«Стратегическая цель — к 2030 году выйти на продвинутый уровень профориентации во всех образовательных организациях. Чтобы каждый выпускник вместе с аттестатом получал свидетельство о профессии», — говорил на прошедшей накануне казанской «августовке» начальник управления образования Ирек Ризванов. Помимо ранней профориентации и кадрового голода, на ежегодной встрече педагогов говорили и о диверсиях родителей детсадовцев, угрожающем росте числа детей на семейном обучении и роли учителя в мире, где у каждого ребенка в кармане «нейронка». Детали — в материале «БИЗНЕС Online».
Ежегодную казанскую «августовку» работников образования в этом году провели в стенах естественно-научного лицея №95 на Азата Аббасова
«Наша задача — готовить ребят так, чтобы они могли занять свое место в жизни»
Ежегодную казанскую «августовку» работников образования в этом году провели в стенах естественно-научного лицея №95 на Азата Аббасова. Школа проработала первый учебный год, но изнутри (да и снаружи) выглядела абсолютно новой, вычищенной до блеска. Настрой был скорее дружеским, чем формальным: директора школ, детсадов, педагоги общались между собой, делали фотографии на фоне пресс-вола, угощались в зоне фуршета. Программное выступление начальника управления образования Казани Ирека Ризванова также настраивало скорее на лирический лад. Коротко и в важных цифрах:
- 345 садиков работают в Казани, в них воспитываются более 69 тыс. детей. Мэр столицы РТ Ильсур Метшин чуть позже напомнит, что с момента старта национальных проектов в 2019 году в городе появились 37 детских садов на 8 170 мест, из которых почти половина — с яслями, по которым «была достаточно напряженная ситуация». Было открыто 15 новых школ почти на 20 тыс. мест и 5 дополнительных корпусов более чем на 5 тыс. мест.
- «В этом году открыты три новых детских сада на 600 мест, по нацпроекту „Молодежь и дети“ завершается капремонт гимназии №125, идут ремонтные работы в здании школы №130. Завершается ремонт 12 школьных пищеблоков. Теперь я с гордостью могу сказать, что 1 сентября откроют свои двери 188 современных школьных ресторанов, где детей ждет вкусная, разнообразная, горячая, качественная еда в комфортных условиях и красивой атмосфере», — сообщил Метшин.
- В 2,5 раза выросло количество детей, которые приходят в сад до трех лет: в 2019 году таких ребят было 3,8 тыс., сегодня — более 9 тысяч. С 2022-го в Казани открыли 51 группу в детсадах на 720 мест для детей от года до двух лет, полностью оснащенную современной мебелью, развивающими пособиями, игрушками.
- 20,5 тыс. выпускников прошли в этом году государственную итоговую аттестацию. Средний балл по русскому языку — 65,18, по профильной математике — 69,4, по всем предметам Казань превысила среднероссийский уровень.
- В Казани 160 стобалльников и 7 двухсотбалльников.
- 17 тыс. учеников поучаствовали в этом году в муниципальном этапе Всероса, это рекорд. 61% всех медалей Татарстана на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников — из Казани.
Более подробно спикеры остановились на профориентации школьников. В прошлом году по инициативе республиканских властей 10-классники Казани начали проходить обучение рабочим профессиям на базе предприятий и колледжей. В 2024–2025 годах 64 ученика уже получили рабочие профессии, еще 74 школьника, приступившие к профессиональной подготовке, завершат ее в новом учебном году. Более тысячи школьников начнут профессиональное обучение 1 сентября.
«Стратегическая цель — к 2030 году выйти на продвинутый уровень профориентации во всех образовательных организациях. Чтобы каждый выпускник вместе с аттестатом получал свидетельство о профессии. Это позволит каждому молодому человеку быть увереннее в завтрашнем дне, а городу — иметь устойчивую систему подготовки кадров», — сообщил Ризванов.
Метшин напомнил, что в школе №10 открыты два авиационных класса, где старшеклассники обучаются на оператора станков с ЧПУ, получая квалификацию и возможность трудоустройства на Казанском авиационном заводе. А школа №54 начала подготовку контролеров станочных и слесарных работ на базе Казанского вертолетного завода, и к этому проекту присоединяются и другие учебные заведения. «Наша задача — готовить ребят так, чтобы они могли занять свое место в жизни и быть востребованными в профессии с первого дня своей взрослой жизни», — резюмировал он.
«Стратегическая цель — к 2030 году выйти на продвинутый уровень профориентации во всех образовательных организациях. Чтобы каждый выпускник вместе с аттестатом получал свидетельство о профессии»
Как вернуть в школы учителей
Где точки роста? Конечно, в кадрах. 33,9 тыс. работников трудятся в сфере образования Казани: 14,3 тыс. работают в школах, почти 14 тыс. — в садиках, еще 2,5 тыс. — в учреждениях допобразования. Причем ровно половина них педагоги — 17,5 тыс. человек. В Казани работают 11 городских проектов на поддержу учителей на деньги грантов города и республики, говорил Ризванов. Но помогает и сам статус столицы: за последние три года в комфортную Казань переехал 421 педагог из других регионов России, причем 160 из них — только за прошедший 2024-й.
«Нас радует, что престиж профессии учителя постепенно повышается. Например, в этом году 456 педагогов вернулись работать в систему образования Казани из других сфер», — сообщил начальник управления образования города.
33,9 тыс. работников трудятся в сфере образования Казани: 14,3 тыс. работают в школах, почти 14 тыс. — в садиках, еще 2,5 тыс. — в учреждениях допобразования
Но у министра образования и науки Татарстана Ильсура Хадиуллина были более отрезвляющие цифры. Более 4 тыс. молодых педагогов выпускаются в республике ежегодно, но в школы доходят далеко не все. Более того, по словам Хадиуллина, в течение первого года работы 23% молодых учителей уходят из системы образования, а в течение трех лет этот показатель дорастает до 36%.
«Это большая цифра. С таким подходом и с такими серьезными системными проблемами мы не сможем сохранить кадровый состав, — сетовал министр. — В казанских школах открыты 54 [профильных] класса, 9-е, 10-е и 11-е, в них 1,3 тысячи детей обучаются. Но этого количества недостаточно. Считаю, уважаемые коллеги, вы должны вести целенаправленную работу с родителями, с детьми для того, чтобы школьники, находясь в профильных классах, выбрали профессию учителя. Их нужно довести до конца. Рассчитывать на федеральный проект „Земский учитель“, по которому 13 педагогов переезжают из других регионов и закрепляются, не приходится. Это ничтожное количество».
«Нас радует, что престиж профессии учителя постепенно повышается. Например, в этом году 456 педагогов вернулись работать в систему образования Казани из других сфер», — сообщил начальник управления образования города
Что еще в республике делается для привлечения педагогов? Министр напомнил об увеличении количества грантов «Наш новый учитель» с 200 до 500, повышении поддержки молодых педагогов с 2,5 тыс. до 10 тыс. рублей с 1 сентября этого года. «Мы придумали грант для СПО, 100 грантов по 10 тысяч рублей, а также для детских садов: впервые 300 воспитателей будут получать по 10 тысяч рублей в течение трех лет», — рассказал Хадиуллин. Еще один момент касается жилья: по словам Хадиуллина, раис РТ Рустам Минниханов поддержал идею компенсировать ежемесячно 20 тыс. рублей молодым учителям «за проживание», еще 350 учителей «определенной категории» получат по миллиону на «улучшение жилищных условий».
«Эти проекты составляют больше миллиарда рублей. Руководство республики поддерживает, главное, чтобы была отдача», — резюмировал Хадиуллин.
«Мы провели эксперимент: учитель высшей квалификационной категории, эксперт ЕГЭ выполняет задание на высокий балл за 50 минут, а искусственный интеллект — всего за 44 секунды»
«За сколько ИИ решает ЕГЭ? 44 секунды!»
В финале выступления поговорили об искусственном интеллекте. «Переждать моду на нейросети не получится. Мы провели свой эксперимент. Для выполнения заданий ЕГЭ дается более двух часов в зависимости от предмета. Учитель высшей квалификационной категории, эксперт ЕГЭ выполняет то же задание на высокий балл за 50 минут. Как вы думаете, за сколько минут решает эту задачу искусственный интеллект? Ему понадобилось 44 секунды. Более того, ИИ не только эффективно решает любые поставленные перед ним задачи, но и грамотно разъясняет, как решаются эти задачи, предлагая сразу несколько методик объяснения», — рассказал Ризванов.
А после рассказал историю, «основанную на реальных событиях», которая сводит на нет все возможности ИИ: ученик, совершивший серьезный проступок, о котором знали и ученики, и учителя, встречает в коридоре школы завуча. Ребенок ждет разбора полетов, и учитель спрашивает, знает ли ученик о проступке. «Подросток, растерявшись, ответил: „Нет, не знаю!“ На что педагог сказал: „Конечно, извини, я спросил, не подумав. Ты воспитанный, положительный ученик и не можешь знать о таком!“ — продолжил Ризванов. — В этот момент состоялся самый важный урок. Урок жизни, который перевернул все внутри этого мальчика. Ведь, вместо того чтобы получить наказание, он получил… шанс. Шанс измениться. Много лет спустя он стал учителем и изменился, написал письмо с благодарностью своему учителю. Смог бы искусственный интеллект провести этот урок жизни?» — обратился Ризванов к залу. Из зала раздалось уверенное: «Никогда!» «Эта история показывает, что ни одна технология не заменит слова, личного примера и мудрости педагога. Поэтому всегда в центре образования будет стоять живой человек, педагог, наставник!» — вдохновлял начальник управления образования.
У Хадиуллина задачей номер один стало разобраться с массовым переходом школьников на семейную форму обучения. Сейчас в Казани 2 329 «семейников», 1 120 — в начальной школе, в основной — 999, в средней школе — 310. Но министра беспокоит рост количества таких ребят: к маю этого года «семейников» стало больше сразу на 1 215, или почти на 50%.
«Это непорядок! Прошу директоров школ обратить внимание, это задача номер один. Вы знаете позицию раиса Татарстана. Так дальше мы работать не сможем, рост на 1 215! Больше всего выросло количество в начальной школе», — сообщил Хадиуллин. По его словам, есть сигналы, что некоторые руководители «сами предлагают переходить на семейную форму обучения»: мол, к концу учебного года, когда дело идет к итоговым аттестациям, количество «семейников» растет. «Вы прекрасно понимаете, о чем я говорю. Увеличение количества „семейников“ к концу года, а потом его снижение — сигнал для департамента надзора в сфере образования для проверок таких школ с начала учебного года: откуда „семейники“, почему уходят, куда смотрит классный руководитель?» — сообщил Хадиуллин.
У Хадиуллина задачей номер один стало разобраться с массовым переходом школьников на семейную форму обучения. Сейчас в Казани 2 329 «семейников»
Шире министр развил и тему со школьниками, которые шли на медаль, но не подтвердили право на нее. Так, по итогам этого учебного года в Казани медали «За особые успехи в учении» первой степени получили 639 выпускников и 519 — второй. Но 7 учащихся из 6 школ не смогли подтвердить право на медаль и набрать нужное количество баллов ни по одному предмету. Хадиуллин сообщил, что с начала этого учебного года департамент надзора в сфере образования будет контролировать журналы за 10-й и 11-й классы, проверяя оценки потенциальных медалистов.
«Если ребенок не набирает даже 60 баллов по тем предметам, которые он сам выбрал, что это за медалист? Прошу вас, уважаемые руководители, возьмите на контроль, медалисты настоящими должны быть. Мы направили письмо министру просвещения Российской Федерации Сергею Кравцову о том, чтобы порог для медалистов по русскому языку был не менее 70 баллов, по математике и остальным предметам — 60 баллов. Если за второй экзамен по выбору 60 баллов, получаешь медаль», — пояснил Хадиуллин.
В завершение выступления министр обратился к работникам детсадов и проблеме… «забытых» родителями дошколят диктофонов в детских шкафчиках. Хадиуллин посоветовал воспитателям следить, чтобы «родители не забывали свои вещи», и привел в пример случай (правда, без подробностей), когда «забытый» диктофон записал крики ребенка, которому обрабатывали ранку на колене.
«Ребенок упал, шла обработка раны. Он кричит: „Больно, больно!“, потому что ему обрабатывают коленку. Но все это записывается так, будто ребенка бьют. Двоих воспитателей пришлось уволить, — рассказал Хадиуллин. — Ребенок отдыхает, питается, спит… Чужих элементов вокруг ребенка, которые действуют на его мозги и на поведенческие аспекты воспитателя, не должно быть. Вы должны быть начеку!»
Комментарии 150
Новая выставка в «Бизоне» — надо сходить!
Если давно не выбирались за вдохновением, то самое время заглянуть в галерею «Бизон». Там стартовала новая выставка, и это прям другая вселенная: работы яркие, смелые, местами даже дерзкие. Одни цепляют цветом, другие — неожиданными образами, а какие-то заставляют зависнуть и реально подумать.
Атмосфера тоже крутая — никакой «музейной тишины», можно спокойно обсуждать, делиться впечатлениями и даже просто наблюдать за реакцией других людей. Говорят, многие уходят с ощущением, будто посмотрели на мир под новым углом.
Выставка уже открыта, и она не навсегда — так что лучше не откладывать. Каждое посещение обещает что-то новое, ведь даже знакомые работы воспринимаются по-другому в разное настроение. Возможно, именно здесь вы найдете ту самую идею, которой давно не хватало.
🔹 Подробнее — Bizon.gallery
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.