 60 до 90% сделок у разных застройщиков Казани проходит через агентства. Подросли и комиссии: к примеру, в СМУ-88 в среднем предлагают 3%, в «Новастрое» — от 1,5 до 5%, в «Унистрое» — от 1,5 до 4%, в «Авторах» — от 2 до 5%.

Как видим, разброс даже в рамках одной компании очень широк. Кажется, подводных камней здесь столько же, сколько предложений на рынке в целом. От чего же зависит, сколько отстегнет застройщик агенту за успешную сделку?

Студии — самый ходовой товар на девелоперской «полке», поэтому некоторые застройщики даже не платят риелторам за их продажу. А есть и другое предложение — большие, теневые, угловые квартиры, расположенные, предположим, на первых этажах. Такое, как правило, не пользуется спросом, потому застройщикам приходится подключать магию повышенного вознаграждения Студии — самый ходовой товар на девелоперской «полке», поэтому некоторые застройщики даже не платят риелторам за их продажу. А есть и другое предложение — большие, теневые, угловые квартиры, расположенные, предположим, на первых этажах. Такое, как правило, не пользуется спросом, потому застройщикам приходится подключать магию повышенного вознаграждения Фото: «БИЗНЕС Online»

В пресс-службе федерального девелопера «Самолет» отмечают, что комиссии действительно могут отличаться от региона к региону — это связано с разным уровнем конкуренции, стоимостью привлечения клиента и общим ритмом рынка в каждом регионе. Влияют класс и локация объектов, динамика спроса на том или ином рынке, даже сам формат сделки. «Где-то нужно стимулировать спрос сильнее, где-то — поддерживать устойчивый интерес к конкретным проектам. Мы стараемся выстраивать партнерские отношения с агентствами, опираясь на специфику локации и проекта, чтобы мотивация была обоюдной и работала на результат», — ответили здесь на запрос «БИЗНЕС Online». Правда, размер комиссии для Москвы и Казани указывать все же не стали, но отметили, что уровень их должен быть конкурентным. И при этом у компании нет стремления привлекать партнеров только за счет комиссии — в приоритете долгосрочные отношения, выстроенные на стабильности, доверии и взаимовыгодном сотрудничестве.

«Есть дома, которые по тем или иным причинам нужно продавать быстрее, — объясняет разницу комиссий по объектам продажи Юсупов. — Бывает, что какой-то объект продавать сложнее, чем другой. И в этом случае комиссия чуть выше. Бывает и наоборот — никакой спешки нет, планы выполнены, потому комиссия может быть снижена. Однако эта ситуация характерна для сегодняшнего дня, когда рынок переживает не самые простые времена. В лучшие годы комиссия, как правило, была плюс-минус одинакова на все объекты».

Для понимания: студии — самый ходовой товар на девелоперской «полке», поэтому некоторые застройщики даже не платят риелторам за их продажу. А есть и другое предложение — большие, теневые, угловые квартиры, расположенные, предположим, на первых этажах. Такое, как правило, не пользуется спросом, потому застройщикам приходится подключать магию повышенного вознаграждения. Предполагается, что так агент будет продавать «неликвид» активнее.

«Есть и дополнительная мотивация для агентов от застройщиков, некая прогрессивная шкала. Если объем продаж большой, клиенты довольны, минимизированы риски разрывов договоров, девелопер не тратит время и получает готового клиента без своего участия, то комиссия выставляется выше рынка. Это конкурентное преимущество крупных компаний перед одиночными агентами, которые продают по одной-две квартиры в год», — вносит дополнительные пояснения Галлямов.

Бонусы, скидки, предложения от застройщиков и банков сегодня — это темный лес, в котором неподготовленному человеку разобраться не так-то просто. А офис продаж застройщика дает информацию только по собственным жилым комплексам Бонусы, скидки, предложения от застройщиков и банков сегодня — это темный лес, в котором неподготовленному человеку разобраться не так-то просто. А офис продаж застройщика дает информацию только по собственным жилым комплексам Фото: «БИЗНЕС Online»

А без риелтора уже никак?

А почему застройщик не может просто отказаться от сотрудничества с риелторами? Это же неприятные дополнительные расходы, крест которых приходится нести почти каждому застройщику вне зависимости от того, насколько сильный штат работает в его отделе продаж. Но ведь девелоперы не отказались от данного механизма даже в непростые для рынка времена. Более того, они только подняли комиссии для агентов. В чем же дело?

Представьте себе магазин обуви. Когда в нем представлено всего две полки, то определиться с выбором довольно просто. «А если мы с вами приходим в огромный торговый комплекс, в котором два этажа обуви, то в любом случае захочется позвать консультанта. И на рынке недвижимости примерно такой же механизм», — дополняет Гнедкова. Бонусы, скидки, предложения от застройщиков и банков сегодня — это темный лес, в котором неподготовленному человеку разобраться не так-то просто, а офис продаж застройщика дает информацию только по собственным жилым комплексам. Никто там не скажет потенциальному покупателю: «Знаешь, наши квартиры не подходят под твой запрос. Иди-ка ты к нашему конкуренту — вот у него то, что тебе нужно!»

Рынок пережил серьезные изменения, и покупатель недвижимости это прекрасно понимает. Сократилось число льготных программ, а значит, покупатели идут брать квартиры за наличные или по семейной ипотеке. Рост средней цены за квартиру и платежей по ипотеке удлинил цикл принятия решений. И именно поэтому все чаще покупателям нужен риелтор для того, чтобы сделать безошибочную покупку. «Сегодня меньше покупателей принимает решение о быстрой покупке. Клиент может принимать решение о покупке до полугода, а иногда цикл растягивается и до двух лет», — приводит аргумент Столяров.

Плюсом к этому агентства недвижимости вбирают в себя мощную аудиторию продавцов и покупателей вторичного жилья, арендаторов и арендодателей, инвесторов, релокантов из других регионов или даже стран. Все они потенциально могут прийти к покупке новой недвижимости и снова обратиться за этим в агентства. «Партнерский канал — дополнительный охват аудитории, до которой прямой маркетинг не дотянулся или где требуется дополнительное касание через специалистов агентств недвижимости. Определенно точно, что взаимодействие с риелторским сообществом — это всегда плюс», — подмечают, к примеру, в «Авторах». С похожими тезисами выступили в СМУ-88, «Самолете», «Унистрое», «Садовом кольце» и «Новастрое».

Но, конечно, есть и минусы. «Брокеры могут давать неверную или неполную информацию клиентам, что замедляет процесс продажи или даже препятствует заключению сделки», — считает коммерческий директор ГК «Садовое кольцо» Анатолий Баталин. Есть и мнение, что агент не может объективно продавать квартиры всех застройщиков одновременно. Все равно появятся «любимчики», которые цепляют философией проектов или, даже еще проще, дружеским общением с менеджерами конкретного застройщика.

Добавим, что есть и девелоперы, которые в принципе не работают с агентствами, полагаясь только на собственный отдел продаж. В частности, так делает казанский «Бриз» — квартиры в его жилых комплексах агенты не продвигают. Владелец «Бриза» Андрей Беляков в интервью «БИЗНЕС Online» объяснял свою позицию тем, что иначе невозможно контролировать добросовестность «продажников». «Агентам хватало наглости приводить к нам покупателей, которые им еще платили по агентскому договору 20 тысяч. Бросят их у порога нашего офиса — мол, иди договаривайся, а человек приходит к нам и стоит в шоке», — рассказывал он.

По информации некоторых собеседников «БИЗНЕС Online», в прошлом году стоимость привлечения одного клиента (не факт, что тот еще совершит сделку!) через локальные рекламные кампании для АН была порядка 1,5 тыс. рублей По информации некоторых собеседников «БИЗНЕС Online», в прошлом году стоимость привлечения одного клиента (не факт, что тот еще совершит сделку!) через локальные рекламные кампании для АН была порядка 1,5 тыс. рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Риелторский бизнес тоже требует затрат

Здесь важно понимать и специфику работы самого агентства. Ведь это тоже бизнес, который требует определенных вложений по привлечению клиентов. Без этого не видать прибыли. И тут тоже произошли свои изменения.

По информации некоторых собеседников «БИЗНЕС Online», в прошлом году стоимость привлечения одного клиента (не факт, что тот еще совершит сделку!) через локальные рекламные кампании для АН была порядка 1,5 тыс. рублей. Сегодня же это как минимум 3,5 тыс., но доходит и до 1–2% от средней выручки с продажи объекта. Плюс нужны постоянные показы, выезды на объекты, которые тоже не всегда заканчиваются сделкой. Одна из причин роста затрат — сложность самого процесса привлечения покупателей на рынке недвижимости, где требуются новые маркетинговые стратегии. Отметим, что в эту стоимость не входят объявления на агрегаторах недвижимости, потому что здесь все зависит от тематики, региона и количества объявлений. Кроме того, весомую часть расходов агентства занимает обучение сотрудников, а там довольно большой поток новичков.

В целом же агентства часто работают на собственных мощностях, клиентской базе, сформированной годами. Многие агенты, входящие в ряды компаний, становятся подспорьем для привлечения трафика всего агентства в целом — сарафанное радио, экспертные каналы в социальных сетях. Но сейчас можно ожидать существенных изменений в рекламных политиках компаний, ведь с 1 сентября запрещено размещение рекламного контента в «Инстаграме»* и «Фейсбуке»*. «Мы не ушли с платформ, а переориентировались на целиком экспертный контент: рассказываем о рынке, инвестициях, трендах, истории и перспективах развития районов Казани», — обращает внимание Столяров.

В результате имеем 20-процентное снижение сделок на первичном рынке и 40-процентное — на вторичном, говорят директора казанских агентств. Это в свою очередь привело к потерям в штате, падению выручки В результате имеем 20-процентное снижение сделок на первичном рынке и 40-процентное — на вторичном, говорят директора казанских агентств. Это в свою очередь привело к потерям в штате, падению выручки Фото: freepik.com

Как риелторы пережили последний год?

Хлеб риелтора — это успешные сделки и на вторичном, и на первичном рынках недвижимости. Затишье длится не пару месяцев, как это было раньше, а уже больше года. В результате имеем 20-процентное снижение сделок на первичном рынке и 40-процентное — на вторичном, говорят директора казанских агентств. Это в свою очередь привело к потерям в штате, падению выручки.

«Все началось в третьем квартале прошлого года. И только этим летом появились первые намеки на восстановление рынка», — говорит Галлямов. В его агентстве наблюдают падение валовой выручки на 18% и количества проданных объектов на 15%.

Когда сокращается спрос, застройщики повышают комиссии для агентств недвижимости. И это частично нивелирует потери из-за снижения количества сделок.
Инна Адгамова Сооснователь и руководитель агентства недвижимости «Альтера»
Инна Адгамова сооснователь и руководитель агентства недвижимости «Альтера»

Подобное положение отмечают в АН «Альтера», где в первом полугодии отметили снижение выручки на 20%. По словам Адгамовой, за падением сделок последовало и снижение штата. «Так происходит на любом спаде рынка, особенно для тех агентов, которые работают только в одном сегменте. Например, в этот раз сильнее всего высокие ставки ипотеки ударили по рынку вторички, так как там отсутствуют субсидированные программы. Соответственно, агенты, которые не работают на первичном рынке, сильнее всего ощутили этот кризис. Таким действительно приходилось менять работу, специализацию», — заметила эксперт.

В «Альтере», чтобы избежать серьезных потерь, сконцентрировались на покупателях премиум-недвижимости, потому что в данном сегменте люди меньше зависят от ипотеки, могут воспользоваться альтернативным инструментом — рассрочкой. «Покупатели имели возможность купить квартиру с небольшим первоначальным взносом и „прирастить“ деньги на депозите. И сейчас они благополучно выводят деньги с депозитов и погашают рассрочки», — поясняет Адгамова.

При таких изменениях рынка единовременно может происходить перевес количества сделок в сторону отдела продаж застройщиков, а не агентств недвижимости, которые в обычное время, напомним, занимают до 90% веса всего рынка. «При резком росте доли бизнес-класса среди строящегося жилья с 5 до 45 процентов прямой отдел продаж закрывал практически все продажи. Риелторам сложно было перестроиться, и рост ключевой ставки дал о себе знать, но последние полгода мы адаптируемся», — подмечают в компании «Авторы».

Цена на вторичку стояла на месте, а новостройки не росли так стремительно, как это было раньше. Потому те, у кого имелась возможность покупать жилье, продолжали это делать Цена на вторичку стояла на месте, а новостройки не росли так стремительно, как это было раньше. Потому те, у кого имелась возможность покупать жилье, продолжали это делать Фото: «БИЗНЕС Online»

Была заметна и тенденция ухода с рынка мелких игроков, замечает Галлямов. По его словам, все дело в том, что для агентского бизнеса очень важна клиентская база, которую в последний год было довольно тяжело взращивать. «Этот год не давал возможности ошибаться», — уверен эксперт.

Несмотря на общие трудности, сделки все-таки шли: рынок есть всегда. Цена на вторичку стояла на месте, а новостройки не росли так стремительно, как это было раньше. Потому те, у кого имелась возможность покупать жилье, продолжали это делать. Если на вторичном рынке сделки шли в основном за наличку, то новостройки в 85% случаев оплачивались с использованием семейной ипотеки, наблюдали эксперты. А сейчас забрезжил некий свет в конце туннеля: снижение ставки ЦБ до 17% несколько оживит рынок, хотя по-настоящему он вздохнет при ставках ближе к 12% годовых. Но уже заметен существенный рост: в июле число сделок в РТ с новостройками за месяц выросло на 19%, а на вторичке — на 23%.

«Мы ожидаем в 2026 году большое количество переездов, потому что именно покупку квартиры для себя многие откладывали. Для этих целей больше всего подходят сданные дома на первичном рынке или готовое жилье, а на него были самые невыгодные условия от банков. То есть можно сказать, что практически весь год мало кто переезжал. И сейчас мы ожидаем, что в 2026-м для них настанут хорошие условия», — резюмирует Адгамова.