Поляки, пусть и не нарочно, опозорили свою систему ПВО. Так, из предполагаемых 23 беспилотных летательных аппаратов было сбито 7 штук, причем 4 были сбиты пилотами F-35. Таким образом, общая эффективность систем ПВО НАТО в Польше не превысила 30% Фото: © Belkin Alexey / news.ru / www.globallookpress.com

Самое доброе «нападение»

В ночь на 10 сентября неизвестные БПЛА вторглись в воздушное пространство Польши, как сообщили в СМИ; пролет был сделан с Украины и территории Беларуси. Как сообщил премьер-министр Польши Дональд Туск, всего на территорию страны залетело 19 дронов. Однако в СМИ, в частности в польском издании Rzeczpospolita, появлялась цифра в 23 БПЛА. Также сообщалось, что часть беспилотников была сбита над Польшей; в устранении возможной угрозы якобы участвовали самолеты НАТО.

Вместе с тем БПЛА, которые были в итоге предъявлены публике, во-первых, оказались не ударными, а приманками типа «Гербера». Это подвид беспилотника, не имеющий боевой части; в его задачу входит служить приманкой для систем ПВО, с целью, во-первых, обнаружить их место базирования, а во-вторых, «перегрузить», т. е. заставить потратить снаряд для уничтожения ложной цели.

Более того, судя по фотографиям, БПЛА носили странный номер, начинающийся с гласных ЫЫ; вокруг беспилотников не было видно значимых разрушений (один и вовсе спланировал на хлипкий сарай с шиферной крышей, находящийся под елкой), а также никто в результате этой «атаки» не пострадал.

Возникают закономерные вопросы: что это было и кому это нужно? Попробуем разобраться.

Страны НАТО начали выступать с решительной поддержкой Польши Фото: © Kay Nietfeld / dpa / www.globallookpress.com

Много шума

Первое, оно же главное: после того как информация была озвучена, страны НАТО начали выступать с решительной поддержкой Польши. Так, президент Франции Эмманюэль Макрон выразил решительную поддержку в социальной сети Х. «Я решительно осуждаю атаку на Польшу. Я призываю Россию прекратить эту бессмысленную политику. Я еще раз заявляю о нашей полной солидарности с польским народом и правительством», — написал французский президент.

Также глава немецкой дипломатии Йохан Вадефуль поспешил сделать характерное заявление: «Мы дадим России решительный ответ за атаку БПЛА по Польше», — заявил министр иностранных дел Германии. Впрочем, он не уточнил, когда и какими средствами ФРГ собирается давать ответ.

Более того, как сообщил премьер-министр Туск, блок НАТО активировал ст. 4 Североатлантического договора. Выглядит, конечно, грозно, но в реальности она звучит так: «Договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из договаривающихся сторон окажутся под угрозой». Очевидно, что страны НАТО нашли в себе мужество проконсультироваться.

Впрочем, Туск уточнил, что ст. 4 — это только начало. «Мы ожидаем значительно большей поддержки в ходе консультаций. Это конфронтация, которую Россия объявила свободному миру», — подчеркнул польский премьер.

Примерно к 15:00 на инцидент отреагировали в министерстве обороны России, уточнив в очередной сводке, что готовы присоединиться к обсуждению, если это имеет смысл. «Объекты для поражения на территории Польши не планировались. Максимальная дальность полета применяемых в ударе российских БПЛА, которые якобы пересекли границу с Польшей, не превышает 700 километров. Тем не менее мы готовы по данной теме провести консультации с министерством обороны Польши», — написано в официальном телеграм-канале МО РФ.

Более того, прокомментировали ситуацию и военные из Беларуси. Так, выступил начальник Генерального штаба, первый заместитель министра обороны Республики Беларусь Павел Муравейко, заявивший, что часть БПЛА сбита непосредственно белорусами.

«В ходе ночного взаимного обмена ударами беспилотными летательными аппаратами между РФ и Украиной дежурными силами и средствами по противовоздушной обороне РБ постоянно отслеживались беспилотные летательные аппараты, потерявшие курс в результате воздействия средств радиоэлектронной борьбы сторон. Часть заблудившихся беспилотников была уничтожена силами противовоздушной обороны нашей страны над территорией республики. По имеющимся каналам взаимодействия в период с 23:00 9 сентября до 4:00 10 сентября наши дежурные силы и средства обменивались информацией о воздушной и радиолокационной обстановке с дежурными силами и средствами Польши и Литвы, тем самым оповестив их о приближении неизвестных летательных аппаратов к территории их стран. Это позволило польской стороне оперативно отреагировать на действия беспилотников, подняв в воздух свои дежурные силы», — сказал Муравейко.

И в этой ситуации поляки, пусть и не нарочно, опозорили свою систему ПВО. Так, из предполагаемых 23 беспилотных летательных аппаратов было сбито 7 штук, причем четверо из них, судя по заявлениям, сбили голландские пилоты на F-35. Таким образом, общая эффективность систем ПВО НАТО в Польше не превысила 30%.

Меньше всех пролетел дрон, который упал в Чоснувке — деревне в Бяльском повете Люблинского воеводства Польши, примерно в 70 км от украинской границы. И примерно в 1,5–2 км от главного аэродрома подскока/запасного аэродрома польских ВВС в направлении Бреста. Дрон не был сбит, он упал сам.

Дальше всего улетели БПЛА, которые достигли следующих точек:

  • населенный пункт Мнишкув, примерно 210 км от украинской границы;
  • город Олесно, примерно 400 км от украинской границы;
  • город Эльблонг, примерно 484 км от украинской границы.

Вместе с тем, судя по всему, дроны не были сбиты, а приземлились в результате окончания работы двигателя по техническим причинам (кончился заряд батареи/топливо).

«Если исходить из заявлений польской стороны, что это были БПЛА семейства „Герань“, то выходит вот что. Один из них порхал в польском небе беспрепятственно около 1,5 часа, а два других — 2,5 и около 3 часов соответственно. Эти БПЛА не были вскрыты польскими системами ПВО и не были перехвачены. Вы ж понимаете, что, будь это настоящие „Герани“, результат не был бы таким вегетарианским», — прокомментировал ситуацию в своем телеграм-канале военный эксперт Александр Зимовский.

Украине жизненно необходимо вернуть интерес Запада к себе. В случае успеха «атаки» Киев мог бы качнуть настроение польских граждан к тому, чтобы сильнее помогать «жовто-блакитным» в войне с «российским агрессором» Фото: © Belkin Alexey / news.ru / www.globallookpress.com

Что это было?

И вот тут важно понимать контекст происходящего. Украина медленно, но все увереннее начинает проигрывать в вооруженном конфликте. Если пару лет назад тезис «весь мир с нами!» звучал хоть и глупо, но убедительно (в конце концов, практически любое западное правительство в то время заявляло о своей поддержке киевского режима), то сейчас ситуация начинает меняться. В глобальной позиционной войне Россия как будто пересидела противника, отбивая все возможные военные и экономические атаки.

Наиболее заметно это в изменившейся позиции Соединенных Штатов. Из флагмана боевых действий, основного донора для киевского режима, они перешли на позиции места, где можно приобрести необходимое, но не взять даром. Польша аналогичным образом постепенно отходит от позиции безусловного союзника Киева. Как мы ранее отмечали, новый президент Польши Кароль Навроцкий принял указ, согласно которому бюджет республики перестает оплачивать системы Starlink, которыми пользуются вооруженные формирования Украины.

В этих условиях Киеву жизненно необходимо вернуть интерес Запада к себе. И вот тут начинаются версии, каждая из которых в равной степени может быть верной.

Базовые условия выглядят так: дроны впервые зафиксированы на территории Западной Украины, оттуда они двинулись на Польшу. Все дроны не были боевыми, это макеты. Макеты безболезненно прошли систему ПВО Польши, но были зафиксированы системой ПВО Беларуси. Места, где упали дроны, не выглядят так, будто на них сверху свалился достаточно тяжелый предмет. Дроны выглядят помятыми, некоторые перемотаны скотчем.

Как следствие, варианты могут быть следующие.

Первое. Это действительно заблудившиеся российские дроны. Кто их отправил в полетное задание с такими характеристиками — непонятно. Как они пролетели столь большое расстояние, неясно. Почему их обнаружили только на границе с Беларусью, а не на остальной территории Украины — секрет.

Второе. Это провокация Украины. В сети есть достаточно большое количество кадров приземленных «Гербер», которые вполне очевидно были прибраны сотрудниками украинских силовых структур. Поставить новый двигатель или заправить старый не представляет сложности. А технический ремонт скотчем и изолентой вполне допустим при данной работе. Что важно, дроны не начинены взрывчаткой, а значит, если вскроется, как вскрылся удар украинской ракеты по Польше, которую Киев выдавал за российскую, то ситуация будет не столь плохой. Вместе с тем в случае успеха Киев мог бы качнуть настроение польских граждан к тому, чтобы сильнее помогать Украине в войне с «российским агрессором».

Третье. Это совместная провокация части польской элиты и Киева. Учитывая, что дроны найдены почти целыми, как будто положенными в различные места республики, ситуация может быть такой, что их специально подложили, чтобы потом найти, а часть дронов, которую показательно сбили, запустили «украинские товарищи». Цель этого мероприятия — внутренние польские противоречия, когда часть граждан выступает категорически против бандеровского Киева, а другая — против Москвы.

Доказательств, подчеркнем, ни у одной версии нет. Нет точных приказов, прослушек, разговоров и прочего. Есть только предположения. Однако каковы последствия этого инцидента?

Польша начинает усиливать свою армию Фото: © Florian Gaertner / Photothek Media Lab / www.globallookpress.com

Итоги

Ситуация с ударом дронов вышла настолько же нелепой, насколько и абсурдной. Вне контекста пропаганды всем прекрасно понятно, что Россия если что-то и запустила на территорию Польши, то сделано это было не по ее воле. Последнее, чего хотелось бы Москве, — это обострять и без того непростые отношения с Варшавой.

Второй момент: сам инцидент выглядит как какая-то сомнительная клоунада. Почему именно сейчас залетели? Почему не полгода назад? Почему все как один не боевые? Почему никаких разрушений? Почему под видом разрушений вы пытались выдавать дом, который уже полгода стоит как порушенный? Зачем сообщать о применении ст. 4 НАТО, если она ничего за собой не несет? Вопросов много, ответов нет.

Вместе с тем общий фарватер развития ситуации таков, что Европа в любом случае готовится к чему-то нехорошему. Польша вне контекста украинской войны начинает усиливать свою армию. Германский TikTok заполнили ролики, агитирующие за призыв в армию; что характерно, актеры, играющие в роликах, все как один белые, «квадратнолицые» люди, никаких национальных меньшинств. И все это в условиях, когда США начинают сокращать свои расходы по европейской безопасности. На этом фоне 23 дрона-приманки выглядят крайне несерьезно, чтобы хоть как-то изменить общий вектор движения европейских взглядов.