КАМАЗ объявил, что отменяет приказ о переходе на трехдневку в сентябреФото: «БИЗНЕС Online»

КАМАЗ отменяет приказ о трехдневке. Порадуемся?

Воодушевляющий пост о том, что трехдневки не будет, КАМАЗ опубликовал сегодня утром. Казалось бы, повод порадоваться, но тут как посмотреть. Напомним, с 1 августа завод перешел на четырехдневный формат работы. Если вчитаться в сообщение, выходит, что завод всерьез рассматривал вариант вскоре уйти на трехдневный формат работы.

«На финкомитете было принято решение об отмене приказа о трехдневной рабочей неделе, введение которой рассматривалось с сентября. Сейчас готовятся документы. Основные подразделения компании, связанные с производством грузовиков, продолжат работать в текущем режиме», — отмечается в публикации.

Судя по всему, у челнинского завода есть сдержанный оптимизм по поводу того, как дальше будет развиваться ситуация на российском рынке грузовиков. Как следует из публикации, в минувшую пятницу генеральный директор КАМАЗа провел заседание финансового комитета и на нем рассматривали общую ситуацию на рынке грузовиков, а также вопросы привлечения заказов на машины и загрузки производства на сентябрь.

«Ситуация на рынке по-прежнему остается напряженной. Падение рынка грузовиков свыше 14 тонн составит в июле почти 60 процентов. Продолжают оказывать негативное влияние на рынок остатки импортеров, которые, по данным камазовских маркетологов, составляют свыше 20 тысяч штук. У лизинговых компаний на складах скопилось свыше 10 тысяч единиц техники», — говорит КАМАЗ.

«Просто так погибнуть не дадут, иначе коллапс…»: КАМАЗ все-таки уходит на четырехдневку

Что дает повод для оптимизма? «Из положительного отмечено, что наметилась стабилизация рынка на низких показателях. Это говорит о достижении возможного минимума на рынке», — максимально аккуратно пишет завод. А что по сути? Предприятие полагает, что российский рынок грузовиков наконец нащупал свое дно и «зафиксировался» на таких слабых показателях.

А дальше, может быть, ото дна «оттолкнется» и пойдет вверх, надеются на КАМАЗе. «Начато формирование производственного плана на октябрь. Есть основания полагать, что в октябре загрузка производства вырастет», — отмечает предприятие.

Автогигант также подчеркнул, что чувствует себя увереннее других игроков рынка: «Продолжается рост рыночной доли и привлечение дополнительных заказов». Впрочем, конкретных цифр на предприятии не приводится.

По подсчетам «Автостата», по итогам июля в России продали 3 639 новых крупнотоннажных грузовых автомобилей. Это сразу на 61,6% меньше, чем в том же месяце прошлого года. Но на таком слабом рынке КАМАЗ лидирует с долей в 32,2%. Всего за месяц завод реализовал 1 172 грузовика, китайский Sitrak — 440 штук, замыкающий тройку лидеров Shacman — 301 машину, а еще один китайский концерн — FAW — 288 штук. Замыкает пятерку китайская марка HOWO — 246 грузовиков. В целом в январе – июле в России продали 25,6 тыс. новых тяжелых грузовых автомобиля. Это на 56,8% меньше, чем за тот же период 2024-го.

По данным наших инсайдеров, КАМАЗ получит большой заказ на грузовики нового поколения К5. Их производство уже увеличилось до 35–40 в сутки против одного-двух ранее По данным наших инсайдеров, КАМАЗ получит большой заказ на грузовики нового поколения К5. Их производство уже увеличилось до 35–40 в сутки против одного-двух ранее Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

Помог запрет «китайцев»?

О том, что трехдневки на КАМАЗе, скорее всего, не будет, близкие к КАМАЗу источники «БИЗНЕС Online» рассказали в прошлый четверг. По словам собеседников, завод переиграл планы после решения Росстандарта запретить эксплуатацию китайских грузовиков. По результатам внеплановых выездных проверок было приостановлено действие ОТТС на некоторые модели марок Dongfeng, Foton, FAW и Sitrak. Среди них, например, популярный тягач Dongfeng DFN4180.

В том, что такому запрету поспособствовал челнинский автогигант, никто из источников не сомневается. Когогин ранее не раз говорил, что на рынке появляются сырые грузовики, которые не прошли тесты и не доработаны под российские условия эксплуатации. Впрочем, сам завод причастность к недавнему запрету отрицает.

«Напоминает времена Онищенко с запретом грузинских продуктов»: как в России отменили китайские грузовики

Руководство челнинского автозавода было сильно обеспокоено ситуацией, поэтому допустить трехдневку они просто не могли. Такой формат работы мог привести к кризису в Набережных Челнах, говорит один из спикеров.

По данным наших инсайдеров, КАМАЗ получит большой заказ на грузовики нового поколения К5. Их производство уже увеличилось до 35–40 в сутки против одного-двух ранее. Завод цифры не комментирует, но подтверждает, что производство K5 увеличивается. «Первое полугодие мы в основном гособоронзаказом занимались. Сейчас пришло время К5», — отмечает источник.

300 автомобилей «КАМАЗ-54901» поставят до конца 2025-го и еще столько же до июня 2026 года 300 автомобилей «КАМАЗ-54901» поставят до конца 2025-го и еще столько же до июня 2026 года Фото: «БИЗНЕС Online»

Сам КАМАЗ публиковал данные, что поставит 600 газомоторных тягачей российскому перевозчику NATCAR, но это связанная с заводом компания. Первые 30 автомобилей уже пополнили автопарк транспортно-логистической компании. 300 автомобилей «КАМАЗ-54901» поставят до конца 2025-го и еще столько же до июня 2026 года. В этой модификации автомобиль оснащен газовым двигателем КАМАЗ-Р6 («Евро-5») мощностью 460 л. с., автоматизированной коробкой передач и двумя криобаками, вмещающими 1 060 л сжиженного природного газа.

Также на «взлете» сейчас производство автобусов и электробусов. В июле стало известно, что КАМАЗ поставит 700 электробусов новейшего поколения в Москву. Очевидно, такой мегазаказ призван поддержать КАМАЗ.

Издание «Авторевю» замечает, что недавний запрет на эксплуатацию китайских тягачей затронул лишь часть моделей и модификаций. Foton объявил, что приостановка коснулась только тягачей Galaxy 4×2 и EST A 6×4, а вот массовые тягачи EST A 4×2 и их улучшенный вариант EST R не тронули. Примерно та же ситуация у Sitrak и Howo. Приостановлено действие ОТТС только на трех- и четырехосные тягачи, грузовики и т. д., но наиболее популярные тягачи 4×2 пока оставили в покое. С флагманами Dongfeng GX, наоборот, версию 4×2 запретили, а трехосные машины — нет. Не тронули также марки, которые плохо продаются. По данным журнала, регулятор планировал убрать с рынка 17 тыс. грузовиков китайского производства.

Кто-то из дилеров на фоне ограничений уже сменил тактику. Так, компания «Север-Скан», которая после ухода Scania активно продвигала китайские грузовики, теперь стала дилером КАМАЗа. То же можно сказать и о челнинском «Корибе», на сайте которого можно увидеть теперь только грузовики КАМАЗа, хотя раньше они активно продавали и «китайцев».

После запрета Росстандарта китайские производители столкнулись с рядом трудностей, однако намерены расширять сотрудничество, в том числе через локализацию производств, сказал неделю назад на форуме «РОСТКИ» в Казани председатель комитета автомобильной промышленности союза китайских предпринимателей России, гендиректор FAW Ли Юнцзюнь. Впрочем, пока таких примеров локализации не видно. Будут ли — вопрос отдельный.

«КАМАЗу критически важно не завышать цены на свою продукцию. Или его будут ненавидеть так же, как всей страной дружно ненавидят АвтоВАЗ» «КАМАЗу критически важно не завышать цены на свою продукцию. Или его будут ненавидеть так же, как всей страной дружно ненавидят АвтоВАЗ» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Оптимизм может быть только очень осторожным»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты комментируют заявление КАМАЗа и рассуждают о том, повод ли это для оптимизма, как заводу удалось избежать трехдневки и правда ли рынок начнет расти осенью.

Антон Шапарин — президент Национального автомобильного союза:

— Что у предприятия сошлась экономика и удалось избежать крайне неприятного для сотрудников трехдневного рабочего режима — это абсолютно позитивная новость. Однако надо понимать, что сам факт такого обсуждения говорит о сложности ситуации и оптимизм может быть только очень осторожным.

У нас нет оснований сейчас говорить о резком изменении ситуации на рынке коммерческого транспорта ввиду высоких ставок. А сохранение этих ставок на высоких уровнях продлится еще довольно долго. Соответственно, мы будем видеть низкие темпы обновления парка, закупки грузовиков. Потому что грузовик — это средство производства и забрать его с высокими ставками невозможно, так как его невозможно окупить. Как только экономика начнет работать иначе, иначе начнет работать и КАМАЗ.

На рынке грузовиков есть две истории. Это ужесточение регулирования по отношению к китайцам и увеличение утилизационного сбора, из-за которого, кстати, снова привезли китайской техники довольно много, несмотря на огромные стоки. Понятно, что в среднесрочной перспективе импортная техника станет гораздо менее конкурентоспособной. Поэтому в целом это все работает на КАМАЗ и это все создает для завода больше возможностей. Но надо понимать, что грузоперевозчики не всегда рады тому, что у нас на рынке образуется монопольный подход. Поэтому КАМАЗу критически важно не завышать цены на свою продукцию. Или его будут ненавидеть так же, как всей страной дружно ненавидят АвтоВАЗ.


Александр Солнцев — главный редактор «Comvex ревю»:

— Новость о том, что КАМАЗ отменили приказ на трехдневку, естественно, оцениваю положительно. Всегда лучше работать четыре дня в неделю, нежели три, это понятно.

Да, рынок болтается у дна, но наметились некие признаки постепенного восстановления. Отсюда, наверное, и возник приказ [об отмене трехдневки]. По оценкам экспертов, рынок болтается около дна, есть некие признаки того, что начнется пусть медленное, пусть постепенное, но восстановление.

Думаю, что недавно введенные ограничения против китайских грузовиков, безусловно, связаны с этой новостью. Понятно, кто был бенефициаром отзыва этих грузовиков. Продажи «КАМАЗов» в связи с запретом будут увеличиваться. Сложно сказать, сколько может продлиться четырехдневка. Вполне вероятно, что до Нового года, а может, и дольше.


Даниил Минаев — главный редактор журнала «Грузовик Пресс»:

— Почему КАМАЗ отменил приказ о трехдневке? Может быть, отложенный спрос накопился, может, еще что-то… Я каких-то заметных рычагов не вижу, чтобы вдруг ситуация на рынке резко зашевелилась и все пошло в гору.

Думаю, слишком явной связи между запретом китайцев здесь не может быть. Потому что, во-первых, все-таки это разные машины немножко. Во-вторых, КАМАЗы бы и так покупали, если бы делали К5 побольше. Просто их не хватает. То есть здесь прямой причинно-следственной связи нет. Конечно, это повлияет на продажи КАМАЗов в лучшую сторону, но все-таки это инерционный механизм.

Потом китайцев очень много. Ну запретили три-четыре марки. Но их же там десятки: потребитель другую купит. Стоимость грузовиков, особенно многотоннажных, [у КАМАЗа] все-таки значительно превышает даже дорогой утилизационный сбор. Если легковая машина стоит 2 миллиона, то 700 тысяч утилизационного сбора сильно бьет. А когда машина стоит 15–20 миллионов, то плюс миллион к стоимости будет не так заметен. Тем более все в лизинг идет.

Даже если мы полностью заблокируем любой импорт, все равно КАМАЗ не наполнит рынок. Это же за год-два не сделаешь. Нужно долго закупать оборудование, наращивать объем производства, увеличивать ассортимент. Даже если вообще мы не будем ничего пускать зарубежного, только КАМАЗ один будет, то грузовиков от этого все равно не будет хватать.