Торжественное прохождение войск, посвященное 80-летию окончания Второй мировой войны и победе над милитаристской Японией, называют не иначе как грандиозным Торжественное прохождение войск, посвященное 80-летию окончания Второй мировой войны и победы над милитаристской Японией, называют не иначе как грандиозным Фото: © President of Russia Office apai/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Рекордный парад в истории КНР на самой большой площади мира

Десятки тысяч военнослужащих Народно-освободительной армии Китая (НОАК), 45 военных расчетов, 50 тыс. зрителей и новейшие разработки, включая представленные впервые силы ядерной триады, — это лишь несколько фактов о крупнейшем в истории Китая военном параде, прошедшем накануне. Торжественное прохождение войск приурочили к 80-летию окончания Второй мировой войны и победы над милитаристской Японией.

Событию предшествовало чествование участников тех событий. В своей речи перед ветеранами председатель КНР Си Цзиньпин выразил уважение не только ветеранам, которые бились с японскими захватчиками, но и «зарубежным друзьям», которые поддерживали китайский народ и помогали ему в этой борьбе. Речь Си Цзиньпина прямо с центральной трибуны слушали лидеры 26 государств, среди которых были президент России Владимир Путин и глава КНДР Ким Чен Ын. Последние заняли свои почетные места около китайского лидера: президент РФ — по правую руку от Си, а лидер Северной Кореи — по левую.

Парад открылся поднятием национального флага и символическими залпами артиллерийских установок. Орудия выстрелили 80 раз — за каждый прошедший год с завершения войны. Затем верховный главнокомандующий начал смотр войск и военной техники. Серый френч Си Цзиньпина был чем-то похож на облачение его предшественника Мао Цзэдуна и советского вождя Иосифа Сталина, позже заметили зрители в сети.

Десятки тысяч военнослужащих Народно-освободительная армия Китая (НОАК), 45 военных расчетов, 50 тысяч зрителей и новейшие разработки, включая представленные впервые силы ядерной триады Десятки тысяч военнослужащих Народно-освободительной армии Китая (НОАК), 45 военных расчетов, 50 тыс. зрителей и новейшие разработки, включая представленные впервые силы ядерной триады Фото: © President of Russia Office apai/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

В своей речи, предваряющей начало основной части парада, китайский лидер отметил, что его страна «находится на правильной стороне истории», подверг критике «запугивающее поведение» некоторых стран и предупредил, что Китай «не остановить». Собственно, дальнейший проход войск и проезд военной техники должен был продемонстрировать сказанное наглядно.

Отличительной чертой нынешнего парада стало участие в нем войск киберпространства и войск информационной поддержки. Они прошли по по площади Тяньаньмэнь, самой большой площади мира, впервые. Впервые была продемонстрирована и ядерная триада государства: баллистические ракеты наземного, морского и воздушного базирования. Гвоздем программы стала стратегическая ядерная межконтинентальная ракета DF-5c. Ее радиус поражения, как утверждается, вся планета. Также перед гостями торжества проехала колонна подводной техники и автомобили с новейшими беспилотными разработками.

Торжество не осталось без внимания Запада. Президент США Дональд Трамп писал в своих социальных сетях, что предстоящий парад не является угрозой для США, а позже то ли в шутку, то ли всерьез обвинил Китай, Россию и Северную Корею в попытке сговора против Соединенных Штатов Америки. По мнению президента России, это все-таки была ирония. Накануне вечером Трамп признал, что зрелище в Китае было «впечатляющим». «Но я понял, зачем они это сделали: они надеялись, что я буду смотреть. И я действительно смотрел», — сказал американский лидер. Смотрел не только он.

В своей речи китайский лидер отметил, что его страна «находится на правильной стороне истории» В своей речи китайский лидер отметил, что его страна «находится на правильной стороне истории» Фото: © Xie Huanchi/XinHua / www.globallookpress.com

«Китайская мечта», Сунь-цзы и смыв Нью-Йорка

«Парад в знаках и символах, зрительно подтверждает заявку Китая на мировое лидерство. При этом все это облекается в формулу, что Народно-освободительная армия Китая, его вооруженные силы — это оплот мира и социализма», — отмечает писатель, военный китаевед Андрей Девятов. Анализом прошедшего мероприятия он поделился в прямом эфире журналиста Максима Шевченко.

По мнению Девятова, проводя парад, Китай обозначает себя единственным наследником победы во Второй мировой войне. Ведь в Москве прошли мероприятия, приуроченные к победе советского народа над Германией, а остальные страны и вовсе оставили юбилейную дату без внимания.

Кроме того, парад должен показать реализацию «китайской мечты» о «возрождении величия нации желтых людей». «Зачем этот парад? Он показывает, что китайская мечта реализовывается: смотрите, восхищаетесь, бойтесь! Потому что у нас все есть, но мы оплот мира и социализма. Мы никому не угрожаем, мы демонстрируем мощь, [но] с нами шутки плохи», — отмечает китаевед.

По мнению Девятова, проводя парад, Китай обозначает себя единственным наследником победы во Второй мировой войне По мнению Девятова, проводя парад, Китай обозначает себя единственным наследником победы во Второй мировой войне Фото: © Xie Huanchi/XinHua / www.globallookpress.com

Именно для наглядной демонстрации этого тезиса, по мнению эксперта, и были показаны беспилотные подводные лодки, которые могут нести на себе ядерный заряд. «Ракета DF-5с еще в 1981 году была испытана», — прокомментировал спикер одну из главных премьер парада. По мнению Девятова, ключевая новинка — это подводное оружие. К разработке последнего, указал эксперт, приложил руку трижды Герой Социалистического Труда советский академик Андрей Сахаров.

«Это он придумал, что если на рейде Нью-Йорка взорвать несколько килотонн ядерного заряда, то цунами смоет Нью-Йорк. Потом у нас придумали „Посейдон“ (проект российского беспилотного подводного аппарата с ядерным зарядом — прим. ред.). А китайцы показывают: у вас там где-то „Посейдон“, а мы вам на параде показываем, что у нас такое есть! И надо понимать, что против ракет оборона есть, а противоподводной обороны нет!» — подчеркнул эксперт.

Китай, как и в старые времена, опирается на четыре принципа: стратагема, дипломатия, тактика (воевать не числом, а умением) и лобовой штурм крепостей Китай, как и в старые времена, опирается на четыре принципа: стратагема, дипломатия, тактика (воевать не числом, а умением) и лобовой штурм крепостей Фото: © President of Russia Office apai/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

При этом «бряцанье» подобным оружием не является демонстрацией стремления к войне, считает Девятов. Ведь китайское руководство чтит заветы своего древнего стратега Сунь-цзы, описанные им в трактате «Искусство войны», и стремится к вершине военного искусства, т. е. к победе без применения оружия.

Для этого Китай, как и в старые времена, опирается на четыре принципа: стратагема, дипломатия, тактика (воевать не числом, а умением) и лобовой штурм крепостей. «Китайская доктрина — это бесконечный путь хитрости. А у нас „Ленинградская операция“, танковые сражения. Вот если взять СВО, то этот лобовой штурм крепостей мы видели неоднократно. Это и Мариуполь, и Бахмут, и Авдеевка», — делает вывод китаевед.

Почему Си Цзиньпин «нежно и трепетно ухаживает за Путиным»?

Представителей США, Великобритании, Франции, Нидерландов и других стран, подписавших акт о капитуляции Японии, на торжества не пригласили намеренно, уверен Девятов. Это, как он полагает, продолжение инициативы Си Цзиньпина о глобальном управлении, которую он высказал на саммите ШОС 31 августа. И это не об отношении упомянутых стран к историческому прошлому.

«На трибуне были только представители „Одного пояса — одного пути“ (инициатива председателя КНР от сентября 2013 года, призванная объединить сухопутный и морской торговые пути, чтобы быстро и недорого доставлять товары в страны Юго-Восточной Азии, Африку, на Ближний Восток и в Европу,прим. ред.). Почему? Потому что это триумф народного Китая в геополитике новой эпохи. Зачем ему какие-то люди неизвестно откуда? Он победитель, он демонстрирует заявку на большую игру», — заявил Девятов.

Объятия Си с Путиным и Ким Чен Ыном, по мнению эксперта, вовсе не знак дружбы, а необходимость, вызванная товарно-экономической экспансией Китая на Запад. «Китай — это „фабрика“ XXI века. И фронт экспансии изделий этой „фабрики“ направлен в США и Европу. По каким каналам? По новому „Шелковому пути“. Россия и Центральная Азия выступают стратегическим тылом для этой фабрики», — рассуждает Девятов. Именно поэтому Си Цзиньпин «нежно и трепетно ухаживает за Путиным».

Главные итоги саммита, согласно оценке эксперта — это решение создать Банк развития ШОС и Штаб организации по оценке стратегических угроз Главные итоги саммита, согласно оценке эксперта, — это решение создать банк развития ШОС и штаб организации по оценке стратегических угроз Фото: © President of Russia Office apai/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Когда китайцы говорят о шанхайском духе, они говорят о духе единого государства Чингисхана»

«ШОС — это проект, который придумал генерал-полковник [Леонид] Ивашов (бывший начальник главного управления международного военного сотрудничества прим. ред.) вместе с замминистра иностранных дел [России Григорием] Карасиным (сейчас сенатор от Сахалинской областиприм. ред.)», — заявил Девятов, завершая эфир. При этом он признал, что формат был создан с подачи Китая. Его цель: закрепить меры доверия на границах. Позже, после развала Советского Союза, к этой цели добавилась и необходимость взаимодействовать с его правопреемницей Россией и новыми государствами — Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном. Эти страны и стали первыми участницами организации.

«Силу Сибири – 2» строим, визы в Китай отменяем, а за кулисами – новая система управления миром?

Несмотря на такой набор участников, говорить о том, что саммит представлял «новую Золотую Орду», нельзя, уверен Девятов. «Орда — это не юрты. Орда — это дух. Когда китайцы говорят о шанхайском духе, они говорят о духе единого государства Чингисхана, который для китайцев является основателем династии Юань, — подчеркнул эксперт. — Единое государство по-китайски — это и есть „иго“. „И“ — „единое“, „го“ — „государство“. А у нас не догадываются, что в этих словах [заложено], у нас это татаро-монгольское иго».

Главные итоги саммита, согласно оценке эксперта, — это решение создать банк развития ШОС и штаб организации по оценке стратегических угроз. «Это как раз для инициативы глобального управления. Для него нужен пункт управления. И это все Китай берет под себя: и пункт управления китайский, и управление мастерами денежных дел, процессами глобальной трансформации», — пояснил Девятов.