Талия Минуллина: «Двухлетнего периода не хватило, чтобы в полном объеме создать финансово-институциональную среду» Талия Минуллина: «Двухлетнего периода не хватило, чтобы в полном объеме создать финансово-институциональную среду» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Могли его вообще закрыть. Но не закрыли, а продлили»

«Эксперимент не закрыли, а все-таки продлили. Можно же по-разному на это посмотреть. Можно сказать, что общий закон не распространили на всю Российскую Федерацию. А можно подумать, что могли его вообще закрыть. Но не закрыли, а продлили. Значит, есть понимание, что двухлетнего периода не хватило, чтобы в полном объеме создать финансово-институциональную среду», — обращала сегодня внимание журналистов глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина на круглом столе по исламским финансам, который продлился больше трех часов.

Эксперимент, напомним, стартовал в четырех регионах (Татарстан, Башкортостан, Чеченская Республика и Дагестан) в сентябре 2023-го и изначально был рассчитан на два года. Этим летом его продлили до 1 сентября 2028-го. Власти тогда признали, что сначала с экспериментом «может быть, медленно раскачивались», но на второй год «процесс пошел довольно быстро», а после продления процесс «будет развиваться еще более успешно». Но насколько быстро — пока вопрос.

Например, по словам Минуллиной, можно говорить о возможности роста сделок в области исламских финансов к концу этого года. И поможет в этом… высокая ключевая ставка. «С учетом того что общая ситуация не самая простая, она тоже, мне кажется, влияет на развитие исламских финансов определенным образом положительно. Как в любой ситуации, есть что-то плохое, что-то хорошее. Может быть, то, что ставка сегодня высокая, наоборот, даст лучшее развитие продуктам исламского банкинга», — предположила она. Кстати, на заседании не было представителя Центробанка. Глава АИР объяснила это «режимом тишины» перед завтрашним заседанием совета директоров ЦБ по ставке.

В ожидании арабских инвестиций: исламские финансы идут на второй круг

Сегодня в специальном реестре участников эксперимента, который ведет Центробанк, 33 организации. Участниками по-прежнему остаются четыре региона. Однако, как отметила Минуллина, участниками рынка становятся и представители в других субъектах РФ (Краснодарский край, Ингушетия, Астраханская область, Карачаево-Черкесская Республика).

В июле этого года вышел отчет о состоянии исламской экономики в мире за 2024–2025 годы. Его подготовила американская исследовательская компания DinarStandard. По итогам прошлого года объем исламской экономики в мире составил $2,43 трлн, к 2028-му достигнет $3,36 триллиона. Лидер в развитии этой сферы — Малайзия. Кстати, как позже рассказала Минуллина, во время визита короля Малайзии султана Ибрагима в Татарстан раис РТ Рустам Минниханов предложил ему рассмотреть возможность открытия у нас представительства малайзийского банка. «Это прозвучало как предложение. Его, конечно, надо прорабатывать. У нас летит сотрудник [АИР РТ] специально на конференцию туда (в Малайзиюприм. ред.), заодно проведет там переговоры, чтобы как-то продвигаться в этом смысле», — добавила она.

В отчете есть только одно упоминание России. Касается оно, как это ни странно, благопристойного показа мод, который проходит в рамках экономического форума «Россия – исламский мир: KazanForum»Фото: © Алексей Даничев, РИА «Новости»

«Действительно обидно. Мы делаем большую работу, но пока ее наши международные коллеги не видят»

Но вернемся к отчету. В нем есть только одно упоминание России. Касается оно, как это ни странно, благопристойного показа мод, который проходит в рамках экономического форума «Россия – исламский мир: KazanForum». «Мы это связываем с большой пиар-кампанией. Потому что когда мы проводим этот показ мод, мы нанимаем много зарубежных дизайнеров, у них большой охват в социальных сетях, которые становятся доступными широкому кругу лиц», — пояснила Минуллина.

Она также добавила: «Сказать, что обидно, что мы не присутствуем в отчете, наверное, будет справедливо. Действительно обидно. Мы делаем большую работу, но пока ее наши международные коллеги не видят в таком объеме, в котором хотелось бы, чтобы они это видели».

В то же время в отчете, который делают в Малайзии, упоминаний России и Татарстана «правда много». В нем есть информация о ходе эксперимента, об образовательной программе КФУ, посвященной исламским финансам, о сотрудничестве РТ с AAOIFI (Организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов). Кстати, сейчас идут переговоры об открытии российского представительства AAOIFI в Казани. Открытие планируется к следующему KazanForum, вопросом занимается минэкономики РТ.

«Наверно, они (зарубежные экспертыприм. ред.) бы знали еще больше, если бы мы активнее переводили на английский язык всю информацию. <…> Плюс если в разделе о допуске на финансовый рынок на сайте Банка России попробовать перейти на английскую версию (а ведь коллеги должны из официальных источников узнавать о нашем эксперименте), то попадаешь на стартовую страницу, английской версии нет», — указала Минуллина.

Марат Садриев Марат Садриев рассказал, что Ак Барс Банк запустил уже 12 продуктов для корпоративного бизнеса. В разработке — исламское страхование, ипотека на первичном рынке и рассрочка на автомобиль. Цель — закрыть все потребности бизнеса и клиентов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Можно создавать бесконечное количество продуктов, но если клиенты об этом не знают, то сложно их продвигать»

Список исламских продуктов и услуг значительно расширился по сравнению с прошлым годом, продолжила глава АИР РТ. Она показала участникам круглого стола перечень всех реализуемых продуктов. И если раньше это был «один листик», то теперь Талия Ильгизовна развернула целое полотно.

Кстати, именно на развитии продуктов и делали акценты многие участники круглого стола. Так, директор центра исламского банкинга Ак Барс Банка Марат Садриев рассказал, что банк запустил уже 12 продуктов для корпоративного бизнеса. В разработке — исламское страхование, ипотека на первичном рынке и рассрочка на автомобиль. Цель — закрыть все потребности бизнеса и клиентов.

При разработке продуктов первостепенно соответствие их нормам ислама. А одна из проблем в том, что не хватает осведомленности клиентов по исламским продуктам. «Можно создавать бесконечное количество продуктов, но если клиенты об этом не знают и не понимают, как это работает, то сложно их продвигать», — сказал Садриев, рассказав о специальной образовательной программе банка, которую может пройти любой желающий бесплатно. Однако говорить о конкретных цифрах банка он, в том числе в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», не стал.

Сбер предлагает 16 соответствующих нормам шариата продуктов для своих клиентов и бизнеса. Как рассказал руководитель исламского офиса ПАО «Сбербанк» Искандер Хакимов, по сравнению с 2024 годом в Татарстане портфель исламских расчетных счетов вырос в 3 раза, количество и пассив счетов «Амана» (тип банковского счета, соответствующий принципам исламского финансирования, предназначенный для хранения средств без начисления процентов) — в 3 раза, а количество дебетовых карт — в 12 раз.

Ученый секретарь совета улемов ДУМ РТ Булат Мубараков обратил внимание, что необходимо разработать и внедрить единый авторитетный орган, который будет определять принципы и контроль исламских финансов, разработать модели шариатского контроля, а также обучать и сертифицировать экспертов в этом направлении — без них исламские финансы не будут развиваться. Вообще, объяснил он, следить за соблюдением правил должны шариатские советы. Сейчас же их роль выполняют группы экспертов при советах улемов ДУМ в том или ином регионе, где проходит эксперимент.

Булат Мубараков Булат Мубараков: «Сначала нужно решить, что мы хотим сделать. Допустим, решили сделать факторинг. В рамках законодательства РФ он разрешен, в рамках шариата запрещен, потому что это покупка долга с дисконтом» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Иностранный инвестор не зайдет на какую-то «ооошку»

«У нас, когда доклады проходят, все зачастую рассказывают, что сделали какой-то продукт. Но при этом сам принцип структурирования продуктов для большинства, кто непосредственно не принимает участия в эксперименте, остается под вопросом», — заметил председатель правления компании «Ас-Салям» Ренат Едиханов. По его словам, началом в разработке продукта для участия в исламском банкинге должна быть фантазия. «Сначала нужно решить, что мы хотим сделать. Допустим, решили сделать факторинг. В рамках законодательства РФ он разрешен, в рамках шариата запрещен, потому что это покупка долга с дисконтом», — продолжил Едиханов.

Следующий шаг — это оценка результата, последствий применения продукта и выбор формы договоров. Но здесь есть нюанс в виде последствий. «В нашем случае это налоговая нагрузка. Можно сделать классную сделку с деньгами, все потоки распределяются, но на каком-то моменте ты поймешь, что все, что распределилось в твою пользу, надо заплатить государству, еще останешься должен», — подчеркнул эксперт. Заключительный этап: проверка адекватности схемы.

Остановился Едиханов и на структуре рынка капитала. Один из его уровней — это биржевой рынок обращающихся облигаций или сукук (аналог облигаций). Этот инструмент исламского банкинга, который помогает организациям привлекать средства для реализации своих проектов, а инвесторам — получать прибыль в соответствии с нормами исламского права. «Первый сукук был выпущен нашей командой еще в 2017 году. Регистрация вместо одного месяца заняла полгода. С Центробанком согласовывали ряд моментов по документам. Увенчалось успехом: это был первый выпущенный сукук в России», — похвалился выступающий. Как было отмечено Едихановым, на данный момент планируется выпуск сукук для ВЭБа, а привлеченные средства будут направлены на финансирование проектов на территории Татарстана.

«На данный момент в силу текущей геополитической ситуации рынок евробондов закрыт, а ликвидность есть. Если обратиться к макроэкономике, то иностранные инвестиции — это важная составляющая существования финансово-экономической системы страны в целом. Подходящие ресурсы должны откуда-то прийти в любом случае, чтобы экономика функционировала», — заметил позже в разговоре с «БИЗНЕС Online» Едиханов, отвечая на вопрос о перспективах рынка исламских финансов.

Объясняя текущую ситуацию с малой активностью иностранных инвесторов в России, эксперт провел аналогию с магазином, у которого «слабый прилавок». «Есть магазин, в котором продается алкоголь, еще какие-то харамные вещи. Естественно, мало покупателей будет заходить. Чтобы они зашли, надо сделать сильный прилавок, где все будет халяльное», — сравнил Едиханов.

Исламские финансы — это перспективный и нужный инструмент ввиду сложившейся на данный момент геополитической ситуации вокруг России Фото: ru.freepik.com

Осложняет ситуацию и тот факт, что этот рынок по-прежнему остается розничным. «Исламские финансы в России развивались по инициативе снизу, с мелкой розницы. Потом дошли до средней розницы, а банки делают крупную розницу», — отмечает эксперт. По его словам, иностранные инвестиции — это не привлечение денег на конкретную сделку в виде покупки квартиры или автомобиля, а выделение средств на крупные, в том числе инфраструктурные проекты.

«Для того чтобы подобные инвесторы могли зайти на рынок, они должны видеть, что там уже есть такие инструменты. В этом отношении выпуск сукук ВЭБа выступает в роли государственных облигаций, это уровень госкорпораций», — подчеркивает Едиханов. В свою очередь это должно послужить одним из первых толчков и продемонстрировать иностранному инвестору, что на российском рынке есть инструменты нужного формата и качества с точки зрения эмитента. «Иностранный инвестор не зайдет на какую-то „ооошку“. Для этого заемщики должны быть на уровне голубых фишек (акции наиболее крупных, ликвидных и надежных компаний со стабильными показателями доходностиприм. ред.)», — комментирует эксперт.

Назвать перспективы развития полноценного рынка сукук и оценить, хватит ли на это отведенных трех лет, собеседник «БИЗНЕС Online» затруднился. «Если плотно взяться за работу и будут готовы все эмитенты, за пару лет это технически сделать реально», — отметил Едиханов. В целом исламские финансы — это перспективный и нужный инструмент ввиду сложившейся на данный момент геополитической ситуации вокруг России, еще раз подчеркнул он.