«Зрительно подтверждает заявку Китая на мировое лидерство. При этом все облекается в формулу, что Народно-освободительная армия Китая — это оплот мира и социализма», — комментирует военный китаевед Андрей Девятов прошедший накануне парад в КНР. Торжественное прохождение войск, посвященное 80-летию окончания Второй мировой войны и победы над милитаристской Японией, называют не иначе как грандиозным. О том, почему ядерные межконтинентальные ракеты, которые показали на главной площади Пекина, не должны удивлять, кто придумал «смыть» Нью-Йорк, о сути объятий Си Цзиньпина и Владимира Путина, а также о тайных знаках и смыслах мероприятия — в материале «БИЗНЕС Online».
Торжественное прохождение войск, посвященное 80-летию окончания Второй мировой войны и победы над милитаристской Японией, называют не иначе как грандиозным
Рекордный парад в истории КНР на самой большой площади мира
Десятки тысяч военнослужащих Народно-освободительной армии Китая (НОАК), 45 военных расчетов, 50 тыс. зрителей и новейшие разработки, включая представленные впервые силы ядерной триады, — это лишь несколько фактов о крупнейшем в истории Китая военном параде, прошедшем накануне. Торжественное прохождение войск приурочили к 80-летию окончания Второй мировой войны и победы над милитаристской Японией.
Событию предшествовало чествование участников тех событий. В своей речи перед ветеранами председатель КНР Си Цзиньпин выразил уважение не только ветеранам, которые бились с японскими захватчиками, но и «зарубежным друзьям», которые поддерживали китайский народ и помогали ему в этой борьбе. Речь Си Цзиньпина прямо с центральной трибуны слушали лидеры 26 государств, среди которых были президент России Владимир Путин и глава КНДР Ким Чен Ын. Последние заняли свои почетные места около китайского лидера: президент РФ — по правую руку от Си, а лидер Северной Кореи — по левую.
Парад открылся поднятием национального флага и символическими залпами артиллерийских установок. Орудия выстрелили 80 раз — за каждый прошедший год с завершения войны. Затем верховный главнокомандующий начал смотр войск и военной техники. Серый френч Си Цзиньпина был чем-то похож на облачение его предшественника Мао Цзэдуна и советского вождя Иосифа Сталина, позже заметили зрители в сети.
Десятки тысяч военнослужащих Народно-освободительной армии Китая (НОАК), 45 военных расчетов, 50 тыс. зрителей и новейшие разработки, включая представленные впервые силы ядерной триады
В своей речи, предваряющей начало основной части парада, китайский лидер отметил, что его страна «находится на правильной стороне истории», подверг критике «запугивающее поведение» некоторых стран и предупредил, что Китай «не остановить». Собственно, дальнейший проход войск и проезд военной техники должен был продемонстрировать сказанное наглядно.
Отличительной чертой нынешнего парада стало участие в нем войск киберпространства и войск информационной поддержки. Они прошли по по площади Тяньаньмэнь, самой большой площади мира, впервые. Впервые была продемонстрирована и ядерная триада государства: баллистические ракеты наземного, морского и воздушного базирования. Гвоздем программы стала стратегическая ядерная межконтинентальная ракета DF-5c. Ее радиус поражения, как утверждается, вся планета. Также перед гостями торжества проехала колонна подводной техники и автомобили с новейшими беспилотными разработками.
Торжество не осталось без внимания Запада. Президент США Дональд Трамп писал в своих социальных сетях, что предстоящий парад не является угрозой для США, а позже то ли в шутку, то ли всерьез обвинил Китай, Россию и Северную Корею в попытке сговора против Соединенных Штатов Америки. По мнению президента России, это все-таки была ирония. Накануне вечером Трамп признал, что зрелище в Китае было «впечатляющим». «Но я понял, зачем они это сделали: они надеялись, что я буду смотреть. И я действительно смотрел», — сказал американский лидер. Смотрел не только он.
В своей речи китайский лидер отметил, что его страна «находится на правильной стороне истории»
«Китайская мечта», Сунь-цзы и смыв Нью-Йорка
«Парад в знаках и символах, зрительно подтверждает заявку Китая на мировое лидерство. При этом все это облекается в формулу, что Народно-освободительная армия Китая, его вооруженные силы — это оплот мира и социализма», — отмечает писатель, военный китаевед Андрей Девятов. Анализом прошедшего мероприятия он поделился в прямом эфире журналиста Максима Шевченко.
По мнению Девятова, проводя парад, Китай обозначает себя единственным наследником победы во Второй мировой войне. Ведь в Москве прошли мероприятия, приуроченные к победе советского народа над Германией, а остальные страны и вовсе оставили юбилейную дату без внимания.
Кроме того, парад должен показать реализацию «китайской мечты» о «возрождении величия нации желтых людей». «Зачем этот парад? Он показывает, что китайская мечта реализовывается: смотрите, восхищаетесь, бойтесь! Потому что у нас все есть, но мы оплот мира и социализма. Мы никому не угрожаем, мы демонстрируем мощь, [но] с нами шутки плохи», — отмечает китаевед.
По мнению Девятова, проводя парад, Китай обозначает себя единственным наследником победы во Второй мировой войне
Именно для наглядной демонстрации этого тезиса, по мнению эксперта, и были показаны беспилотные подводные лодки, которые могут нести на себе ядерный заряд. «Ракета DF-5с еще в 1981 году была испытана», — прокомментировал спикер одну из главных премьер парада. По мнению Девятова, ключевая новинка — это подводное оружие. К разработке последнего, указал эксперт, приложил руку трижды Герой Социалистического Труда советский академик Андрей Сахаров.
«Это он придумал, что если на рейде Нью-Йорка взорвать несколько килотонн ядерного заряда, то цунами смоет Нью-Йорк. Потом у нас придумали „Посейдон“ (проект российского беспилотного подводного аппарата с ядерным зарядом — прим. ред.). А китайцы показывают: у вас там где-то „Посейдон“, а мы вам на параде показываем, что у нас такое есть! И надо понимать, что против ракет оборона есть, а противоподводной обороны нет!» — подчеркнул эксперт.
Китай, как и в старые времена, опирается на четыре принципа: стратагема, дипломатия, тактика (воевать не числом, а умением) и лобовой штурм крепостей
При этом «бряцанье» подобным оружием не является демонстрацией стремления к войне, считает Девятов. Ведь китайское руководство чтит заветы своего древнего стратега Сунь-цзы, описанные им в трактате «Искусство войны», и стремится к вершине военного искусства, т. е. к победе без применения оружия.
Для этого Китай, как и в старые времена, опирается на четыре принципа: стратагема, дипломатия, тактика (воевать не числом, а умением) и лобовой штурм крепостей. «Китайская доктрина — это бесконечный путь хитрости. А у нас „Ленинградская операция“, танковые сражения. Вот если взять СВО, то этот лобовой штурм крепостей мы видели неоднократно. Это и Мариуполь, и Бахмут, и Авдеевка», — делает вывод китаевед.
Почему Си Цзиньпин «нежно и трепетно ухаживает за Путиным»?
Представителей США, Великобритании, Франции, Нидерландов и других стран, подписавших акт о капитуляции Японии, на торжества не пригласили намеренно, уверен Девятов. Это, как он полагает, продолжение инициативы Си Цзиньпина о глобальном управлении, которую он высказал на саммите ШОС 31 августа. И это не об отношении упомянутых стран к историческому прошлому.
«На трибуне были только представители „Одного пояса — одного пути“ (инициатива председателя КНР от сентября 2013 года, призванная объединить сухопутный и морской торговые пути, чтобы быстро и недорого доставлять товары в страны Юго-Восточной Азии, Африку, на Ближний Восток и в Европу, — прим. ред.). Почему? Потому что это триумф народного Китая в геополитике новой эпохи. Зачем ему какие-то люди неизвестно откуда? Он победитель, он демонстрирует заявку на большую игру», — заявил Девятов.
Объятия Си с Путиным и Ким Чен Ыном, по мнению эксперта, вовсе не знак дружбы, а необходимость, вызванная товарно-экономической экспансией Китая на Запад. «Китай — это „фабрика“ XXI века. И фронт экспансии изделий этой „фабрики“ направлен в США и Европу. По каким каналам? По новому „Шелковому пути“. Россия и Центральная Азия выступают стратегическим тылом для этой фабрики», — рассуждает Девятов. Именно поэтому Си Цзиньпин «нежно и трепетно ухаживает за Путиным».
Главные итоги саммита, согласно оценке эксперта, — это решение создать банк развития ШОС и штаб организации по оценке стратегических угроз
«Когда китайцы говорят о шанхайском духе, они говорят о духе единого государства Чингисхана»
«ШОС — это проект, который придумал генерал-полковник [Леонид] Ивашов (бывший начальник главного управления международного военного сотрудничества — прим. ред.) вместе с замминистра иностранных дел [России Григорием] Карасиным (сейчас сенатор от Сахалинской области — прим. ред.)», — заявил Девятов, завершая эфир. При этом он признал, что формат был создан с подачи Китая. Его цель: закрепить меры доверия на границах. Позже, после развала Советского Союза, к этой цели добавилась и необходимость взаимодействовать с его правопреемницей Россией и новыми государствами — Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном. Эти страны и стали первыми участницами организации.
Несмотря на такой набор участников, говорить о том, что саммит представлял «новую Золотую Орду», нельзя, уверен Девятов. «Орда — это не юрты. Орда — это дух. Когда китайцы говорят о шанхайском духе, они говорят о духе единого государства Чингисхана, который для китайцев является основателем династии Юань, — подчеркнул эксперт. — Единое государство по-китайски — это и есть „иго“. „И“ — „единое“, „го“ — „государство“. А у нас не догадываются, что в этих словах [заложено], у нас это татаро-монгольское иго».
Главные итоги саммита, согласно оценке эксперта, — это решение создать банк развития ШОС и штаб организации по оценке стратегических угроз. «Это как раз для инициативы глобального управления. Для него нужен пункт управления. И это все Китай берет под себя: и пункт управления китайский, и управление мастерами денежных дел, процессами глобальной трансформации», — пояснил Девятов.
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.