С 1 сентября в России вступили новые требования к операторам связи об обязательной маркировке звонков от компаний С 1 сентября в России вступили в силу новые требования к операторам связи об обязательной маркировке звонков от компаний Фото: © Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / www.globallookpress.com

Кто заплатит за маркировку?

Россияне начали чувствовать на себе государственные меры против мошенников. По крайней мере те, чья работа связана с массовым обзвоном и работой в кол-центрах. С 1 сентября в России вступили в силу новые требования к операторам связи об обязательной маркировке звонков от компаний. На практике это значит, что на экране телефона абонента будет отображаться название организации, которая ему звонит.

Но за все в этом мире нужно платить. Операторы связи переложили расходы на маркировку на сами компании. Услугу по маркировке звонков операторы связи оказывали и ранее — компании могли подключить ее самостоятельно по желанию. Теперь она стала обязательной, а в офертах появилось предупреждение, что если компания продолжает пользоваться связью, то автоматически соглашается на подключение дополнительной услуги.

«Передача информации об абоненте — юридическом лице или индивидуальном предпринимателе — будет осуществляться в рамках услуги „Визитка“ и станет обязательной с момента вступления в законную силу соответствующего постановления правительства РФ», — говорится, к примеру, на сайте «МегаФона». «Маркировка звонков — это не новая услуга, она не влияет на стоимость самого звонка и оплачивается отдельно, — пояснила пресс-служба оператора „БИЗНЕС Online“. — И цена на нее, напротив, не растет, а снижается. С 1 октября „МегаФон“ значительно снижает стоимость маркировки — на 40 процентов. Новая цена составит 30 копеек (включая НДС). Кроме того, до конца сентября для новых клиентов услуги по маркировке мы обнуляем стоимость при звонках на номера абонентов „МегаФона“ и Yota».

На экране телефона абонента будет отображаться название организации, которая ему звонит На экране телефона абонента будет отображаться название организации, которая ему звонит Фото: «БИЗНЕС Online»

«Билайн» сообщил, что продолжение пользования с 1 сентября 2025 года абонентами «Билайн» бизнес-услугами фиксированной и/или подвижной телефонной связи будет являться акцептом оферты о подключении услуги маркировки «Этикетка», т. е. автоматическим согласием. До 30 сентября с компаний не будет взиматься платеж, а с 1 октября стоимость услуги будет 24 копейки.

МТС не стал отвечать на запрос «БИЗНЕС Online». На сайте компании отмечается, что по 30 сентября действует промопериод, в рамках которого устанавливается 100-процентная скидка на услугу маркировки. В целом ее стоимость составляет от 0,29 рубля за вызов. В «Т2 Мобайл» ранее сообщали, что условия маркировки прорабатываются с каждым заказчиком индивидуально.

Особенно сильно нововведение беспокоит исследовательские и маркетинговые компании Особенно сильно нововведение беспокоит исследовательские и маркетинговые компании Фото: © Ilya Moskovets / URA.RU / www.globallookpress.com

Насколько это затратно?

Казалось бы, сумма в 20–30 копеек небольшая, но для компаний, занимающихся массовыми обзвонами, затраты возрастут в разы. Особенно сильно нововведение беспокоит исследовательские и маркетинговые компании. Исследовательская организация SIS-Corporation разослала клиентам и коллегам письмо (имеется в распоряжении редакции), чтобы привлечь внимание к проблеме. «Операторы связи ведут согласованную друг с другом политику с целью извлечения дополнительной коммерческой выгоды путем введения обязательных к оплате клиентами тарифов, чрезмерных штрафов и излишних дополнительно тарифицируемых услуг связи в виде классификации как МАВ (массовые абонентские вызовы), что прямо не относится к исполнению введенного в действие постановления [правительства РФ], — отмечается в письме. — При этом деятельность социологических и научных организаций, исполняющих государственные и муниципальные контракты по проведению социологических телефонных опросов, уже классифицируется операторами связи как МАВ. В итоге с 01.10.2025 удорожание цен на услуги связи при проведении социологических телефонных опросов составит 350–500% (3,5–5 раз) и их исходная доля в размере 30% от цены контракта превратится в 100–150%, т. е. станет выше общей цены контракта». В результате компании не смогут исполнить госконтракты, т. к. их стоимость невозможно поменять, отмечается в письме.

SIS-Corporation предлагает выделить организации, проводящие социологические телефонные опросы по госконтрактам, в особую категорию и обеспечить им бесплатное оказание услуг связи — без платы за маркировку, тарификации МАВ и штрафов за отсутствие предварительного согласия абонентов на период выполнения контракта. Абоненты, согласно новым поправкам, могут через оператора связи установить запрет на осуществление массовых вызовов. Сейчас компании могут получить штраф от 100 тыс. до 1 млн рублей за каждый факт жалобы абонента на отсутствие предварительного согласия на МАВ-звонок от конкретного юридического лица или ИП. С этим обращением исследовательская компания предлагает коллегам пойти в минцифры РФ.

«Уже 2 октября люди будут выброшены на улицу»

«Насколько это сказывается на работе? Мы прекратим свою работу, если ничего не изменится, — отметил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ руководитель агентства исследований и разработок (АИР) Алексей Коннов. — Я приведу маленький пример. Мы в прошлом месяце совершили 8 миллионов вызовов. Каждый вызов сейчас любой из операторов и так тарифицирует. У „Билайна“, например, инициирование вызова — 48 копеек. При этом неважно, дозвонился ты или не дозвонился или это вообще несуществующий номер».

Он рассказал, что сейчас ассоциация исследовательских компаний, куда входит и АИР, готовит обращения в УФАС: согласно закону «О связи», операторы должны тарифицировать только звонки, которые продлились более трех секунд, а теперь планируется брать деньги за любой звонок. SIS-Corporation также отмечает, что операторы связи тарифицируют услуги МАВ путем введения обязательной платы за инициацию вызова в размере плюс около 50 копеек за каждый вызов внутри своей сети и готовят отдельные повышенные тарифы на межоператорском уровне. В татарстанском УФАС «БИЗНЕС Online» сообщили, что пока обращений от компаний к ним не поступало.

«Мы же не говорим, что не хотим маркироваться! Мы готовы заключать новые договоры с операторами связи, готовы, чтобы наша сфера деятельности и название организации показывались клиенту. Но мы против цены за это, — отмечает Коннов. — Надо понимать, что практически 85−90 процентов звонков „холостые“. В этом и есть смысл репрезентативности выборки: это совершенно случайно сгенерированная база, чтобы любой человек мог в нее попасть. И эти 90 процентов звонков, которые улетают в трубу, в любом случае будут стоить нам денег». При этом уже сейчас компании платят за разговоры с автоответчиками: «Пока мой „живой“ оператор догадается, что он разговаривает с роботом, проходит какое-то количество времени, и это иногда больше, чем три секунды. Я сейчас уже за это плачу деньги. С этим уже как-то смирились, хотя нам это тоже не сильно нравится».

Коннов говорит, что нововведение убьет 50% оборота и сократит штат на 50%: «Да, пока это не влияет на работу, но уже 2 октября люди будут выброшены на улицу. Сейчас средний объем расходов на связь — примерно 30 процентов от бюджета анкеты. Например, если сейчас анкета стоит 100 рублей, то из них 30 рублей — это связь. С 1-го числа связь будет стоить от 150 до 250 рублей к этим 100 рублям». Альтернативы сотовой связи нет, ведь звонки по мессенджерам запрещены.

Сергей Обухов: «Альтернатив на данный момент телефонным обзвонам нет. Анкета стала очень затратна» Сергей Обухов: «Альтернатив на данный момент телефонным обзвонам нет. Анкета стала очень затратна» Фото: © Анастасия Петрова, РИА «Новости»

«На нас это уже сказалось, мы вынуждены прекратить автоматизированные опросы с помощью социологического робота. Теперь мы можем проводить маленькие региональные опросы, где не требуется большое количество выборки», — рассказывает депутат Государственной Думы, один из основателей центра исследований политической культуры России Сергей Обухов.

Помочь может только увеличение себестоимости исследований и привлечение дополнительного количества интервьюеров, говорит эксперт. «Альтернатив на данный момент телефонным обзвонам нет. Анкета стала очень затратна. Если раньше КПРФ нам позволяла финансировать несколько опросов в месяц, то в нынешней ситуации вряд ли это будет больше, чем один опрос в год», — отмечает он.

Поможет ли данная мера в борьбе с мошенничеством? Вряд ли. «Мошенники как были в серой сфере, так в ней и останутся. Спам-фильтры, которые до этого существовали, в принципе, неплохо выполняли свою работу. Этого было достаточно Поможет ли данная мера в борьбе с мошенничеством? Вряд ли. «Мошенники как были в серой сфере, так в ней и останутся. Спам-фильтры, которые до этого существовали, в принципе, неплохо выполняли свою работу. Этого было достаточно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Расходы на исходящую телефонию могут вырасти до 30 раз»

«Услугу маркировки звонков как коммерческую операторы связи предлагают достаточно давно. Трудностей как таковых мы сейчас не видим, потому что процессуально еще не понятно, как именно будет выглядеть алгоритм действия. Ходят разговоры, что внедрение данных законодательных инициатив в практическом смысле отложено до 1 октября, до 1 ноября или до 1 декабря. Каких-либо ограничений по факту сейчас нет», — рассказывает генеральный директор компании в сфере телефонного маркетинга «Про-Звон» Марат Самигуллин. Он обратил внимание на то, что в связи с нововведением перестали работать сервисы по определению номеров от различных компаний, таких как «Яндекс», Сбер, Т-Банк.

«Мы ранее не маркировали свои звонки, нам было проще покупать номера у тех же сотовых операторов, которые предоставляли городские и сотовые номера. Мы приобретали пакет сотовых. Как это скажется на нас в будущем? Тяжело сказать, потому что мы аутсорсинговая организация. Судя по всему, в нашем ассортименте появится новая услуга: все номера компаний мы будем по доверенности предоставлять сотовым операторам, регистрировать у них, а после получения всех необходимых документов фирма пойдет регистрировать их на „Госуслугах“. Но в этой истории есть масса подводных камней. Например, как быть оборонным предприятиям? Они никак не фигурируют в законе, а раскрывая контактные данные своих сотрудников, менеджеров, они ставят под вопрос обороноспособность страны и секретность», — рассказывает наш собеседник.

Маркировке подлежат все звонки, начиная от генерального директора и заканчивая конечным курьером. Переход на новый формат работы у бизнеса может занять от 4 до 6 месяцев. Повышение стоимости звонков неизбежно. В случае с IP-адресом плата берется за сам факт звонка, а в случае с маркировкой — за сам факт набора номера. «Прошло соединение, не прошло, сотовые операторы будут списывать деньги. Опросы ВЦИОМ, технические звонки о том, что машина подъехала, товар доставлен, — все это подорожает. Конечно же, из-за этого вырастет конечная стоимость для потребителей», — резюмирует Самигуллин.

Сейчас стоимость услуг IP-телефонии в России варьируется от 1 до 2,5 рубля в зависимости от оператора и типа тарифа. Ходят слухи, что операторы будут продавать услуги по маркировке по цене от 25 копеек до рубля. Таким образом, повышение стоимости услуг на телефонию для компании составит от 50 до 100%, считает гендиректор «Про-Звон». В будущем у операторов может появиться еще одна статья дохода: красивые «названия» маркировки. «Как раньше продавали домены для сайтов, так сейчас маркировка в 32 символа (максимальная длина сообщения, которое будет отображаться при вызове у абонента,прим. ред.) будет иметь приоритет. Маркировка может быть „Завод“, а может быть „Первый оконный завод“, а может быть „Лучший оконный завод“. Здесь это никак не регулируется. Я подразумеваю то, что сотовые операторы в перспективе ближайших 3–4 месяцев, когда закон устаканится, начнут приторговывать самыми успешными маркировками. Коммерческий потенциал у этого есть, безусловно».

Расходы на исходящую телефонию могут вырасти до 30 раз, оценили в пресс-службе сервиса такси «Максим». «Правила работы согласно новым требованиям приняты ровно неделю назад, то есть за три дня до вступления в силу самого ФЗ. Даже для менеджеров операторов связи, которым предстоит подготавливать, согласовывать и вносить маркировку для корпоративных клиентов, еще остается много вопросов в работе по этому направлению. И фактически на сегодняшний день даже не все мобильные операторы начали маркировать звонки», — отметили там. Сейчас в сервисе такси ведут работу над маркировкой звонков и рассматривают возможность развития альтернативных способов оповещения клиентов.

Поможет ли данная мера в борьбе с мошенничеством? Вряд ли. «Мошенники как были в серой сфере, так в ней и останутся. Спам-фильтры, которые до этого существовали, в принципе, неплохо выполняли свою работу. Этого было достаточно. У нас в стране просто есть определенная категория граждан, которым физически нужно было бы ограничить звонки с незнакомых номеров, чтобы звонить можно было только родственникам. Тогда мошенничества можно было бы избежать. Это было бы более эффективно. Сейчас очевидна тенденция усложнения работы легального частного бизнеса. Выросла категория топ-менеджеров в госструктурах, которые принимают те или иные инициативы, не прорабатывая их ни на два, ни на три, ни на четыре шага вперед. Конечно же, мы будем соответствовать требованиям закона, но по факту складывается дурацкая ситуация. Ради сиюминутных KPI, выполнения каких-то планов, инициатив каких-то коммерческих структур все это преподносится как благой поступок в борьбе с таким действительно нехорошим явлением, как мошенничество. И по факту не решает проблему, приносит только финансовые и законодательные сложности для честного бизнеса», — рассуждает Самигуллин. При этом, считает спикер, сфера холодных звонков выживет, несмотря на вводимые ограничения. Они нужны для деловых коммуникаций между юридическими лицами, для того чтобы заключить контракты, договоры и произвести поставки. «Если холодные звонки как таковые исчезнут вообще, то это существенно отразится на ВВП страны. Я думаю, до этого перегибать не будут».