«Санкции не привели к снижению цен на российское сырье или спроса на него, они привели к уменьшению использования таких танкеров. Тем не менее ОПЕК прогнозирует существенное снижение экономического роста России до 1,4%», — пишет в своей статье главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Постоянный автор «БИЗНЕС Online» рассуждает о том, почему президент США Дональд Трамп продолжает давить на Китай, «кинет» ли Индия Россию и в чем прав Никколо Макиавелли.
Иван Грачев: «Конечно, по-человечески тактика Трампа мне не нравится, но как исследователь я признаю, что его действия как президента Соединенных Штатов эффективны»
Трамп понимает, что никакого справедливого решения по Украине сейчас быть не может
Один из моих комментаторов настойчиво требовал, чтобы я одобрил или осудил президента США Дональда Трампа за его полубандитские методы достижения результата. Я как-то воздерживался от моральных оценок, но 20 августа вышла статья «Трамп-реалист может спасти Украину» в American Conservative. Она как раз посвящена сопоставлению морали и реальности. В связи с этим приведу коротко свою оценку, а потом скажу несколько слов об этой статье.
Прежде всего, я думаю, как и все изобретения человечества, мораль функциональна. Она служит цели вероятности выживания цивилизации. Если конкретно, то она синхронизирует действия по повышению вероятности выживания индивида, коллектива, страны. Соответственно, мораль не может быть тождественна для индивида и государя. В этом смысле Никколо Макиавелли прав, говоря, что субъекты в этих случаях существенно разные. Индивид повышает вероятность выживания свою и своей семьи, но синхронизированно с остальными индивидами. Государь же работает на повышение вероятности выживания государства в целом.
В упомянутой статье дается подробный анализ этой темы со ссылками на философов. Когда анализ такого раздвоения морали переводят с философских на конкретные практические рельсы применительно к ситуации на Украине, речь заходит о том, что, дескать, моралисты довели Украину, по сути, до бойни. И могут довести до исчезновения. А Трамп — реалист, который понимает, что никакого справедливого с точки зрения индивидуальной морали решения по Украине сейчас быть не может, что задача установления мира может быть решена только в случае минимизации потерь Украины и Запада в целом (потерь территориальных, людских и т. д.). Американский президент, по мнению автора статьи, действует сообразно реальной картине мира и имеет шансы на успех.
В этом смысле мое промежуточное резюме по поводу того, чего требует читатель, таково: конечно, по-человечески тактика Трампа мне не нравится, но как исследователь я признаю, что его действия как президента Соединенных Штатов эффективны. Относительно взаимоотношений с Россией я вполне допускаю, что Трамп-человек действительно искренне желает мира во всем мире. Но как глава государства он вряд ли руководствуется такими соображениями, в том числе и во взаимоотношениях с нашей страной.
«Как я уже писал ранее, основной мотив для Трампа во встрече с Путиным не достижение мира, а стремление любой ценой внести раскол во взаимоотношения России с Китаем»
Когда я говорил китайцам, что они будут покупать у России 100 млрд кубометров газа, они не очень это воспринимали
Наиболее характерна в этом плане была фраза американского президента, произнесенная сразу после встречи с Владимиром Путиным, звучала она примерно так: дурак Джо Байден сблизил Россию с Китаем, который является ее естественным врагом. Дальше Трамп поясняет: в Поднебесной полно народу, у России — полно территорий и т. д. Как я уже писал ранее, основной мотив для Трампа во встрече с Путиным не достижение мира, а стремление любой ценой внести раскол во взаимоотношения России с Китаем.
Характерно, что Китай сразу же начинает принимать контрмеры, понимая, как будут действовать американцы. Примеров много. Скажем, выступление представителя китайской национальной нефтегазовой корпорации СNPC на форуме «РОСТКИ», который прошел 18–19 августа в Казани. В выступлении говорилось, что за 10 лет потребление газа в Китае должно увеличиться на 200 млрд кубометров, составив примерно 650 млрд кубометров газа. И что в связи с этим необходимо не только увеличить сырьевые закупки, но и организовывать совместные российско-китайские научные работы по нефтегазохимии.
Для меня все это очень контрастирует с тем, о чем мне лет 10 назад довелось беседовать с руководством этого самого CNPC в Пекине. Когда я говорил им, что они будут покупать у России 100 млрд кубометров газа, они не очень это воспринимали. А уж то, что надо для синергетического эффекта реализовывать совместные проекты на территории нашей страны, инвестировать в ту же газохимию, не воспринималось начисто. Почему? Потому что это категорически не соответствовало базовой стратегии китайцев, согласно которой вся добавочная стоимость должна создаваться в их стране. Сейчас же у CNPC совсем другая позиция. То, что их представитель говорит такое, вряд ли самодеятельность.
Многие аналитики отмечают, что и китайское правительство, и их бизнес-круги признают возможность совместных с Россией действий в этом направлении. Двойная мораль, расщепление морали — это штука обоюдоострая. Любая страна, которая ее практикует, понимает, что в ответ ей может что-то бумерангом прилететь.
«Я слышу звоночек, который демонстрирует, что Штаты методично, по всем направлениям, применяют против Китая методы, которые в свое время привели к развалу СССР»
Несправедливо было вводить пошлины в 25% для Индии за покупку углеводородов у России
В развитие темы намерений Штатов относительно России и Китая можно отметить публикацию в The New York Times, которая называется «Почему Си продолжает избавляться от лоялистов? Ответ ищи у Сталина и Мао». В ней есть высказывания, которых я ранее не встречал в общественной плоскости. Говорится, что Си Цзиньпин в Китае централизует власть, проводя репрессивные мероприятия, что за 2024 год были наказаны 889 тыс. коммунистов, в том числе очень высокого статуса. Самое главное, по мнению автора статьи, это должно вызывать недовольство и сопротивление в среднем звене китайского руководства.
Потому ЦРУ Китая публично выпустило ролики, направленные на то, чтобы попытаться взаимодействовать со средним китайским звеном. Смысл роликов такой: вот ты идешь-идешь по карьерной лестнице, а тебя раз и репрессировали. Почему? Потому что такая система. Кроме того, я слышу звоночек, который демонстрирует, что Штаты методично, по всем направлениям, применяют против Китая методы, которые в свое время привели к развалу СССР, несмотря на всякие заявления вроде «Не вмешивайтесь в наши внутренние дела, и мы не будем вмешиваться в ваши».
В продолжение темы раздвоения морали. В Индии и США параллельно вышли статьи, посвященные взаимоотношениям Индии с Россией и покупке газа и нефтепродуктов. В индийской статье с длинным названием «Если российские товары не могут попасть в США, они могут отправиться…: Россия критикует необоснованные санкции Трампа в отношении нефти; в этом году Путин встретится с премьер-министром Моди в Индии» приводятся цифры, какие страны покупают российского сырья больше всего, сколько процентов от общих закупок приходится на долю каждой страны-импортера. Общее название таблиц — «Покупка российских углеводородов». В каждой из них рейтинг стран, лидирующих в плане закупок того или иного российского сырья, с указанием процента от общего количества закупок.
В публикации по критерию справедливости-несправедливости оцениваются новые пошлины в отношении Индии, и автор статьи задается целью продемонстрировать двойные американские стандарты, показать, что несправедливо было вводить пошлины в 25% для Индии за покупку углеводородов у РФ. Цифры в таблицах вполне убедительные, но очевидно, что никакого реального воздействия на политику они не окажут.
Я счел необходимым их привести, поскольку они, во-первых, не вполне совпадают с российскими, китайскими и опековскими оценками (хотя это обычное дело, в таких случаях всегда есть расхождения). Во-вторых, потому что, повторюсь, они были бы достаточно убедительными, если бы мораль и справедливость здесь работали.
«Санкции не привели к снижению цен на российское сырье или спроса на него, а привели к уменьшению использования танкеров»
ОПЕК прогнозирует существенное снижение экономического роста России до 1,4%
Параллельная статья в The National Interest от 19 августа называется примерно так: «Тарифы Трампа могут нанести ущерб России, если их применять с умом». В ней говорится, что, мол, надо этот наезд на Индию, вне зависимости от справедливости, продолжить. При этом отложить введение дополнительных тарифов на 6 месяцев и за это время найти для Индии альтернативные источники поставок углеводородов. Соответственно, убедить индийцев кинуть Россию, также вне зависимости от морали и справедливости. Схема вроде бы выглядит красиво, но навряд ли в этом плане что-то получится. Не только потому, что Индия — это суверенная страна, но и потому, что есть очень приличный отчет ОПЕК, который можно посмотреть на официальном сайте организации.
Так вот, ОПЕК прогнозирует небольшое увеличение мирового экономического роста. В связи с этим спрос на углеводороды уж точно не уменьшится. Также существенно, что прогнозируется рост ВВП США до 3%. Дальше они фиксируют, что снятие добровольных ограничений на добычу нефти в России и Саудовской Аравии ни к какому снижению цен на нефть не привели. Августовская «корзина ОПЕК» выросла на $1,24 (за бочку нефти).
По Индии прогнозируется небольшое ухудшение положения дел в связи с упомянутыми американскими тарифами. Тем не менее сохранится рост ВВП в 6%. По Китаю дается прогноз роста в 4,8% по итогам 2025 года, в 2026-м предполагается рост на 4% (опять же, чуть ниже из-за американских тарифов). Из сильно существенного для России — все балансы сохраняются. США импортируют порядка 6 млн бочек нефти в сутки, а экспортируют чуть больше 3 млн бочек со снижением объема данного экспорта на протяжении последних пяти месяцев. Америка вряд ли что-то сможет для Индии найти, даже если по сусекам поскребет.
Что касается европейских санкций, то они в основном направленны на серые танкеры (на Западе суда, на которых перевозят санкционную нефть, еще называют «грязными»). Спотовые поставки фрахта на них снизились по всем маршрутам. Санкции не привели к снижению цен на российское сырье или к снижению спроса на него, а привели к уменьшению использования таких танкеров. Тем не менее ОПЕК прогнозирует существенное снижение экономического роста России до 1,4%. Аналитики объясняют такой прогноз непомерно высокой ключевой ставкой нашего Центробанка. Не только я, но и их эксперты фиксируют, что росту экономики нашей страны мешают не санкции, не внешняя конъюнктура, а чисто рукотворные проблемы, созданные внутри страны все тем же Центральным банком и финансовым блоком.
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.