Андрей Панков покинул пост гендиректора Aurus, а его место занял бывший руководитель ПАО «Яковлев» и «Вертолетов России» Андрей Богинский. Такая информация накануне появилась в телеграм-канале, также ее подтвердил источник «БИЗНЕС Online». Такое решение объясняется желанием Aurus масштабировать бизнес и запустить производство автомобилей в Санкт-Петербурге под другим брендом совместно с китайской компанией. Другие детали пока не разглашаются. Подробнее — в нашем материале.
Новым гендиректором Aurus назначили бывшего руководителя ПАО «Яковлев» (производитель самолетов SSJ и МС-21) и «Вертолетов России» (ВР) Андрея Богинского
Богинский пришел в Aurus?
Новым гендиректором Aurus назначили бывшего руководителя ПАО «Яковлев» (производитель самолетов SSJ и МС-21) и «Вертолетов России» (ВР) Андрея Богинского. Он сменит на этом посту Андрея Панкова, сообщил накануне вечером телеграм-канал «Русский автомобиль». Официального подтверждения этой информации, как и ее опровержения, до сих пор не было.
Источник «БИЗНЕС Online» подтвердил информацию, что Панков покинул пост гендиректора Aurus, а его место занял Богинский. Кадровые изменения, объяснил он, связаны с планами Aurus масштабировать бизнес. Речь идет о запуске производства премиальных автомобилей на бывшем заводе Toyota в Санкт-Петербурге. Именно этот завод, вероятно, возглавит Панков.
Там планируется выпуск автомобилей под другим брендом, а в числе учредителей может значиться известная китайская компания. Других деталей пока не приводится. Ранее «Ведомости» писали, что на бывший завод Toyota хотели привлечь люксовое китайское подразделение FAW — Hongqi, чтобы выпускать перелицованный седан Hongqi H9 под брендом Aurus. Однако концерн «соскочил с переговоров». Собеседники издания допускали, что китайских производителей могло спугнуть то, что российская компания находится под санкциями. Один из источников отмечал, что «импульс проекту» мог бы придать прошедший в октябре саммит БРИКС в Казани, однако этого не произошло. Но, вероятно, в проекте не была поставлена точка.
Как Богинский покинул «Вертолеты России» и ПАО «Яковлев»
В конце ноября 2021 года Богинского на посту гендиректора «Вертолетов России» сменил Николай Колесов. Почему его тогда убрали? Дело не только в падении выручки и прибыли холдинга, продолжающемся с 2018 года (а Богинский возглавлял холдинг с 2017-го), — это во многом отражение мировых процессов. К тому же спрос на главный продукт холдинга — Ми-8/17 — идет циклами, и последний пришелся на середину прошлого десятилетия (в 2015 году холдинг намолотил 42,2 млрд рублей чистой прибыли, в 2020-м — лишь 8,7 млрд). Скорее можно говорить о том, что не удалось парировать угрозы. У отрасли, очевидно, не было стратегии развития: вместо нее — набор разрозненных программ, а заодно затягивание проектов, деградация конструкторских и рабочих кадров, тотальная бюрократизация, сомнительные оптимизации типа слияния двух конструкторских бюро — Миля и Камова.
Андрей Иванович Богинский родился 11 августа 1974 года в Брянске. В 1996-м окончил факультет экономики и управления Нового гуманитарного университета, в 2000-м — Дипломатическую академию МИД РФ по специальности «мировая экономика». Кандидат экономических наук (диссертация — «Субсахарская Африка: валютная политика и механизмы внешнего финансирования развития»).
1994–1995 — экономист в банке «Национальный кредит».
1995–1999 — директор филиала ОАО «СБС-Агро».
1999–2004 — управляющий отделением ОАО Банк «Первое общество взаимного кредита».
2004–2006 — заместитель председателя правления ЗАО «Русский банк развития».
2006–2009 — вице-президент по финансам ОАО «АвтоВАЗ».
2010–2012 — заместитель генерального директора по экономике и финансам Центрального аэрогидродинамического института.
2012–2015 — директор департамента авиационной промышленности министерства промышленности и торговли РФ.
2015–2016 — заместитель министра промышленности и торговли РФ.
С 2017 года — генеральный директор АО «Вертолеты России».
В вертолетостроении от команды Богинского устали. Источники издания говорили, что автор решения об отставке Богинского — индустриальный директор авиационного кластера «Ростеха» Анатолий Сердюков, но утвердить вердикт мог только гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов, потому что только он мог перебить тогдашнего министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, который считается покровителем Богинского. Чемезову же все время докладывали об определенных качествах Богинского типа слабой договороспособности.
И на эту ситуацию наложился фактор Колесова, тогда генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) и владельца ряда казанских оборонных предприятий. История его притязаний на руководство КВЗ тянулась с 2016 года, но Мантурову удавалось отбивать атаки. Видимо, это только подогрело аппетиты Николая Александровича — он стал претендовать уже на ВР. Причем однозначно сказать, что Сердюков лоббировал Колесова, было нельзя, и в некоторых моментах он становился на сторону Богинского. Но Сердюков понимал, что Колесов более дееспособен.
У смены руководства было еще одно объяснение. Предвиделись немалые проблемы с выполнением годового плана (так оно и вышло), а потому приняли решение о смене руководителя, ведь тогда и с Богинского не спросишь — ушел, а Колесову вопрос не задашь — только пришел. К тому же в такой ситуации Богинского было бы трудно куда-либо назначить. В итоге бывший глава ВР стал заместителем гендиректора ОАК по гражданской авиации — гендиректором корпорации «Иркут» (впоследствии переименована в «Яковлев»), главные проекты которой — МС-21 и SJ 100. По сути, он стал отвечать за все российское гражданское авиастроение. Т. е. разжалованием передвижение Богинского назвать было сложно, хотя это, конечно, не руководство самостоятельным холдингом, а место заместителя у тогдашнего гендиректора ОАК Юрия Слюсаря. Причем ради трудоустройства Богинского с поста главы «Иркута» сместили Равиля Хакимова. В отрасли говорили, что с Хакимовым поступили несправедливо: толковый, работоспособный, по-человечески приятный, много сил отдавший программам МС-21 и SJ 100, и тут — замена на полнейшего новичка в отрасли.
На новом месте Богинский продержался до ноября 2024 года. 6 ноября с поста гендиректора ОАК ушел Слюсарь, 10 лет возглавлявший корпорацию. Его отправили руководить Ростовской областью. 25 ноября отставка настигла Богинского, и до сего дня его будущее оставалось непроясненным. Носили ли эти кадровые решения характер оргвыводов? Не могли не носить, хотя публично об этом не говорилось. По факту это была смена фигур, руководивших созданием магистральных самолетов, ключевых ответственных за формирование и реализацию Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 года (КПГА). Считается, что увольнения Богинского потребовал премьер-министр РФ Михаил Мишустин «за полный провал в гражданском авиапроме»: все же Андрей Иванович три года руководил «Яковлевым» и всем гражданским сегментом ОАК. Вот только надо помнить, что до этого он не имел отношения к самолетостроению, но каким-то образом оказался в кресле главного по гражданскому авиапрому.
По известной информации, отношения Татарстана и Богинского в последние годы его правления в ВР складывались непросто — из-за сложной ситуации, в которой оказался КВЗ. Так что тогда с его отставкой в республике наверняка вздохнули с облегчением, и вот он возвращается в сферу интересов РТ.
Изначально 75% Aurus принадлежало НАМИ, остальные 25% — «Соллерсу», который стал производственным партнером проекта
Aurus — компания, заточенная под первых лиц…
История российского бренда Aurus, куда, по неофициальной информации, якобы переходит Богинский, началась в 2013 году. Тогда правительство поручило автомоторному институту НАМИ разработку семейства автомобилей на единой модульной платформе для перевозки первых лиц страны. Этот проект получил условное название «Кортеж», на первом этапе на него было выделено 12,4 миллиарда.
В конце 2017 года на базе «НАМИ-авто» было создано ООО «Аурус». Изначально 75% Aurus принадлежало НАМИ, остальные 25% — «Соллерсу», который стал производственным партнером проекта. В 2019 году арабский фонд Tawazun купил 36% Aurus за 110 млн евро. У НАМИ после сделки с арабским фондом осталось 63,5% Aurus, у «Соллерса» — 0,5%. В этом году в долю вошел и КАМАЗ, купив 0,5% компании. Финансовые показатели не публикуются в открытых источниках. Самые «свежие» данные — за 2021 год: тогда выручка производителя автолюкса составила 370,7 млн рублей, а чистый убыток — 953,6 миллиона.
Серийное производство Aurus в Татарстане на территории особой экономической зоны «Алабуга» запустили в мае 2021 года, первой моделью стал Aurus Senat. Инвестиции в индустриальную часть проекта (сборочную площадку, сварочный комплекс и модернизацию окрасочного комплекса) на тот момент составили порядка 2 млрд рублей, заявлял тогда гендиректор ООО «Аурус» Адиль Ширинов. Производство внедорожников Aurus Komendant запустили на той же площадке спустя полтора года — в ноябре 2022-го. Сегодня цены на новый Komendant стартуют от 49 млн рублей, на Senat — от 50 миллионов.
Серийное производство Aurus в Татарстане на территории особой экономической зоны «Алабуга» запустили в мае 2021 года
Первый Aurus Senat появился на дорогах общего пользования в конце 2019 года, а в течение 2020-го прибавилось еще 7 штук. В 2021-м в РФ было продано 22 автомобиля, через год — 31 единица. В 2023 году было продано 86 автомобилей, в 2024-м — 118, а за первые три месяца 2025-го на учет встает еще 92 автомобиля. Самой популярной моделью остается седан Senat — 289 авто, далее идет внедорожник Komendant — 50 авто, минивэн Arsenal — 16 авто, универсал-катафалк Lafet — 2 автомобиля. Бо́льшая часть проданных в РФ автомобилей Aurus — примерно 86% — зарегистрирована на юридических лиц.
В 2021 году компания выпустила под своим брендом роскошный бизнес-джет, созданный на базе отечественного среднемагистрального пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100. Премьера состоялась в рамках международного авиасалона Dubai Airshow, куда также привезли вертолет и лимузин Aurus. Тогда цены на самолет варьировались от $39 млн до $50 миллионов. Вертолет же — это роскошная модификация модели «Ансат».
Aurus с 28 декабря 2022 года возглавлял Панков, который ранее был генеральным директором российского подразделения Renault. Панков сменил Ширинова, покинувшего свой пост в Aurus в начале декабря и руководившего компанией с 2019-го. До этого Ширинов был гендиректором Sollers.
2024 год завод Aurus в Елабуге закончил успешно — произвели 135 автомобилей и получили выручку более 5 млрд рублей.
«Это в том числе и автомобиль президента. Явно кому попало такой проект не доверили бы»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили, насколько вероятно назначение Богинского в Aurus и что оно даст производству люксовых авто.
Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:
— В ПАО «Яковлев» он, по-моему, ничего «прорывного» не принес, там скорее был фактически провал программ. Уволен он был, насколько я помню, по указанию премьер-министра Мишустина за провал программы гражданской авиации.
Если же перейти от персоналий к бренду, там, на мой взгляд, все очевидно. Есть два направления. Aurus, который вам хорошо известен, — это те машины, которые собираются в небольших объемах либо в Елабуге, либо в НАМИ. В первую очередь мы говорим про две машины: это Senat в разных вариациях и кроссовер Komendant. Это направление у них внутри образно называется «люкс». А второе направление условно называется «премиум», [там автомобили], которые на одну или две ступеньки ниже. Богинский как раз возглавит направление «люкс». А нынешний гендиректор Андрей Панков будет возглавлять направление «премиум»-автомобилей, то есть гораздо более доступных, более массовых, которые будут выпускаться на бывшем заводе Toyota в Петербурге. Я так вижу этот расклад, и на самом деле это правильно, потому что задачи немного разные, автомобили совершенно разные, и по этому второму направлению работы очень много. Я думаю, что распыляться на два направления просто времени не хватит. В этом смысле, мне кажется, это правильный подход, чтобы Андрей Панков сосредоточился именно на втором направлении.
Роман Гусаров — главный редактор портала «Авиа.Ру»:
— На самом деле Андрей Иванович Богинский — известный управленец в промышленности. Мы его помним еще в качестве руководителя департамента минпромторга и АО «Вертолеты России», он был руководителем этого холдинга. Потом — «Яковлев». Ну сейчас будет Aurus. Я считаю, что сейчас это человек уже с достаточно приличным опытом и достаточной квалификацией для того, чтобы управлять подобным проектом. Кстати, я отмечу, что этот путь немножко похож на путь нашего министра транспорта [Максима] Соколова, который потом стал руководителем АвтоВАЗа. Здесь явно просматривается такая линия. Сначала нарабатывается опыт в качестве чиновника, а потом уже, если человек себя достаточно хорошо и эффективно проявил и уже понимает и отрасль, и то, как все работает, как нужно управлять достаточно крупными системообразующими компаниями, его направляют «в поле» и доверяют управление такими серьезными бизнес-структурами и производственными структурами. Такими, как АвтоВАЗ и в данном случае Aurus.
Чем Богинский может помочь Aurus? Не знаю, нужна ли помощь Aurus. Но в любом случае любой компании нужен грамотный руководитель. Грамотный, опытный, знающий, что нужно делать, понимающий проблемы. Который может вникнуть в проблемы и предложить решение проблем, если они есть. Или предложить путь развития, если это не кризисный управляющий, а управляющий развитием. Поэтому я считаю, что Aurus — это такой серьезный проект. Тем более что мы понимаем, что это в том числе и автомобиль президента. Явно кому попало такой проект не доверили бы.
Даниил Минаев — главный редактор журнала «Грузовик Пресс»:
— Я слышал об этом назначении, но мне ни о чем не говорит эта фигура [Богинского], поэтому я ничего не могу сказать. Потом опять же это (его назначение — прим. ред.) все-таки скорее работа больше организаторская и политическая, чем автомобильная инженерия. То есть команда, которая занималась непосредственно созданием и доводкой автомобиля, — это одно. А люди, которые руководят именно в плане управленческих решений, — другое.
Чем Богинский может помочь Aurus? Трудно сказать, чем он может помочь. Для этого нужно знать хоть что-то о нем, а я о нем ничего не знаю. Скорее всего, его просто поставили как лицо, которому представители других уровней власти в большей степени доверяют. А сейчас доверие — это очень важно…
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.