Буднично накануне в новом здании театра им. Камала закрывался XXI казанский международный кинофестиваль «Алтын минбар». Церемония прошла без красной дорожки и звездных гостей, а фильм, забравший главный приз, почти наверняка через год уже мало кто вспомнит. О том, как на мероприятии почтили минутой молчания павших воинов на СВО, какая страна увезла из столицы Татарстана больше всего наград и кого из фаворитов продинамило жюри, — в фотоистории «БИЗНЕС Online».

-
В 2025-м церемонию закрытия казанского международного кинофестиваля «Алтын минбар» оставили без красной дорожки. Логику организаторов понять можно, но все-таки истинных фанатов форума из числа рядовых зрителей поощрять как-то стоит. В этом году на показах корреспондент «БИЗНЕС Online» вновь наблюдал пожилых дам, которые свои кинематографические планы даже фиксируют в общую тетрадь и могут на полном серьезе вспомнить имя какого-нибудь индийца, бравшего здесь приз за режиссуру в условном 2018-м. Эта публика — гарант заполняемости залов на фестивальных картинах.
-
Светская часть закрытия фестиваля была еще более лаконичной, чем открытия. Лишь награждение, разбавленное несколькими концертными номерами. «Кинофестиваль — это не тусовка, это все-таки профессиональное сообщество», — напомним, говорила в понедельник на пресс-конференции министр культуры РТ Ирада Аюпова, которую долго мучили вопросами об «Алтын минбаре». Глава минкульта держалась стойко, придерживаясь «линии партии»: фильмы отличные, жюри прекрасное. Правда, сама она на закрытие фестиваля не приехала — пришлось отправиться на форум в Санкт-Петербурге. За татарстанскую власть «отдувался» зампредседателя Госсовета РТ Марат Ахметов, перед началом беседовавший с заслуженным артистом РФ Рамилем Тухватуллиным (второй справа) и начальником управления культуры исполкома Казани Азатом Абзаловым (справа).
-
Замруководителя исполкома столицы РТ Гузель Сагитову на входе встречал первый заместитель худрука театра им. Камала Ильфир Якупов. В новенькой «ледяной глыбе» они вполне могли ностальгировать о том, какой была театральная Казань еще совсем недавно, ведь оба были директорами Татарского ТЮЗа им. Кариева и театра им. Камала соответственно.
-
Как и на открытии, гости фестиваля удивляли неординарными образами. Меховая шапка то ли отсылала к гостеприимной российской земле, то ли просто согревала во время осеннего похолодания.
-
Режиссер Ильшат Рахимбай решил повторить успешный образ с открытия, а его супруга выделялась стильным аксессуаром на волосах.
-
А вот член жюри из Нигерии Чиома Уде, организатор ряда кинопроектов у себя на родине, запомнилась тем, что перед одним из показов порадовалась тому, что, по ее наблюдениям, жители Казани улыбаются и танцуют как африканцы.
-
Что касается официальных речей, то замглавы ДУМ РФ Рушан Аббясов напомнил, если кто забыл, что президентом фестиваля является его шеф Равиль Гайнутдин. А вышеупомянутый Ахметов вручил спецприз от раиса Татарстана «За гуманизм в киноискусстве» — сертификат на полмиллиона рублей получил индийский фильм «История кукольного театра».
-
Специальный приз всемирного конгресса татар достался фильму «Дом» (Россия) о татарском культурном центре Москвы и его активистах. Режиссером картины выступил глава татарской национально-культурной автономии Москвы Фарит Фарисов. Ленту показывали в специальной программе «Война и мир: новые территории». Получить награду пригласили участника СВО Рузеля Гиниятуллина (в центре). «Ни для кого не секрет, что в данный момент идет специальная военная операция на территории Украины. К сожалению, я уже уволен по состоянию здоровья — у меня нет двух ног, но я уверенно стою на протезах и присутствую здесь. Мы не должны оставаться в стороне и думать, что это нас не коснулось», — сказал он со сцены и попросил почтить память погибших на фронте минутой молчания.
-
Награду за лучший национальный лук заслужила ректор КазГИКа Роза Ахмадиева, которая объявляла как раз победителя в национальном конкурсе, где сражались татарстанские картины. Здесь всех обошел фильм «Дочки-матери» (Россия, Татарстан) Юлии Захаровой и Ирека Хафизова, снятый по мотивам одноименной пьесы Туфана Миннуллина.
-
Если в прошлом году церемония продлилась четыре часа, то на этот раз ведущие — киноактриса, экс-артистка Камаловского театра Гузель Сибгатуллина и актер театра и кино Ратмир Гарифуллин — старались оглашать номинации «плотно» друг к другу, лишь изредка отвлекаясь на творческие номера.
-
Приз за вклад в развитие республиканского кинематографа получил легенда Камаловского театра 87-летний Равиль Шарафеев. «Уж этот человек точно внес огромный вклад в татарский кинематограф», — отметил глава союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров. Лауреат в ответ произнес шутливую речь: «Когда-то мне вручали театральный приз, и я сказал: „Я давно ждал“. Все удивились, ведь обычно говорят наоборот. Сейчас я говорю: „Действительно, я этого не ждал“». На самом деле, фильмография у Шарафеева не такая большая (как и у всего татарстанского кинематографа), но просто видеть на сцене этого выдающегося артиста и прекрасного человека уже счастье.
-
В номинации «Лучший документальный фильм» выиграл Мехди Гаванати (на фото) из Ирана с картиной «Потерянный сезон». Стоит отметить, что всего иранские кинематографисты увезли с собой 6 наград с фестиваля, четыре из которых — в основных номинациях. Лучшей короткометражкой стал игровой фильм «Без гражданства» Сейеда Мохамадхосейна, лучшим режиссером — постановщик ленты «Глаза Востока» Эбрагим Амини, а актриса из той же картины Сетайеш Деган получила приз за лучшую женскую роль.
-
16-летняя актриса Даяна Гудз, известная по фильмам и сериалам, перевоплотилась в певицу и спела для гостей композицию «Там нет меня», которую ранее исполняли Владимир Пресняков и Севара.
-
Директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова решила показать гостеприимство иностранным коллегам и сказала приветственное слово сразу на трех языках — русском, татарском и английском. Она добавила, что организаторы старались сделать максимально комфортным их пребывание в Казани. Ну в этом, как известно, Татарстану нет равных не то что в России, а, возможно, даже и в мире, Си Цзиньпин и Александр Лукашенко не дадут соврать.
-
Мировая легенда смешанных единоборств (он был чемпионом UFC, когда Хабиб Нурмагомедов еще не пошел в школу), актер и телеведущий Олег Тактаров награждал за лучшую женскую роль и тоже решил говорить на английском. «Мужчины все время талантливые, а девушке надо постараться! У нее беда — она либо красивая, либо талантливая. Все вместе сочетают в себе единицы. Когда появляются такие талантливые женщины, они как достояние республики, бриллиант», — размышлял он. Так Тактаров с юмором отошел от привычной западной политкорректности, которой порой еще страдают фильмы «Алтын минбара».
-
Стоит отметить организаторов, которые виртуозно выкрутились из потенциального скандала с награждением фильма «Кара урман» («Черный лес») уфимского режиссера Радика Кудоярова. Совсем не отметить картину, на которую Татарстан, по слухам, выделил 100 млн рублей, было невозможно, а Гран-при «Алтын минбара» могло вызвать бурю возмущения у национальной общественности. В итоге фильм, созданный, что называется, по мотивам подвига Мусы Джалиля, заработал приз за лучшую мужскую роль для артиста театра им. Тинчурина Зульфата Закирова (сложно не порадоваться за казанского актера), а также диплом гильдии киноведов и кинокритиков России, видимо, оценившей дорогую картинку и качественную работу со звуком.
-
Однако кейс «Кара урман» наверняка еще будет обсуждаться, ведь Татарстан выделил огромные по меркам производства местного кино деньги на рассказ о подвиге татарского поэта и его товарищей в тылу врага, а получил авторское высказывание дебютанта в игровом кино Кудоярова, где история Джалиля и татарские песни смотрятся порой как прокладка между отсылами к Новому Завету, Гомеру или «Мастеру и Маргарите», а то и к культовому фильму «Забавные игры» Михаэля Ханеке, когда режиссер буквально наслаждается будничностью и натуралистичностью экранной жестокости разного рода. В общем, можно вспомнить, что уже год назад на предпоказе в театре им. Джалиля в присутствии VIP’ов профессионалы сомневались в дальнейших перспективах картины, история которой, возможно, на «Алтын минбаре» и закончится. Кстати, исполнительный директор фестиваля Айтуганова ранее напоминала, что лента в Казани заявлена как копродукция Россия – Германия, т. е. формально к РТ отношения не имеет. «Если это фильм о Мусе Джалиле, конечно, можно и нужно считать картину татарстанской», — так ответил на вопрос «БИЗНЕС Online» об этой коллизии замминистра культуры республики Дамир Натфуллин (на фото). Хочется здесь правда, вспомнить, что на фестивальном показе литературовед Милеуша Хабутдинова «ставила на вид» режиссеру Кудоярову, что для татар «Кара урман» (вспоминая знаменитую народную песню) — это не «Черный лес», а тоска по родному дому. И этого постановщик не понял.
-
А вот Гран-при за лучший полнометражный игровой фильм забрал черногорский режиссер Никола Вукчевич с картиной «Оплот стойкости» о Второй мировой войне в Югославии. Дело происходит в албанской деревушке, где семья местного авторитета приютила сербского мальчика, хотя это ей грозило смертельной опасностью. По мнению корреспондента «БИЗНЕС Online», кино грешит излишней театральностью (не зря режиссер возглавляет театр в Подгорице), а больше всего запоминается тот факт, что в середине 1940-х албанцы одевались на охоту так же основательно, как на национальную свадьбу. Впрочем, гуманистический посыл ленты понятен и правилен. Видимо, дружба албанцев и сербов показалась международному жюри фактом более значительным, чем преодоление общих трудностей той же эпохи русскими и казахами из фильма «Эвакуация» режиссера из Казахстана Фархата Шарипова, и последний получил лишь награду за сценарий.
-
«Уф, что за вечер! Салям, Казань», — выдохнул председатель жюри, обладатель «Оскара», индийский звукорежиссер Расул Пукутти. В числе прочего он наградил специальным упоминанием и совсем невыдающуюся картину «Высеченные ветром» из Марокко, отличившуюся в столице РТ только странной историей с остановкой фестивального показа. И жаль, что жюри проигнорировало личного фаворита корреспондента «БИЗНЕС Online» — узбекский фильм «Песня Сустхотин» Хусноры Розматовой, поднимающей совсем уж табуированную в регионе тему насилия над женщинами, а также исполнителя главной роли Карима Мирхадиева, чье словно высеченное из камня суровое лицо надолго остается в памяти.
-
Так закончился XXI международный кинофестиваль «Алтын минбар», который объединил кинематографистов из 67 стран мира. Ведущие подчеркнули, что прием заявок на 2026 год уже открыт и следующий форум традиционно пройдет в Казани в начале сентября.






















































Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.