Казанский гостинично-ресторанный комплекс «Ханума» на Баумана, 68 сегодня прикрыл суд. Прокуратура обнаружила в гостинице и ресторане ряд проблем: грубые нарушения санитарных норм, требований пожарной безопасности и законодательства об охране объектов культурного наследия — дом купца Каретникова пополнился надстройками, пристроями, даже фасад был изменен. Впрочем, после смерти основателя Фархата Ибрагимова в судебных сводках это место мелькает довольно часто. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Вахитовский суд Казани по требованию прокуратуры сегодня приостановил работу кафе и гостиницы «Ханума» на улице Баумана, 68
Неожиданный визит
Вахитовский суд Казани по требованию прокуратуры сегодня приостановил работу кафе и гостиницы «Ханума» на ул. Баумана, 68. Надзорный орган нашел грубые нарушения санитарных норм, требований пожарной безопасности и — одновременно — законодательства об охране объектов культурного наследия: комплекс работал в историческом доме купца Каретникова. Место для столицы РТ по-своему знаковое: комплекс в самом центре казанского Арбата был довольно популярным у туристов. Неудивительно — работает он уже 25 лет, причем довольно бюджетно: средний чек в столовой составляет около 500 рублей. Сейчас «Ханума» закрыта, на дверях красуется листок «не работает по техническим причинам».
История объекта связана с именем казанского ресторатора Фархата Ибраева. В конце 1990-х он вместе с предпринимательницей Гузель Валеевой начал развивать ресторанный бизнес. Первые проекты — небольшие заведения «Золотая гроздь» и джаз-клуб «Веселый Роджер», позже — ресторан грузинской кухни «Пиросмани». Но главным их детищем стал именно проект на Баумана, 68.
История объекта связана с именем казанского ресторатора Фархата Ибраева
Здесь в начале 2000-х заработал ресторан, который впоследствии трансформировался в гостиничный комплекс «Ханума». Сначала в здании открыли хостел «Казанское подворье» примерно на 60 мест, который в 2016 году получил премию Russian Hospitality Awards как лучший хостел России. Позже, к чемпионату мира по футболу 2018 года, его переформатировали в полноценный отель на 25 номеров. В комплексе также работали кафе и пиццерия «Наполетана».
Здесь в начале 2000-х заработал ресторан, который впоследствии трансформировался в гостиничный комплекс «Ханума». Сначала в здании открыли хостел «Казанское подворье» примерно на 60 мест, который в 2016 году получил премию Russian Hospitality Awards как лучший хостел России
Претензий в иске прокуратуры РТ немало. По данным «БИЗНЕС Online», речь идет о незаконных надстройках и пристроях и даже изменении фасада объекта культурного наследия. В здании отсутствует второй эвакуационный выход, были загромождены пути эвакуации, не было противопожарной сигнализации и системы оповещения, вентиляции и ограждений. Наконец, не проведена экспертиза пожарной безопасности, не обеспечены инструкции и средства защиты.
Дом купца Каретникова, где расположена «Ханума», — историческое здание начала XIX века, имеющий статус объекта культурного наследия. Оно изначально принадлежало семье купцов-староверов Каретниковых. После них дом оказался в руках другого крупного торговца — Гайнутдина Мукминова. В этом доме находился его магазин по продаже тканей, а на втором этаже — гостиница «Бристоль». После революции особняк национализировали.
Конфликты вокруг «Ханумы»
В последние годы судьба «Ханумы» оказалась непростой. Основатель Ибраев скончался в 2022 году прямо в стенах своей гостиницы, после чего начался затяжной конфликт за право управления бизнесом между дочерью предпринимателя Альбиной Ибраевой и мусульманской женой Валеевой.
Вокруг нескольких юридических лиц предпринимателя развернулась настоящая борьба за наследство, причем за ключевые активы
Ибраев завещания не оставил. Валеева утверждает, что он обсуждал его подготовку, но документ так и не был найден. И тут вокруг нескольких юридических лиц предпринимателя развернулась настоящая борьба за наследство, причем ключевые активы — помещения на Баумана, 68: отель в 1 677,5 кв. м, ресторан в 785,9 кв. м, кафе в 137,6 кв. м (всего свыше 2,6 тыс. кв. м). Подворье пережило и массу судов, и даже «рейдерский захват» с участием десятков колоритных мужчин спортивного телосложения
После смерти Ибраева единоличным собственником через дочерние организации стала дочь Альбина, но доступа в помещения она не получила. Ибраева неоднократно обращалась в МВД, следственный комитет и прокуратуру. Проверки проводились, объяснения брались, но уголовное дело так и не возбудили. Последний инцидент с попыткой попасть на объект произошел 6 февраля 2024 года: представители дочери Ибраева вновь встретили сопротивление со стороны Гузель и Тимура Валеевых и их сотрудников. По данному факту Альбина подала заявление о самоуправстве (ст. 330 УК РФ), однако, по ее словам, правоохранительные органы продолжают бездействовать.
После смерти Ибраева единоличным собственником через дочерние организации стала дочь Альбина, но доступа в помещения она не получила
В мае 2024 года ситуация вокруг «Ханумы» стала еще хуже. Рано утром в здание на улице Баумана, 68 зашли неизвестные, выкинули персонал и забаррикадировались внутри. По словам Валеевой, произошел рейдерский захват ее заведений. В отеле находились около 70 клиентов, которых периодически выпускали, но новых гостей и посетителей кафе внутрь не пускали. По словам Валеевой, мужчины, перегородившие вход, могли принадлежать к московской преступной группе и действовать по просьбе дочери бывшего владельца Ибраевой.
Гузель Валеева подчеркнула, что после того рейдерского захвата не имела к комплексу доступ и была персоной нон грата
«Пусть Аллах поможет нынешней владелице все это восстановить»
На момент публикации связаться с Ибраевой не удалось, а юрист, выступающий официальным представителем предпринимательницы, ситуацию не прокомментировал. Валеева же, случайно узнавшая о произошедшем, сообщила, что вести бизнес в здании ОКН всегда было непросто. «Мы с мужем сами восстановили это здание, но делали ремонт до того, как оно стало объектом культурного наследия. После этого любое изменение нужно было согласовывать», — пояснила она.
Валеева подчеркнула, что после того рейдерского захвата не имела к комплексу доступ и была персоной нон грата. «Закрыли весь комплекс — и кафе, и отель. Пусть Аллах поможет нынешней владелице все это восстановить. Очень неприятно. Там еще и люди жили! Я не знаю, как они там работали, как заселяли отель… Мы бы с Фархатом не допустили бы, чтобы дошло до такого — на всю республику! Беря на себя ответственность, человек берет ее полностью — за все», — переживает она.
Впрочем, в индустрии говорят, что закрытие данного объекта не будет настолько критично, поскольку в городе открывалось достаточное количество новых отелей. «Если говорить о переселении уже забронированных гостей, это не станет проблемой. Критичности здесь нет — турпоток не такой высокий, и мы понимаем, что он идет на спад», — говорит Инга Гадзаова, президент ассоциации отелей Казани и РТ, управляющая отелем «Островский».
Она предположила, что требования пожарной безопасности могли не соответствовать новым положениям о самооценке средств размещения. Речь о том, что с 1 сентября все российские средства размещения обязаны проходить процедуру самооценки и включаться в специальный реестр, в противном случае их ждут оборотные штрафы и запрет на деятельность.
Окончательное решение о дальнейшей судьбе «Ханумы» теперь примет суд: заседание запланировано на октябрь.
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.