Ирек Ризванов: «Сегодня ключевой вызов не столько во второй смене, сколько в нехватке педагогов, и именно на это направлены наши усилия»Фото: Андрей Титов

«В этом году в казанские школы придет на 2 тысячи учеников больше, чем в прошлом»

— Ирек Асафович, наши читатели спрашивают, что нового ждет учеников и родителей в школе — в распорядке учебного дня, в программе обучения, форме одежды?

— В целом родители могут быть спокойны: каких-то резких перемен в школьной жизни не будет. Форма, как и раньше, определяется самой школой совместно с родителями. Важно, чтобы она была удобной и соответствовала требованиям. Главные акценты сегодня делаются не на внешние атрибуты, а на содержание: усиливается воспитательная работа, патриотическое направление, историческое просвещение. Все это для того, чтобы школа оставалась современным и при этом надежным местом, где ребенок получает не только знания, но и ценности.

В этом году за школьные парты сядут свыше 181 тысячи ребят, среди них — около 17 тысяч первоклассников — это на 2 тысячи учеников больше, чем в прошлом году. Прием в первый класс продолжается до 5 сентября, и даже в последние дни августа родители обращаются с вопросами о зачислении ребенка. И конечно, мы стараемся помочь каждой семье, чтобы все дети начали учебный год вовремя.

— А если до 5 сентября так и не успеют выбрать школу?

— Каждый ребенок будет зачислен, у каждого будут школа и учитель. Мы обязательно найдем решение и создадим условия для обучения.

— Какая тенденция — к росту или спаду количества школьников и детей детсадовского возраста? Когда вы ожидаете демографическую яму и как готовитесь к ней?

— Сегодня мы наблюдаем снижение числа детей дошкольного возраста, это общая демографическая тенденция. В то же время по школьникам падения нет — наоборот, пять лет назад учащихся было на 30 тысяч меньше. Эти процессы мы внимательно отслеживаем: от них зависит, сколько классов откроется, сколько учебников понадобится, как будем планировать сеть школ и детских садов. Наша задача — заранее учитывать изменения и выстраивать систему так, чтобы ни дети, ни педагоги не почувствовали сложностей.

«Самая большая нагрузка сегодня ложится на школы в новых микрорайонах, где активно заселяются молодые семьи» «Самая большая нагрузка сегодня ложится на школы в новых микрорайонах, где активно заселяются молодые семьи» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Помню, в постперестроечное время резко сократилось число детей дошкольного возраста, позакрывали многие детсады. А когда ситуация выправилась, город получил острый дефицит мест в дошкольных учреждениях. Такое не повторится?

— Надеемся, что нет. Мы над этим работаем, прогнозируем, оптимизируем процессы. Сегодня мы видим рост числа детей в школах и заранее перестраиваем сеть детских садов, зная, что там количество детей уменьшается. Там, где это необходимо, учреждения объединяются, ресурсы используются эффективнее. Это позволяет не только гибко реагировать на демографические изменения, но и создавать для детей более современные и комфортные условия. Мы смотрим вперед, чтобы каждое решение работало на качество образования и воспитания.

— Сколько сегодня учащихся в классах? Согласитесь, в переполненных классах сложнее и работать, и получать знания.

— Есть классы по 25, 30, 35 человек. Может до 40 доходить. Самая большая нагрузка ложится на школы в новых микрорайонах, где активно заселяются молодые семьи: «Салават Купере», «Солнечный город», «Весна», «Светлая долина». Там детей действительно много. Но Казань выстраивает грамотную политику: мы научились прогнозировать потребности, опираясь на темпы жилищного строительства. Школы и детские сады появляются благодаря федеральным и республиканским программам.

За последние 10 лет в городе построено 29 школ почти на 28 тысяч мест, и по этим показателям Казань в числе лидеров страны, сразу после Москвы и Санкт-Петербурга.


— «Какое количество учащихся обучается во вторую смену? Это неэффективная форма получения образования! Что делается, чтобы уйти от обучения во вторую смену?» (Эльмира)

— Сегодня во вторую смену учатся около 30 тысяч детей. Такая ситуация характерна для всех крупных городов России: в новых микрорайонах, где активно заселяются семьи с детьми, нагрузка на школы резко возрастает. Мы системно работаем над решением этого вопроса: строим новые школы, открываем дополнительные здания, расширяем действующие. Постепенно число детей во второй смене будет снижаться.

— Сколько новых школ в Казани должно появиться, например, в ближайшие три года?

— Прогнозировать впрямую, сколько и где школ появится, непросто, потому что потребность формируется на уровне республики, а мы подаем заявки в федеральные и республиканские программы. Но, могу сказать, работа идет постоянно. Только в этом году завершается строительство одной новой школы, а в целом мы уже привыкли запускать три-четыре школы ежегодно. Для Казани это действительно серьезный темп и очень хорошие цифры.

Важно понимать: строительство школы — это не только стены, это еще и поиск директора, команды педагогов, формирование коллектива. За каждой новой школой стоит огромная работа, и мы ее системно ведем.

«Раис Татарстана в этом году выделяет свыше миллиарда рублей на гранты для молодых педагогов — серьезный шаг, который дает дополнительную уверенность в будущем» «Раис Татарстана в этом году выделяет свыше миллиарда рублей на гранты для молодых педагогов — серьезный шаг, который дает дополнительную уверенность в будущем» Фото: «БИЗНЕС Online»

«На начало учебного года есть потребность примерно в тысяче педагогов»

— Сколько и каких учителей не хватает к началу учебного года? Как будет решена проблема?

— Сегодня мы фиксируем потребность примерно в тысяче педагогов. Это и учителя начальных классов, и математики, и русского языка, и естественнонаучных дисциплин, и воспитатели в детских садах. Но здесь все зависит от того, как считать: если исходить из одной ставки (18 часов), получится одна цифра, а если учитывать, что большинство педагогов ведут полторы-две ставки, то картина будет другой. Это живая система, где нагрузка постоянно перераспределяется. Главное — уроки всегда идут по расписанию, дети не остаются без внимания педагога, а мы шаг за шагом продолжаем работать над решением кадрового вопроса.

Справедливости ради нужно сказать, что Казань в этом плане провела большую работу. Во-первых, в профессию молодые специалисты приходят. Я езжу по стране, встречаюсь с коллегами, они жалуются: с педагогами все плохо! А мы видим, как сдвинулись с места, и ситуация начала меняться к лучшему, появились первые результаты работы. И мне хочется верить, что это хороший знак. Надеюсь, престиж профессии и интерес к работе с детьми возвращаются.

В школы приходят выпускники вузов и педучилища. За последний год 379 молодых педагогов пришли, за последние три года — чуть больше тысячи.

Во-вторых, 75 процентов молодых педагогов закрепляются в школе. Это неплохой показатель и результат большой работы! У нас реализуются 11 городских уникальных проектов. Пожалуй, ни в каких российских городах больше этих проектов нет.

— Что это за проекты?

— Каждый наш проект рассчитан на определенный уровень — от школьников до руководителей, от начинающих педагогов до опытных наставников. Так мы выстраиваем полный профессиональный цикл, и это принципиально важно.

Первый шаг — работа со школьниками. Сегодня в Казани открыто 54 педагогических класса, где учатся 1,3 тысячи ребят. Это не просто дополнительные уроки, а целое сообщество будущих педагогов. Там дети знакомятся с психологией, педагогикой, пробуют себя в роли наставников, проводят первые уроки, общаются с учителями и студентами, участвуют в «университетских субботах». Для них профессия учителя перестает быть абстрактной — они осознают ее ценность и выбирают сердцем.

Второй уровень — работа со студентами. Здесь мы нашли общий язык с вузами: ребята приходят в школы уже с первого курса, проходят практику, пробуют свои силы в настоящих классах. Это помогает им не только учиться в аудиториях, но и сразу погружаться в живую школьную жизнь.

Третий уровень — молодые учителя. Для них мы создали систему поддержки: наставники, ассоциация молодых педагогов, регулярные встречи, где они знакомятся ближе, делятся опытом и видят, что такие же трудности не только у него и их можно решить вместе. Ведь самое трудное в начале пути — не нагрузка и даже не зарплата, а профессиональное одиночество. Когда рядом есть старший коллега, команда, которая понимает и поддерживает, молодой педагог чувствует себя увереннее и остается в профессии.

И конечно, материальная поддержка. Есть хорошая новость: на республиканской августовской педконференции раис Татарстана объявил, что в этом году выделяет свыше миллиарда рублей на гранты для молодых педагогов — серьезный шаг, который дает дополнительную уверенность в будущем.

— «Серьезный дефицит грамотных административных работников в школах города. Статистика назначения директоров школ-новостроек показывает, что имеет место национальный критерий при отборе на должность. С чем связан подобный подход?» (Василий)

— Во-первых, нет разницы, новостройка это или нет, у нас единая система назначения руководителей — через кадровый резерв. Система абсолютно прозрачная, кандидаты заявляются, проходят определенные этапы, в том числе защиту проектов концепции образовательной организации, на которую претендуют, — школы, учреждения дополнительного образования или детского сада. Нет тенденции назначения по национальности, мы смотрим на профессиональные качества.

Пользуясь тем, что вашу газету читают по всей стране, скажу: на должность руководителя образовательных организаций мы всегда рады кандидатам со всей России, с разных сфер деятельности, не только с образования. За прошлый год 160 педагогов переехали в Казань из других регионов, за три года — 421. Люди видят, что казанское образование — это классный бренд, это забота о кадрах. Здесь совершенно другое отношение к работникам системы образования, и надеюсь, что читатели еще более изменят свое отношение. Учителей надо защищать, благодарить, поддерживать!

— Вы говорите, что ждете людей не только из системы образования. Это перестало быть обязательным критерием отбора?

— На сегодня действует как единый квалификационный справочник, так и утвержденный профстандарт. Он применяется в зависимости от планируемой занимаемой должности — учитель ли это или административный работник. Но если мы видим, что человек подходит нам с профессиональной точки зрения, то помогаем им проходить профессиональную переподготовку.

«Репетиторство — это дополнительный заработок педагогов, определенная поддержка» «Репетиторство — это дополнительный заработок педагогов, определенная поддержка» Фото: ru.freepik.com

«Хотим ли мы, чтобы зарплата у учителей была выше? Конечно!»

— Вы сказали, что большинство педагогов ведут полторы-две ставки. А какая нагрузка, на ваш взгляд, оптимальна?

— Когда я был директором школы, мы старались, чтобы нагрузка у педагога с учетом классного руководства не превышала 24 часов в неделю. Это почти полторы ставки. Такой объем, на мой взгляд, оптимален: он позволяет учителю качественно готовиться к урокам, быть рядом с детьми и при этом сохранять силы.

— Сколько учителей работает с нагрузкой до 24 часов?

— Сегодня средняя нагрузка у педагогов составляет около 1,5 ставки. Но систему образования нельзя оценивать по одной «средней шкале». В одном случае учитель начальных классов ведет почти все предметы у своего класса, в другом учитель физики работает в нескольких параллелях и сразу с большим количеством учеников. Где-то нагрузку распределяют равномерно, где-то педагогу приходится брать дополнительные часы из-за нехватки кадров. Поэтому каждая цифра всегда имеет контекст, и важно рассматривать ее не в отрыве, а через реальные условия работы учителя.

— Сколько учителя в среднем получают за свой труд?

— Тут нельзя назвать одну цифру, многое зависит от того, где работает педагог, — в школе, детском саду или учреждении дополнительного образования, молодой он специалист или уже опытный учитель с наградами, какую нагрузку ведет.

— Молодой специалист пришел в школу. Сколько он получает?

— При нагрузке в одну ставку — это базовая ставка, доплата за классное руководство, проверку тетрадей, за стаж работы по профилю и так далее. Таким образом, он может получать от 35 тысяч рублей.

— Он должен взять такую большую нагрузку, чтобы получить всего 35 тысяч?!

— Учителя действительно работают с большой нагрузкой: даже если не берут дополнительные часы, они все равно заняты целый день — проверяют тетради, готовятся к урокам, ведут классное руководство. Это колоссальный труд, который часто остается «за кадром». И, конечно, было бы правильно, чтобы система оплаты труда учителей отражала этот труд в полной мере — именно поэтому президент страны Владимир Владимирович Путин поставил задачу ее пересмотра. Насколько я знаю, разработаны новые подходы к этому вопросу, и сейчас они тестируются в нескольких регионах.

У врачей действует «дорожная карта», по которой зарплата должна быть 200 процентов от средней по региону, в котором работает медик. У учителей есть подобные нормативы?

— Есть определенный уровень заработной платы, который должен сохраняться. Но опять же, система очень сложная. Хотим ли мы, чтобы зарплата у учителей была выше? Конечно!

Как относитесь к репетиторству?

— Есть дети, которые хотят изучать предмет углубленно, и репетитор дает такую возможность. Есть дети, у которых не все получается со школьной программой, и репетитор может помочь с этим. А можно сказать, что в школах плохо учат, раз репетиторы нужны.

Но система образования не про черное или белое. Каждая ситуация индивидуальна.

Хочет ребенок, например, стать академиком, заниматься наукой, и у родителей есть возможность нанять ему сильнейших педагогов. Но эти педагоги не работают в этой школе, они работают в специализированных школах, почему бы не брать дополнительные уроки? И потом, репетиторство — это дополнительный заработок педагогов, определенная поддержка.

Есть школы, которые легализовали эту историю, открывают кружки. Нормальный, хороший кейс. Но должен быть баланс: есть семьи, которые не могут себе позволить водить ребенка в платные кружки, поэтому для нас важно сделать так, чтобы максимально у всех детей были равные права и возможности заниматься тем, что им нравится, развивать свои таланты.

На сегодня 71 тысяча ребят в Казани занимаются в учреждениях дополнительного образования: это углубленное изучение отдельных предметов, художественная самодеятельность, спорт, IT и так далее. Большинство — это бюджетные ставки. И говорить о том, что все сильнейшие учителя ушли в частную практику, неверно. Сильнейшие педагоги занимаются также и бесплатно с нашими детьми.

«Учитель — это не только предметник, но и наставник, который увлекает их в творчество» «Учитель — это не только предметник, но и наставник, который увлекает их в творчество» Фото: ru.freepik.com

«Очень важен вопрос отношения родителей к учителям»

— «В постсоветское время школу обозвали „услугой“. Как следствие, воспитывать детей нельзя, а требовать с учителей родители могут. Как сегодня обстоят дела? Стандарты обучения и воспитания в школе как-то изменились за последние два-три года?» (Дамир Мустафин)

— Ситуация постепенно меняется. В школы приходит молодежь, и это хороший знак: значит, престиж профессии и интерес к работе с детьми возвращаются. Конечно, впереди еще много задач, и на государственном уровне тоже многое предстоит сделать и уже делается.

Очень важен вопрос отношения родителей к учителям. Иногда мы видим обращения: «Замените нам учителя». Но ведь школа — это не сервис, где можно «переключить» педагога, как приложение в телефоне. Это совместная работа, и успех ребенка зависит не только от учителя, но и от семьи. Если мы будем строить отношения на доверии и уважении, то и результат будет совсем другим.

Учитель — это не только предметник, но и наставник, который ежедневно говорит детям о честности, ответственности, дружбе, увлекает их в творчество, спорт, чтение книг. Работа педагога невероятно сложна, и он заслуживает не только внимания, но и искренней поддержки. Сегодня, в условиях больших вызовов, учителя действительно можно назвать героями, потому что именно они формируют будущее.

А сама система образования помогает учителям? Например, сокращает количество бюрократии, писанины и тому подобного?

— Тема действительно непростая. Бумажной работы всегда было много, и быстро ее не убрать. Но шаги уже делаются, например, электронные журналы заметно упростили жизнь учителей. Раньше в конце четверти журнал мог задержаться у одного педагога, и коллеги не успевали внести свои отметки вовремя. Сейчас таких ситуаций нет — стало удобнее и быстрее. Постепенно будем двигаться дальше, чтобы освободить педагогов от лишней рутины.

— У учителя в современной образовательной парадигме вообще нет никаких рычагов влияния на ребенка. Он не может неуспевающего оставить на второй год, не может на хулиганов прикрикнуть, потому что его тут же начнут снимать на телефон. Учитель у нас получается таким сервисным специалистом, причем низкооплачиваемым. Какая внутренняя мотивация должна быть у человека, чтобы добровольно пойти работать в школу? И что может государство дать учителю — какие рычаги воздействия, какие способы защиты?

— У учителя действительно немало трудностей, и иногда кажется, что его возможности ограничены. Но давайте не будем сгущать краски, в большинстве случаев школа остается местом, где есть уважение и доверие к педагогу. Вместе с тем очень важно, чтобы у учителя была правовая защита. В прошлом году в закон «Об образовании» были внесены поправки, закрепившие правовой статус педагога. Это серьезный шаг, который усиливает защиту их профессиональной чести и достоинства.

Мы знаем, что бывают непростые ситуации, когда в адрес учителей звучат претензии или в СМИ появляются недостоверные материалы. Но практика показывает: во многих случаях педагоги полностью оправданы, а СМИ не дает опровержение. Как с этим бороться? Поэтому главная задача сегодня — укреплять уважение к школе и менять общественное отношение к учителю. Он должен чувствовать поддержку не только государства, но и общества, родителей и учеников.

Как повысить престиж профессии учителя?

Заработная плата и жилье не последние вопросы. Но самое главное, на мой взгляд, давайте менять наше отношение к учителям. Не надо ждать, пока учителя у нас будут ездить на дорогих машинах и покупать самые современные смартфоны, чтобы начать их уважать.

Есть же ценностные ориентиры. Еще раз говорю, можете это пять раз написать, учителя — это герои. Каждый день они полностью отдают себя нашим ученикам, нашему будущему. Как можно к таким людям относиться как-то нехорошо? Давайте поддерживать их, вдохновлять. Но это не значит закрывать глаза на проблемы. Нет, мы по-прежнему будем повышать качество и образования, и работы всей системы, будем трудиться так, чтобы все были счастливы и довольны учиться в казанских школах.

«Для нас безопасность — приоритет. Во всех школах традиционно проходит неделя безопасности. Специалисты выходили в учреждения, помогали определить безопасные места и отработать алгоритмы поведения» «Для нас безопасность — приоритет. Во всех школах традиционно проходит неделя безопасности. Специалисты выходили в учреждения, помогали определить безопасные места и отработать алгоритмы поведения» Фото: «БИЗНЕС Online»

Учебный год начнется с недели безопасности

Что происходит с международными школами после запрета IB (International Baccalaureate)?

— Скорее всего, им придется переходить полностью на российскую программу либо какие-то альтернативные. В последние годы они и так сильный упор сделали на российские программы.

— «Почему лицей №123 не открывается 1 сентября? Насколько осведомлены, вопрос в лицензии. Допустимо ли открыть лицей вовремя, а лицензию получить позднее?» (Руслан, Владимир Александрович)

— Вопрос не только в лицензии, она выдается после того, как получены разрешительные документы на сам объект. Школа строится по федеральной программе, и срок сдачи объекта вообще установлен на 2027 год. Но стройкомплекс у нас очень хорошо развит, и нашу школу возводили без задержек, в рекордные сроки, фактически за полгода. Для ввода объекта еще необходимо завершить ряд мероприятий. Это закон, и его надо соблюдать. По сути, мы не успели чуть-чуть к установленным нами же самими жестким срокам. Выбирая между 2025 или 2027 годом, мы все-таки выбрали 2025-й, хоть и с задержкой.

Я понимаю родителей, которые уже настроились прийти 1 сентября в новую школу. Но правда, тут строителей упрекнуть сложно. Мы также сформировали педагогический коллектив. Дети начнут свою учебу совместно с учителями из лицея №123, а потом вместе с педагогом перейдут учиться уже в новую школу. Мы уже неоднократно рассказывали, где будут учиться дети, и встречались не раз с родителями, все подробно поясняли.

Подчеркну — в этом микрорайоне это уже третья построенная школа за последние несколько лет! Не все города могут похвастаться такими объемами. Хочу поблагодарить раиса Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова и мэра Казани Ильсура Раисовича Метшина за такое внимание к системе образования.

— Сжатые сроки строительства не в ущерб безопасности?

— Нет, новый корпус инфекционной больницы, напомню, и вовсе построили за 100 дней. Но вы правы, что вопрос безопасности — наиважнейший! Поэтому новое здание должно пройти через определенные стандартные проверки, регламенты. Все органы, участвующие в этом процессе, делают все возможное, чтобы как можно скорее открыть лицей. Думаю, все довольно быстро будет.

— Что делать тем детям, которые планировали пойти 1 сентября в 123-й лицей?

— Те дети, которые хотели из соседних школ перейти в лицей №123, пока остаются в своих школах. Первоклашки идут в школу №184, которая находится в шаговой доступности — это та самая школа, которая была построена лишь два года назад, причем идут с учителями из лицея 123.

— Родители говорят, что школа 184 и без того переполнена.

— Она была переполнена до того, как мы не построили второй корпус на 1 224 места.

— В Татарстане в тестовом режиме запущен сервис по проходу в школы при помощи биометрии. В Казани есть такие школы? Как внедрение прошло? Все ли довольны?

— В Татарстане действительно стартовал «пилот» по использованию биометрии в школах. В Казани тоже есть такие учреждения — это 8 школ города. Конечно, к этому относятся по-разному: кто-то поддерживает, кто-то осторожничает, ведь речь о персональных данных. Поэтому мы внедряем всё спокойно и планомерно, обсуждаем с коллегами, пробуем разные системы.

Главное здесь не только безопасность, но и удобство: в школе с 1,5 тысячи учеников пропуск должен работать четко, чтобы все дети могли спокойно пройти в здание за короткое время, независимо от погоды и обстоятельств. Биометрия — это шаг вперед по сравнению, например, с обычными карточками, которые можно потерять или передать другому человеку. Конечно, идеальных систем не бывает, у каждой есть свои плюсы и минусы. Поэтому мы внедряем ее в тестовом формате, чтобы понять, насколько она удобна и надежна для школ.

— «Имеют ли образовательные учреждения официальную инструкцию/алгоритм действий при объявлении режимов „Беспилотная опасность“ и „Ковер“? Может ли родитель ознакомиться с инструкцией в школе своего ребенка?» (Оксана)

— Да, такие инструкции и алгоритмы действий есть во всех образовательных организациях. Они доведены до руководителей и сотрудников, проводятся регулярные инструктажи. Более того, на августовских конференциях мы отдельно акцентировали внимание на этом вопросе.

Для нас безопасность — приоритет. Поэтому уже в первую неделю сентября во всех школах традиционно проходит неделя безопасности: учебные эвакуации, занятия с детьми, разбор действий в разных ситуациях, в том числе при объявлении режимов «Беспилотная опасность» и «Ковер». Специалисты выходили в учреждения, помогали определить безопасные места и отработать алгоритмы поведения.

— Читатель спрашивает: «Всех родителей агитируют переходить на мессенджер Мах, а если я не хочу отказаться от WhatsApp*, что будет?»

— Max — это тот инструмент, на который Татарстан переходит в пилотном режиме. Да, родительские чаты постепенно будут переходить на платформу Max. Каждый переходный период может быть чувствителен, но, как только перейдем, какое-то время поработаем, привыкнем к этому. Главное, чтобы система работала качественно, и надо помнить, что это тоже вопрос безопасности.

— То есть родители должны будут перейти на Max?

— Если захотят быть в курсе событий школы и класса.

— «Почему школьницам разрешают длинные ногти (точнее сказать, когти), макияж и распущенные волосы?» (Татьяна)

— Меня очень радуют вопросы ваших читателей, если честно. Они такие правильные! Про воспитание, форму, почему учителей обижают… Что касается макияжа и ногтей…

Школа сама определяет внутренние правила поведения и внешнего вида учеников. Но, конечно, это должно быть без какой-то полярности. С одной стороны, должно оставаться самовыражение детей. С другой, есть нормы и правила, которые нельзя нарушать никому. Школы составляют правила, согласовывают их с родительским сообществом. Есть школы, которые вовлекают в этот процесс совет старшеклассников, и даже младшие классы принимают в этом участие. Когда правила всех устраивают, их выполняют.

«Мы воспитываем не только учеников в классе, но и общество в целом. Ведь то, каким вырастет ребенок, определяет, каким станет наш город и страна завтра»Фото: «БИЗНЕС Online»

«Образование — это не только знания, но и воспитание»

— Как вообще учащиеся вовлечены в самоуправление? Насколько актуальны и активны общественные организации в школах?

— Они актуальны, это точно! Бывают не очень инициативные коллективы, но есть образовательные организации, где выборы президента школы происходят прямо по-настоящему — ставят избирательные кабинки, печатают бюллетени. Я школы посещаю и очень радуюсь, когда наряду с руководителем образовательной организации меня встречают дети и начинают рассказывать, иногда даже перебивая директора. И это очень здорово! Это же то поколение, которому мы передадим свое будущее. И очень важно сейчас им предоставлять возможность попробовать себя, что-то фантазировать, вводить какие-то новые правила жизни. Это история про доверие, и мы должны доверять своим детям.

— А «Движение первых» прижилось в школах, стало популярным?

— «Движение Первых» однозначно популярность набирает. Мне очень нравится подход руководства, мы в тесном диалоге с Тимуром Джавдетовичем Сулеймановым. Ведь могло быть навязывание. Но нет, они заходят очень аккуратно, красиво, показывая ребятам различные возможности, приглашая их на мероприятия и акции. Мы со своей стороны их полностью поддерживаем. Каждый год количество вовлеченных в движение учащихся увеличивается. Они даже с дошколятами работают!

— В постперестроечное время говорили, что школа воспитывать не обязана. Сейчас что-то меняется в этом плане?

— Мое мнение: образование — это не только знания, но и воспитание. Одно без другого просто невозможно. Если ребенок будет знать формулы и правила, но не научится уважать людей, заботиться о ближних, любить Родину, трудиться честно, то это будет не полноценная личность. Я всегда говорю коллегам: мы воспитываем не только учеников в классе, но и общество в целом. Ведь то, каким вырастет ребенок, определяет, каким станет наш город и страна завтра. Каждый учитель несет эту миссию всегда и везде: дома, в школе, на улице. Учитель своим примером показывает ценности, которые невозможно выучить по учебнику.

— Одно время нельзя было ученика даже попросить стереть с доски. Как сейчас?

— Не должно быть тяжелого физического труда. В то же время важно приучать ребенка к труду. У нас каждый год формируются пришкольные трудовые бригады. По 800–1000 детей в них принимают участие и получают денежное вознаграждение. Могут заработать первые свои карманные деньги, помогая в меру своих сил по школе, по пришкольному участку.

«Школьные ситуации — это же жизненные кейсы! Я думаю, нельзя лишать этого детей» «Школьные ситуации — это же жизненные кейсы! Я думаю, нельзя лишать этого детей» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Школа — это не только про знания, это в первую очередь социализация детей»

— Министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин сказал, что в мае этого года зафиксирован рост желающих перейти на семейное образование. А как вы вообще относитесь к такой форме обучения?

— Школа — это же не только про предметы, не только про знания в каких-то областях. Это в первую очередь социализация детей, умение общаться, дружить, идти на компромисс, строить правильно разговор, понимать одноклассника. Школьные ситуации — это же жизненные кейсы! Я думаю, нельзя лишать этого детей.

— Почему же тогда выбирают такую форму? Чего боятся — буллинга, ЕГЭ?

— Если говорить о буллинге, то здесь важно подчеркнуть: мы всегда реагируем на такие ситуации. Каждый случай разбирается индивидуально, подключаются педагоги, психологи, руководство школы. Наша задача — не оставить ребенка один на один с проблемой, а создать вокруг него безопасную и поддерживающую среду.

Что касается перехода на семейное образование, у нас были разные ситуации — и по здоровью, и по религиозным соображениям, и из-за переезда за рубеж, когда продолжали обучаться по российским стандартам.

Количество «семейников» ежегодно растет, и эта тенденция характерна для всей России. По сравнению с некоторыми другими городами, казанские цифры очень небольшие. Наша задача — держать на контроле, чтобы обеспечить каждого ребенка качественным образованием.

— У «семейников» есть снижение баллов по ОГЭ и ЕГЭ?

— Мы видим такую тенденцию.

«ЕГЭ — да, измеримый, понятный всем показатель, но точно не единственный. Нормально, что один ребенок сдает на 90 баллов, а другой — на 60. Это не значит, что выпускник, который сдал на 60, плохой» «ЕГЭ — да, измеримый, понятный всем показатель, но точно не единственный. Нормально, что один ребенок сдает на 90 баллов, а другой — на 60. Это не значит, что выпускник, который сдал на 60, плохой» Фото: ru.freepik.com

ЕГЭ и ОГЭ: «По всем предметам Казань превысила среднероссийский уровень»

— «Ведется ли статистика результатов сдачи ЕГЭ по школам, гимназиям и лицеям и если да, то где можно с ней ознакомиться?» (Карина)

— Мы, как и вся Россия, ушли от выстраивания рейтинга учебных заведений по результатам ЕГЭ. Для себя внутренне мы ведем эту статистику, но оценивать школы только по этим баллам не совсем правильно. Даже если читатель задает вопрос с тем, чтобы отдать ребенка в определенную школу на основании результатов ЕГЭ ее выпускников, — за 10 лет обучения ребенка столько педагогов поменяется!

Другая история — если задача перевести ребенка в 10-й или 11-й класс. Тогда наш уважаемый читатель идет в образовательную организацию, которая его интересует, или в управление образования, получает информацию о результатах ЕГЭ, о профильных классах, которые есть в школе. Никаких секретов здесь нет, мы каждый год на «августовке» показываем лучшие школы, которые добились высоких результатов. Но переменных очень много.

— И все же, если резюмировать итоги прошедшего учебного года по ЕГЭ и ОГЭ, что получили?

— Мы молодцы! (Смеется.) Если серьезно, то система образования Казани отработала прошлый сезон хорошо, в том числе по результатам единого госэкзамена и олимпиадам.

Средний балл по русскому языку — 65,18, по профильной математике — 69,4, по всем предметам Казань превысила среднероссийский уровень.

Да, ежегодно по ряду предметов мы проседаем, по ряду предметов растем, но здесь мы оцениваем общероссийскую и республиканскую тенденции — как на фоне республики и России пишет ЕГЭ по этим предметам Казань.

Вся тенденция у нас пока повторяется: где-то мы со всей страной просели, где-то подросли. И это нормальная история: Рособрнадзор заявлял в том числе, что были изменения в КИМ (контрольно-измерительные материалыприм. ред.), в сочинениях, дети по-другому отнеслись к этой ситуации. Меняется и уровень заданий.

Да, каждый год есть школы, которые нас радуют или настораживают. Как правило, эти школы меняются, но есть организации, которые пишут экзамены на более низкие оценки, чем ожидалось, по различным причинам. Это если бы мы выстраивали рейтинг. Но у нас есть отдельная программа по поддержке этих школ: мы вкладываемся в учителей, улучшаем условия в этих школах, есть отдельный грант для таких школ. Там все, слава богу, постепенно тоже идет к росту.

Родители при выборе образовательной организации для ребенка сегодня ориентируются на школу или на конкретного педагога?

— Буквально три-четыре года назад меня спрашивали, какая школа хорошая, а какая плохая. Но сейчас набор критериев для выбора сильно расширился. для некоторых родителей важно, чтобы школа была рядом с домом. Другие действительно идут на конкретного педагога: у нас есть сотни, может, и тысячи учителей, к которым хотят попасть.

Третий критерий — размер школы. Есть семьи, которые хотят попасть в школу-новостройку, потому что там и бассейны, и спортзалы, и кружки, начиная от карате и заканчивая пилатесом. Но у новостроек свои вызовы: молодые коллективы, работающие первый-второй год, и, может быть, не все системы выстроены. Во-вторых, такие школы рассчитаны на большое количество детей. А кому-то нужна камерная школа, чтобы существовала 50 лет, чтобы директор много лет работал в своей должности. У каждой семьи свои критерии выбора.

Вы знаете, у нас множество школ, которые не относятся к «звездным», но если ты заглянешь внутрь — в жизнь, в содержание, — они просто фантастические, оттуда уходить не хочется, такая там атмосфера, педагоги! Мы не привыкли про них говорить, потому что у них здания не новые, мебель требует обновления или нет Учителя года. Но там работают талантливые люди, настоящие учителя, которые посвятили себя этой профессии, и атмосфера там очень теплая.

— «Много ли выпускников казанских школ поступили в вузы Москвы и Питера (Роман)

— Примерно 9,8 процента казанских выпускников поступают в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. В топе и вузы Казани: в столице остаются сильнейшие ученики, и нас радует, что, с одной стороны, наши ребята легко поступают в топовые вузы страны, а с другой — что у нас нет огромного оттока детей в другие города.

Сколько выпускников школ отдают предпочтение среднему специальному образованию?

— Примерно половина наших школьников после 9-го или 10-го класса выбирают колледжи. Это стабильная цифра для Казани. Конкурс в колледжи высокий, туда идут мотивированные ребята с хорошими результатами, средний балл аттестата поступающих — около 4,8–4,9. Это говорит о востребованности СПО и о его престижности.

— Что делают те, кто в колледжи не проходит, раз там такой высокий проходной балл?

— Они продолжают обучение в школе. Мы стараемся предложить им разные профили, чтобы ребенок мог найти себя и подготовиться к будущей профессии. Для кого-то это гуманитарные направления, для кого-то — естественно-научные или инженерные. Наша задача — чтобы выбор был осознанным, а возможности — равными для всех.

А куда идут двоечники?

— Все ребята остаются в системе образования. Они получают поддержку учителей, сдают экзамены, и, даже если не у всех результаты одинаково высокие, каждый делает свой шаг вперед. Ведь школа — это не только баллы ЕГЭ, это еще и воспитание, умение работать в команде, вера в себя. Для нас важно, чтобы каждый выпускник вышел во взрослую жизнь с ощущением, что у него есть свой путь и возможности для развития.

Как измерить эффективность школы, ее профпригодность?

— Работаем над этим. Мы не исключаем результаты ЕГЭ, конечно, но они не должны быть единственным показателем. Вот как, например, замерить уровень воспитательной работы? Возможно, нужно отталкиваться от количества правонарушений, но многое зависит от того, в каком микрорайоне находится школа, в какой социально-экономической ситуации, какие детишки там обучаются. Возможно, стоит измерять количество и качество проводимых мероприятий. Нащупываем, ищем, пробуем, что-то новое пытаемся сделать. И все-таки еще раз: ЕГЭ — да, измеримый, понятный всем показатель, но точно не единственный. Нормально, что один ребенок сдает на 90 баллов, а другой — на 60. Это не значит, что выпускник, который сдал на 60, плохой.

«Я всегда представляю, что управляю огромным кораблем: ты штурвал повернул, а корабль все еще идет по старому курсу и потихонечку смещается в нужном направлении» «Я всегда представляю, что управляю огромным кораблем: ты штурвал повернул, а корабль все еще идет по старому курсу и потихонечку смещается в нужном направлении» Фото: Андрей Титов

«Школа — то место, где проходит профориентация ребенка»

Второй год в Татарстане действует проект «Физмат прорыв», в этом году планируется запуск проекта «Физико-химический прорыв». С точки зрения системы образования насколько логично делать упор на такие узкие направления?

— Вполне логично, это же требования экономики. Мы видим, что стране нужны определенные специальности: инженеры, ученые, специалисты технического направления. Поэтому абсолютно логичная история — усиливать подготовку школьников по этим направлениям.

История о космосе в последнее время очень актуальна, президент страны запустил программу по космосу. Есть видение того, куда страна должна двигаться, последние события явно показали, где нам нужно «подкачать мышцы». Школа — то место, где проходит профориентация ребенка, соответственно, абсолютно нормально, чтобы в текущих условиях максимальное количество выпускников у нас было заинтересовано в физике, математике, химии, биологии, информатике. Это все про наш технологический суверенитет.

Школьное образование как система быстро реагирует на страны?

— Я всегда представляю, что управляю огромным кораблем: ты штурвал повернул, а корабль все еще идет по старому курсу и потихонечку смещается в нужном направлении. Инерции много, потому что школьное образование — это про людей, которые привыкают к определенной системе, и на любое преобразование нужно время. Не бывает такого, что сегодня ты запустил физмат-прорыв, а в конце года у тебя уже инженеры. Это стратегическая история, на годы вперед, результаты мы не сразу увидим. Но, думаю, лет через пять мы уже сможем наблюдать положительные результаты.

— С этого года началась работа по тестированию детей мигрантов по русскому языку для зачисления их в школы. Как проводится обучение детей, которые не сдают, сколько школ задействовано?

— Мы определили базу учреждений, которые будут проводить проверку знаний этих детей. Это 7 школ в Казани, мы постарались распределить их географически, чтобы охватить всю территорию города. Обучает же одна площадка — это школа № 41. Но мы только начинаем эту работу, соответственно, по факту будем проводить какие-то донастройки системы: менять школы, расширять их количество в зависимости от запроса. Пока сложно прогнозировать загрузку, ближе к середине сентября будет понятно, скольким детям нужны данные уроки. Пока мы максимально делаем все так, чтобы педагогов и площадок хватило всем нуждающимся.

Если ребенок не пройдет проверку, каков дальше его путь?

— Будем учить так детей, чтобы они проходили проверку. Вы слышали раиса РТ на августовской конференции: будет большой проблемой, если ребенок не пойдет в школу 1 сентября. Чем он будет заниматься, когда останется без внимания? Я разделяю позицию нашего раиса, надо подготавливать детей, принимать их в школу, чтобы они социализировались, адаптировались.

«Наша задача — научить ребенка правильно использовать современные технологии» «Наша задача — научить ребенка правильно использовать современные технологии» Фото: «БИЗНЕС Online»

Главные вызовы школьного образования

Какие главные вызовы для системы школьного образования вы видите сегодня?

— Престиж профессии учителя. Кадровый вопрос — один из самых главных. Индивидуализация образовательных треков, чтобы каждый ученик мог найти свою школу и максимально эффективно выстроить свой трек. Сейчас есть и профильные классы, и школы, где возможен индивидуальный образовательный план. Здоровье наших детей всегда на повестке дня. Многогранное воспитание наших детей, начиная от базовых вещей вроде здорового патриотизма и продолжая экологическим воспитанием, развитием бережного отношения к окружающему миру и его обитателям. Важным становятся вопросы профориентации школьников, чтобы ребенок мог найти себя в профессии.

Сегодня активно развивается искусственный интеллект, с помощью которого дети домашку делают. Вы видите угрозу в том, что ИИ разучит ребенка самостоятельно думать? И как на эту угрозу должна реагировать система образования?

— Моя позиция: учителя не могут игнорировать то, что происходит вокруг. Мир стремительно меняется: мы почти два тысячелетия ездили на лошадях, а за последние 100 лет сделали мощнейший технологический прорыв, начиная от паровых машин и заканчивая мощными компьютерами, которые есть у каждого в кармане, с которыми можно делать фантастические вещи.

Наша задача — научить ребенка правильно использовать современные технологии. Вчера вызов был в виде использования гаджетов, сегодня это искусственный интеллект, завтра это будет совершенно другая технология. Мы не можем игнорировать современный мир, мы не в лесу живем, но наша задача — научить детей этими технологиями правильно пользоваться.

Конечно, наши педагоги должны понимать, о чем идет речь. Поэтому в прошлом году для наших педагогов мы уже провели ряд семинаров по искусственному интеллекту, в этом году эту работу продолжим, чтобы все были в курсе, что такое искусственный интеллект, как он работает, как его можно использовать. И об этом надо говорить с ребятами.

Стартует новый учебный год, что пожелаете ученикам, родителям, учителям?

— Ученикам — не списывать (улыбается). Особенно у искусственного интеллекта. Свой мозг однозначно — это лучшее, во что можно вкладывать силы, труд, что нужно развивать и чем надо пользоваться.

Родителей еще раз призываю поддерживать наших педагогов, вдохновлять их. Учителя — герои! Пожалуйста, помните об этом.

А учителям желаю сил, бодрости и, конечно, суметь оправдать ожидания, доверие и стремления родителей. Дай бог, мы однажды придем к тому, что каждый родитель от всего сердца будет говорить, что наши педагоги — самые лучшие…

— Ирек Асафович, спасибо за интересный и эмоциональный разговор. Успехов вам и всем учителям Казани!

Ризванов Ирек Асафович родился 8 марта 1988 года в Казани. Окончил Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет (2011).

2006–2015 — воспитатель, заведующий интернатом, заместитель директора по иностранным языкам МАОУ «Лицей-интернат №2» Московского района Казани.

2015–2020 — директор МАОУ «Лицей-интернат №2» Московского района Казани.

С 3 февраля 2020 года — начальник управления образования исполнительного комитета Казани.