Айдар Заббаров (справа) возглавит театр им. Тинчурина в качестве главного режиссера Айдар Заббаров (справа) возглавит театр им. Тинчурина в качестве главного режиссера Фото: Сергей Елагин

«Причина моего ухода — я так себя сегодня ощущаю, думаю о росте»

Главная новость со вчерашнего сбора труппы театра им. Камала, впервые состоявшегося в новом здании, оказалась грустной, но предсказуемой. Как и предсказывал «БИЗНЕС Online», 34-летний Айдар Заббаров станет главным режиссером театра им. Тинчурина и будет обустраиваться на новом-старом месте, т. к. его нынешний коллектив, напомним, переезжает в прежний дом камаловцев на улице Татарстан, 1.

«Айдар Заббаров переходит в Тинчуринский театр. Слышали, наверное?» — разрешил интригу на встрече с труппой главный режиссер ТГАТ им. Камала Фарид Бикчантаев. Зал тихо загудел, кто-то недовольно буркнул: «И что, мы должны хлопать?»

Заббаров скромно вышел на сцену и поблагодарил коллектив за годы плодотворной работы. «Театр имени Камала для меня родной театр, который вырастил меня как режиссера, — сообщил он. — Для меня здесь создали тепличные условия, я ставил пьесы, которые желал. Причина моего ухода — я так себя сегодня ощущаю, думаю о росте. Есть расчет, возглавив театр, создать новый театр. Спасибо большое Фариду Рафкатовичу, актерам и цехам». Коллектив проводил его под аплодисменты.

На счету Заббарова в родном театре добрый десяток спектаклей, многие из которых стали фаворитами и у публики, и у профессионалов. При этом в Камаловском он еще поставит детский спектакль «Туган батыр» по сказке Зульфата Хакима. Его планировали сделать к 7 ноября, театр ежегодно отмечает премьерой день рождения своего легендарного главрежа Марселя Салимжанова (его имя еще так или иначе прозвучит на мероприятии), но в итоге перенесли на 2026 год.

Ильгиз Зайниев: «Мы очень рады за Тинчуринский театр и желаем им успехов. Успех любого татарского театра — это наш общий успех, успех нашей нации» Ильгиз Зайниев: «Мы очень рады за Тинчуринский театр и желаем им успехов. Успех любого татарского театра — это наш общий успех, успех нашей нации» Фото: Сергей Елагин

Новоиспеченный художественный руководитель театра им. Камала Ильгиз Зайниев признался в разговоре с «БИЗНЕС Online», что уговаривал Заббарова остаться. «То, что Айдар Талгатович уходит, конечно, большое сожаление, — сказал наш собеседник. — В то же время я понимаю, что ему тоже нужно развиваться как руководителю, а не только как режиссеру. Он частичку нашей души с собой уносит, но он рядом все же. И я надеюсь, что мы будем сотрудничать».

«Раньше здесь был театр, а сейчас что-то не то»: «здание-парус» на Кабане обрело нового хозяина

Говоря о конкуренции, которая может теперь возникнуть между двумя театрами-соседями, которые разделяет озеро Кабан, Зайниев сообщил, что даже рад такому раскладу. «Мы очень рады за Тинчуринский театр и желаем им успехов. Успех любого татарского театра — это наш общий успех, успех нашей нации, — продолжил худрук Камаловского театра. — Мы главный татарский театр, а другие театры — наши братья, сестры, дети. Все татарские театры вышли из Камаловского. Мы всегда готовы поддержать татарский театр, как и любой другой республиканский театр».

До 14 сентября спектакли камаловцев еще будут идти в старом здании. «Еще до конца не прощаемся с этим зданием. 14 сентября, после выборов (выборы раиса РТприм. ред.), может, устроим прощание», — заключил уже Бикчантаев.

К 120-летию театра у камаловцев намечен большой юбилейный тур по местам компактного проживания татар: в сентябре — Набережные Челны, в ноябре — Уфа, после нового года — Оренбург, Самара и Москва К 120-летию театра у камаловцев намечен большой юбилейный тур по местам компактного проживания татар: в сентябре — Набережные Челны, в ноябре — Уфа, после Нового года — Оренбург, Самара и Москва Фото: Сергей Елагин

«Никита — челнинский парень, очень хорошо знает Татарстан»

Также на встрече были публично озвучены планы на стартующий театральный сезон. И нужно отметить, что они выглядят более основательными и масштабными, чем годом ранее, впрочем, все зависит от того, каким будет итоговый результат.

Первая премьера сезона намечена на 23 августа — штатный режиссер театра Лили Нурель представит спектакль «Сеңлекәш» («Ася») по повести Ивана Тургенева. Пока на счету молодого постановщика не слишком удачный спектакль – променад по «ледяной глыбе». Впрочем, в режиссерском багаже Нурель есть и удачное «Табу» в особняке Демидова — отличный спектакль с национальным колоритом, посвященный выдающимся татарским женщинам, что внушает осторожный оптимизм относительно ее перспектив в театре им. Камала.

Далее знамя премьер перехватит главреж Бикчантаев с постановкой «Күркә» (7 ноября). Символично, что автором пьесы «Преступник со справкой» является Дамир Салимзянов — племянник экс-главрежа Салимжанова, руководитель известного театра «Парафраз» (Глазов) с солидным в том числе и режиссерским багажом. Кроме того, у Фарида Рафкатовича в планах взяться за монументальное средневековое произведение Кул Гали «Сказание о Йусуфе», что он планировал сделать еще несколько лет назад.

У худрука Зайниева тоже серьезные планы: спектакли «Сөяркә» («Любовница») по Туфану Миннуллину, «Артист язмалары» («Записки актера») по Хакиму Салимжанову (актер и режиссер — отец экс-главрежа Салимжанова), спектакль-перформанс в камерном зале, поэтический спектакль по стихам Хади Такташа. А еще одна работа станет известна позже, когда будет сделан выбор между двумя романами Нурихана Фаттаха.

В декабре, к Новому году, Марат Ахметшин и Резеда Губаева подготовят детский мюзикл «Шурале».

Будут и приглашенные постановщики из обеих российских столиц. Так, главный балетмейстер Московского театра сатиры Сергей Землянский поставит спектакль по сказке Михаила Лермонтова «Ашик-Кериб». «Это пластический хореографический драматический стиль… В восточном зале после Нового года начнет работу», — объявил Бикчантаев.

Но самой многообещающей, пока на бумаге, выглядит декабрьская премьера худрука Александринского театра из Санкт-Петербурга 38-летнего Никиты Кобелева по роману нобелевского лауреата из Турции Орхана Памука «Музей невинности». «Никита — челнинский парень, очень хорошо знает Татарстан, наш театр. Учился в ГИТИСе у Олега Кудряшова, работал режиссером в Московском академическом театре имени Маяковского, а сейчас является худруком Александринского театра», — сообщил Бикчантаев.

Никита Кобелев: «Стамбул и Казань близки в том, как устроены любовные отношения»

Ранее в интервью «БИЗНЕС Online» Кобелев заинтриговал, рассказав, что хотел бы сделать спектакль, по интонации похожий на знаменитый фильм Вонга Карвая «Любовное настроение». «Хотелось бы найти способ, как передать именно тонкие вещи — ощущения, оттенки чувств, найти детали, выражающие эти тонкие материи», — говорил режиссер.

Кстати, этим летом татарстанские зрители могли видеть две работы Кобелева: новосибирский театр «Старый дом» привозил в Набережные Челны «Дачников» — современную версию пьесы Максима Горького, а на гастролях Александринки в Казани показали «Екатерину и Вольтера», фантазию на тему многолетнего общения русской императрицы и французского мыслителя. Посмотрим, как любовь режиссера к умным разговорным спектаклям ляжет на камаловскую почву.

Что касается остальных планов, то у театра будет большой юбилейный тур по местам компактного проживания татар: в сентябре — Набережные Челны, в ноябре — Уфа, после Нового года — Оренбург, Самара и Москва. А перед этим они будут участвовать в VI всероссийском фестивале национальных театров «Федерация» в Грозном (21–29 сентября).

Будет ТГАТ им. Камала развиваться и в смежных жанрах искусства. К примеру, мюзикл «Горький в музыке» Искандера Нуризянова может быть еще раз сыгран в Камаловском. Спектакль-концерт показали на фестивале «Горький +» с участием народной артистки РТ Эльмиры Калимуллиной, Ильгиза Шайхразиева и музыкантов Yummy Music Band под управлением Юрия Федорова. А хореограф и танцовщик Нурбек Батулла хочет перевезти из Альметьевска лабораторный спектакль, созданный в рамках театрального проекта «Аркадаш».

«Без баяна и простейшей пентатоники»: сложно ли татарскому композитору в Москве?

Но самой интригующей выглядит медиаопера «Шурале» по Габдулле Тукаю. Это тоже театральная лаборатория от творческого объединения «В квадрате» Сафии Байрамовой и Вячеслава Сысоева. Музыку пишет молодой казанский композитор и музыковед 28-летний Фархад Бахтияри. До конца августа организаторы ведут прием заявок на участие в опен-коле для художников различных медиа, заинтересованных в создании мультимедийного контента для оперы. «Опера „Шурале“ — это не просто музыкальное произведение. Это глубокое погружение в богатство и силу корней, связь с природой и осознание своей идентичности. Мы стремимся показать, как признание своих корней и традиций может благостно влиять на человека и общество в целом», — описывают постановку режиссеры.

Насущная тема — высокие цены во внутреннем буфете: «У нас там скидки есть, мы еще поговорим с ними» Насущная тема — высокие цены во внутреннем буфете: «У нас там скидки есть, мы еще поговорим с ними» Фото: Сергей Елагин

«Рождение требует тишины»

Коллектив, выслушав планы на сезон, задавал обычные житейские вопросы: работает ли поворотный круг на большой сцене, будет ли решен вопрос со стоянкой, пустят ли общественный транспорт к театру. «Я, как только сюда устроился, об этом разговаривал с мэрией. Была идея повернуть троллейбус с улицы Павлюхина в нашу сторону. Но это большая проблема — создание маршрутов требует дополнительных средств», — отвечал Зайниев. «На такси денег еще хватает», — заметила одна из актрис. «С городом об этом поговорили. Они сказали, что подумают, как [организовать] движение. Там необходимы остановки и карманы к ним, для этого должны быть физические возможности», — подытожил худрук.

Азгара Шакирова волновало то, как будут праздновать 120-летие театра Азгара Шакирова волновало, как будут праздновать 120-летие театра Фото: Сергей Елагин

Останутся ли командировочные в том же объеме, спросили из зала. На это Зайниев сообщил, что данный вопрос обсуждался в рамках коллективного договора, и посоветовал «задать этот вопрос парламентерам». Другая насущная тема — высокие цены во внутреннем буфете. «У нас там скидки есть, и, как я понимаю, это минимальная цена из того, что можно было сделать. Мы еще поговорим с ними», — ответил Ильгиз Газинурович. На что из зала поинтересовались: может, удастся перевезти буфет из старого здания? «Нам придется туда ходить, чтобы поесть», — подкололи из зала. «У Айдара [Заббарова] голова сработала — тут дорого питаться», — парировал худрук.

Аксакала театра Азгара Шакирова волновало, как будут праздновать 120-летие театра. «Должны выйти книги Галиасгара Камала, как минимум одно его произведение должно быть поставлено на сцене. Потом в парке будет поставлен памятник Камалу. В декабре 2026 года пройдет юбилейный вечер», — прокомментировал Зайниев.

Фарид Бикчантаев: «Юбилейный сезон открываем в новом здании, восславить который можем только своей работой» Фарид Бикчантаев: «Юбилейный сезон открываем в новом здании, восславить который можем только своей работой» Фото: Сергей Елагин

А главного режиссера в свою очередь волновали не столь приземленные вопросы. «Юбилейный сезон открываем в новом здании, прославить который можем только своей работой. Когда мы только начали здесь работать, я задумался: чего же тут не хватает? — начал свой спич Бикчантаев. — А потом осознал — тишины во время репетиций. Творчество — это все-таки интимный процесс, поэтому мы должны донести значение слова „репетиция“ до новых сотрудников. Штат прибавился, очень много новых людей. И я хочу, чтобы они поняли: репетиция — святое время в театре. Святее, чем спектакль. Потому что во время репетиций создается, рождается спектакль. А рождение требует тишины. Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны, уважительны. Я понимаю, что мы еще находимся в настройке, работа еще продолжается. Но убедительная просьба — репетиция требует тишины. Это театр».